Голова и ноги у него петушиные, глаза жабьи, хвост змеиный, крылья и тело драконьи. От одного только взгляда его все живое каменеет, а от свиста – обращается в бегство. Своим дыханием он может расколоть горы, отравить воздух, погубить деревья и травы. Он живет в расщелинах скал, пещерах и подземельях, выбираясь из них на поверхность только ночью, при свете луны, и прячась обратно до первого крика петуха. Голову его венчает красный хохолок, похожий на корону или диадему. Он повелевает всеми змеями на земле.Имя этого змеиного царя – василиск.

 

Царь-змей и черный петух

     Практически каждая легенда о происхождении мистических змеев или змееподобных существ рассказывает нам и о таинственном черном петухе, который, дожив до семи лет, вдруг решает снести яйцо. И хотя дальше предания могут расходиться в версиях, что с этим самым яйцом следyет делать – носить под мышкой, зарыть в навозную кучу, отдать высиживать змее или жабе, – факт остается фактом: без петуха дело с мертвой точки не сдвинется.

     Такая репутация не раз играла с несчастной птицей злую шутку. В древние времена черного петуха считали пособником нечистых сил, проводником между подземным царством и нашим миром, воплощением зла, колдовства и смерти. Наши предки винили его в ссорах между супругами и предпочитали не держать в хозяйстве. Черного петуха приносили в жертву при строительстве дома или бани. Делали это и для лечения различных болезней, снятия порчи и даже вызова дьявола. Как и черный кот, эта птица считалась верным спутником ведьм и колдунов. Не обходились без черного петуха и легенды о происхождении василисков.

     

     Не стоит думать, что в мифологии образ петуха был только негативным. Скорее, наоборот. Петух – древнейший символ восходящего солнца, пробуждения и огня, синоним бдительности, защиты и готовности к бою. Его крик на рассвете распугивает всю нечисть, которая ночью бродит по земле. Пернатый мог защитить дом от пожара – вот почему на коньках изб было принято устанавливать деревянные или железные фигурки петуха. Он считался символом жизни и плодородия, наделялся умом, мудростью, прозорливостью и интуицией. Его даже использовали в судопроизводстве. Например, накрывали петуха непрозрачным сосудом и предлагали обвиняемым по очереди до него дотронуться – своим кукареканьем птица указывала на виновного.

     

На Полесье еще и в наши дни у соседей, в хозяйстве которых есть черный петух, спрашивают: «Василя растишь?» И речь идет не о некоем мужчине по имени Василий – люди говорят о василиске. Ведь, согласно легенде, раз в сто лет семилетний черный петух может снести яйцо – спорышок, – из которого и появляется на свет таинственный змей. По одним преданиям, василиск – это демон, который вселяется в тело человека и исполняет любые приказания своего хозяина. По другим – страшное и опасное чудовище, способное убить каждого, кто попадется ему на глаза, – этот несчастный мгновенно обращается в камень. Именно смертоносный взгляд василиска представляет особую опасность и делает его повелителем всех змей на земле. Кстати, по одной из славянских легенд, василиск был прародителем гадюк, его верных прислужниц.

     Царственность василиска закреплена даже в его имени, которое имеет греческое происхождение и в переводе обозначает «царек». Эта же примета положена в основу и латинского варианта – regulus («малый король»). Считается, что изначально василиском называлась маленькая ядовитая змейка, обитающая в Ливийской пустыне. Ее отличительной чертой была способность передвигаться с высоко поднятой головой, на которой красовалась ярко выраженная белая метка. Доподлинно неизвестно, какая именно змея стала прототипом василиска, но среди прочих версий чаще всего упоминается кобра – та самая, изображением которой украшались головные уборы египетских фараонов и статуи богов. Именно такое представление о василиске бытовало у древних греков, и именно так в I веке н.э. описал это существо Плиний Старший в своей «Естественной истории». Но при всей реалистичности образа василиску уже тогда приписывали сверхъестественные способности: «Его родина – это провинция Киренаика, в длину он не более двенадцати дюймов, на голове у него белая маковка наподобие диадемы. Свистом он обращает в бегство всех змей. Он передвигается, не извивая многократно свое тело, как остальные, но шествует, поднимая кверху среднюю часть. Одним своим запахом он истребляет кустарники, выжигает травы, уничтожает камни, вот какова его зловредная сила. Говорят, что однажды его удалось проткнуть копьем с лошади, но прошедшая через это копье смертоносная сила уничтожила не только всадника, но и саму лошадь».

