Обладатели, пожалуй, самой оригинальной культуры на континенте, носители уникального языка… Борцы за свободу, отважные мореплаватели, великолепные кулинары…. Этот народ, один из древнейших в Европе, имеет столько всего самобытного, уникального. Мы говорим о жителях небольшого региона в Западных Пиренеях – о басках.

 

Короткий словарь

     Басками гордых жителей Западных Пиренеев называют только соседи. Сами они именуют себя «эускальдунак» – «люди, говорящие по-баскски». Свой таинственный язык они зовут «эускара», а страну – «Эускади». Так что слово с корнем «эуск» с большой вероятностью будет означать что-либо, имеющее отношение к этой удивительной стране.

     «Люди козла»

     Баски считают себя древнейшим народом Иберийского полуострова, а может, и всей Западной Европы. И многие исследователи с ними согласны: наскальные рисунки, сохранившиеся в пиренейских пещерах Эускади, очень похожи на знаменитые древние росписи в пещерах Ласко.

     О басках писали еще греческие историки. Именно они и дали племенам, населявшим север Иберии, название ouaskonous – «люди козла»: у них была традиция приносить своим богам в жертву этих животных.

     Считается, что на определенном этапе народ северной Иберии расселился по территории современных испанских провинций Наварра, Ла-Риоха и Северный Арагон. В отличие от других племен, населявших Иберийский полуостров во время римских завоеваний, васконам (а римляне вслед за греками назвали непокорный народец именно так) удалось сохранить за собой определенную независимость. Жители высокогорных регионов и вовсе слыхом не слыхивали ни о каких римлянах, а в более доступных областях древней Васконии регулярно вспыхивали восстания.

     Васконы не хотели жить ни под чьим владычеством и во все времена любыми правдами и неправдами стремились к самостоятельности. Во время германского нашествия на Западную Европу они решили встать на сторону врагов Рима и пропустили варварские племена через свою территорию, чтобы германцы беспрепятственно могли разорять и громить римскую провинцию Испанию.

     Рим не простил им такого демарша и отдал регион на откуп вестготам, которые затем уступили его франкам. В эпоху правления франкской династии Меровингов васконам каким-то чудом удалось создать самоуправляемое герцогство с весьма размытыми границами. Официально герцогство Васкония входило в состав Франкского королевства, но это не помешало его войску разгромить арьергард армии Карла Великого в Ронсевальском ущелье. Карл очень обиделся, но делать было нечего.

     Потомки великого полководца также пытались навести порядок в Васконии (тогда уже носившей имя герцогство Памплона). Но успеха тоже не добились: баски каждый раз использовали одну и ту же победную схему. Они заманивали часть вражеского войска в Ронсевальское ущелье и там его методично уничтожали. Произошло три «ронсевальских битвы» – и все с одинаковым результатом.

     В 824 году, после очередного разгрома франков, граф Памплоны Иньиго Ариста принял титул короля, переименовал свое государство из Памплоны в Наварру и создал первое условно-независимое баскское государство. В этом виде оно просуществовало до начала XVII века – вплоть до того момента, когда король Наварры Генрих III отвоевал свое право занять французский престол под именем Генриха IV Бурбона. Тогда уж деваться было некуда – Наварра стала французской территорией.

 

Страна Басков одновременно сурова и живописна. Крутые скалы, зеленые долины, скрытые от посторонних глаз горами, белые пляжи Бискайского залива, раз от раза разметаемые страшными штормами, идущими с Атлантики… Баски издревле были не только пастухами, но и моряками. Рыболовный, и особенно китобойный, промысел заставил народ Эускади в совершенстве освоить искусство кораблестроения. Существует гипотеза, что баскские китобои достигали берегов Ньюфаундленда и Канады еще до путешествия Колумба, а в XVI–XVII веках на острове Лабрадор даже появился особый индейско-басксий «пиджин» – упрощенный язык торговли. Такое же наречие существовало и на берегах Исландии.

 

     Боги Эускади

     Баски издавна не очень-то стремились в Европу: у них была собственная культура, язык, самобытные традиции и своя, особая, религия и мифология. Согласно верованиям этого народа, все живое так или иначе связано с магической силой «Адур». Она действует на мир путем произнесения или написания специальных слов. Вообще, слово имеет очень большое значение в баскских верованиях. Все, что было произнесено, существует – считали древние обитатели Эускади.

