«Ад и рай – в небесах», –  

     утверждают ханжи. 

     Я, в себя заглянув, убедился во лжи: 

     Ад и рай – не круги во дворце мирозданья, 

     Ад и рай – это две половинки души.

     Омар Хайям

      Кто из нас не задумывался о том, где он окажется после смерти? Этот вопрос наверняка волнует всех. Неудивительно, что в каждой культуре появилось представление о рае, куда попадают достойные люди. У скандинавов это место называется Вальхаллой, у славян – Ирием или Выраем, у греков – Элизиумом. А у христиан, иудеев и мусульман человек после смерти возвращается в дивный Эдемский сад, из которого был изгнан.

      Как выглядит рай? В мифах народов мира его описывают как прекрасный цветущий сад, как совершенный город и как небеса.

Дорога в небеса

      Вплоть до Средневековья ученые и философы не сомневались в существовании Эдемского сада. Поиски утраченного рая становились целью жизни пилигримов и подвижников. Но со временем мыслители и путешественники поняли: обитель праведных душ не может находиться на грешной земле – ведь ничто земное не совершенно. Одни говорили, что дивный сад разбит на вершине самой высокой горы и не соприкасается с порочным миром. Другие – что его место на Северном или Южном полюсе. Третьи – что рай расположен на Луне или на другом крупном небесном теле.

      Само слово «Эдем», по одной из версий, произошло от древнееврейского eden, что означает «наслаждение». По другой – от древнешумерского слова edin («равнина») – имелось в виду, вероятно, Месопотамское междуречье. В книге Бытия говорится, что рай орошала огромная река, которая постепенно расходилась на четыре потока – Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. Два из них существуют на самом деле – Хиддекель теперь называется Тигром, он омывает территорию бывшей Ассирии; а Евфрат остался Евфратом. Куда делись остальные, предположить нетрудно – Аравийский полуостров находится в сейсмически активном районе, и за тысячи лет ландшафт мог очень сильно измениться. Да и пустыня могла поглотить водоемы. А если уж вспомнить библейскую историю потопа, так и вовсе нетрудно предположить, куда подевались и реки, и сам Эдемский сад.

      Но есть и другая версия, по которой основным потоком была не какая-то река, а целый Персидский залив. Тем более что, согласно Библии, Эдемский сад был расположен на его берегах – к востоку от Шумерского царства или Шаннара, как его называют древние книги.

      Некоторые библейские энциклопедии считают, что мифические Фисон и Гихон – это современные Инд и Ганг, и уверены, что исчезнувший Эдемский сад находился на территории Индии.

      Но что если фразу «И насадил Бог Рай в Едеме на Востоке» нужно понимать в переносном смысле? Ведь восток – очень важный христианский символ. Там встает солнце, с той стороны в храмах устанавливают алтари, лицом на восток хоронят мертвых. Согласно Библии, Христос вновь придет к людям с востока. То есть Эдем на Востоке – это место не на Земле, а в ином измерении, где, по мнению богословов, и находилась колыбель человечества.

      Правда, данную версию можно оспорить: в Писании упоминаются обычные земные названия рек и земель. Но это легко объяснить – изгнанный из рая Адам очень тосковал и, чтобы облегчить душевные муки, давал земным водоемам и даже целым странам райские имена.

Не так давно журнал Scientific American опубликовал статью Кертиса Марина. Известный ученый утверждал, что человечество существовало и до ледникового периода. Наступление холодов спровоцировало массовое вымирание доисторических людей, однако нескольким сотням все же удалось спастись. Они укрылись на южноафриканском побережье. Именно там, близ местечка Моссель-Бей, археологи нашли стоянку крупного племени возрастом 164 тыс. лет. Во время ледникового периода, как известно, большая часть территории Земли была непригодна для жизни из-за холода и отсутствия воды. Однако на юге Африки образовался заповедник с уникальным мягким климатом, в котором бурно цвела растительность и плодились млекопитающие. Ученые считают, что именно в этом Эдемском саду началась история современного человечества.

      Как попасть в рай? Самый простой ответ: жить спокойно, не грешить, а затем умереть – остальное произойдет уже без вашего участия. Однако человек любознателен – он хочет и сам что-то узнать, и поделиться с остальными. В нашем случае – и рай посмотреть, и другим про него рассказать.