      

     

     Настоящие, вполне реальные и осязаемые василиски, существуют в животном мире и в наше время. Такое название носит род ящериц, насчитывающий четыре вида и обитающий в тропической Америке, в частности – в Панаме, Коста-Рике и Гвиане. Их затылок украшает треугольный гребень. Второй гребень, кожистый и заостренный на концах, располагается вдоль туловища и на части хвоста. Живут василиски на деревьях и кустарниках недалеко от воды, питаются насекомыми. Но эти ящерицы известны не только из-за знаменитого тезки – мифического чудовища, но и за способность бегать по поверхности воды. Так что их второе имя – «ящерицы Иисуса Христа».

     

Уже к V веку н.э. василиск трансформировался в мифическое, смертельно опасное и страшное чудовище. Где-то в этот же период возникла легенда о его происхождении – возможно, по аналогии со сказаниями о появлении на свет других змееподобных существ. «Новый» василиск получил тело птицы или дракона, размашистые, нередко кожистые, но иногда и лебединые крылья, петушиные голову и ноги, жабьи глаза. И только длинный змеиный хвост напоминал о его прародителе. Кстати, что интересно, вся эта трансформация произошла где-то на пути из Ливийской пустыни в Европу. Миф о василиске – явление локальное, возникшее и бытовавшее, по большей части, на территории европейских стран, что отличает его, например, от мифов о драконах или оборотнях, которые появлялись во всех уголках земного шара независимо друг от друга.

     Свою лепту в создание этого мифа внес уже упомянутый нами Плиний Старший. Ведь именно он в числе первых описал не только необычные возможности самого василиска, но и магические качества его крови: «Крови василиска, от коего и змеи бегут, ибо некоторых из них он убивает своим запахом, и чей взгляд, как говорят, смертелен для человека, волхвы приписывают удивительные свойства: сжиженная, она напоминает цветом и консистенцией слизь, очищенная становится прозрачнее драконовой крови. Говорят, что она может исполнять просьбы, обращенные к правителям, и мольбы к богам, избавляет от недугов, наделяет амулеты магической и вредоносной силой. Ее называют еще кровью Сатурна». Позже все это станет причиной повышенного интереса к царь-змею со стороны алхимиков, которые увидят в нем едва ли не такой желанный и разыскиваемый ими философский камень. Правда, в дело пойдет не кровь, а пепел сожженного василиска, способный превращать медь и серебро в золото. К слову, прах умершего «царька» считался еще и мощным оберегом от пауков, скорпионов, змей и иных «смертоносных жалящих тварей». Говорили, что в Греции есть целый храм, посыпанный таким пеплом. А в древнеримских базиликах с той же целью использовали кожу василиска. Причем, все составляющие части мифического монстра были настолько ходовым товаром, что в продаже стали появляться полноценные чучела василисков. Как оказалось после, изготавливались они чаще всего из тела морского ската.

     

     Одна из первых и самых успешных мануфактур по производству чучел василисков возникла в бельгийском городе Антверпене. Особой популярностью, как ни странно, продукция пользовалась у монастырей. Хотя это не так уж и удивительно. Практически каждый из них имел своего легендарного основателя, среди подвигов которого обычно числилась и героическая победа над змеем. А такая покупка становилась «вещественным доказательством» легенды и придавала ей убедительности. С не меньшей охотой покупали василисков представители муниципальных властей, да и просто состоятельные граждане. В Средневековье царь-змей стал достаточно популярной фигурой, так что мог украсить интерьер любого богатого дома.

