В последние месяцы взгляды мирового сообщества прикованы к Африке. А точнее, к Ливии: здесь был зверски убит полковник Муаммар Каддафи. Его смерть отвлекла внимание широкой общественности от, казалось бы, незначительного, но весьма важного факта – несколько недель назад Обама направил военные подразделения в Демократическую Республику Конго, Уганду, Центральноафриканскую Республику и Южный Судан.

      Для чего? Давайте разберемся.

      Собственно, по какой причине Обама заинтересовался Африкой, известно. Сотня специально обученных и экипированных бойцов разместится в Уганде и сопредельных государствах для того, чтобы противостоять «Армии сопротивления Господа». Причем в основном в качестве советников. Главная функция американцев – обучать и направлять. Применять оружие они собираются только для самообороны.

      Что же представляют собой их противники – «Армия сопротивления Господа»?

 Собственно, по какой причине Обама заинтересовался Африкой, известно. Сотня специально обученных и экипированных бойцов разместится в Уганде и сопредельных государствах для того, чтобы противостоять «Армии сопротивления Господа». Причем в основном в качестве советников. Главная функция американцев – обучать и направлять. Применять оружие они собираются только для самообороны.

      Что же представляют собой их противники – «Армия сопротивления Господа»?

      Так сложилось, что, услышав словосочетание «религиозный экстремист», мы с вами представляем афганского ваххабита или чеченского боевика с Кораном в одной руке и автоматом Калашникова в другой. Ничего не поделаешь. Все кругом только и говорят про нарастающую волну исламского экстремизма.

      Но на самом деле религиозные фанатики бывают разные. Автомат Калашникова, пожалуй, и в самом деле роднит борцов за веру всех мастей. А вот остальные приметы могут сильно различаться. В частности, бойцы «Армии сопротивления Господа» – не мусульмане, а христиане. Во всяком случае, считают себя таковыми.

      Не так давно, в 1987 году, в Уганде возникла группировка, которая тут же вступила в борьбу с правительством Йовери Мусевени, недавно ставшего президентом. Как водится в Африке, от лозунгов оппозиционеры очень быстро перешли к формированию вооруженных боевых отрядов.

      Джозеф Кони – глава новой партии (или, точнее, секты) призывал построить в Уганде теократическое государство, идеология которого будет основываться на 10 христианских заповедях. Правда, для того, чтобы сделать мировую религию более удобоваримой для местного населения, ее щедро приправили африканскими верованиями. Получившийся микс оказался похож на то, во что верят жители острова Гаити.

      Один из лидеров движения Винсент Отти говорил: «Господня Армия Сопротивления – лишь название движения, потому что мы сражаемся от имени Господа. Господь – единственный, кто помогает нам. Вот почему мы придумали такое название. И люди всегда спрашивают нас, правда ли, что мы сражаемся за Десять заповедей Господних? Да, это правда, потому что Десять заповедей – закон, дарованный Господом людям на земле. Всем людям. Если вы будете следовать этому закону, то никто не примет у себя вора, никто не захочет отнять у другого его жену, никто не решится на немотивированное убийство, и так далее».

      В целом задачи организации выглядят так:

      1. Свергнуть диктатуру и прекратить угнетение народа.

      2. Восстановить в стране многопартийную демократию.

      3. Положить конец попранию человеческих прав и унижению человеческого достоинства жителей Уганды.

      4. Обеспечить мир и безопасность в стране.

      5. Обеспечить единство, суверенность и экономическое процветание государства.

      6. Не допустить дискриминации людей, недовольных порядками, установленными ГАС в Уганде.

      Оппоненты ГАС возражают: организация в основном занимается террором. Прийти к власти в стране она не пытается, четкой программы не имеет и только мутит воду.

      Мировое сообщество с этим мнением согласно. И немудрено. На счету новоявленных «крестоносцев» похищение людей, нападение на миссию ООН, убийство сотен мирных жителей и солдат. В результате 8 июля и 27 сентября 2005 года Международный уголовный суд выпустил ордеры на арест пяти лидеров организации: Джозефа Кони, его помощника Винсента Отти, а также полевых командиров Раски Луквия, Окота Одхиамбы и Доминика Онгуэна.

