В последнее время возобновились споры об истории матриархата. Одни приводят доказательства его существования, другие утверждают обратное, считая это не более чем красивой легендой. Но все согласны в одном: периоды женского правления оставили яркий след в истории человечества.

 

Первобытные общины или власть женщины

С давних времен понятие матриархата связывали с периодом первобытнообщинного строя. О жизни наших предков в то время известно немного. Люди палеолита жили небольшими племенами, и выживание каждого его члена полностью зависело от умения и возможности добыть пищу. Основная нагрузка в этом процессе ложилась на женщину – охота мужчин не всегда бывала удачной, и рацион тогдашних людей состоял в основном из ягод, грибов и различных корешков. А собирательство по сложившейся традиции было женским уделом. Сохранение рода в немалой степени зависело и от умения женщины развести и поддержать огонь, а также не только собрать продукты, но и сохранить их про запас. Играя основную роль в общине, женщина по праву и возглавляла свое племя.

С наступлением неолита ситуация изменилась. Люди научились приручать животных, создавать первые, пусть и примитивные, орудия труда – и начали эффективно обрабатывать землю. Очищенные от леса участки использовались для выращивания урожая. Выполнение этих работ требовало физической силы, и мужчины начинали играть все более весомую роль в жизни общины. В этот же период пришло понимание того, что легче что-то украсть или отобрать силой у соседнего племени, чем создать самому. Это относилось и к орудиям труда, и к собранному урожаю. Начинался период вооруженных набегов – и, как следствие, укрепления власти мужчин. Роль женщины постепенно сводилась к хранительнице семейного очага. Период матриархата вступил в эпоху заката. Но все ли так просто? История не раз доказала, что нет. Женщины издавна старались сохранить за собой возможность влиять на свою – и не только – судьбу. А кое-где до нашего времени сохранились абсолютно матриархальные общины. В некоторых районах Тибета, Южной и Юго-Восточной Азии, Африки женщины, как и в прошлом, выполняют функции вождей и старейшин. Народность мосо, проживающая в провинции Сычуань Китая, живет в матриархальном укладе, не изменившемся с древних времен.

 

Фараон или царица?

Одним из наиболее сильных и просвещенных древних государств по праву считался Египет. Его богатство и могущество до сих пор будоражат воображение. В памяти большинства это время отождествляется с периодом правления фараонов. Однако роль женщины в Египетском царстве была гораздо значительнее, чем принято считать.

Мать, жена, хранительница семейного очага, наконец, царица – все эти статусы были до того уважаемы на берегах Нила, что свою родословную египтяне вели строго по женской линии. От матери же к дочерям переходило имущество. Да и верховную власть зачастую наследовали так же. Фараон мог взойти на престол только после вступления в брак, а править страной – лишь при жизни супруги. Если же царица умирала, фараону для сохранения своего положения приходилось жениться на ее наследнице. В противном случае он лишался всего. Иногда из-за страха потерять свое могущество, власть и влияние правители осознанно шли на заключение брака между близкими родственниками.

Управлять страной могла и сама женщина. Время не сохранило память обо всех властительницах, но истории известны имена 21 из них, правивших Древним Египтом в разные годы. Роль и заслуги женщин со временем оказались позабыты, и нам навязаны успехи только одной из них – Клеопатры VII, правившей Египтом в 51 – 30 годах до н.э. Но царицы Египта получали власть всегда по праву, и как только их лишили этого права, наступил и период заката государства.

Впрочем, жизни и положению даже простых египтянок того времени позавидовали бы женщины многих стран и исторических периодов. Они могли работать, торговать, владеть землей и имуществом, имели возможность отстаивать свои права в суде.

 

Царица своего народа

 

 

Веками гонимые древние иудеи создали программу сохранения своего рода, отводя важнейшую роль в этом женщине, выделявшейся среди остальных женщин мира принципом несмешивания с другими народами. Существовавший матриархальный принцип «да прикрепится муж к жене своей» и определение родства по материнской линии ставили иудеек в исключительное положение. В интересах своего народа порой допускалось или даже требовалось, чтобы иудейские женщины выходили за инородцев. Родившиеся в таких браках дети, официально считавшиеся продолжателями рода отца, принадлежали народу матери.

 

 

Подвиги амазонок, распространившиеся по всему миру в сказаниях и мифах, будоражили воображение женщин разных народов. Желание защитить свою землю возникало у многих представительниц слабого пола. Но победы одерживались не только оружием. Возведенная в ранг святой библейская царица Эсфирь спасла свой народ от полного истребления, оставшись в его памяти символом избавления.