      Предприимчивые чучельники из Антверпена так преуспели в своем деле, что научились подделывать не только василисков, но и русалок, детенышей драконов и многих других мифических существ. В ход шли различные рыбы и морские животные, а сами чучела даже обзавелись именем – Жени Анвер. Одна из версий его происхождения – французская фраза jeune d’Anvers («молодой [человек] из Антверпена»), которую британские моряки переиначили на свой лад. Некоторые из Жени Анверов сейчас хранятся в различных музеях мира, а вот их «потомки» были замечены в 30-х годах ХХ века в США и привлекли внимание широкой публики и прессы. Происхождение чучел оказалось вполне традиционным – ихтиологическим.

     Единорог, ласка и зеркало

     В Средние века образ василиска обрастал все новыми и новыми деталями, восхваляющими его силу, мощь и опасность. Казалось, нет на свете существа страшнее царь-змея. Различные источники описывали смертоносность его взгляда, который теперь мог проникать даже сквозь стены и превращать в камень все живое, или сильнодействующий яд клыков, капли которого хватало, чтобы человек упал замертво. Но чем более зловещим становился сам василиск, тем чаще возникали легенды о героях, что смогли его одолеть. Масла в огонь подливали и якобы настоящие чучела «царька», которые демонстрировали в качестве трофеев удачливых змееборцев. И, конечно, возник логичный вопрос, как же можно убить существо, способное нанести удар первым, причем с достаточно большого расстояния. Ведь даже копье, как гласили древние манускрипты, не могло помочь в этом деле. Но выход был найден.

     Сначала все же стоит упомянуть о злейших врагах василиска – ведь есть и такие. Мифология устроена так, что любое, самое сильное, опасное и, на первый взгляд, непобедимое существо все равно уязвимо. И первый способ укротить царь-змея – утренний крик петуха. Считалось, что он мог немедленно обратить «царька» в бегство, заставить укрыться в пещере, подземелье или колодце. Вторым, кто мог не только прогнать, но и по-настоящему победить василиска, был единорог. Сила этого мифического животного заключалась в его чистоте и непорочности. Минус был только в одном – все легенды отмечали невероятную редкость единорогов, так что надежды на то, что они смогут справиться с «расплодившимися» в округе василисками, было мало. Уповать оставалось на третьего противника – ласку. Тем более что в Древнем Риме и раннесредневековой Европе она была популярным домашним животным и ценилась как отличный охотник-мышелов. Одолеть василиска ласке помогал листик руты, защищавший ее от взгляда чудовища и позволявший напасть на него первой. Изображение юрких ласок с веткой руты было очень популярным в то время. Ими украшали колодцы, ворота, церковные скамьи. Более древние легенды говорили, что василиска можно просто бросить в нору ласки, и там он умрет от одного ее духа. Правда, они не уточняли, как бросить куда-то существо, к которому и прикоснуться-то невозможно.

     Но самый действенный способ борьбы с василиском – направить его же силу против него самого. Как? С помощью зеркала. Согласно одному из преданий, этот метод изобрел еще Александр Македонский, который приказал соорудить огромный щит с зеркальной поверхностью. Взяв его в руки, он подкрался к спящему чудовищу – и когда тот учуял человека и открыл глаза, то увидел лишь свое отражение. Взгляд царь-змея отразился в зеркале и заставил окаменеть его самого. Бытует также легенда о храбром английском рыцаре, который обвешался зеркалами с ног до головы и отправился в поход, чтобы очистить родные британские земли от засилья василисков. Они пытались атаковать воина, но тут же видели свое отражение, каменели и падали замертво.

     Стоит отметить, что со временем рыцари стали более благосклонны к этому мифологическому существу – и царь-змей занял почетное место на гербах родов и городов. Так, по одной из версий, именно василиск изображен на гербе рода Висконти – миланских герцогов, которые когда-то правили городом вместе с родом Сфорца. Оттуда змей мигрировал на старинный герб Милана. Под описание мифологического «царька» полностью подходит и «черный змий», которого на гербе Москвы поражает копьем святой Георгий Победоносец. А дракон с герба Казани не только выглядит, как василиск, но именно так изначально и назывался, что официально задокументировано в царском указе. Более того, у него даже было собственное имя – Зилант. В геральдике василиск стал символом могущества, царственности, но вместе с тем свирепости и угрозы.