      Правда, Отти до ареста не дожил. В 2007 он, по слухам, не сошелся с одним из своих коллег, Джозефом Кони, по какому-то вопросу – отнюдь не богословскому, а, скорее, политическому. Якобы Отти пошел на мирные переговоры с неприятелем. За это он, по слухам, был арестован и казнен. Впрочем, есть версия, что второе лиц ГАС погибло вовсе не от рук вчерашних друзей, а от холеры…

      28 декабря прошлого года весь мир облетела новость. На северо-востоке Демократической Республики Конго боевики ГАС совершили нападение на католическую церковь. «Рождественская резня» – гласили заголовки газет, а подробности бойни шокировали даже людей с крепкими нервами.

      Останки 80 прихожан, собравшихся в местном храме для молитвы в честь одного из главных христианских праздников, были найдены внутри здания и на паперти. Нападавшие не пощадили здесь никого. А заодно уничтожили еще около 400 жителей окрестных деревень.

      Помимо всего прочего для пополнения своих рядов «Армия Господня» стала похищать детей: из них религиозные фанатики готовят солдат. Джозеф Кони считает, что только те, кто с детства предан делу, могут стать настоящими крестоносцами, рыцарями без страха и упрека. И, конечно, послушными марионетками.

      Вообще, проблема юных солдат в Африке стоит давно и остро. ГАС тут не открыла ничего нового. Часто за автомат берутся 8-летние ребятишки. Фотографии с маленькими боевиками и наемниками периодически попадают на страницы европейской прессы.

      Всего за 20 с небольшим лет своего существования «Армия сопротивления Господа» забрала более 30 тыс. жизней. В основном жертвами боевиков становится мирное население. Методы борьбы против повстанцев используются самые разные – от тотального истребления до поголовного прощения всех, кто покается.

      Вот и США решили внести свою лепту в дело мира – и ввязались в очередную локальную свару. Кстати, вторую за недолгое правление Обамы. Можно, конечно, возразить – Обама отправил в Уганду всего 100 человек. Правда, этой сотней американский контингент в Африке не ограничивается. Но особенно интересно: с чего это прагматичный Вашингтон опять решил бросить в самое пекло своих драгоценных граждан?

 Кстати, про граждан, Африку и пекло. В разное время Иностранный легион обвиняли в том, что это фактически армия наемников, сражающихся за деньги и французское гражданство, которое дается им «за выслугу лет». США прогрессивную практику партнеров по НАТО, похоже, переняли. Специальное подразделение иностранных наемников тут не создавали. Солдаты удачи попросту служат в Многонациональных Оперативных Группах, существующих при НАТО.

      В сентябре 7 граждан Микронезии, Канады, Кении, Филиппин и Палау, проходивших службу в миссии «Африканский Рог», стали гражданами США. Во время торжественной церемонии посол Соединенных Штатов в Джибути заявил им: «Вы уже сражались за нашу свободу. Никто из американцев не добился права гражданства США так, как это сделали вы. Вы рисковали своей жизнью, своей свободой и поклялись честью выполнять этот воинский долг, и немногие женщины и мужчины сделали это для того, чтобы получить гражданство. В этом вы – особенные».

     

     Версия первая. Снова нефть

      Первая причина, по которой американские солдаты оказались в, мягко говоря, не самом спокойном регионе – борьба за «черное золото». Интерес к южносуданской нефти Вашингтон проявил давно. Собственно, стратегия перехода с ближневосточных месторождений на африканские появилась еще при Буше-младшем. Так что звездно-полосатый орлан уже давно кружит над Джубой.

      Дело в том, что в этом регионе залегает 5% всей африканской нефти. Причем ее качество гораздо выше, чем в бассейнах Каспия и Персидского залива. А это означает, что переработка сырца резко упрощается и не занимает много времени.

      Чтобы облегчить доступ к источнику стратегического сырья, Белый дом предпринял множество шагов. Во-первых, пока еще Судан был единым государством, американцы встали на сторону южных повстанцев, а лидера северян Омара аль-Башира объявили исламским радикалом. Правда, его оппоненты отличались только тем, что исповедовали не ислам, а христианство.

      США стали главным лоббистом идеи независимой Джубы в ООН и прочих международных организациях. И вот в июле этого года труд десятилетий завершился победой. На карте появилась новая страна с новым президентом, но старым государственным языком – английским. Так что языкового барьера у американских морпехов, оказавшихся в африканской командировке, не будет.

      Вообще, про историю борьбы США за суданскую нефть и пути ее транспортировки можно написать книгу. Здесь и давление на стратегических партнеров Северного Судана в Канаде, и шантаж Дарфура международными санкциями, и поддержка повстанцев не только словом, но и долларом, и дипломатические игры, войны, погони, перестрелки.