      Легенды сохранили имена тех немногих, кому удалось войти в небесные чертоги живым. К числу этих счастливчиков относил себя и Данте, описавший путешествие по потустороннему миру. Он даже указал путь туда: по мнению поэта, он начинается у подножия горы Чистилища, расположенной на другой стороне земли, точно под Иерусалимом. Поднявшись на вершину, можно узреть врата рая и первое небо за ними.

      Талмуд тоже говорит о возможности попасть живым на небеса. Одиннадцать легендарных праведников, по преданию, оказались лицом к лицу с Богом, минуя неприятный этап, именуемый смертью. В любом случае, путь к вечному блаженству только один – не грешить. А в некоторых религиях, к тому же, нельзя оказаться в загробном мире без проводника. В скандинавскую Вальхаллу героев приносят небесные девы-валькирии, а в греческий Элизиум праведные души доставляет лодочник Харон.

      Но как же понять, что ты уже оказался в раю? Несложно: в этом месте, по представлениям христиан и язычников, должны находиться определенные вещи. Например, в библейский Эдем можно попасть, пройдя через врата. После изгнания Адама и Евы, согласно книге Бытия, у входа в рай был поставлен херувим с огненным мечом. В священной книге его имя не указано, но легенды гласят, что праведников встречает архангел Гавриил или сам апостол Петр. А за вратами, помимо прочих чудес, каждый увидит Древо Жизни и Древо познания Добра и Зла.

 Библия утверждает, что первые люди лишились бессмертия по своей собственной вине. А вот вавилонская легенда о первом человеке Адапе говорит иное. Сыну бога Эа Адапе было разрешено созерцать все тайны земли и неба, и жизнь его было спокойной и счастливой, пока с ним не решил познакомиться бог Ану. Эа строго предупредил: «Ану поднесет тебе пищу смерти, но ты не ешь, поднесет тебе воду смерти, но ты не пей. И тогда обретешь бессмертие». И сын последовал отцовскому наставлению. Но в итоге оказалось, что Ану предлагал ему воду и пищу жизни. Не приняв дара, Адапа стал смертным.

     Где растут запретные плоды?

      В самой высокой точке королевства Бахрейн есть чудесное растение – Шаджарат аль-Хайя, или Древо Жизни. Прозопис из рода мимозовых, которому уже более 400 лет, растет на вершине холма. Ближайший источник воды находится в полутора километрах, до грунтовых вод – более десяти метров грунта. И все же дерево живет, давая туристам повод вскарабкаться на холм, а ученым – вновь задуматься о местонахождении Эдема. Ведь древнее растение однозначно указывает на то, что в давние времена Аравийская пустыня была не так уж пустынна. Возможно, в этом месте и существовал некогда настоящий райский сад?

      Мифическое Древо Жизни, которое описывают древние священные тексты, было, как и Шаджарат аль-Хайя, бессмертным. А в придачу могло даровать вечную жизнь тем, кто вкусил его плодов. Именно потому библейские предки людей не умирали.

      Впрочем, подобные легенды существовали не только у христиан. В древнем Шумере, как и во многих других культурах, существовал культ Мирового древа. Обособленно стоящие деревья считались священными, и зачастую даже прикасаться к ним было строжайше запрещено. Нарушение табу сурово каралось.

      А вот для приверженцев иудаизма мифическое Древо – всего лишь метафора, оно символизирует Тору. В Притчах Соломона так и говорится: «Она – дерево жизни для тех, кто поддерживает ее». Поэтому для священных свитков всегда используется деревянный валик, украшенный цветком граната – распространенный на востоке символ Древа.

      Итак, в раю жили первые люди – Адам и Ева, которые до определенного момента были безгрешны и бессмертны. Но их блаженная безмятежность объяснялась абсолютным неведением. Знания преумножают скорбь, и история Адамы и Евы – лучшее тому подтверждение. Отведав плодов Древа познания Добра и Зла, первые люди взвалили на свои плечи тяжелую ношу знаний о мире и нарушили указание Бога. За что и понесли наказание.

      Эта мысль прослеживается и в древних мифах Месопотамии: человеку не дано одновременно обладать бессмертием и способностью к познанию. И тот, кто пожелает вкушать и от Древа Жизни, и от Древа познания – будет лишен и того, и другого.

      И все же – что это были за деревья? Есть ли у них земные аналоги? Вряд ли. Скорее всего, райские деревья – миф. Но символические изображения остаются: Древо Жизни принято изображать в виде кедра, кипариса или граната. Что же касается Древа познания Добра и Зла, то за ним прочно закрепился образ яблони – возможно, из-за созвучия латинских слов peccatum (грех) и pomum (яблоко).