     Василиском с конца Средних веков называли огнестрельное орудие – особого рода крупнокалиберную пушку, весом в 122 центнера, стрелявшую ядрами в 48 фунтов. Такие использовались во время Великой осады Мальты, похода Непобедимой армады. Позже василиском могли именовать практически любые большие орудия – например, Царь-пушку.

     Василиск, Вена и Базель

     На гербах этих городов царь-змея нет, но и в Вене, и в Базеле о нем не забывают никогда. Дом с василисками на улице Шенлатернгассе является одной из достопримечательностей австрийской столицы. Стены здания украшены фресками, иллюстрирующими древнюю местную легенду о василиске. Дело было в самом начале XIII века. У известного венского пекаря была дочь-красавица, а еще имелся нерадивый подмастерье, который не столько учился ремеслу, сколько вздыхал по дочери наставника. И вот однажды юноша набрался смелости и попросил ее руки. Пекарь пришел в невероятную ярость от такой дерзости и взашей выгнал ученика. Все это происходило ранним утром, и когда молодой человек покидал дом, во дворе громко запел петух. Вслед неудачливому жениху полетела фраза, что в следующий раз он может прийти свататься только тогда, когда этот петух снесет яйцо. Прошло времени – и тот же кочет запел в неурочное время, а это всегда считалось предвестником беды. Так оно и случилось: в новом колодце пекаря вода помутнела, и от нее поднимался ужасный запах. Новый подмастерье спустился вниз и чуть не задохнулся от зловония, а выбравшись на поверхность, рассказал, что в колодце поселилось страшное существо, помесь петуха и змеи, с золотым венцом на голове. Горожане признали в нем василиска. Смельчаков, готовых сразиться со страшным чудовищем, не было, хотя жители Вены отлично знали, что победить василиска поможет зеркало. Но каждый боялся, что искушение посмотреть на змеиного царя будет так велико, что они не смогут ему противостоять. И только несостоявшийся жених был готов рискнуть – тем более что городской судья пообещал: в случае удачи пекарь отдаст ему в жены дочь. Говорят, судьба бережет влюбленных. Василиск окаменел, увидев свое отражение, а юноша вернулся из колодца целым и невредимым. Свадьбу сыграли пышную и помпезную, а на стене дома новобрачных появилась фреска и каменная плита, чтобы увековечить великую победу горожан над венским василиском.

     

     В Польше и Литве изображениями василисков часто украшались вывески питейных заведений. Увидеть их можно и в наши дни в старой части Варшавы, Кракова или Вильнюса.

     

     Современному читателю – и особенно поклонникам литературы в жанре фэнтези – василиск хорошо известен по серии романов о приключениях юного волшебника Гарри Поттера. Автор книг, английская писательница Джоан Роулинг, представила василиска в виде гигантской змеи, стража Тайной комнаты. Как и в легендах, клыки книжного змея источают смертельный яд, а взгляд желтых глаз мгновенно убивает жертв. Джоан Роулинг в своем бестиарии удостоила василиска самого высокого балла по шкале опасности, назвав его известным убийцей волшебников, который не поддается приручению и дрессировке. Создали его приверженцы черной магии, но, осознав, какое страшное существо появилось на свет, маги категорически запретили выведение василисков. Справиться с чудовищем главным героям помогает волшебная птица феникс, которая выклевывает змею глаза.

     Но такого количества изображений василиска, как в швейцарском Базеле, наверное, не встретишь больше нигде в мире. Здесь они представлены в виде скульптур, фонтанов, картин, статуэток из дерева и металла, ваз, значков, сувениров и даже плюшевых игрушек. Современные швейцарцы не только не боятся мистического чудовища, но и практически сделали его символом своего города. И ведь даже названия созвучны – василиск (Basilisk) и Базель (Basel). И то, и другое происходит от греческого слова «царь». Но никаких змеев в легенде о создании города не было. Они возникли в городском фольклоре позже, в 1474 году: легенда гласит, что в четверг, в день Святого Лавра, в Базеле был казнен петух. Птицу не спасло ни наличие адвоката, ни активное кукареканье в свою защиту – уж слишком серьезен был проступок: на глазах у множества жителей города петух снес яйцо, чем нагнал на людей истинный ужас. Горожане были уверены, что из этого злополучного яйца обязательно вылупится не обычный цыпленок, а настоящее дьявольское создание – наполовину курица, наполовину змея. Вот тогда-то в Базеле впервые заговорили о василиске. Считать, сколько лет было петуху, никто не стал, как не стали ждать и появления на свет чудовища – решили просто уничтожить виновника вместе с яйцом. Правда, та же легенда утверждает, что внутри разрубленного петуха нашли еще три яйца. Так что, вполне возможно, горожане перестраховывались совсем не зря. Кстати, после на василиска было принято возлагать ответственность почти за каждое происшествие. Базель – очень древний город, насчитывающий более двух тысяч лет истории, так что без эксцессов не обходилось. И во всем теперь был виноват крылатый змей с головой петуха. Наконец, в XV веке василиск стал держателем герба Базеля, изображающего закрученный епископский посох. Награда? Конечно, нет! Так змей был «наказан» за землетрясение 1356 года, разрушившее большую часть города, – теперь он был вынужден нести щит гордого Базеля.

