Представления жителей любого региона об иностранцах, как правило, состоят из определенного набора клише и штампов. И порой люди упускают из вида тот факт, что любая нация неоднородна. Ее представители, так же как и жители нашей страны, разделены на более мелкие сообщества, объединенные местом проживания, близким социальным статусом или происхождением, религиозной принадлежностью и множеством других факторов. И о представителях каждого из таких сообществ даже соотечественники формируют мнение на основе прочно укоренившихся стереотипов.

В сознании американцев давно сложился определенный набор клише в отношении реднеков – деревенских жителей южной глубинки. В представлении парней из Детройта или Чикаго типичный реднек слушает только кантри, держит дома охотничью собаку, ходит в джинсовом комбинезоне и соревнуется с товарищами в том, кто больше выпьет пива или дальше кинет мешок с мусором. Впрочем, насчет последнего они действительно правы.

 

Белые фермеры

В каждой культуре найдется пара десятков жаргонных слов, которые стереотипно описывают определенные группы. В Америке ярлыки, навешанные на реднеков, становятся предметом шуток, юмористических шоу и приколов, непонятных иностранцу. Происхождение же термина «реднек», как и само явление, имеет глубокие корни.

Гражданская война стала для американского сельского хозяйства историческим этапом колоссального значения. Победа Севера открыла отличные перспективы для ускоренного капиталистического развития семейных подворий. Экспорт дешевой американской пшеницы продолжал расти вплоть до конца XIX века, а фермеры получили 81 млн. гектаров государственной земли.

Сегодня США занимает одно из лидирующих мест по сельскому хозяйству. Однако вместе с тем фермеров в стране осталось немного: только 2% американцев в 2015 году трудились на собственной земле. Плакаты вдоль шоссе в некоторых районах Среднего Запада напоминают: «Один фермер кормит 75 человек». Простые сельские семьи зарабатывают довольно неплохо, их доход составляет в среднем ¾ дохода городской семьи, но поскольку бытовые расходы в аграрных штатах ниже, чем в урбанизированных, уровень жизни там близок к средненациональному. Когда-то жизнь на ферме означала отказ от современных удобств и технологий, но сейчас это не так. Американские фермеры живо воспринимают новинки в области техники, удобрений и химикатов и благодаря этому практически не имеют себе равных в производстве большого количества дешевой продукции.

Согласно распространенной теории, именно по окончании Гражданской войны и начали зарождаться стереотипы о простых трудягах с Юга. Не каждый южанин – реднек, не каждый реднек – южанин, однако большинство из тех, кто попадает под стереотипы об американских деревенщинах, действительно живет в типичных «реднековских» южных штатах: Оклахома, Техас, Алабама, Луизиана, Джорджия. Ярлык «реднек» часто использовали, пытаясь оскорбить тех, кто голосовал в 2001 году за Джорджа Буша – младшего, намекая на то, что до своего избрания президент был губернатором штата Техас.

Так же, как «синие воротнички» (квалифицированные рабочие) и «белые воротнички» (менеджеры), слово «реднек» образовалось от специфики профессии. Термин «реднек» – результат слияния двух слов – red (красный) и neck (шея), то есть в буквальном переводе он означает «красношеий». В русском языке это что-то вроде выражения «загар тракториста». Под этим термином обычно подразумевают белых жителей американских деревень, в большинстве своем фермеров южных штатов и предгорий Аппалачей. Это типичные сельские жители, которые обеспечивают себя за счет собственных полей и огородов и много времени проводят под солнцем с неприкрытой шеей, отсюда и красный цвет. Это крепкие американские парни, привыкшие к тяжелому труду.

Раньше слово «реднек» звучало уничижительно: оно означало непременно бедного белого фермера из Юго-Западных штатов Америки. Из-за плохого питания и грубой работы под солнцем эти люди часто болели пеллагрой, из-за которой краснела кожа. Но если в прошлом под это определение попадали бесхитростные трудяги, которые просто зарабатывали свой кусок хлеба на ферме или заводе и любили предаться воспоминаниям о великом Юге, то сейчас образ реднека оброс куда более грубыми, даже маргинальными чертами. Со временем слово распространилось на всех белых рабочих, занятых физическим трудом и не отягощенных образованием, интеллектом и комплексами. Профессиональный термин превратился в прилагательное и стал синонимом словам «нетерпимый», «фанатичный», «правый», «ультраконсервативный», «необразованный», «узколобый».