     Здешний пантеон возглавляет Мари – богиня земли. У нее есть две дочери – богиня солнца Орци и богиня луны Лларгия. Солнце, конечно же, всему голова. Поэтому его изображения можно найти везде: свастики, цветы чертополоха, кружочки и прочие символы наносят на керамику, вышивают на одежде, вырезают на дереве и т.д. Точно так же для культуры горцев-крестьян и рыбаков важен был лунный цикл. «Мать-луна, какие вести ты принесешь?», – спрашивали древние баски у восходящего над Пиренеями ночного светила. Лларгия считалась также покровительницей мира мертвых.

     Что же касается самой Мари, то ее часто называют просто «Дама». Согласно баскским поверьям, она живет под землей, но иногда поднимается наверх в образе прекрасной женщины с золотыми волосами. Случается, Мари совершает прогулку на летающей золотой колеснице, а затем возвращается в свои подземные чертоги. Женщины, поклоняющиеся этой богине, нередко собирались в пещерах, чтобы совершить свои ритуалы. Христианские священники однозначно классифицировали подобные сборища как шабаш, но что там происходило на самом деле – загадка.

     Кстати, роль женщины в баскской культуре довольно значительна. Она не просто хранительница очага – она Госпожа Дома. Она находится в контакте с умершими членами семьи и занимается воспитанием молодежи. Ни одно решение не принимается без женщины. Да и семейное состояние наследует первый ребенок – вне зависимости от того, мальчик это или девочка. Для сравнения – во всех европейских странах право наследования за редкими исключениями было сугубо мужской привилегией.

 

Дополнительным аргументом в пользу суверенитета басков могли бы стать генетические особенности этого народа. Они отличаются от своих соседей не только языком и культурой, но даже физиологически. Среди басков самый высокий процент носителей отрицательного резус-фактора (более 25%) и первой группы крови (55%). Итальянский генетик Луиджи Кавалли-Сфорца, составивший генетическую карту народов Европы, показал, насколько сильно баски отличаются от своих соседей. Причем генетическая граница очень четкая в Испании и более размытая во Франции.

     

     

     Христос приземлился в Пиренеях

     Сегодня большинство басков – ортодоксальные католики. Как случилось, что язычники стали ярыми адептами христианского Бога?

     Существует баскская легенда, описывающая приход Христа в Эускади. Будто бы однажды с Востока в Пиренеи приплыло волшебное светящееся облако. Местные жители были очень напуганы и обратились за советом к старейшине. Тот ответил, что облако – это предзнаменование. «Kixmi (Христос) пришел, и наша эра кончилась. Бросьте меня в пропасть». Люди столкнули старика со скалы, а сами попытались скрыться под большим камнем. Облако-Христос окутало камень, и он придавил язычников.

     Постепенно Киксми-Христос становился все более и более значимой фигурой в верованиях басков, вытесняя других богов. Он стал частью традиций и культуры Эускади и мало-помалу передал ей христианские ценности и идеи. Впрочем, по свидетельствам историков, еще в конце XVII века в Стране Басков практиковались языческие ритуалы. Однако те, кто все-таки принял новую религию, стали одними из самых ярых ее приверженцев. Не случайно именно в Эускади родился и вырос один из виднейших деятелей христианства Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов.

     Вера порой оставляла неизгладимый отпечаток в умах обитателей Эускади. К примеру, некоторые баскские священники пытались убедить общественность, что именно на их языке общаются обитатели самого Райского сада. Сначала аббат Доменик Лахетжюзан высказал идею: названия основных глав Ветхого Завета изначально были написаны на эускара. Тут же вспомнили и о созвучии библейской горы Арарат и баскской Аралар. Затем Дихарс Де Бидассуе заявил, что баскский язык первым начал использоваться для разговоров с Богом. А некий отец Эрроа настолько верил в богоизбранность баскского языка и обладал такой силой убеждения, что не только добился обсуждения вопроса на соборе в Памплоне, но и каким-то образом склонил на свою сторону всех его участников. Правда, потом протоколы этого обсуждения загадочно исчезли, а вместе и ними и сам отец Эрроа.

 

Некоторые слова из эускара вошли в другие языки. К примеру, «силуэт». Это слово происходит от имени Этьенна де Силуэта, французского баска и политического деятеля XVIII века и состоит из двух корней «zulo» (дыра в земле) и «eta» (изобилие). Очевидно, что эта фамилия была дана тому, кто жил в местности, изобилующей пещерами.

     Язык Райского сада

     Между прочим, язык – это главная загадка Эускади. Он не принадлежит ни к одной из известных языковых групп или семей и считается изолированным. В переводе с научного это означает – «мы ничего об этом языке не знаем: ни откуда он взялся, ни кому родственен».

