Специально по заказу княжеской семьи Монако швейцарский инженер Клод Шритван разработал первый в мире вариант… подводного города.

     «Город будет иметь форму кольца, – говорит Шритван. – Нечто вроде кратера диаметром 10 км со стенкой в 120 м. На ней мы разместим амфитеатр – 30-этажный жилой комплекс на 300 тыс. квартир площадью в 75 кв. м каждая. Они расположатся с наружных сторон кратера. Так что из «окон» откроется вид непосредственно на толщу вод. Можно будет смотреть за рыбками, не выходя из квартиры.

     Внешнее кольцо кратера составит 372 м. Там будут находиться крытые бульвары с учреждениями, мастерскими, галереями магазинов, террасами, театрами и кинотеатрами, плавательными бассейнами и фитнес-залами. Внутри амфитеатра – пространство для спортивных площадок, лужаек, парков и водных стадионов».

     Морские фермы

     На строительной площадке на морском дне вблизи Монте-Карло планом предусмотрено создание фермы по разведению рыб, экологически безопасных установок для очистки канализационных и сточных вод, центра отдыха.

     Техническое исполнение проекта таково. На дне возводится купол из специального стекла достаточной толщины, чтобы выдержать напор водяного столба. Подобное стекло уже существует. Так как давление воды будет зависеть от глубины, на которой планируется ведение строительства, то предполагается пока возводить города на мелководье, в прибрежных районах. После сооружения купола из-под него выкачивают воду.

     Подводный самолет

     В качестве транспорта для тех, кто рискнет поселиться в воде, американец Грехам Хоукс предлагает агрегат под названием «Авиатор».

     Двухместная «летающая» субмарина. Летает она, естественно, в воде. Крылья подводной лодки, как у самолета, в зависимости от угла атаки создают то подъемную, то погружающую силу.

     «Авиатор» рассчитан так, что под водой он как бы ничего не весит. Электромоторы обеспечивают скорость до 15 км в час. Это позволит легко снижаться и «набирать высоту» исключительно за счет сопротивления воды. Но на всякий случай субмарина снабжена балластом, который можно сбросить, и стремительно всплыть.

     «Авиатор» способен нырнуть на 300 м. Но Хоукс уже занялся разработкой глубоководного аппарата. Это будет двухместный «самолет» из керамики и титана, способный опуститься на дно самого глубокого места мирового океана – Марианской впадины. Длительность погружения на такую глубину составит всего 8 часов.

     Город с климат-контролем

     Проекты городов будущего стали создаваться еще несколько десятилетий назад.

     Например, «отец» Микки Мауса, миллионер-мультипликатор Уолт Дисней, предполагал создать самый высокотехнологичный город в мире. Его жителями должны были стать 20 тыс. счастливцев. По проекту, город Диснея изолировался от внешнего мира стеклянным куполом с климат-контролем. Это дало бы возможность по желанию жителей менять в городе погоду и даже… сезоны.

     Назвали этот город непривычно длинно – Experimental Prototype Community of Tomorrow (Экспериментальный Прототип Общества Будущего) или сокращенно EPCT.

     EPCT планировалось разместить в центре громадного парка развлечений – Мир Диснея (Disney World). В центре города расположены 30-этажная гостиница, магазины, театры, рестораны, ночные клубы и офисные здания. От центральной площади, как лучи, расходятся улицы и жилые сектора.

     Умный город пешеходов

     Дисней предполагал, что EPCT будет полностью ориентирован на пешеходов. Тем не менее, город должен был быть оснащен самыми современными на тот момент видами транспорта: монорельсовыми дорогами и лентами-транспортерами.

     «EPCT будет экспериментальным городом, в котором будут реализованы лучшие идеи относительно промышленности, правительства и образования всего мира. Это будет город, который угождает людям, обслуживает их», – говорил сам Дисней о своем проекте.

     Но реализовать свою идею он не успел. Город был построен уже после смерти знаменитого мультипликатора его братом Рэем.

     2 февраля 1967 года Рэй Дисней заявил, что начинает строительство «центра развлечений», сердцем которого станет первый в мире «стеклянный куполообразный город». Стоимость проекта – 100 млн. долларов.

     1 октября 1982 года EPCT открылся. В нем поселились 20 тыс. сотрудников «Walt Disney Company». Вместо прототипа общества будущего EPCT превратился… в обычный аттракцион.

     Город-башня

     Очередной проект города будущего предложили испанские архитекторы Мария Роза Сервера и Хавьер Пиоз. Причем их решение проблемы перенаселения показалось настолько удачным, что представители Китайской Народной Республики поспешили заключить контракт с разработчиками — Китаю с его населением, приближающимся к 1,5 млрд. человек не надо ждать 2050 года; проблема перенаселения в этой стране стоит остро уже не первое десятилетие.

     Испанцы предложили создать город-башню. Высота этого сооружения – 1200 м, диаметр у основания – 100—166. Конструкция колосса позволит его жителям не боятся пожаров, ураганов и землетрясений.

     Город-башня разбивается на несколько ярусов-«кварталов», на каждом из которых будут построены обычные дома. «Кварталы» отделяются друг от друга этажами, на которых размещаются сады и озера.

     Снаружи супернебоскреб облицовывается специальным материалом, пропускающим воздух и снижающим сопротивление ветру. Это позволит километровой конструкции быть более устойчивой.

     Башню планировалось поставить посреди огромного искусственного озера. Делается это не для красоты – толща воды ослабляет силу подземных толчков. Будет в этом городе и транспорт. Скоростные лифты будут двигаться не только в привычной для нас вертикальной плоскости, но и горизонтально.

