В Перу завершились президентские выборы. В борьбе за вожделенное кресло приняли участие 11 человек. Победил большой друг Чавеса, индеец по крови Ольянта Умала. Так что головной боли у США прибавилось.

     Вообще перуанская политика отличается какой-то семейностью. Она напоминает любимый нашим народом сериал «Санта-Барбара». Одни и те же люди борются за президентский пост, сменяя друг друга, то уходя, то возвращаясь, вступая в сложные взаимоотношения, и даже иногда отправляя друг друга в тюрьму.

     Так что не удивляйтесь. В нашем рассказе мы периодически будем говорить о тех, кто в нынешних выборах не участвовал и в момент голосования вообще находился за решеткой, но на самом деле имеет к борьбе за президентское кресло самое что ни на есть прямое отношение.

     Интрига в перуанских выборах сохранялась долго. Лидеры гонки шли почти голова к голове, и до последнего момента их результат не был очевиден. Первая пятерка кандидатов выглядела так – столичный мэр Луис Кастаньеда Лоссио, теперь уже позапрошлый президент Алехандро Толедо, премьер в его правительстве Педро Кучински, сенатор Кейко Фухимори и индейский лидер Ольянта Умала. Остальные 6 участников выборов набрали в сумме менее 1% голосов.

          Про градоначальника Лимы Луиса Лоссио говорить особенно нечего. Так сказать, потомственный мэр (его отец возглавлял одно время администрацию города Чиклайо и был в нем довольно популярен). После падения перуанской диктатуры Лоссио традиционно участвует в президентских выборах и традиционно проигрывает. Зато на посту мэра Лимы он чувствует себя превосходно вот уже два срока. Рейтинг, правда, постепенно падает. Но если напрячься, то можно поруководить столицей еще лет 5.

          О следующем кандидате – №4 президентской гонки – можно рассказать подробнее.

     Первый индейский президент

          Алехандро Толедо стал первым индейским президентом Перу. Он принадлежит к народу кечуа – наследникам инков. Считается, что к тому моменту, когда полторы сотни испанцев во главе с Франсиско Писарро покорили Перу, индейцы кечуа имели настолько богатую культуру, что превосходили ацтеков и майя. Но сегодня доподлинно что-то утверждать уже сложно. Доблестные конкистадоры, подданные Его Католического Величества, эту богатейшую культуру практически стерли с лица земли.

          Коренное население Южной Америки традиционно нищее. Поэтому будущий президент, родившись в семье аборигена, у которого было 16 детей мал мала меньше, всю жизнь был вынужден работать. Карьеру он начал чистильщиком обуви. Окончив школу, при помощи «Армии спасения» оказался в университете Сан-Франциско. Оплачен был только первый год обучения. Но Толедо играл в футбол за студенческую команду, работал на заправке и сумел-таки получить высшее образование.

         Став экономистом, будущий президент работал с ООН, Всемирным Банком, Межамериканским банком развития, Международной организацией труда и Организацией экономического сотрудничества и развития. Преподавал в Японии и участвовал в исследованиях в Гарварде. Получил профессорскую степень.

         Свою политическую карьеру он начал в 1995 году. Причем сразу с выборов. Толедо попытался конкурировать с президентом Фухимори. О нем мы обязательно расскажем подробно, потому что именно вокруг этой персоны построена политическая карьера всех участников нашего повествования.

     Диктатор Фухимори

          Альберто Кэнъя Фухимори – выходец из Японии. Его родители перебрались в Перу как раз тогда, когда на родине буйствовали местные нацисты, втянувшие, наконец, страну во Вторую мировую войну.

          Фухимори получил хорошее образование, был ректором университета, вел популярное телешоу, а потом как-то неожиданно для всех стал президентом. Прозвище, кстати, у него было «китаец». На высоком посту он сменил Алана Гарсию Переса, про которого мы потом тоже расскажем, потому что Перес как раз и был президентом Перу до нынешнего года. Вы запутались? Ничего страшного. Для каждого, кто начинает разбираться в перуанской политике, это нормально.

         Новоизбранный президент начал проводить в жизнь программу, прямо противоположную политике предшественника. Тот все национализировал – этот все приватизировал. В результате часть населения (как водится, меньшая) стала очень богатой, а другая часть (естественно, большая) – очень бедной. Тем не менее, экономика страны временно пришла в норму.

          И вот тут новый президент решил, что Конгресс, в котором большинство выступало против него, мешает ему проводить реформы. Поэтому он распустил Конгресс. Организовал новые выборы – его партия заняла большинство мест – провел референдум, принял новую конституцию, расширившую президентские полномочия, и получил всю полноту власти.

