Таких похорон Австрия не видела давно. 

     Площадь перед огромным собором Клагенфурта едва вмещала десятки тысяч людей, пришедших проводить в последний путь своего любимца. 

     За его гробом шла не только безутешная семья, но и государственные мужи страны – федеральный канцлер Альфред Гузенбауэр, вице-канцлер, министр финансов Вильхельм Мольтерер. Экс-канцлер Вольфганг Шлюссель 

     в траурной речи превозносил таланты покойного. А между тем, при жизни ушедший слышал в свой адрес совсем другие слова…

      Казалось, его ненавидел весь мир. «В Австрии появился второй Гитлер, – кричали заголовки мировой прессы. – Йорг Хайдер зомбировал целую нацию». Но Хайдер не владел ни шаманским бубном, ни тайными заклинаниями – он просто говорил людям то, что они хотели слышать. Народ любит таких. И потому на похороны «оголтелого нациста» собрались десятки тысяч человек. Их никто не заставлял – проститься с Хайдером шли по велению души. Друзья, соратники, просто граждане. Даже былые политические соперники и те самые журналисты, что при жизни и в хвост и в гриву шельмовали «австрийского наци».

      Когда-то о Хайдере писали: «У него нет ничего святого, он готов плясать на костях и идти по трупам. Он – позор нации». А виновник шума в ответ белозубо улыбался телекамерам, изящным щелчком сбрасывая с дизайнерского пиджака невидимую пылинку. Его изысканные костюмы, полированные ногти и щегольские трости странным образом сочетались с грубой политической лексикой. Впрочем, эпатаж всегда был родной стихией Хайдера.

      …В 2002 году он сходил в оперу с Муамаром Каддафи и настолько «поладил» с ливийским правителем, что тот поспешил сообщить журналистам: «Хайдер готов принять ислам». И хотя жена Хайдера потом клялась и божилась, что они с мужем примерные католики, автор «Зеленой книги» уже приказал подготовить для своего австрийского друга подарочное издание Корана. Может, до смены веры дело и не дошло, но ливийскую выставку в крупнейшей венской галерее Хайдер таки организовал.

       Однако через 6 лет мнение Йорга Хайдера об исламе и его представителях изменилось. На противоположное. Бывший приятель Каддафи начал проповедовать самые что ни на есть антиисламские идеи. «Я не вижу необходимости строить в Австрии мечети». Более того, в возглавляемой им земле Хайдер даже законодательно запретил умножение исламских святынь. И многие уставшие от мусульманского нашествия австрийцы горячо его поддержали. Чуть позже Хайдер еще и потребовал от правительства прекратить предоставлять убежище чеченцам, заявив, что они «обладают повышенным потенциалом насилия». Впрочем, записывать его в друзья Москвы в силу этого обстоятельства никто не стал. Как-то Хайдер съехидничал: «Я не понимаю, каким образом сборные Турции и России были допущены к участию в Чемпионате Европы-2008. Эти две страны не имеют никакого отношения к Европе». Излишне говорить, что и среди почитателей Ататюрка он тоже стал персоной нон грата.

      Досталось на орехи и израильским властям: «Их режим ничуть не лучше китайского». Одним словом, стран, которые согласились бы принять Хайдера на своей земле, с каждым годом становилось все меньше и меньше. 

       Не угодили Хайдеру и Буш на пару… с Хусейном! «Они – одного поля ягоды, – заявил австриец вскоре после ареста Саддама, – и оба нарушали права человека». Правда, в 2002-м Хайдер с одной такой «ягодкой» весьма успешно вел переговоры по активизации австро-иракских торгово-экономических отношений…

     Популист до мозга костей

      Сам себя он называл ультраправым. Противники называли его жестче – «фашистом». Но кто мог знать, что скучные рассудительные австрийцы будут считать этого, мягко говоря, своеобразного парня своим героем.

       Биография Хайдера – просто шедевр. Родился он в семье сапожника. Причем не простого работяги, а бывшего члена «гитлерюгенда». Сегодня большинство «коричневых пионеров» каются в ошибках молодости. Но Роберт Хайдер не входил в их число и воспитывал детей в «уважении к прошлому». Его старания не пропали зря – Йорг в правильности прошлого не сомневался. В итоге в школьной характеристике юного Хайдера появилась запись: «…прекрасный спортсмен, пользуется большим авторитетом у товарищей, блестящий оратор». Произнесенную им в 16 лет речь о принадлежности австрийцев к немецкой нации даже опубликовали в неонацистской газете. 

