Золотые страницы Панамы

     

     

          Панама, несмотря на свои небольшие размеры, находится аж на двух материках – Северной и Южной Америках. Страна разрезана на две части одним из величайших рукотворных творений человека – Панамским каналом (по каналу проходит принятая сейчас географическая граница между двумя континентами). Он-то и является основной приманкой для любознательных путешественников. Но не единственной – страна богата самыми разнообразными чудесами и достопримечательностями.

Страна Баттерфляй

            Слово «панама» в переводе с местного индейского наречия означает «место, где много бабочек и рыб». Название это полностью соответствует действительности – по крайней мере, если говорить о бабочках. Их в маленькой стране насчитывается более 1500 видов – больше, чем в любой другой точке мира. Открывшие эти земли испанцы даже не стали менять название местности. А просто начали тихо и мирно тут править. Здешние жители оказались для испанской короны хорошими подданными – никогда не устраивали восстаний, бунтов и революций. Даже за независимость панамцы боролись без особого энтузиазма и получили ее, можно сказать, по стечению обстоятельств.

            Здешняя земля долгое время была частью Колумбии. Но в 1903 году США потребовали продать им Панамский перешеек. Местное правительство не собиралось раздавать свои территории всем желающим, так что их пришлось брать силой. 2 ноября американский десант высадился в Панама-Сити. На следующий день жители города, вышедшие поглазеть на необычных солдат, были объявлены «восставшими революционерами, требующими независимости страны». Еще через сутки эту независимость стране предоставили. И пока панамцы, не совсем понимая, что происходит, пили ром и поздравляли друг друга с незнакомым праздником, американские войска вели войну с колумбийской армией за свободу нового государства. Через две недели первое правительство независимой Панамы подписало все нужные документы на передачу земель. Так у США появился Перешеек, а у Панамы – суверенитет.

            Позже местные жители полюбили свой День независимости – настолько, что теперь их в стране целых три. Отмечаются они 3, 10 и 28 ноября. Отдельно в этом же месяце празднуют День независимости города Колона.

            Современная Панама – самое богатое государство региона и одно из богатейших во всей Латинской Америке. И в отличие от своих соседей живет не только туризмом. Да и вообще не особо заботится о привлечении богатых иностранцев. Здесь довольно высокая стоимость визы (однократная обойдется в 70 долларов). А еще для получения штампа требуется множество документов, в том числе официальное подтверждение того, что на время визита за вами будет сохранено рабочее место и начислена заработная плата за период отсутствия. Все это отнюдь не способствует развитию туризма. Но лично я рекомендовал бы посетить Панаму при первой же возможности. Здесь действительно есть на что посмотреть.

Восьмое Чудо Света – Панамский канал

            Мысль о том, что между Тихим и Атлантическим океанами должна быть водная дорога, давно приходила людям в головы. Этим вопросом озаботились еще конкистадоры.          Первооткрыватель панамских земель Васко Нуньес де Бальбоа был первым европейцем, увидевшим Тихий океан с востока. Но основные торговые пути пролегали тогда только через Атлантику. И Васко клятвенно пообещал императору обеих Индий и королю Испании во что бы то ни стало найти водный проход между двумя океанами. Для империи это было жизненно важно. Скопившееся на тихоокеанском побережье золото не вывозилось и постепенно превращалось в металлолом. Причем весьма дорогой в обслуживании – его приходилось где-то хранить и сторожить, а дохода эти несметные сокровища пока не приносили. Вывезти же богатство было очень сложно: морских путей вокруг континента Европа еще не знала.

            Бальбоа подготовил и совершил несколько масштабных экспедиций между двумя океанами в надежде найти хоть ручеек – но тщетно. К чести конкистадора надо сказать, что он все же наладил доставку сокровищ. Сухопутным путем. Для этого на каждом берегу заложили город, а между ними построили хорошо охраняемую дорогу. Теперь золото регулярно прибывало в Испанию, а Бальбоа стал первым губернатором панамского региона. Про водный путь за ненадобностью надолго забыли.

            Вспомнили о нем только через три сотни лет. Причем сразу в двух местах. В средине XIX века в мире развернулась нешуточная борьба между Англией и США за право прорыть столь необходимый планете канал на панамском перешейке. А победили французы. Точнее, промышленник Фердинанд де Лессепс, незадолго до этого построивший другой канал – Суэцкий. Правда, идея обернулась провалом. Полученные на строительство деньги расчетливый француз направил на выпуск акций, они мгновенно покупались, проценты повышались, соблазненных легкими «деньгами с неба» людей становилось все больше и больше… И вдруг все лопнуло. Так мир впервые столкнулся с явлением, в будущем получившим название «финансовая пирамида».