В V веке до н.э. множество иудеев проживало на территории Персии, которой правил своенравный царь Артаксеркс. Как-то затеяв большой пир, длившийся не один день, монарх, желая поразить гостей, потребовал от своей красавицы жены исполнить танец в обнаженном виде. Строптивая царица отказалась. Разозлившись, властитель приказал казнить ее, а для острастки остальных женщин издал указ, обязывающий жен подчиняться своим мужьям.

В тех местах жила девушка по имени Гадасса, оставшаяся после смерти родителей на воспитании у дальнего родственника иудея Мардохея. Когда объявили о намерении царя снова жениться, молодую иудейку доставили во дворец. Девушка покорила правителя своей красотой, выгодно отличаясь от соперниц светлыми волосами, что на востоке встречалось редко. К тому же она выделялась скромностью и кротким нравом. Царю приглянулась красавица, он выбрал ее в жены, дав новое имя – Эсфирь.

В 480 году до н.э. по просьбе жены властитель разрешил иудеям, находившимся в стране после Вавилонского плена, вернуться в Иерусалим. К удивлению, многие из них, чувствуя себя в безопасности под защитой царицы, решили остаться в Персии, чем вызвали негодование местных жителей. Верховный вельможа Аман, ненавидевший инородцев, узнав, что и при дворе тайно служат иудеи, поспешил доложить обо всем царю. Тот в порыве гнева приказал истребить всех иудеев империи.

Легенда гласит, что услышав о нависшей над ними угрозе, сородичи тайно обратились за помощью к царице. Молодая жена боялась сообщить мужу о своем происхождении, однако угроза уничтожения ее народа перевесила страх. По установленным тогда правилам никто не имел права войти без приглашения в покои царя, в том числе и супруга. Ослушавшихся жестоко карали. Царица, понимая, что ее ждет неминуемая гибель, все же нарушила запрет, вбежала в царские покои, а увидев грозного супруга, лишилась чувств. Растроганный Артаксеркс, сменив гнев на милость, пообещал выполнить любую ее просьбу. А услышав слова любимой: «Если я нашла благоволение в очах твоих, царь, и если царю благоугодно, то да будут дарованы мне жизнь моя, по желанию моему, и народ мой, по просьбе моей», отменил свой указ, а иудеям разрешил с оружием в руках защищать свою жизнь.

 

Государство Минангкабау и другие «женские» монархии

В Средние века христианская Европа не слишком задумывалась о том, чтобы допустить женщину к власти. Тем более что этого не приветствовали и религиозные догмы, требовавшие поклонения Богу Отцу и возвещавшие верховенство мужчины. Ходившие в народе легенды о женщинах-владычицах и подвигах амазонок считались не более чем сказкой, а отступления от установленных правил жестоко карались. Любая женщина могла быть обвинена в ереси. Заявления мужа о ненадлежащем поведении жены было достаточно для инквизиции. В Европе запылали костры, сжигая сильную половину слабого пола.

Именно в это время, в XIV веке, мореплаватели обнаружили на Суматре, самом западном острове нынешней Индонезии, феодальное матриархальное государство Минангкабау. Здешний народ, небольшими общинами расселившийся по территории, обожествлял и поклонялся великой Богине-матери. Вся семья, название которой означало «плоды одного чрева», а главой была старшая женщина, проживала в одном большом доме и состояла из родственников по женской линии. Женщины здесь имели все права на имущество, столетиями передаваемое по наследству только от матери к дочери. Роль же мужчин была ограниченна: они могли принимать участие в жизни своей семьи или всей общины, но при этом не имели прав ни на землю, ни на прочее имущество. В случае развода или смерти жены мужчина покидал семью и возвращался в дом своей матери.

 

 

Исследователи описали основу матриархального общества, благодаря чему информация сохранилась до наших дней. Община «нагари» состояла из 200 – 300 близких родственников по женской линии и возглавлялась старшей женщиной. Внутри общины проживало много мелких семей «сапаруи», состоящих из женщины-матери, ее детей и внуков. Материнский род совместно владел землей общины, а все прочее имущество принадлежало женщине и передавалось от матери к дочери. В своем роду запрещалось заключение браков, а обмен женихами и невестами происходил по соглашению между разными родами.