      Почувствовав в себе силы «повести массы», Хайдер включился в активную политическую деятельность. В 1970 году, в возрасте 20 лет, он получил в Австрийской партии свободы (АПС) свой первый пост. В 29 лет cтал самым молодым из 183 членов австрийского федерального парламента, а в 36 он уже возглавлял все движение. Под руководством Хайдера партия ожила, встряхнулась и, вооружившись звучным лозунгом «Берегись иностранцев!», бодро зашагала по австрийскому политическому полю. 

       Энергия Хайдера била ключом. В 1989 году он возглавил целую федеральную землю Каринтия. Правда, уже в 1991-м ему… пришлось уйти в отставку. Как водится, после крупного скандала. Хайдер, у которого язык всегда был без костей, любил отмочить такое, от чего у любого цивилизованного человека волосы вставали дыбом. Например, как-то он заявил, что, дескать, экономическая модель Третьего рейха является образцом «наиболее продуманной в истории модели политики занятости и нормализации ситуации на рынке рабочей силы». Забывчивому Хайдеру напомнили о концлагерях и миллионах рабочих, согнанных со всей Европы. Но воспитанного в «уважении к прошлому» политика сие отнюдь не смутило. 

      Не подкосила Хайдера и потеря земельного премьерского кресла – уже в марте 1992-го он уверенно восседал в парламенте. Надо сказать, сосредоточенность лидера исключительно на вопросах партии пошла АПС только на пользу. В 1986 году движение с трудом переползало 5%-ный рубеж, а в 1994-м получило на выборах уже 22,6% (!) голосов избирателей и стало (увы!) реальной политической силой.

      Окрыленные победой, ультраправые развернулись во всю ширь. В 1995 году Йорг Хайдер продолжает эпатировать общественность. Сначала, собрав журналистов, проводит встречу с ветеранами-эсэсовцами и прилюдно восхищается «гордыми людьми с сильным характером». Чуть позже затевает широкую дискуссию на тему: «А так ли плохи были исправительно-трудовые учреждения (они же – нацистские концлагеря)?»

      Пока мировая общественность справедливо возмущалась, австрийская – голосовала за Хайдера. На федеральных выборах 1999 года Австрийская партия свободы получает 27% голосов избирателей, а на региональных – 47%! За Хайдера голосуют и сторонники «наци», и просто протестный электорат, разочаровавшийся в социал-демократах и Австрийской народной партии. АПС с триумфом занимает парламентские кресла, а Хайдер – губернаторское. 

      

      Ты его в дверь, а он – в окно 

      Хайдер всегда возвращался туда, откуда его с треском выгоняли. В 1991 году забрали каринтийское премьерское кресло – спустя 10 лет, после победы АПС на региональных выборах, он снова правил землей. Более того, еще и поселился в одной из крупнейших местных усадеб. Как легко догадаться, и здесь не обошлось без скандала – дом с прилегающими угодьями в 1939 году за гроши был насильственно выкуплен нацистскими бандитами у итальянских евреев. Усадьбу миллионеру Хайдеру еще не раз припоминали, но он в ответ только размахивал текстом завещания, согласно которому просто унаследовал лакомый кусок земли. Газеты поворчали и успокоились – тогда политик был на коне. До поры до времени…

      Судьба еще раз явила Хайдеру свой переменчивый лик в 2000-м. В тот год АПС настолько великолепно провела парламентскую предвыборную кампанию, что даже вошла в состав коалиционного правительства. Ультраправые получили пяток министерских портфелей и… полный бойкот со стороны чиновников Евросоюза (и слава богу!). Даже подать руку случайно встреченному в брюссельских коридорах австрийцу считалось зазорным. А для усиления эффекта ЕС еще и обрушил на Австрию целый ряд экономических санкций. Неудивительно, что после нескольких месяцев подобного психологического давления канцлер Вольфганг Шюссель, стыдливо отводя глаза, попросил Хайдера пожертвовать постом председателя партии. 

      Хайдер смирился, но пригрозил, что вернется. И вернулся. Правда, для этого ему пришлось провести… небольшой переворот. Сегодня уже мало кто сомневается, что к «уходу по собственному желанию» нового руководителя партии Сюзанны Рисс-Пассер, министра финансов Грассера и главы парламентской фракции Вестенхалера приложил руку именно Хайдер. В любом случае, тогда судьба дала ему еще один шанс – из-за политического кризиса в ноябре 2002 года были объявлены внеочередные парламентские выборы. Но то ли сам «великий Йорг» на тот момент находился в кризисе, то ли фортуна благоволила другим, но АПС те выборы разгромно проиграла Австрийской народной партии Вольфганга Шюсселя.