     Версия вторая. Тотальный контроль

      Иной версии придерживается председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. В интервью «Свободной прессе» он заявил: «Думаю, материальные резоны в действиях Обамы отсутствуют. Сегодня проблемы организации рынка необходимых продуктов, от углеводородов до металлов, не решают грубым физическим контролем. На деле цели здесь совершенно иные. 

     Думаю, у Обамы есть особый интерес к Африке. Вероятно, что контроль над этим регионом – одна из задач ЦРУ, которое в свое время «вело» Обаму…

      …Но личным интересом дело не ограничивается. Штатам сегодня требуются большие изменения в политическом режиме. А для этого нужен повод – сочетание внешней нестабильности с внутренней. Повод, который потребует перехода к жестким, менее правовым форматам управления. Поэтому Обама, где может, закладывает очаги новой вовлеченности США, которые являются механизмами перекройки политического строя.

      Нефть – это объяснение для человека с улицы. Ему нужно объяснять очень понятные вещи, потому что он понимает только то, что может пощупать».

      Более того, Джемаль считает: намерение американцев бороться с христианскими экстремистами – это реверанс в сторону исламистов. По мнению эксперта, политика США делает разворот на 180 градусов. Как и во времена Рейгана, Белый дом вновь готов начать поддержку моджахедов всех мастей. Возможно, именно поэтому Вашингтон стал на сторону египетских, ливийских и прочих религиозных революционеров.

      По мнению председателя Исламского комитета России, это провальная политика. Эксперт считает, что США не удастся договориться с экстремистами, потому что их основная цель – уничтожение современного либерального западного глобального мира как такового. То есть боевики просто не станут договариваться.

      Джемаль уверен – чем чаще американцы будут «влезать» в вооруженные конфликты, тем хуже будет самим Штатам. Каждое такое вмешательство приведет к ущемлению свобод граждан страны. В качестве примера он приводит знаменитый теракт 11 сентября. Вернее, его последствия – активизацию деятельности спецслужб, вторжение в приватную жизнь простых граждан и прочие «прелести» тотального контроля. Эксперт дает следующий прогноз: «Лично я убежден – я не призываю разделять мои убеждения – что Америка идет к новой гражданской войне и отмене конституции. В 1861 году гражданская война в США переформатировала страну из вида, в котором ее создавали отцы-основатели – союза свободных общин, которые взаимодействуют на договорной основе. Вместо этого янки создали федеральное республиканское государство с жесткой централизованной администрацией и двухпартийной системой.

      На повестке дня – следующий этап: переформатирование Штатов в «чистую» империю. Думаю, США придут к авторитарному режиму с полной отменой свобод. Но для этого, конечно, нужна кровь и большие потрясения. Во внутренней политике частью этой программы может стать движение «Занимай Уолл-стрит». Его можно раскрутить в массовые волнения, которые позволят ввести режим чрезвычайного положения на всей территории США. Но, повторюсь, такие внутренние шаги обязательно должны дополнятся внешними – типа Ливии, Афганистана, Уганды».

     ВерсиЯ третьЯ. орлан против Дракона

      Эта популярная версия возвращает нас к противостоянию США и Китая. Пока Америка воевала, азиатский тигр разворачивал в Африке взаимовыгодное сотрудничество. Была построена ГЭС в Гане, разрабатываются нефтяные месторождения в Анголе и Габоне, заключены многомиллионные контракты на добычу ископаемых в Конго и Замбии.

      Вдобавок, китайцы рассматривают Черный континент в качестве огромного рынка сбыта и одновременно производственного цеха. Дело в том, что во многих странах существует квота на продажу товаров, произведенных в Китае. Таким образом местных производителей стараются защитить от дешевого товара извне.

      Так вот, коммерсанты из Поднебесной придумали отличный выход – они разворачивают производство в Африке. Рабочая сила здесь стоит не дороже, чем на родине, а табличка «Made in Africa» надежно прикрывает товар от всяческих мешающих свободной торговле квот. 

      Более того, в последнее время Китай наращивает в регионе и военную мощь. Он не строит военных баз и не вводит в близлежащие моря авианосцы. КНР действует тоньше. Например, миротворческий контингент в Африке нынче в значительной степени состоит из китайских солдат.

      Насколько сотня американских вояк может изменить ситуацию, спросите вы? Совсем не может. Многие эксперты вовсе придерживаются мнения, что в Африке США свое первенство упустили навсегда.