 

 

Этот случай был не единичным. В 1539 году испанская экспедиция под началом Гонсало Хименеса де Кесада отправившаяся на поиски мифической южноамериканской страны Эльдорадо, достигла плоскогорья долины Боготы. Их взору предстала благодатная страна – возделанные поля, деревянные и глинобитные дома, мощеные дороги и храмы. Проводники рассказали испанцам о проживающих здесь племенах женщин, живущих отдельно от мужчин. Заинтересованные колонизаторы решили посмотреть на эти поселения поближе. Прибыв на место, испанцы обнаружили жилища, населенные только женщинами и девочками. Ни одного мужчины в округе не было видно. Непрошеным гостям также было отказано в гостеприимстве. Позже де Кесада писал в своем «Докладе о завоевании нового Королевства Гранада»: «Для продолжения рода женщины покупали себе молодых рабов. Рабам запрещалось жить с женщинами в одном селении, поэтому их дома располагались на значительном расстоянии от женского поселения. Родившуюся девочку женщины оставляли в своем племени, а родившегося мальчика – отправляли к отцам».

 

Золотой век

История сохранила имена многих правителей, чье царствование называлось «золотым веком». И среди них было немало женщин. В Англии огромное влияние на все сферы жизни оказала Елизавета I, последняя из династии Тюдоров.

Рождение в 1533 году второй дочери нарушило планы короля Генриха VIII, которому для продолжения рода нужен был сын. Король, объявив дочерей незаконнорожденными и позаботившись об их воспитании, женился снова. Девочки росли во времена религиозных войн между католиками и протестантами, разделивших как население, так и королевских дочерей. Елизавета, поддерживавшая протестантов, долго находилась в опале. Но после смерти старшей сестры – королевы, прозванной за жестокость Кровавая Мэри, – 25-летняя Елизавета взошла на престол. Понимая, что распри повергнут страну в хаос, она сразу же издала Акт о единообразии (веротерпимости), запретив притеснения католиков, что позволило избежать гражданской войны. На требование выбрать мужа она ответила отказом, отвергнув всех кандидатов, и парламент не стал настаивать. Елизавета вошла в историю под именем Королева-девственница. За время ее правления английский флот отвоевал у Испании господство на море, что позволило беспрепятственно направлять экспедиции на поиск новых земель, присоединять колонии и вести успешную торговлю, обеспечив поступление в казну баснословных богатств.

В России был свой «золотой век» женщин-правительниц, и пришелся он на XVIII столетие. В 1722 году Петр I издал Указ о престолонаследии, согласно которому императору предоставлялось право произвольного объявления преемника. До этого все знали имя наследника престола, после же подписания Указа имя будущего правителя оставалось тайной до тех пор, пока действующий монарх не решал его открыть. А в феврале 1725-го Петр I неожиданно умер. Веками сформированные устои престолонаследия были разрушены, завещания императора о наследнике не нашли. И жена Петра Екатерина, заручившись поддержкой гвардии и нескольких влиятельных вельмож, взяла власть в свои руки. С этого момента в России наступил период цариц, который с небольшими перерывами длился почти до конца столетия. Правившие в разные годы Екатерина I, Анна Иоановна, Елизавета I, Екатерина II оставили весьма весомый след в политической истории Российской империи.

Современники и историки, прославлявшие российских императоров, зачастую описывали времена правления императриц критически. Постоянные развлечения, разгульный образ жизни, охота, балы, бездумная трата государственных денег, раздаривание бесчисленным фаворитам казенных земель и десятков тысяч крепостных душ – неполный список прегрешений, сопровождающих память о них уже несколько столетий. Однако при этом порой забывают, что расширение территорий государства достигло за время их царствования масштабов, о которых не мечтал даже реформатор Петр I. Военные кампании почти всегда заканчивались победой русского оружия. Открывались новые земли, русские поселения появились даже в Америке. Началось бурное развитие науки и искусства. Страна никогда больше не достигала такого богатства, могущества и степени влияния на мировые процессы.

После смерти Екатерины II новый император Павел I первым же своим указом отменил установленный Петром порядок престолонаследия, введя наследование по праву первородства по мужской линии, и тем самым лишил женщин возможности взойти на престол Российской империи

 

XIX век

 

«Стремление женщины к эмансипации связано с искусственностью городской жизни, в которой женщина ищет равноправия в юридическо-экономических сферах. Однако приобретение подобных прав не составляет идеала даже для мужчины, а в случае с женщинами оно просто опасно. Если бы и женщина сделалась участницей жизни юридическо-экономической – тогда можно было бы сказать, что конец близок». Из доклада философа Николая Федорова.