     А вот отследить тот момент, когда василиск перестал нагонять на жителей Базеля страх и стал им вполне симпатичен, сложно. Но факт остается фактом – сейчас змеиный царь чувствует себя в городе на Рейне более чем комфортно. В конце XIX века тенденция к украшению Базеля изображениями «царька» стала особенно очевидной. Именно тогда была разработана модель фонтана в форме василиска, которую сейчас можно считать настоящей визитной карточкой города, – круглая чаша, на борту которой восседает крылатое существо, «выплевывающее» струйку воды. Небольшая, но милая деталь – встроенная в основание фонтана поилка для животных. Когда-то в городе было около пяти десятков таких фонтанов-василисков, сейчас действует около 30. К слову, такую модель Базельский кантон традиционно дарит другим городам в знак дружбы. Сейчас подобные фонтаны есть в Цюрихе, Вене, Шанхае, а совсем недавно один появился и в Москве, в саду имени Баумана.

     Но еще раньше фонтанов василисками-стражами обзавелся один из базельских мостов через Рейн. Каждая из четырех гигантских фигур – высотой в 3 м и весом в 5 тонн – имела свой собственный облик и характер. К сожалению, во время ремонта моста статуи василисков были демонтированы и проданы в частные руки. В конце 90-х годов прошлого века администрация города потратила немало сил и средств, чтобы снова вернуть стражей на их исконное место.

     

     Особенно интересна история одного из четверых охранников базельского моста. После демонтажа он, как и положено василиску, несколько лет провел в темном складском подвале. Затем на несколько десятилетий украсил собой сад одного из горожан. Потом попал в лавку подержанных вещей, чтобы уехать оттуда с новым хозяином любоваться Женевским озером. Но и там змей долго не задержался – отправился на дачу очередного владельца. В Базель статуя вернулась только в начале XXI века. Ее нашла и выкупила администрация городского парка Эрленпарк, потому что их собственный василиск был отправлен правительством Базеля… обратно на мост, с которого его когда-то демонтировали.

     Как когда-то образ маленькой белоголовой змейки из Ливийской пустыни превратился в страшного и смертельно опасного «царька», так со временем исчезла вера в существование василиска. И вот уже чудовище, чей взгляд обращал в камень все живое, а от дыхания раскалывались скалы и выгорала растительность, перестало наводить на людей панический ужас. Уходят в прошлое легенды о его страшных деяниях и о смельчаках, его победивших. Из мифологии образ василиска переходит в искусство. Правда, авторы редко отводят ему центральные роли, зато все чаще подчеркивают царственность его происхождения. Чем дальше, тем больше образ этого крылатого змея вытесняется близким ему образом дракона, мифы о котором были известны на всех континентах земного шара, а значит, история его древнее и обширнее. Зато теперь многие европейские города видят в василиске не врага, обидчика или виновника всех бед и несчастий, а надежного стража и защитника. Предания о нем становятся частью городских легенд, а его изображения – популярными среди туристов достопримечательностями или даже настоящей визитной карточкой города. Чудовищ сейчас изображают величественными и даже обаятельными. Так что человек, случайно «встретивший» василиска, теперь не только не боится посмотреть ему в глаза, но и готов улыбнуться в ответ.