     Версия Четвертая. Нелогичная

      Кое-кто высказывает и вовсе оригинальное мнение – Обама запутался в американской политике и начинает делать ничем не объяснимые глупости. В частности, этого мнения придерживается Виктор Кремнюк, заместитель директора Института США и Канады. «Я не очень понимаю, почему Обама это делает», – говорит он.

      По мнению эксперта, политические противники американского президента умышленно толкают его на странные с их точки зрения ходы: «Маккейн упирает на то, что Обама не так все делает: надо покрепче и попроще, а он – слабак. А другие критики представляют дело так, что Обама плохо понимает, о чем говорит: путает Уганду с Ливией, например».

      Кремнюк считает решение нынешнего хозяина Белого дома нелогичным еще и потому, что его приход в Овальный кабинет произошел как раз на волне миротворческой риторики. Но вместо того чтобы вывести войска из Ирака и Афганистана, США ввязались в гражданскую войну в Ливии. А сейчас еще наращивают контингент и в Центральной Африке.

     Чем дальше, тем хуже

       Но самый интересный вопрос не в том, для чего США все больше втягиваются в африканские конфликты. Даже если Белый дом руководствуется серьезными резонами, непонятно, как ситуация сложится дальше. Ведь война на несколько фронтов и сама по себе опасна, а когда при этом вчерашние союзники заявляют, что готовы стать врагами, а тылы не особенно надежны – дело может закончиться самым печальным образом.

      В конце октября президент Афганистана Хамид Карзай выступил с сенсационным заявлением: «Если, не дай Аллах, между Пакистаном и Америкой разразится война, мы встанем на сторону Пакистана».

      Понятно, что у Вашингтона и в мыслях не было воевать с Пакистаном, хотя отношения между двумя странами после несанкционированной Исламабадом операции, закончившейся убийством бен Ладена, охладились. Но сам факт – давний союзник, выращенный на кровные доллары, вдруг заявляет такое – мягко говоря, удивляет.

     Генерал Питер Фуллер, второй по старшинству американский военный в Афганистане, отреагировал на это по-военному прямо: «Вы, должно быть, шутите… Простите, мы дали вам 11,6 млрд. долларов, а теперь вы говорите, что вас это не волнует?» И тут же был снят с должности. Дескать, ничего страшного. На словах предавать интересы США можно.

      Но проблемы у Штатов появились не только с дружественным правительством Афганистана. Не так давно еще один давний и верный союзник, Бахрейн, объявил: ни для каких военных операций, направленных против Ирана, своей территории королевство не предоставит.

      Дело в том, что знаменитый 5 флот ВМС США, тот самый, что сражался против Ирака, базируется как раз на территории этой страны, в Манаме. И вдруг такой удар: 39 из 40 законодателей Бахрейна не позволяют его использовать.

      А ведь Иран – это далеко не единственная страна, где Белому дому в любой момент может потребоваться военное присутствие. Есть еще и Сирия, которая переодически обещает сравнять с землей верного союзника США – Израиль. А заступаться за Тель-Авив так же, как помогать повстанцам в Ливии (вяло покачивая крыльями самолетов американских ВВС да еще и стремясь откреститься от активных действии и ответственности), не получится. Помогать еврейскому государству придется всерьез.

      А тут еще и Турция во главе с Эрдоганом, еще одним союзничком, затевает странную игру. Мало того, что Анкара тоже поссорилась с Израилем, так еще и делает непонятные реверансы в адрес исламских радикалов. Конечно, для того, чтобы представить, как Турция вступает в открытое вооруженное противостояние с США, нужна буйная фантазия. Но и простая раздача политических авансов давним врагам хозяину Белого дома настроение не улучшает.

      В общем, Обама впутывает себя и государство, вверенное ему на 4 года, в сложную историю, и пока непонятно, как он будет из нее выбираться. От первого чернокожего президента США ожидали, что он станет голубем мира, а он оказался глубоко законспирированным ястребом. Еще, почитай, и похлеще Буша. Понравится ли это избирателям? Особенно на фоне очередного скачка государственного долга и практически проваленных реформ? Вряд ли. Так что на предстоящих выборах кому-то придется попотеть.

      Но и это еще не все. Помимо частных проблем США есть еще и общемировые. Земной шар и так мало похож на конгресс пацифистов. И желание мировых держав по любому поводу рассылать в разные его части военных, пусть даже и в качестве советников, никак не улучшают ситуацию.

      «Занимай Уолл-стрит» – гражданское движение, ставшее крайне популярным в последнее время. Его участники протестуют против общественно-политической системы США, борются с лоббистами и требуют отделения политики от бизнеса.