 

Возможно, это покажется странным, но в XIX столетии положение женщин в Европе было самым незавидным. Они полностью зависели от мужчин, не имея практически никаких юридических и экономических прав. Век индустриализации внес серьезные изменения в уклад семейной жизни во многих европейских государствах. Развитие промышленности привело к массовому переселению из деревни в город. В крестьянской семье издавна существовало четко выраженное разделение труда по половому признаку. Мужчина занимался тем, что требовало физической силы – вспашка земли, работа в лесу, косовица и т. д. Женская часть работы также была строго определена – уход за домашними животными и птицами, работа в поле, приготовление пищи, стирка, наведение порядка в доме, воспитание детей. При переезде в город сформированные веками устои начали меняться. На фабрики и заводы постоянно требовались рабочие руки. Появлялись новые специальности и даже профессии, и некоторые из них были вполне по силам и женщинам. Но при равной с мужчинами работе одинаковых условий в оплате они все равно не получали. Положение мужа по-прежнему влияло на статус жены, не имевшей никакой политической, экономической или правовой самостоятельности. XIX век был противоречивым и характеризовался, с одной стороны, как век восхищения женщиной и воспевания ее красоты, а с другой – полного ущемления ее прав.

Неудивительно, что скоро по Европе распространилось движение за женское равноправие, ставившее своими главными целями отстаивание права собственности для замужних женщин и права голоса для всех представительниц прекрасного пола. Первая проблема стояла наиболее остро, поскольку существующие тогда законы большинства европейских государств и США лишали замужнюю женщину правоспособности, в том числе прав на ее собственное имущество. К слову, в дореволюционной России женщины были защищены лучше, так что их основными требованиями были право на получения высшего образования и квалифицированный труд.

Борьба прекрасных и решительных дам за свои интересы принесла свои плоды – в 1860 году Законодательное собрание штата Нью-Йорк приняло «Акт о собственности замужних женщин». Этот документ гарантировал имущественные права жены после смерти мужа, аналогичные тем, которыми обладали мужья в аналогичном случае. Кроме того, отныне у женщины появлялась возможность оставлять себе заработанные ею деньги. Постепенно похожие решения появились и в европейских государствах.

В конце XIX – начале XX веков изменились требования, выдвигаемые женским движением, которое начало формировать феминистскую идеологию. Основным их условием стало избирательное право для женщин. С этого момента прекрасный пол начал возвращаться во власть.

 

Возвращение во власть или повторение истории

Роль женщины во всех сферах жизни общества постепенно возрастала. Однако и мужчины не спешили сдавать позиции. ХХ век оказался самым кровопролитным в истории человечества. Произошло множество революций, вооруженных переворотов, две мировые войны и множество более мелких конфликтов. Все более серьезным аргументом в мировой политике становилось мощное высокотехнологичное оружие. И все же именно в эти 100 лет значимость женщин в политике значительно возросла. Особенно заметно это стало во второй половине прошедшего века, когда женщины вновь продемонстрировали свою способность управлять государством, начав триумфальное возвращение во власть.

Многочисленные опросы о наиболее влиятельных политиках, проводимые в разных регионах мира, показали, что в памяти большинства респондентов сохранились образы дам во власти. Многие помнят Индиру Ганди, женщину, которая смогла объединить многочисленные народы, населяющие Индию, и прекратить межрелигиозные конфликты. Маргарет Тэтчер по праву называют самой властной женщиной ХХ столетия. Возглавив правительство Великобритании, она за годы своего руководства смогла увеличить ВВП страны более чем на 23%. Период ее премьерства характеризовался существенным укреплением позиций государства.

Впрочем, влияние женщин усиливается не только в политике – сегодня представительницы прекрасного пола могут реализовать себя буквально во всех областях человеческой жизни, доказать, что ни в чем не уступают мужчинам по уровню образования, профессионализму, по своему стремлению к работе и власти. Грань между «мужской» и «женской» работой постепенно исчезает, женщины восстанавливают утраченные когда-то позиции. XXI век только начался, но за прошедшие 16 лет в разных странах более 70 женщин избирались президентами или возглавляли правительства. Что будет дальше, покажет время…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.