Кому достанется Киргизия?

Те, кто убрал Бакиева, жестоко просчитались

            Мудрый грек Аристотель учил: «Нет друзей у того, у кого их много». Спустя 24 века истину на практике подтверждает президент Бакиев: «…извините меня, я уже четвертый день в Беларуси. Хоть бы один коллега вышел на связь».

            Это суровая правда жизни. Пока при власти – всем нужен. Все раскланиваются и улыбаются. Лишился власти – и телефон молчит. И все отворачиваются. И руки не подают. И удивленно смотрят как на пустое место – а вы кто?..

            Все так и есть. Много друзей не бывает. Но один может быть.

            Президент Лукашенко поступил не как глава государства. А просто как человек. Он не стал убирать руку за спину и отводить глаза. Он принял Курманбека Бакиева в Беларуси, показав всему миру, что для белорусского Президента честь превыше расчета.

            Президента Бакиева можно упрекать в чем угодно. Но то, в чем его упрекают сегодня, просто смешно. Давайте порассуждаем вместе.

О «стрельбе» по демонстрантам

            Фильм «Чапаев» помните?

            «Красиво идут», – говорил боец, глядя на психическую атаку белых. Каппелевцы шли в полный рост, не сгибаясь, прямо на пулеметы красных.

            Но нам говорят, что такое возможно и в жизни. В Бишкеке. Во время последней революции. Мирная толпа с голыми руками двинулась прямо под пули. И победила. Как в кино.

            Точнее – круче, чем в кино. В «Чапаеве» каппелевцев все же расстреляли. А в Бишкеке те, у кого оружия не было, победили тех, у кого оно было. Голливуд отдыхает.

            Толпу в Бишкеке показывали российские каналы. Показывали с явной симпатией к оппозиции. Но даже они не смогли найти интеллигентных лиц.

            Стриженые пацаны. Мордатые, крепко сбитые парни. Цепкий, недобрый взгляд. Кто-то говорит, что это были «борцы за демократию», кто-то – что бойцы из бригад наркоторговцев. Посмотрите на них и определитесь сами.

            На украинском Майдане были другие лица. Обычные лица обычных граждан. Студенты в круглых очках, бабульки, девушки, дети… Они пели и улыбались. Дарили ОМОНу гвоздики. В Киеве (в отличие от Бишкека)  камней и арматуры  не было. И уж точно не было автоматов.

            Для того чтобы разогнать обычную толпу, достаточно ОМОНа с дубинками. В крайнем случае – водометы и слезоточивый газ. А уж если по толпе начали стрелять, то она разбежится точно. Работает инстинкт самосохранения.

            Не дрогнут под пулями только те, для кого перестрелка – привычное дело. В Бишкеке толпа не дрогнула. Тогда одно из двух. Или пресловутых бакиевских снайперов не было вовсе или это была не толпа, а боевики. Третьего не дано.

            Если на улицу выходят мирные граждане, стрелять нельзя. Это закон. Но что делать, когда на улицы выходят погромщики?..

«Бакиевские миллионы»

            Их никто не видел и не считал. Причем цифры пляшут – кто-то говорил, что он вывез золотой запас. Кто-то, что двести миллионов. Кто-то, что он хотел вывезти, да не успел.

            В общем, все как всегда. Каждый следующий кивает на предыдущего. Если объявить казну пустой, то год-два все беды можно валить на Бакиева.

            Кто-то ляпнул – мол, полстраны вывез. Скромная оценка. Половины хватит только на хлеб. А икру с маслом придется одалживать.

            Если без иронии, то смысл прост – красть в Киргизии нечего. Живет страна на подножном корме. Одно время ее даже планировали отнести к беднейшим государствам мира. При Акаеве выживала за счет западных кредитов (но их уже проели). Последнее время что-то подбрасывали американцы (за базу Манас), какие-то кредиты давали россияне, какие-то – китайцы. Но практически все что было уходило тут же, «с колес». Кыргызстан – не Туркмения. И даже не Узбекистан. Разжиться здесь даже при желании особо нечем.

            Думается, что вскоре начнут искать «миллионы Бакиева». Это увлекательное занятие. Их будут искать, как в СССР искали Янтарную комнату, а в демократической России – золото КПСС. Командировок будет много, толку мало, а в итоге останется гора исписанной бумаги.

            На самом деле, скорее всего, Бакиев гол как сокол. По одной простой причине – революции он явно не ждал. И встретил ее в полной растерянности. И тут уж не до миллионов (если они вообще были).

            Конечно, поверить в то, что у Бакиева миллионы есть, гораздо легче, чем поверить в то, что их нет. Но вспоминается одна история.

            Был такой старый партийный деятель Виктор Гришин. При Брежневе долгие годы возглавлял Москву. Народная молва приписывала ему миллионные взятки. В начале перестройки Гришина сняли. А еще через несколько лет он скончался в очереди в райсобесе, куда пришел хлопотать о повышении мизерной пенсии.

            В жизни бывает всякое. И потому не стоит думать, что у любого правителя всегда припрятаны сокровища Монте-Кристо на «черный день». Не у любого. И не всегда.

«Окружил себя родственниками»

            Забавное обвинение. Те, кто его выдвигает, слабо знакомы с географией. Им нужно подарить глобус или карту. Тогда они заметят, что Киргизия расположена не в предгорьях Альп, а у подножья Тянь-Шаня.