     Стоимость проекта – 18 млрд. долларов.

     Плавающий город

     Попытка городов вытянуться под самые небеса не нова, хотя замысел испанцев и грандиозен. Совсем другой вариант развития города будущего предлагает Норман Никсон. Он посчитал, что при возникновении проблемы перенаселения глупо не воспользоваться гладью мирового океана, который, как известно, занимает 71% поверхности нашей планеты.

     Получив «лицензию на разработку и строительство конструкций, предназначенных для гражданских лиц», конструкторское бюро Никсона «Инженерные решения» приступило к разработке грандиозного проекта «Корабль свободы».

     Это не совсем корабль, хотя и предполагается, что сооружение будет перемещаться по водной поверхности. Визуально детище Никсона больше всего напоминает плавающую «многоэтажку» с аэродромом на крыше.

     «Корабль свободы» будет иметь 25 палуб, его длина – более километра, ширина – приблизительно 300 м. Водоизмещение – 2,7 млн. тонн (водоизмещение самого большого на планете супертанкера – Jahre Viking – 564,739 тонн). Вес плавающего города – 3 млн. тонн.

     Предполагается, что этот плавающий город, а вернее, остров раз в два года будет совершать кругосветные круизы, заходя в порты в разных странах. Там на борт будут подниматься «островитяне».

     На плавающем острове предусмотрено как минимум 50 архитектурных и дизайнерских стилей для жилых помещений. На нем предполагается разместить библиотеку, университет, компьютерные залы с доступом в Интернет, колледж с углубленным изучением инженерии, медицины и всевозможных наук, больницу.

     А помимо этого банки, рестораны, стадионы, казино, корты, бассейны, гостиницы, несколько предприятий (легкая и перерабатывающая промышленность, цеха и мастерские) и, конечно, аэропорт. Площадь в 200 акров выделена под парки, сады и пролески, где собаководы будут гулять со своими питомцами.

     Предполагается, что этот монстр будет нести на себе постоянно 70 тыс. пассажиров. Из них 50 тыс. коренных жителей и 20 тыс. обслуживающего персонала. В гостиницах острова есть возможность для проживания до 30 тыс. туристов. Таким образом, общее население «Корабля свободы» будет колебаться в районе 100 тыс. человек. Это сопоставимо с населением, например, столицы Исландии Рейкьявика.

     На острове предполагается создание транспортной сети. По его поверхности будут передвигаться троллейбусы и трамваи. В распоряжении жителей корабля – небольшие самолеты, прогулочные подводные лодки, катера и паромы. Ну и, конечно, ангары и гавани для шлюпок.

     Плавающий город невозможно будет потопить

     Конструктор говорит, что технология, которая позволит держать эту громадину на плаву, широко применяется на плавающих нефтяных вышках. При этом, даже если 98% внешних модулей, из которых сконструирован город, выйдут из строя, судно погрузится в воду не глубже чем на один фут.

     Кроме того, судно сможет противостоять любому урагану и волнам, а также смерчам и прочим морским неприятностям. «Кораблю свободы» не страшны пожары, оно оснащено автоматической системой спринклеров (распылителей).

     Самый чистый город

     Вдобавок, плавающий остров будет гораздо более экологически чистым, чем любое другое судно. На корабле будут использованы высокотехнологичные туалеты (стоимостью 3 тыс. долларов), перерабатывающие сточные воды.

     Вода будет циркулировать по кругу. Причем степень очистки настолько высока, что после употребления (например, мытья) вода сможет снова поступать на стол, как питьевая.

     На судне предполагается наладить переработку бумаги, стекла, металла и пластика. То, что недоступно для переработки, будет сжигаться, а энергия сжигания будет использоваться для работы генераторов.

     В строительстве «Корабля свободы» используются краски на водной основе, природные волокна и натуральное дерево. Максимально сокращено использование пластиков и материалов на основе нефти. По всему острову будут расположены электростатические фильтры, уничтожающие пыль, бактерии и вирусы.

     Город будущего станет… антиамериканским

     Помимо того, что «Корабль свободы» станет новым словом в деле покорения океана, на этом искусственном острове будет создано и новое общественное устройство. Уже сегодня проект позиционируется как антиамериканский.

     Несмотря на то, что сам Никсон гражданин США, он заявил, что сделает все, чтобы данный проект не имел никакого отношения к Соединенным Штатам.

     Корабль строится в Гондурасе, детали производятся в Саудовской Аравии, пассажирами станут в основном европейцы.

     Пока не решен вопрос, подданными какого государства окажутся жители корабля. Никсон говорит, что он хотел создать независимое водное государство – со своей символикой, флагом, гимном, валютой и т.д. «Я пришел к выводу, что это не только сложно, но и невыгодно – слишком много формальностей», – говорит Никсон. Пока его решение таково: судно будет плавать как минимум под двумя европейскими флагами. Причем страны эти должны непременно состоять в Европейском Союзе. На «Корабле свободы» введут свои законы. Например, на плавучем острове не будет налогов.

     Стоимость проекта – 9 млрд. долларов. На сегодняшний день продано уже 20 тыс. жилых апартаментов, стоимость каждого в среднем 800 тыс. долларов. Большая часть будущих жильцов, как уже говорилось, – граждане Европы.

     Создатели «Корабля свободы» настолько уверены в успешности проекта, что планируют построить еще три таких же плавающих города. А Роджер Гуч, директор по маркетингу проекта, считает что плавающие корабли – это не просто экзотичное жилье для любителей экстрима – это жилье будущего, и очень скоро, лет через десять–двадцать, сотни таких плавающих обитаемых островов будут бороздить океанические просторы.