            Однако водный путь из Атлантики в Тихий океан все же построили – правда, уже не французы, а американцы. А заодно объявили всю зону канала своей собственностью – для того-то и затевался сыр-бор с независимостью Панамы. И потом весь ХХ век страна пыталась вернуть эту часть своей территории. Только 31 декабря 1999 года американцы наконец ушли.

Семь секунд в капитанской фуражке

            Не знаю, насколько интересна экскурсия по самому каналу – не пробовал, но вот осмотреть и облазить шлюзы всем рекомендую. Добираться лучше на такси, причем подробно объяснив шоферу, куда именно вы хотите попасть и что увидеть. Хоть на пальцах покажите или нарисуйте. Вам же лучше будет. Мы не озаботились точным описанием – просто сказали, что нужно на Панамский канал. И сильно об этом пожалели. Таксист, приняв нас за коммерсантов, прибывших то ли отправлять, то ли получать груз, выбрал конечную точку маршрута сам. И мы оказались в портовых пакгаузах. Район это непривлекательный, криминально опасный, гости вроде нас тут крайне нежелательны.

            Место же, куда нужно ехать, чтобы насладиться красотами, называется «Мирофлорес». Это шлюзы. С них открывается самый лучший вид на канал. 8 долларов за билетик – и вы попадаете в сказку. Здесь есть развлечения на любой вкус: четырехэтажный музей, кинозал с хроникой стройки, смотровая площадка, нависающая прямо над шлюзом, проходящие мимо корабли высотой с дом. Кстати, если повезет увидеть океанический лайнер, вы никогда не забудете этого зрелища. Можете себе представить, как качается то вверх, то вниз 20-этажный дом?

            Каждый идущий по каналу корабль сопровождают с двух сторон четыре электровозика, скованные с ним цепями. На мой взгляд, слабенькая страховочка. Но ей почему-то придают очень большое значение. Корабли проходят из океана в океан строго по графику: с утра движение только в Атлантику, после обеда – в Тихий океан. Время в пути – 8 часов. Каждый капитан должен управлять судном в узком русле с ювелирной точностью. Ведь расстояние между бортом и краем шлюза иногда составляет 30–40 см.

            Для желающих испытать свои силы в этом искусстве на четвертом этаже музея есть интерактивный зал, оформленный как самый настоящий капитанский мостик с системами навигации и управления кораблем. Впереди экран на всю стену, демонстрирующий Панамский канал. А вы становитесь капитаном, ведущим свое судно. Правда, я побыл у штурвала всего 7 секунд – максимальное время, которое смог продержаться, ни во что не врезавшись. Но какие это были секунды! Уже ради них стоит ехать в Панаму.

Портобелло. Идеальный город для пиратской карьеры

            Этот город был основан еще самим Христофором Колумбом в 1502 году и сохранился почти в первозданном виде до сих пор. Имя ему придумал тоже Колумб. «Портобелло» в переводе с испанского – «красивая гавань». И она действительно прекрасна.

            На протяжении нескольких столетий Портобелло был для испанцев самой важной точкой на всем атлантическом побережье Нового Света. Отсюда триста с лишним лет подряд уходили в далекие Картахену и Бильбао каравеллы, проседающие от загруженного в трюмы золота и драгоценных камней. Отсюда брал начало блеск испанской короны, вызывавший учащенное сердцебиение у остальных монархов Европы. Немудрено, что Портобелло охраняли целых три форта – все, от хорошо организованных английских и французских эскадр до простых «джентльменов удачи», стремились прорваться в бухту и похозяйничать в этом богатейшем городе.

            Сегодня дно бухты – это громадное интернациональное кладбище кораблей, набитых оружием эпохи корсаров. Рядом с нашей гостиницей, прямо под ногами, лежал целый музей из пушек, ядер, пищалей и абордажных якорей, поднятых хозяином отеля, аквалангистом-любителем, со дна прямо у пляжа. Любой турист, приехавший сюда понырять, обязательно найдет какую-нибудь старинную вещицу, способную вызвать у работников любого музея мучительную зависть.