            Рядом (если кто не знает) – Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан. Дальше на юг – Афганистан с Пакистаном. Западнее – Азербайджан. Еще дальше – нефтегазовые эмираты и султанаты. И так далее.

            И заметьте – нигде нет семейственности! Или как?..

«Об отставке»

            Сперва пару слов по поводу подписания. Представьте – к вам тихо подошли сзади и вежливо приставили пистолет к виску. Рядом ваша семья и дети. «Милейший, не подпишете ли дарственную о передаче движимого и недвижимого имущества?» И вы подписываете. А как иначе? Если своя жизнь не дорога, то жизнь детей точно дороже.

            Чем ситуация Бакиева принципиально отличалась от этой? Его зажали на юге и готовились захватить силой. Обороняться он, видимо, не мог. И тут ему сделали предложение, от которого не отказываются.

            А если бы он отказался? Великие державы гарантировали бы ему безопасность? Или как?

            Так много ли стоит подобное заявление? И какова его юридическая сила?

Которые тут «временные»?

            Временное правительство Кыргызстана появилось весной. А уйти должно в октябре. Почти как в России 17-го года.

            Конечно, параллели смешны – не тот масштаб. Но у всех революций (больших и малых, новых и старых) есть одно общее – распад государства. Министров не уважают, а городовой на улицу носа не кажет (побьют). Торжествует дух гуляй-поля: кто палку взял – тот и капрал.

            Раздолье для бандитов, рай для жулья. И кошмар для нормального человека.

            Бездействие силовиков понятно. Они деморализованы. Деморализованы предательством. В данном случае – своим собственным. Их долг был – защитить легитимную власть. Остановить беспорядки.

            Но многие из них отступили и спрятались. Те, кто дрогнул один раз – дрогнут и второй, и третий. И если когда-либо в Киргизии появится ответственная власть, ей придется строить силовые структуры заново. Потому что невозможно опираться на тех, кто единожды струсил. Как говорил Октавиан Август – «люблю измену, но не изменников».

            Впрочем, без силовиков могут и обойтись. На смену им придут бригады наркодельцов. В Киргизии они всегда имели вес, а сегодня, похоже, готовы полностью подменить власть.

            Но бандиты никогда не приходят надолго. Их или подавляет власть, или они вырезают друг друга. И тогда появляется третья сила – бородачи.

            Молчаливые бородатые люди в чалмах – редкие гости в Киргизии. Пока.

            Они всегда появляются там, где пропадает власть. Они наводят порядок и восстанавливают справедливость. И люди начинают им верить. А потом их не выкуришь ничем – ни зачистками, ни напалмом. Потому что сила их не в горных базах и тайных схронах. Их сила – в головах людей, которые верят и ждут.

            Где сегодня сильны джихадисты? В Афганистане, в Сомали, в Йемене, в Ираке. Эти страны разделены тысячами километров. У них разная история. В них живут племена и народы, говорящие на разных языках. Даже ислам в этих странах исповедуют по-разному. Но одно объединяет их всех – слабая власть. Жаркое дыхание гражданской войны.

            Как только в исламской стране начинаются внутренние дрязги, будто из-под земли появляются проповедники. Они ясно указывают на причины бед – Всевышний покарал вас. Спасение – в джихаде.

            И эти слова на мусульманском Востоке жгут сердца людей.

            Единственным спасением от джихадистов были и остаются авторитарные правители Востока. Пока в любой из этих стран сидит шейх, султан, король или пожизненный президент, мир может быть спокоен – страна не станет базой джихадистов. Но как только правитель пропадает, жди беды.

            Так случилось с Ираком. Нет смысла обсуждать, каким был Хусейн. Важно то, что при нем в Ираке не было джихадистов. Так же, как нет их у Асада в Сирии и у Каддафи в Ливии. Если бы в Египте не было Мубарака (состарившегося на своем посту), то многомиллионный Египет давно бы стал добычей «братьев-мусульман».

            Нет твердой власти в Пакистане – и чуть не четверть страны контролируется талибами. Нет твердой власти в Афганистане – и талибы все ближе подбираются к реваншу.

            Те, кто убрал Бакиева, лишили страну твердой власти (точнее – шанса на нее). И открыли дорогу не демократии. И не московским ставленникам. И даже не наркодельцам. Они открыли дорогу бородачам. Дай бог, чтобы те запоздали с визитом.

Вместо постскриптума

            Говорят, если Бог хочет наказать человека, он исполняет его желание.

            В Первую мировую у кайзера был такой знаменитый генерал – Эрих Людендорф. У него была идея-фикс – вывести Россию из войны. И он организовал переправку Ленина в Петроград.

            Мечта Людендорфа сбылась. Россия вышла из войны. А через полгода революция похоронила империю Вильгельма II.

            В 80-е годы американцам очень хотелось насолить Союзу в Афганистане. И они самозабвенно вооружали моджахедов.

            Мечта американцев сбылась. Моджахеды вошли в Кабул. А через десяток лет протаранили башни в Нью-Йорке.

            Сегодня Кремлю очень хочется восстановить свое влияние в Средней Азии. Возможно, его мечты тоже сбудутся…