     Одна из гипотез о происхождении баскского языка называется васконской. Она была выдвинута немецким лингвистом Тео Финнеманном. Он предположил, что к моменту появления индоевропейских языков – предков современных – на территории Европы уже существовали какие-то наречия. В том числе и баскское. Следы этих древних языков сохранились в названиях рек, озер, гор…

     Большинство лингвистов не поддержали Финнемана. Как и авторов другой версии – советских ученых, выходцев из Грузии, Н.Я. Марра и Ю.В. Зыцаря. Эти исследователи предположили, что существует связь иберийских языков, в том числе баскского, с грузинским.

     Есть и еще одна теория, выдвинутая в 1880 году американским лингвистом Эдвардом Спенсером Джоджсоном. Он предположил, что баскский язык близок к армянскому. На эту мысль его натолкнуло удивительное совпадение множества названий. И в Эускади, и в Армении есть реки Аракс и Деба, город Горис и т.д. Об Арарате мы уже говорили выше. Совместными усилиями лингвисты насобирали более 300 таких сходств. Означает ли это, что Армения – родина басков?

     Вероятно, все объясняется гораздо проще: немалое число армян в разные эпохи поселилось в этом регионе. Согласно преданиям, армянскими переселенцами были основаны несколько деревень в Наварре и даже город Таррагона на средиземноморском побережье Испании.

     Определить происхождение языка эускара действительно трудно. Зато можно говорить о современной ситуации. По данным статистической службы «Евростат», активных носителей эускара на данный момент около 700 тыс. А вот некоторые организации в самой Эускади настаивают, что на нем говорят около 2 млн. человек. Точно сказать сложно: например, во Франции вообще никогда не проводилось официальной переписи носителей баскского языка.

     В общем, экускара – язык такой же загадочный, как и земля, что его породила. Сложность и малая распространенность стали причиной того, что в армии США во время Второй мировой войны его использовали для шифрования. Перехватить радиопередачу на эускара враг мог, а вот перевести…

 

Пелота

     У басков есть даже свой особый спорт – «пелота». По сути, это прообраз современного сквоша: игрок бросает мяч в стену, а соперник должен его отбить. Иногда мяч бросают рукой. Но в традиционной пелоте используется специальная ракетка-ловушка, изогнутая, как клюв хищной птицы. Она называется «хиестра».

     В 1900 году пелота была включена в Олимпийские игры в мужских соревнованиях, она также демонстрировалась на играх в Барселоне в 1992 году. С 1952 года проводятся мировые первенства по пелоте. Не удивительно, что большинство золотых и серебряных медалей на этих чемпионатах завоевали Франция и Испания.

 

     Ах, эта ЭТА…

     Хорошо это или плохо, но при упоминании Страны Басков абсолютное большинство вспоминает не язык и не пелоту. Террористическая организация ЭТА сильно подпортила репутацию басков. Впрочем, отношение к ней неоднозначное – как в самой Испании, так и в близлежащих государствах. Организация сформировалась в ходе ожесточенных сражений баскских активистов с режимом Франко. Ее роль в освобождении страны от диктатуры Франко по сей день вынуждает многих политиков если не оправдывать теракты ЭТА, то, по крайней мере, делать какую-то скидку.

     Главным идеологом сепаратистского движения басков стал Сабино Арано, «отец басков», который первым выдвинул испанским и французским властям требование – предоставить полную независимость четырем испанским провинциям (Бискайя, Гипускоа, Алава и Наварра) и трем французским (Суль, Лабур, Нижняя Наварра). Поначалу это заявление попросту игнорировали. Но с приходом к власти Франко на него был дан резкий и однозначный ответ. Язык эускара запретили, любые националистические выступления жестоко карались, а 26 апреля 1937 года была стерта с лица земли баскская святыня – город Герника.

     ЭТА («Эускади та аскатасуна» – Свобода и отечество басков) официально появилась в 1959 году и с самого начала пользовалась поддержкой практически всего населения Страны Басков. «Непарламентские» методы организации мало кого смущали. Крестьянские восстания и «кровавое выражение своего мнения» считались в Испании своего рода достижением демократии. Начиная с убийства в 1897 году премьер-министра страны Антонио Кановаса, а затем в 1909 епископа Сарагосского, политические теракты прочно вошли в арсенал борцов за что бы то ни было.