            Особенно притягательны здешние места для романтиков, грезящих флибустьерскими походами. Жизнь города была неразрывно связана с пиратами. Они становились тут очень частыми гостями, а многие даже завоевали славу в Портобелло. Именно здесь начал свою «карьеру» знаменитый Френсис Дрейк. В 1566 году, напав на тогда еще беззащитный город и разграбив его, авантюрист решил, что пиратство – его стезя. И достиг больших успехов на этом поприще. Даже получил дворянский титул – после очередного разграбления Портобелло за выдающиеся заслуги перед Англией королева Елизавета сделала морского разбойника баронетом и пожаловала премию. От денег, правда, Дрейк отказался – мол, своих хватает. А вот титулу был несказанно рад – простолюдин и бандит внезапно стал дворянином. Так что к «Красивой гавани» Дрейк питал теплые чувства. И когда умирал – кстати, совершенно не романтично, от обычной дизентерии – завещал похоронить себя в бухте возле города. В 1596 году свинцовый гроб с телом корсара был затоплен. Вместе с ним, в знак уважения к заслугам вожака, пираты пустили на дно два своих корабля и три захваченных для этого испанских судна со всеми пленниками. А заодно – по привычке – до нитки разграбили город. Вот так в одном месте началась и закончилась история самого знаменитого корсара.

            Побывал в Портобелло и другой не менее известный пират – Генри Морган. В 1668 году он отправился в поход за испанскими сокровищами. Но город уже был не таким доступным, как ранее. Три форта – это серьезно. И Морган разработал оригинальный, хотя и чрезвычайно жестокий план. Пираты высадились на незащищенном побережье и захватили заложников – испанских женщин и детей. После чего, подойдя к стенам города, люди Моргана пошли на штурм, спрятавшись за их спинами. Испанцы не стали стрелять в своих – в итоге город был взят и наполовину сожжен. Чтобы спасти оставшиеся кварталы, губернатор откупился от пиратов, выплатив 100 тыс. песо – огромную по тем временам сумму.

            Случай со штурмом получил широкую огласку в цивилизованной Европе. Британию попытались призвать к ответу. Тем более что Морган состоял на официальной службе английского короля. Корсара вызвали в суд. Но он предусмотрительно захватил с собой корабль с золотом – и разбирательство обернулось его триумфом и присвоением пирату рыцарского звания. Европа негодовала, но Англии, как обычно, было наплевать на все, что не касалось ее выгоды. После этого случая единственный раз в истории страны король Испании разрешил своим военным кораблям нападать на английские суда во всех морях света. Правда, ненадолго. В Испании всегда правили христианские монархи, высоко ценившие заповеди Господни.

            Еще одной достопримечательностью города Портобелло и местного католического мира является «Дом Черного Христа» – большая церковь, чтимая во всей Центральной Америке. Здесь хранится статуя Иисуса в полный рост, выполненная из черного дерева. Скульптура считается чудотворной. Во время больших праздников ее представляют на всеобщее обозрение, и пышная процессия проносит статую по всему городу. Это потрясающая картина: красные одежды священников, белые – у прихожан, море зеленых пальмовых ветвей, и над всем этим эхом разносится церковное хоровое песнопение.

            Кстати, статую Христа после захвата города хотел увезти с собой Генри Морган. Вечером перед отплытием он приказал упаковать ее и отнести в трюм корабля. Но в тот день флот отплыть так и не смог. А утром испуганный корсар приказал срочно вернуть святыню и установить на прежнем месте, после чего быстро увел эскадру из гавани. Побережье Панамы Морган грабил еще много раз, но почему-то никогда больше его корабли не приближались к Портобелло.

            Флибустьерская романтика царит здесь до сих пор. Прикоснуться к ней можно, например, в настоящей пиратской таверне с гостеприимным названием «KEEP OUT», т.е. «Не входить». Обязательно зайдите. Все оформлено в стиле портового кабака. На входе – «Веселый Роджер» и виселица, пол – из связанных между собой бревен, столешницы – из плохо оструганных досок, вместо стульев – грубо сбитые табуреты, над головой – рваные сети, во всех углах разбросана флибустьерская атрибутика, а по периметру таверны расставлены факелы. И все это на сваях, в океане, в той самой бухте, куда так любили заходить пиратские корабли. Именно здесь мне посчастливилось отметить свой день рождения. И теперь в Портобелло местные жители знают и уважают далекую страну Беларусь.