      Вы думаете, Хайдер стал убиваться? Ничуть. Он просто основал и возглавил… другую партию. Так в 2005 году появился на свет «Альянс за будущее Австрии». Новорожденный сначала «присосался» на правах коалиционного партнера к АНП, а после начал вести непримиримую борьбу с АПС. Но раскол тогда больно ударил по обеим половинкам «правого яблока». АПН существенно забрала голоса у АПС, а «Альянс» и вовсе с трудом «наскреб» 4%. Но лиха беда начало! Хайдер извлек из тогдашнего поражения бесценный опыт, и на выборы 2008 года «Альянс» вышел с очень «правильными» обещаниями. Австрийцам посулили остановить прием в ЕС «новобранцев» из Восточной Европы, ограничить иммиграцию, поддержать (а местами и национализировать) сельское хозяйство. Не остался без внимания и «налоговый» вопрос. «Альянс» грозился в случае победы ввести плоскую шкалу подоходного налога и обложить данью… валютные спекуляции. 

      В итоге к финишу Хайдер со товарищи пришел с победными 10%. И хотя несколько лет назад о коалиции с бывшими коллегами не могло быть и речи, в конце сентября 2008 года «Альянс» и АПС прилюдно «ударили по рукам». Правые получили треть всех мест в парламенте, а Йорг Хайдер – порцию бальзама на уязвленное самолюбие… 

      Нужно признать – Хайдер никогда не раздувался от осознания собственной важности. Он не шествовал в окружении свиты – та за ним просто не поспевала бы. Тысячи мыслей, тысячи действий – и ни минуты покоя. Казалось, у него есть все – карьера, признание и несколько миллионов на счету. Но и этого было мало. Внутренний «вечный двигатель» заставлял его искать все новые и новые цели. После хорошего результата на парламентских выборах в политических кулуарах зазвучали разговоры о канцлерских амбициях Хайдера. Еще бы пару лет, и эта мечта при нынешних умонастроениях австрийцев (да еще под соусом финансового кризиса) вполне могла осуществиться. Но…

      …В то субботнее утро 11 октября он сам вел служебную машину. Обозначенный знаком опасный участок дороги шестицилиндровый «Volkswagen Phaeton» пролетел на скорости в 142 км/ч. Автомобиль занесло на повороте, и двухтонный джип как пушинка взлетел в воздух. Из искореженного «Фольксвагена» известного политика уже доставала служба спасения. Но и они оказались бессильны – от полученных травм Хайдер, не приходя в сознание, скончался в машине скорой помощи… 

      Йорг Хайдер остался верен себе до конца. Даже в мир иной он отправился со скандалом. Посмертная экспертиза показала, что в крови политика содержалось 1,8 промилле алкоголя (при 0,5 разрешенных). Возможно, последнее обстоятельство не вызвало бы повышенного внимания – австрийцы, большие жизнелюбы, частенько позволяют себе лишний бокал пива или вина. Но проблема состояла в том, что это пресловутое «лишнее» государственный муж и примерный католик якобы позволил себе… в гей-баре. Буквально через несколько недель после похорон нашлось немало свидетелей того, как Хайдер в вышеупомянутом заведении распивал бутылку водки с неким «симпатичным блондином». 

      Подлил масла в огонь и ближайший друг умершего. Не успел Хайдер упокоиться с миром, как его преемник, новоизбранный лидер «Альянса за будущее Австрии» Штефан Пецнер, в интервью австрийскому радио скромно сообщил: «Он (Хайдер) был мужчиной моей жизни». И пока растерянный интервьюер приходил в себя, добавил: «Наши отношения далеко выходили за рамки дружбы. Йорг и я были связаны кое-чем действительно необычным». Испугавшаяся скандала партия тут же отстранила болтливого Пецнера от исполнения обязанностей, не забыв не самым добрым словом помянуть и умершего политика.

     Да, забвение Йоргу Хайдеру еще долго не грозит…

     Бывший канцлер Австрии Вольфганг Шюссель: «Его не следует ни демонизировать, ни героизировать. Он был безусловно талантлив. Он нарушал покой, всегда хотел что-то изменить, жаждал перемен. Он повлиял на многие важные решения, которые без него, возможно, не состоялись бы вообще».