В 1975 году в Америке была основана секта, получившая название «Врата рая». Ее лидерами стали Маршалл Эпплуайт и Бонни Неттлз. «Новая вера» большой популярностью не пользовалась, но все же имела последователей, в том числе профессиональных программистов. Члены общины разработали собственный сайт, а заодно начали зарабатывать деньги, занимаясь веб-дизайном. Они сняли виллу в Санта-Фе, где вели жизнь аскетов вплоть до сообщения в 1996 году о появлении кометы Хейла-Боппа, в хвосте которой астрономы зафиксировали крупный твердый объект. Основатели секты сочли это знаком – врата рая наконец откроются для избранных. А значит, пора покинуть материальные тела и вознестись на борт космического корабля, прилетевшего за праведными. Все члены секты – на тот момент 36 человек – оделись в черное, угостились пудингом с фенобарбиталом, натянули на головы пластиковые пакеты и стали ждать вознесения. На руках у покойников полиция обнаружила повязки с надписью «Команда ушедших в рай».

     

     Каждой вере – по раю

      С давних времен люди самозабвенно воображали себе рай, и каждый народ описывал это волшебное место по-своему. К примеру, в исламе хороший человек попадает туда не один, а вместе со своими любимыми женами. Кроме законных супруг праведники наслаждаются обществом чернооких гурий – прекрасных непорочных дев. Правда, некоторые исламские богословы считают гурий бесплотными духами или просто художественным образом. Но любой простой мусульманин предпочитает верить, что в загробном мире его встретят вполне материальные женщины. И он в компании жен и гурий будет возлежать под сенью огромных шатров, собранных из яхонта, жемчуга и других драгоценных камней, и пить особое вино, сохраняющее ясность рассудка. Чудесные яства на серебряных блюдах будут подносить миловидные юноши в зеленых одеждах. Кстати, сам праведник тоже будет облачен во все зеленое – в священный цвет ислама.

     Свой аналог рая – Ирий или Вырай – имеется и в славянской мифологии. По ту сторону облаков на небольшом острове растет Мировое древо (в разных мифах – либо дуб, либо береза). У его вершины обитают птицедевы – птицы с прекрасными женскими лицами. Туда стремятся и души умерших людей. На ветвях Мирового древа растут молодильные яблоки, а у его корней расположены особые студенцы-колодцы с живой и мертвой водой. Время в Ирии течет с обычной скоростью, однако душам праведников там так хорошо, что целый год кажется им всего лишь мигом. И это блаженство длится до следующего рождения. Ведь именно из Ирия аисты приносят младенцев.

      Ирий-сад открыт не только для людей, ведь это та самая сказочная южная страна, куда улетают птицы на зиму. Туда же отправляются души хищных зверей, убитых на охоте. Отправляясь в Ирий, они рассказывают постоянным обитателям – «старшим» – как с ними поступил человек. И если охотник убил животное без лишних страданий, да еще и попросил у него за это прощения, то «старшие» вскоре отправят зверя обратно – чтобы дичь не переводилась.

 Ключи от славянского рая всегда хранили птицы. Сначала они были у ворона, однако его неприятное карканье тревожило души умерших и пугало райских птиц. Тогда бог Сварог повелел крикуну отдать ключи ласточке. Ворон подчинился, но один, от потайной дверцы, оставил себе. С тех пор он может, пусть и незаконно, прилетать в Ирий за живой и мертвой водой.

 

      Что же касается скандинавского рая – Вальхаллы – то тут все не так просто. Во-первых, туда попадают не все праведники, а только отважные воины, павшие в бою за правое дело. Остальные отправляются в царство мертвых – Хель.

      Небесный чертог Вальхаллы – это огромный зал с крышей из золотых щитов, которые подпирают копья. В этот зал ведут 540 дверей, и в нем живут эйнхерии – погибшие воины. Целый день они яростно сражаются друг с другом. Но к вечеру убитые воскресают, раны заживают, отрубленные конечности вырастают. И дружная компания эйнхериев садится за стол и допоздна пьет хмельной мед, вытекающий из вымени священной козы Хейдрун, которая пасется на крыше Вальхаллы и мирно пощипывает листья священного ясеня Иггдрасиля – Мирового древа. Ночь эти веселые ребята проводят в объятиях нежных дев, а утром все начинается сначала. Битва, пир, женщины – именно таким хотели видеть свое загробное существование суровые викинги.