Осторожно! Город Колон

            Колон – второй по величине город Панамы и одна из крупнейших на планете Зон свободной торговли. Крупнее только Гонконг. Годовой денежный оборот этого небольшого, меньше Бобруйска, городка – 10 млрд. долларов. И отчисления в бюджет Панамы соответствующие. При этом в Колоне нет совсем никаких налогов и сборов, отражающихся на стоимости товара. Здесь можно купить все что угодно по самым низким ценам – от набора иголок до автомобиля. И все отменного качества.

            Казалось бы, что может быть проще – приехал и купил. Но есть у этой заманчивой медали и обратная сторона. Колон – одна из очень ярких точек на криминальной карте мира и самое опасное место в Панаме. Жители других районов страны появляются здесь крайне неохотно, а туристов и бизнесменов обязательно сопровождает охрана. Если же вы надумаете ехать сами, будьте готовы к проблемам. Причем к самым неожиданным – вплоть до неприятностей с полицией.

            Мы с другом не успели отойти от вокзала и на 100 м, как нас нагнал броневик. Из него посыпались полицейские с автоматами и окружили нас плотным кольцом. Старший начал о чем-то допытываться, говоря так быстро, что мы просто не успевали понять. Затем нас отконвоировали в ближайший отель с администратором, говорящим по-английски, и продолжили допрос: «Кто вы? Откуда? Зачем сюда приехали? Как одни?!» После перевода наших слов о том, что хотим «посмотреть город и поснимать его красоты», полицейские дружно заржали. А старший кратко и емко очертил перспективы нашего дальнейшего пребывания в городе: «Максимум через двадцать минут вы будете ограблены, а где-то через час вас убьют местные подростки. Не знаю, как для вас, а для нас это проблема. Вы – иностранцы, значит, придется расследовать. А у нас и других дел хватает. Поэтому либо вы сейчас же уезжаете из города, либо мы сами вас убьем. Для вас это будет безопасней. А ваши тела мы сможем отправить к вам на родину. А так их еще найти надо будет. Выбирайте вариант…» Колебались мы недолго: желания спорить с представителем местной власти у нас не возникло. Тем более что еще въезжая в город, мы обратили внимание на очевидный факт: полицейских здесь боятся. Когда за окном автобуса появлялся патруль, мой сосед, нормальный с виду дядька, почему-то пугался, инстинктивно вжимался в кресло и начинал быстро и судорожно креститься. Так что мы охотно пообещали стражам порядка, не любящим проблем, что уедем из города. Правда, они нам не поверили и проводили до вокзала. Попрощавшись с заботливыми полицейскими, мы еще побродили немного по окрестным улочкам, стараясь больше не сталкиваться ни с этим, ни с другими патрулями, и без особого сожаления дисциплинированно покинули город.

Панама-Сити

            Этот некогда прекрасный город – первый, основанный европейцами на американском материке. В 1671 году все тот же Генри Морган практически полностью сжег и разрушил его во время своего очередного вояжа. После этого город так и не смог восстановиться. Заново его возводили только в XIX–XX веках. Строили как-то наспех, больше думая о функциональности, нежели об изяществе. О былом великолепии можно судить по крохотной частичке – Панама-Вьехо, спасшейся от пожара. Это место объявлено ЮНЕСКО «всемирным наследием человечества». И оно того стоит. Умели испанцы строить. Ох, как умели! И в любом месте мира – хоть в Мадриде, хоть в Мексике, хоть на Филиппинах или в Панаме – памятники архитектуры вызывают огромное уважение. Так что Панама-Вьехо вам понравится.

            В остальном же город похож на любую другую столицу. Он, по местным меркам, большой, дорогой, перенаселенный, полный автомобильных пробок, а оттого загазованный – словом, не самое удобное место для жизни. Надолго задержавшись в Панама-Сити, вы рискуете испортить впечатление о замечательной стране.

На страже золотой лягушки

            В Панаме богатейшая и разнообразнейшая природа. Через всю страну тянутся две высокие горные цепи и тысячи миль пустынных песчаных пляжей. В море разбросаны 1518 островов. Здесь 11 природных заповедников и национальных парков. И 25% территории страны – заповедные зоны.