          В результате Венесуэла разорвала с Перу дипломатические отношения, Аргентина отозвала своего посла, зато Фухимори поддержали 73% избирателей и США. Военные попытались свергнуть «китайца», но неудачно. Капитан службы госбезопасности Владимиро Ленин Монтесинос предупредил президента. Впоследствии он стал министром внутренних дел, а заговорщики отправились за решетку.

          Но покой перуанскому лидеру только снился. В стране шла самая настоящая война. Террористы из «Сияющего пути» и «Революционного движения имени Тупака Амару» контролировали целые деревни. Фухимори, как человек решительный и не очень щепетильный, на террор ответил террором и концентрационными лагерями.

         Жесткие меры дали определенный результат. 12 сентября 1992 года был захвачен лидер «Сияющего пути» – Абимаэль Гусман. Перед ним стоял простой выбор. Смертная казнь – или обращение по телевидению к своим сторонникам с приказом сложить оружие и пожизненное заключение. Умирать пламенный революционер не торопился. Правда, и выступление его особенного эффекта не возымело. Зато успеху в борьбе с повстанцами способствовали мощные антитеррористические операции. Правда, позже специальная комиссия выяснила, что в ходе зачисток военные уничтожали местное население, а потом выдавали трупы за убитых повстанцами. Но так или иначе внутренняя ситуация временно стабилизировалась. И в 1995 году Фухимори был переизбран на второй срок, победив в том числе и индейца Толедо. «Вождь краснокожих» набрал всего 3% голосов.

         Шансов у противников перуанского лидера не было. Мало того, что ему удалось навести относительный порядок в стране, так еще прямо накануне выборов молниеносной военной операцией в пользу Перу был решен давний территориальный конфликт с Эквадором.

          Пользуясь поддержкой Вашингтона, Фухимори полагал, что может править вечно.

          Не пытаясь оправдать действия Фухимори, следует отметить, что члены маоистского «Сияющего пути» и марксистско-ленинского «Революционного движения имени Тупака Амару» тоже совсем не похожи на херувимчиков.

         Руки их по локоть в крови. Захват заложников, убийства и теракты – главные средства борьбы «Сендеро Луминосо». Уничтожались не только политические противники, но и целые деревни, отказавшиеся примкнуть к повстанцам. Вот что писали «сендеристы»: «Для нас права человека противоречат правам народа, так как мы полагаем права в человеке как социальный продукт, нет абстрактного человека с врожденными правами. «Права человека» существуют не исключительно для буржуев, позиции, бывшей краеугольным камнем феодализма, подобно тому, как буржуазия в прошлом выдвигала понятия свободы, равенства и братства. Но сегодня, с появлением пролетариата как организованного коммунистической партией класса, с опытом триумфальных революций с построением социализма, новой демократии и диктатуры пролетариата, доказано, что права человека служат угнетающему классу и эксплуататорам, которые основали государства буржуазии и землевладельцев… Наша позиция кристально ясна. Мы отвергаем и осуждаем права человека, потому что это буржуазные, реакционные, контрреволюционные права и сейчас они являются оружием ревизионистов и империалистов, главным образом империалистов-янки».

          «Революционное движение имени Тупака Амару» вело себя скромнее. В результате один из его членов, Эхуд Симон, даже стал премьер-министром Перу как раз при предыдущем президенте Пересе.

     Индеец против «китайца»

          Тем временем, проигравший Толедо создает свое движение «Возможное Перу» и как-то незаметно, с рейтингом в 3%, становится лидером оппозиции. Под его знаменами собираются все недовольные и обиженные. К выборам 2000 года профессор – главный альтернативный кандидат.

          Положение Фухимори осложняется не только тем, что «левые» объединились. Его выдвижение на третий срок многие считают антиконституционным. Вдобавок от него ушла жена. И не просто бросила его, а создала собственную партию и вступила с экс-супругом в борьбу. В ответ «китаец» сделал «первой леди» свою дочь Кейко.

     В ходе выборов Толедо неожиданно снимает кандидатуру. Он заявляет, что не будет участвовать во втором туре, так как его конкурент сфальсифицировал результаты первого, а отсутствие независимого суда не оставляет оппонентам власти надежды на то, что этот факт будет признан.

          В день третьей инаугурации Фухимори у здания Конгресса собралась демонстрация его противников. 

         Политическая напряженность с каждым днем нарастала. Чтобы хоть как-то разрядить обстановку, «китаец» предложил пост премьера одному из оппозиционеров. И вот, когда накал достиг пика, телеканал «Canal N» показал запись, на которой верный сторонник президента, спасший его некогда от переворота Владимиро Ленин Монтесинос предлагает взятку одному из оппозиционных депутатов за то, чтобы тот перешел из «вражеской» партии в президентскую.