     Царство небесное

      Все религии сходятся в одном – хорошие люди после смерти будут приближены к Богу (или богам) и окажутся на небесах. Праведники попадут в святое место, где «нет плача и воздыханий, а одно радование».

      Первое христианское описание рая зафиксировано в житии святой Перпетуи: он предстает в этом древнем тексте как роскошный сад, наполненный благоухающими цветами и дивно поющими птицами. Этот образ рая вобрал в себя все самое прекрасное, что мог найти человек в природе.

      Хотя иногда наслаждения, которые испытывают праведники в раю, носят достаточно сомнительный характер. Так, в апокрифической литературе говорится, что Моисей, вознесшись на небеса, получил в качестве награды за служение Богу право любоваться мучениями грешников в аду.

      В вопросе убранства традиционное христианство согласно с апокрифами: «Твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото», – так описывает пророк Иезекиль свои видения о рае.

     Своеобразную трактовку идеи Царства Небесного предлагают Свидетели Иеговы. Они вкладывают в это словосочетание не географический, а административный смысл. По их мнению, это своеобразное правительство, состоящее из самого Иисуса Христа и 144 тыс. «помазанных христиан» – его соправителей («министров»). Это праведники, которые, умирая, сразу же воскресают в виде ангелов. Царство Небесное начало формироваться сразу же после смерти Христа и формируется до сих пор. Именно благодаря своим соратникам, по мнению свидетелей Иеговы, Господь победит зло и восстановит утерянный рай.

      В отличие от ада, рай весьма демократичен – не так уж часто в описании обители вечного блаженства присутствует разделение: это небо – для хороших, а вот это – для замечательных. Тем не менее, некоторые отцы Церкви все же считали, что души праведников имеют не одинаковый доступ к райским утехам – учитывается степень их заслуг в земной жизни.

      В откровении Иоанна Богослова Царство Небесное – это огромный город-крепость в виде куба, каждая грань которого равна 12 тыс. стадий (около 2200 км), спускающийся с небес. Толщина стен божественной твердыни – 144 локтя (почти 65 м). Внутрь ведут 12 ворот – по трое с каждой стороны. В центре города растет Древо Жизни, от которого течет живая вода. 

      Свою структуру рая предлагает и Данте: кругов ада у него девять, а вот небесных – целых десять. На первом небе, которым Данте считал Луну, обитают те, кто в жизни соблюдал свой долг. Второе небо – Меркурий – предназначено реформаторам и невинно пострадавшим. На Венере обитают влюбленные, а на Солнце – мудрецы и великие ученые. Пятое небо – Марс – уготовано воителям за веру, а шестое – Юпитер – справедливым правителям. Далее, на Сатурне обитают богословы и монахи – их глубоко верующий Данте считает важнее правителей и мудрецов. Выше них расположена сфера звезд, затем – Перводвигатель. И, наконец, на десятом небе находится высший уровень рая – обитель самого Божества.

 Пришедшие в Скандинавию христианские миссионеры задумались – как объяснить воинам-язычникам в рогатых шлемах суть рая и отбить у них охоту попадать в языческую Вальхаллу. И они решили отождествить небесный чертог Одина не с раем, а с адом. Мол, непрекращающаяся кровавая бойня, противоестественное и болезненное отрастание конечностей – есть не что иное, как бесконечные адские муки. Валькирии, асы и прочий персонал – это, на самом деле, демоны, а сами эйнхерии – вовсе не герои, а великие грешники, загубившие кучу народа.

     Золотой век

      Царство Небесное представляется иудеям, богомилам, анабаптистам и многим другим религиозным течениям особой страной, где с наступлением «золотого века» будут жить праведники. А если повезет – это будет вся Земля.

      В последнее время чуть ли не каждый год называется новая дата Апокалипсиса. И люди все чаще задумываются – какой будет жизнь после конца света? Возможно, на нашей многострадальной планете появится идеальное государство, настоящий «земной рай», и просуществует он ни много ни мало, а целую тысячу лет… Очень привлекательная идея, хотя и немного наивная.

     Другую версию предлагают русские религиозные философы – они говорят не о рае, а об особом явлении – богочеловечестве. Это сложное понятие означает время и мир, в котором будут жить люди, достигшие духовного совершенства и таким образом ставшие подобными Богу. И такой мир, конечно же, будет настоящим раем, в котором нет зла, насилия, греха и смерти.