            Панама – рай для животных и птиц. Тут 954 вида пернатых (больше, чем в США и Канаде вместе взятых) – и это только изученные. Но символом страны является жаба. Точнее – золотая лягушка. Это существо выбрало из всего мира местом своего обитания Панаму и нигде больше не приживается. Чтобы не испортить уникальную экосистему страны, панамцы очень подозрительно относятся ко всей живности, прибывающей извне. Если вы путешествуете с любимой кошечкой, собачкой или мышкой, будьте готовы к тому, что их у вас на границе отберут. Любое животное, ввозимое в Панаму, независимо от наличия международных сертификатов обо всех, какие только возможны, прививках и иной сопутствующей медицинской документации, будет изъято и отправлено в карантин на 30 суток. Правило вызывает бурное недовольство европейских пенсионеров, таскающих за собой по миру измученных животных. Но оно неукоснительно выполняется. С растениями, кстати, тоже будут проблемы – придется отдать или самим утилизировать прямо на границе. Не расстраивайтесь: здесь вы найдете гораздо лучшие. Панама – мечта ботаника, родина 1200 видов орхидей, цветущих круглый год и повсеместно. Погода и климат, благо, позволяют.

            А еще в маленькой стране вы можете встретить самых настоящих индейцев в Панаме на сегодняшний день целых 5 индейских резерваций. Здешние аборигены совершенно не похожи на ацтеков и майя. Местное племя носит имя «куна» и живет на островах. На материк приезжают в основном индианки – торговать своими поделками. Эти яркие, колоритные дамы носят расписную национальную одежду, а на босых ногах – гетры из яркого бисера. Добавьте обязательное золотое кольцо в носу и… мобильный телефон. Все это вместе смотрится весьма необычно.

Для миллионеров вход свободный

            Панама – очень притягательное место. Особенно для богатых людей. Их любимое место – остров Кантадора. Его практически оккупировали европейские и американ-ские миллионеры, застроившие каждый кусочек земли огромными сверхдорогими виллами. Кстати, «раскрутил» этот островок свергнутый шах Ирана – он перевел свои нефтемиллиарды в Панаму, построил привычный восточный дворец и переселился на Кантадору. Теперь на островке количество особняков на квадратный километр зашкаливает. Другой архипелаг, Бокас-дель-Тора, надолго облюбовали российские телевизионщики. Они отсняли здесь несколько сезонов «Последнего героя», а когда закончили, съезжали с большим сожалением. Здесь снимался и последний нашумевший фильм нескончаемой «бондианы» – «Квант милосердия».

            Панама еще и родина самой большой в мире жемчужины «Перегрина» весом в 31 карат. Все 400 лет своей истории драгоценность провела исключительно в королевских руках. Ею владели попеременно то правительницы Испании и Англии, то император Франции. Нынешняя хозяйка тоже в каком-то смысле королева – великая актриса Элизабет Тейлор.

            Богатые люди в Панаме могут не только отдохнуть, но и существенно увеличить свои капиталы. Эта страна – одна из крупнейших мировых оффшорных зон. Годовой оффшорный оборот страны оценивается почти в 500 млрд. долларов ( для сравнения – это 500 бюджетов Минска). Очень немалую его долю составляют средства наших бывших и нынешних соотечественников, уже давно уяснивших, что деньги здесь хранить куда выгоднее, чем в сберегательной кассе. Кстати, в одном только Панама-Сити 200 банков. Это больше, чем в Москве. Оффшорная зона – третий по значительности источник дохода страны. Напомню, первые два – канал и Колон. А если кому интересен четвертый – это торговля собственным флагом. Точнее – регистрация кораблей. Местное морское законодательство позволяет производить такие операции дешево и быстро. И маленькое государство держит сейчас 2–3 место в мире по объему частного торгового флота. А это огромные деньги!

            Панама – страна отличных дорог. Даже путешествие по горным районам проходит с комфортом. Кроме того, здесь много новых хороших автомобилей. Легковые машины в большинстве своем – очень дорогие. А вот грузовиков мы видели мало. Интересно, что номерные знаки у разных машин расположены по-разному: у легковых они висят только сзади, у грузовых – спереди, а у такси должны быть с обеих сторон.