 

 

Есть и версия, согласно которой слово «реднек» имеет шотландские корни. Когда сторонники манифеста шотландского национального движения отстаивали независимость пресвитерианской церкви, некоторые из них подписывали петиции своей кровью и надевали в знак этого шейные платки красного цвета. За это и получили прозвище «красношеие» (rednecks). В XVIII веке шотландские пресвитериане стали переселяться в Северную Америку. Согласно этой теории, прозвище пресвитериан-перебежчиков на Диком Западе и стало причиной появления понятия «реднеки».

 

 

Деревенские клише

Образ реднека – это не просто набор устоявшихся категорий, которыми награждают южных работяг. Это целая концепция, которая включает в себя определенную философию, религиозные и политические взгляды, хобби, образ жизни, внешний вид и жизненные цели. Нередко сами простые парни с Юга гордо, хоть и с оттенком шутки именуют себя реднеками. Но не дай бог с таким ярлыком обратится к ним какой-нибудь чужак – шутка сразу становится несмешной.

Стереотипный реднек из американских анекдотов ходит в клетчатой рубашке и джинсовом комбинезоне, хотя иногда надевает простую посеревшую футболку или вообще не затрудняет себя ношением лишней одежды. В его карманах всегда можно найти складной нож и пачку дешевых сигарет. Каждый реднек может похвастаться солидным пивным животом, причем вне зависимости от пола. Это работяги, которые пришли после тяжелого рабочего дня выпить в бар «хонки тонк» (так называют небольшие заведения низкого класса в маленьких южных городах, в основном с музыкой кантри), где все друг друга знают и никто никого не стесняется. Здесь не стыдно вылезти на сцену со стаканом и орать песни в микрофон караоке с приятелем. Однако уйдут такие ребята из бара на своих ногах, сядут в свои мини-грузовики и поедут домой смотреть телевизор. Выпить больше двух бутылок пива перед тем, как сесть за руль, нельзя, но без веской причины здесь полиция останавливать их не будет.

 

 

Американцы частенько шутят про реднеков. Одна из излюбленных острот – юмористическая анкета, позволяющая определить принадлежность человека к этому сообществу. Итак, вы реднек, если:

●               более одного вашего родственника названо в честь генералов Юга в Гражданскую войну;

●               ваша главная семейная проблема – то, что жена побеждает вас в армреслинге;

●               самый большой город, в котором вы были, – местный супермаркет;

●               Санта-Клаус отказывается сажать ваших детей к себе на колени;

●               скосив траву перед домом, вы находите автомобиль;

●               вам легче поджечь задний двор, чем убрать его.

 

 

Классические реднеки – ярые патриоты США и безумно гордятся тем, что принадлежат к числу американцев. Многие из них консервативны и яростно осуждают демократов, коммунистов, иммигрантов, феминисток, гомосексуалов и интеллигенцию. Большинство из них – глубоко религиозные люди, которые не готовы принимать новые социальные нормы. Например, право женщины сделать аборт – ведь Бог против этого. В XXI веке реднеки по-прежнему остаются расистами и не чураются нападок на темнокожих, вспоминая о «великом Юге» и его рабовладельческих устоях. Кто-то из этих консерваторов прячет дома флаг Конфедерации, а кто-то смело увешивает таковыми крыльцо дома или машину. Если на пути из Техаса в Оклахому вас обогнал пикап, облепленный красными флагами с синими диагональными полосами, а на капоте виднеется наклейка Make South great again («Сделаем Юг великим вновь»), не сомневайтесь – вдаль умчался типичный реднек. Причем, скорее всего, это будет модифицированный пикап с огромными тракторными колесами, здоровенной выхлопной трубой и прочими внушительными дополнениями. В салон они загружают все свое семейство целиком – с женой, детьми, собакой, безо всяких ремней безопасности.

 

Нередко реднеков путают с другими категориями провинциальных жителей: white trash («белый мусор»), hill Billy («хиллбилли», «Билли с холмов») и сajuns («каджуны»).