     А с появлением ЭТА убийства вообще стали регулярными. За время существования организации (со дня формирования и до официального объявления о прекращении террористической деятельности) от рук боевиков погибло около 850 человек.

     После смерти генерала Франко баски получили определенную автономию и право на самовыражение. С 1980 года у них есть собственный парламент и правительство, которое уполномочено самостоятельно решать вопросы образования, местной экономики, культуры, здравоохранения и т.д. Однако для сепаратистов этого оказалось недостаточно – и убийства продолжились.

     В 1998 году боевики официально сложили оружие. В ответ испанское правительство освободило 14 баскских активистов, отбывавших наказание в королевских тюрьмах. Перемирие продлилось не более полутора лет, затем взрывы возобновились.

     Дальше в течение 12 лет чуть ли не каждый год ЭТА «складывала оружие», Мадрид заявлял, что готов к переговорам… Затем взрывался автомобиль очередного чиновника, и переговоры срывались. Последнее заявление о прекращении огня прозвучало 20 октября 2011 года.

     Чем богаты

     Когда заходит речь о противостоянии испанских властей и баскских сепаратистов, неизменно встает вопрос – что же в этой Стане Басков такого ценного, что она так дорога Испанскому королевству? Сельское хозяйство Эускади хоть и неплохо развито, но все же основано на мелких фермерских хозяйствах (здесь около 35 тыс. животноводческих ферм, каждая из которых занимает в среднем 6 га земли). Туризм, доходы от которого составляют существенную часть бюджета автономии, – тоже не повод.

     Главная причина противостояния в том, что в провинции Бискайя находится крупнейший в Испании центр добычи железной руды, а в Бильбао расположен старейший и известнейший металлургический комбинат «Альтос Орнос де Бискайя».

     Еще одно достояние Страны Басков – это лесные угодья. Общая площадь дубовых рощ, предназначенных к вырубке, составляет почти 300 тыс. га. И это притом, что дуб – не основной вид экспортной древесины, его опережает сосна.

     В целом, в Стране Басков дела идут не так уж плохо – экспорт превышает импорт, рождаемость существенно выше смертности. Нет особых проблем с безработицей и средние зарплаты выше, чем в остальной Испании. 

     Отдельная песня – баскская кухня. Нет, вовсе не из-за изощренности рецептов и не из-за дороговизны компонентов. В кулинарии баски строго следуют одному жесткому правилу: хороший продукт – свежий продукт. Созрели овощи – едим овощи. Забили барана – едим барана. Никто ничего не засаливает, не маринует, не квасит. Баски не любят жарить еду, предпочитая вареное или тушеное. В большом почете морепродукты, рыба, орехи и рис. Эускади славится своими нежными, как облака, молочными десертами, а также сырами и винами. Среди последних самое знаменитое – незабываемая густая «Риоха».

     Как известно, кто кушает хорошо – живет долго. Средняя продолжительность жизни у басков довольно высокая – 77 лет у мужчин и 81 у женщин. Однако отличаются они от остальных обитателей Иберийского полуострова не только хорошим здоровьем и внешностью, но и звучными фамилиями, произнести которые не каждому под силу: к примеру, Итурреаха или даже Агирреорреаха!

     Среди прочего баски вполне могут гордиться своими инженерами и архитекторами. Именно здесь, в городе Португалете, в 1893 году появился первый «летающий паром». Бискайский мост-траспортер представлял собой нечто среднее между собственно мостом и фуникулером. На расположенной довольно высоко над водой основе была подвешена платформа, перевозящая людей и транспорт. Подобные системы были в ходу на реках и проливах, через которые ходили особенно высокие суда – такие, которые не могли пройти под обычным мостом.

     В 20-е годы прошлого века популярность «летучих паромов» резко пошла на спад – сложная конструкция не справлялась с постоянно растущим числом автомобилей. Сегодня таких сооружений остались единицы. В их числе «Скай Райд» в Чикаго (который используется, скорее, как аттракцион), Сталинградский мост с невероятной длины пролетом (874 м) и Бискайский мост в Эускади.

     Главное достояние Страны Басков, конечно же, сами баски. Этот народ дал миру талантливых футболистов вроде Хави Алонсо и Раймона Доменека, прекрасных женщин, таких, как Эва Перрон, великих модельеров, как Пако Рабан, политических деятелей вроде Симона Боливара… Баском был великий мореплаватель Хуан Элькано, завершивший путешествие Магеллана. Басками по матери – «золотой голос столетия» Пласидо Доминго и советский хоккеист Валерий Харламов…