            Отдельное удовольствие – рассматривать здешние автобусы. Забота хозяев о них просто поражает. Во-первых, им всегда даются имена. Часто они звучат очень характерно: «El nino II» – «Второй ребенок». Во-вторых, каждый водитель старается украсить свою машину. Наши нарядные новогодние елки – серые и унылые по сравнению с обыкновенным рейсовым автобусом в Панаме. Они разукрашиваются полностью, включая лобовое стекло – основной показатель красоты. Иногда оно завешивается так, что водителям для наблюдения за дорогой остается лишь узкая щель, как в танке. Как они водят с таким обзором – непонятно. И садиться в этот транспорт поначалу не очень хотелось. Но другого все равно не было. Правда, оказалось, что панамцы – хорошие водители. Через какие-нибудь пару часов страх улетучился.

            Автобус – основное транспортное средство страны, очень комфортабельное и быстрое. На вокзалах – чистота и порядок. На многих прямо внутри расположены фабрики-кухни. Обслуживающий персонал одет в аккуратную форму. У женщин волосы обязательно убраны под сеточку. И это касается всех точек общепита – от уличных забегаловок до хороших кулинарий.

            Государственные супермаркеты – это автономные центры жизни. Там можно одеться и обуться, пообедать, помолоть кофе, поиграть на автоматах и, наверное, сделать еще много чего. Все заведения серьезно охраняются. Входить с какими-нибудь пакетами и сумками внутрь запрещено – все должно сдаваться на входе. Частная торговля и небольшие магазины находятся в руках… китайцев. Может быть, случается и представителям другой нации завести магазинчик, но мы таких ни разу не видели.

            К китайцам в стране относятся пренебрежительно. Обращаются к ним не как обычно принято «сеньор продавец», а «эй, китаец, сколько у тебя это стоит?» И это при том, что панамцы – люди очень вежливые. Но китайцы на такое обращение не обижаются. К слову, часто в маленьких магазинчиках у вас могут возникнуть проблемы с расчетом. Панама, как и Эквадор и Сальвадор, признает своей национальной валютой доллар США. Но здесь отношение к американским деньгам очень своеобразное. Купюры в 50 и 100 долларов принимают к оплате крайне неохотно. В супермаркете полтинник еще могут взять – правда, при этом придется заполнить кучу бумаг и оставить паспортные данные. 100-долларовую банкноту и вовсе сбыть проблематично. Наравне с «зелеными» ходит и своя национальная валюта – бальбоа. Она почти виртуальная – монету в 1 бальбоа мы так и не смогли найти, хоть и очень старались. Кстати, бальбоа чеканится только в виде монет. Курс этой валюты привязан к доллару США – один к одному. Такой порядок был заведен американцами еще в 1903 году, когда объявлялась независимость, и до сих пор никем не нарушается.

            Бальбоа – священное имя для Панамы. Если помните, так звали ее первооткрывателя. Кроме валюты оно увековечено во множестве названий – городов, поселков, улиц, площадей, Национального парка и многого другого.

            Панамский народ очень политически активен. Мы приехали в страну накануне выборов и повсюду видели множество плакатов с лицами кандидатов. Как-то решил сфотографировать одного из них. Тут же остановилась машина, из нее высунулся водитель и обругал меня: «Зачем ты фотографируешь этого «puto» (перевод – мужчина «легкого поведения» с нетрадиционной ориентацией – очень емкое слово), вон иди фотографируй того – он хороший парень».

            Между прочим, на взгляд европейца лица политиков – чисто криминальные. У нашего избирателя при виде них возникло бы желание направить к кандидату службы финансовых проверок – и обязательно с отрядом СОБРа. Панамцам же даже не приходит в голову подретушировать фотографии, убрав пару лишних подбородков, и постараться внушить народу мысль, что эти парни не занимались незаконными операциями в СЭЗ «Колон» и наркотрафиком из соседней Колумбии. Иногда, правда, для смягчения образа кандидата публикуют портрет в паре с супругой. Но первая возникающая ассоциация – Бонни и Клайд.

            Тем не менее, из всего предложенного народу все-таки удается сделать правильный выбор: до недавнего времени президентом Панамы был Нобелевский лауреат.

            В целом же о Панаме вспоминается только хорошее – женская часть страны ходит по улицам на каблуках и в платьях, везде продается отличный ром «Кортез», в Сантьяго ночью сумели отбиться от трансвеститов… И когда мы с другом случайно отстали от самолета и на сутки задержались в Панаме, это нисколько не испортило праздничного настроения, сопровождавшего нас с момента приезда в этот маленький уютный рай.