Если в городских кварталах за нижнюю социальную прослойку отвечают темнокожие гангста, то в провинции для определения низов есть понятие «белый мусор». Так еще в XIX веке называли белых бедных рабочих, которые собирали урожаи на плантациях наравне с темнокожими. Сейчас это слово обозначает малообразованных американцев, которые чаще всего живут на пособие по безработице и не вписываются в рамки общепризнанной морали. С реднеками их роднит только ярый патриотизм и любовь к пикапам и оружию. Но если реднек – упорный, хоть и грубоватый трудяга, то белый мусор чаще всего вообще не работает, промышляет мелким хулиганством, а полученные деньги скорее потратит на пиво или новый телевизор, чем на еду для детей. Часто так называют необразованную молодежь, которая прогуливает колледж, все время пьет, употребляет марихуану или экстази. Таких, например, много в прибрежных городах во время каникул.

Хиллбилли часто считают подвидом реднека. Это неграмотные и не особо смышленые выходцы из глубокой деревни. Даже среди остальных сельских жителей хиллбилли считаются дикарями. Реднеки по сравнению с ними – аристократы. Они живут в районе гор Аппалачи, где сельское хозяйство развито намного хуже. Наиболее точное определение им дал New York Journal в 1900 году: «Типичный хиллбилли – свободный и неотесанный белый алабамец, живущий где-то в глуши, разговаривающий с трудом, одетый как попало, пьет все, что горит, и палит из револьвера по любому поводу». Чаще всего это горький пьяница, который шатается по округе в одном комбинезоне на голое тело и соломенной шляпе. Самая большая проблема хиллбилли – необразованность.

Реднек – это чаще всего крестьянин, который продает выращенное в ближайший город и худо-бедно контактирует с цивилизованной частью страны. А вот хиллбилли представляет собой шахтера, который владеет шахтой, не приносившей прибыли еще два века тому назад, которую его предок выменял у какого-нибудь индейца на бусы или пулю в голову. Пьет только лично выгнанный самогон, а ест то, что сам пристрелит или найдет на обочине. Однако, несмотря на полное нежелание идти на контакт с представителями государственной власти, общественная организация The Center for Rural Strategies, выступающая в защиту жителей далекой глубинки, считает прозвище «хиллбилли» неполиткорректным и даже организовала на национальном уровне кампанию по искоренению его употребления.

Однако особенности их жизни также наложили четкий отпечаток на культурном пласте всей Америки. Музыкальный стиль кантри часто называют музыкой хиллбилли. А в 1977 году в штате Кентукки прошел первый фестиваль «День хиллбилли», на котором исполняли традиционные для этого сообщества песни и танцы. С тех пор мероприятие стало проводиться регулярно, а вырученные на нем деньги отдаются на благотворительность, в частности, в фонд помощи детским больницам округа.

Каджунов тоже считают разновидностью реднека, однако у них есть ключевое отличие от основной группы – толерантность к афроамериканцем. Это оттесненные жители бывших французских колоний, которые проживают в южной части штата Луизиана и разговаривают на своем жаргоне, представляющем смесь английского и французского языков. Каджуны, как и хиллбилли, не особо образованны и культурны из-за своего враждебного отношения к американской политике и государственным учреждениям. Они воспринимают себя как отдельную этническую группу, а поэтому оберегают свою культуру, традиции, кухню.

Еще одной жаргонной разновидностью реднека является так называемый «старый добрый парень». Это более образованный южанин, который испытывает недоверие к янки и гордо вывешивает перед своим домом флаг Конфедерации. Он обходителен с дамами, как настоящий джентльмен, и называет темнокожих ниггерами не потому, что хочет их оскорбить, а потому, что «так принято». Большинство из них работают лесорубами или заняты в деревообрабатывающей промышленности, так что часто их называют дровосеками.

 

Особый объект воздыхания на сельском Юге – огнестрельное оружие. Многие жители уверены в том, что возможность выстрелить в своего неприятеля – главный рубикон между их частной собственностью и тоталитарным государством. Реднеки нередко цитируют вторую поправку к Конституции США о праве граждан на хранение и ношение оружия и действительно могут открыть огонь, если кто-то прокрался ночью на их огород. И хотя винтовки в шкафу хранятся в основном для охоты, они редко лежат без дела. Сельские жители достают оружие при первой же возможности: спугнуть соседских мальчишек, пострелять по крысам или просто выпалить пару раз в воздух, чтобы выпустить пар.

Разговаривают они на особом сленге, часто затягивая слова и проглатывая окончания, с так называемой техасской оттяжкой. Иногда в разговоре с реднеками создается впечатление, что они не выговаривают, а буквально выплевывают слова. Кроме всего прочего, практически все реднеки – страстные спортивные болельщики, среди их предпочтений автогонки, футбол или особые местные развлечения – «Летние игры реднеков».

 

Деревенская Олимпиада

Во всей красе культуру американских фермеров можно увидеть во время традиционного мероприятия «Летние игры реднеков», где участники проводят соревнования в своей специфической, колоритной манере.

В 1996 году столицей проведения Летних Олимпийских игр стала Атланта. Поскольку Олимпиада проводилась в год столетия первых Олимпийских игр, на сессии Международного Олимпийского комитета многие рассматривали Афины в качестве фаворита, но неожиданно для многих эта честь была отдана столице южного штата Джорджия. Многие критиковали выбор МОК: стоило ли доверять такое серьезное мероприятие какой-то деревенщине. Жители штата Джорджия отреагировали на нападки прессы по-своему – организовали собственную «Деревенскую Олимпиаду», или «Летние игры реднеков». Эти своеобразные соревнования проходили одновременно с основной Олимпиадой, причем место нарочно выбрали в глубинке. Столицей первой Олимпиады реднеков стал маленький городок Восточный Дублин. Организаторы думали, что развлечься смеху ради соберется не больше 500 человек. Однако участников набралось в 10 раз больше.

Игры реднеков просты и незамысловаты, зато красочны по исполнению. Участники вылавливают свиные ножки из воды ртом, метают «реднекские подковы» – крышки от унитазов – или сигаретные окурки в цель, поедают хот-доги на скорость, исполняют серенады подмышками. В последнем конкурсе, кстати, чаще всего побеждают дети. Популярен также мусорный дайвинг: участникам нужно найти какой-либо предмет в огромной куче мусора. Но самое впечатляющее и массовое мероприятие называется Mud-Pit Belly Flop (примерный перевод – «Шлеп животом в грязевой яме»). Его суть состоит в том, чтобы раздеться, разбежаться и прыгнуть в яму с красной глиной. Чем больше живот участника, тем больше шансов у него произвести впечатление на жюри и получить главный приз. Главный критерий оценки – форма и масштаб брызг. Ограничений по полу и возрасту здесь нет: в грязь прыгают как стройные девушки в купальниках (часто в цвет флага Конфедерации), так и бородатые мужики с огромными пивными животами.

Как ни странно, за 20 с лишним лет желающих прыгнуть в грязную яму или побросать сиденья от унитаза стало только больше. Есть настоящие фанаты реднекской Олимпиады. Так, супруги Роуни и Роб Спрог несколько лет назад сыграли свадьбу прямо на Летних играх и с тех пор каждый год ныряют в яму с красной жижей – это их семейная традиция.

Каждый год во вторую неделю июля на игры приезжает 5 – 6 тыс. человек. Несколько лет назад агентство Tripadvisor признало «Летние игры реднеков» «самым безбашенным летним мероприятием». На бесхитростную Олимпиаду приезжают как местные музыканты, так и исполнители со всей Америки, а средства, полученные от проведения Олимпиады, жертвуют благотворительным фондам, оказывающим поддержку детям с нарушениями зрения и больным раком.

 

Как бы ни смеялись над реднеками, при всех своих недостатках и грубых особенностях они – носители той самой бесхитростной культуры, которую весь мир воспринимает как визитную карточку Соединенных Штатов Америки наряду с музыкой кантри, блюзом, джазом и рок-н-роллом. Этим традиционным американцам чужды гламурность и зазнайство. Им не понаслышке знакомо обостренное чувство личной независимости и негласный девиз «Если вы не в состоянии защитить свою свободу с оружием в руках – вы ее не заслуживаете».