         Далее разоблачения следуют одно за другим. Оказывается, что правящая верхушка страны связана с наркомафией. Выясняется, что Фухимори причастен к программе тайной стерилизации малоимущих слоев населения. 200 тыс. малоимущих перуанцев даже не знали, что их лишили возможности иметь детей. Таким образом, оказывается, правительство пыталось бороться с бедностью. Дескать, не можешь прокормить – не рожай. Дело шло к восстанию – и «китаец» решил от греха подальше покинуть страну.

          Были организованы новые выборы. Толедо победил уже упомянутого Гарсию и стал президентом. На этом посту он провел всего один срок, но сделал немало. Именно он достиг 6% роста в год перуанской экономики, поборол инфляцию и открыл специальную программу борьбы с бедностью, которой пользуется до 200 тыс. человек в год.

          Кстати, в последний год президентства Толедо сделал премьер-министром страны №3 нынешней президентской гонки. Основное, чем прославился Педро Кучински, так это тем, что ухитрялся одновременно занимать кресло премьера и работать на высоких должностях в частных корпорациях. Пахло такое совмещение дурно, и потому на него начали коситься. Ну да тут как раз новые выборы подоспели…

          Несмотря на все заслуги, на выборах 2006 года первый индейский президент не смог даже выйти во второй тур. Его опередили двое. «Перуанский кронпринц» Гарсия, участвовавший во всех президентских компаниях, и новый конкурент, тоже индеец – Ольянта Умала.

          Умала – военный, герой войны с «Сендера Луминосо» и Эквадором, участник попытки переворота с целью свержения Фухимори. Был арестован, некоторое время сидел в тюрьме. Брат революционера, с оружием в руках боровшегося против диктатора. Большой поклонник Чавеса. Этакий Че Гевара XXI века.

          Новый кандидат оттянул на себя часть президентского электората, но слишком увлекся лозунгами в стиле лидера Венесуэлы и потому отпугнул умеренных левых. В результате выборы он проиграл. А президентский пост занял Гарсия, о котором мы наконец-то расскажем подробно.

     Перуанский кронпринц

          Алан Габриэль Людвиг Гарсия Перес родился в семье высокопоставленного партийного функционера «Американского народно-революционного альянса» – APRA. Партия считала, что Латинская Америка должна идти своим путем – не коммунистическим, но и не капиталистическим. Сейчас этот путь называют социал-либерализмом. Перес получил отличное образование, а тропка для его дальнейшей политической карьеры уже была протоптана папой. По ней, никуда не сворачивая, он и двинулся. В 32 года возглавил партию, стал одним из авторов перуанской конституции 1979 года, потом депутатом, и, наконец, в 1985 году победил на президентских выборах.

          Вот тут в его карьере случилась первая крупная неудача. Экономика разрушалась на глазах. Боевики-радикалисты (те самые, которым позже прищемит хвост Фухимори) устроили смуту. В общем, дело не ладилось. Свой президентский срок Гарсия как-то отбыл, но переизбраться не смог, уступив Фухимори.

          Следом за потерей кресла главы государства на него посыпались обвинения в коррупции, и он решил от греха подальше пересидеть опасное время в Колумбии. Ожидание длилось 10 лет, пока следствие от него, наконец, не отстало. Тогда «кронпринц» вернулся на родину и снова стал членом парламента. Он возглавил умеренную парламентскую оппозицию и зажил припеваючи, изредка выступая спарринг-партнером Фухимори.

          Но когда последнего сместили и политика из опасного дела снова стала превращаться в прибыльное занятие, Гарсия как будто проснулся. Первая серьезная попытка вернуться к большой власти успехом не увенчалась, а вот вторая удалась. В 2006 году он повторно возглавил страну, имея основным конкурентом Ольянта Умала.

          В 2007 году в стране начался процесс против экс-президента Фухимори. В течение последующих лет его судили три раза. В результате он был приговорен в общей сложности более чем к 40 годам тюремного заключения и крупному штрафу за злоупотребление властью, причастность к 25 убийствам, дачу взятки и организацию незаконного прослушивания телефонных переговоров.

          С резкой критикой процесса над ее отцом выступила бывшая первая леди Перу и кандидат №2 на нынешних выборах Кейко Фухимори. К тому времени она стала конгрессменом, набрав самое большое количество голосов за всю историю округа Лима.

          А тем временем новый президент пытался лавировать между правыми и левыми. Одним из его премьеров даже стал предварительно отсидевший бывший боевик «Революционного движения имени Тупака Амару» Эхуд Симон. Но угодить всем не удалось. Лавировал президент, лавировал, да не вылавировал.

          Одним из его предвыборных обещаний была гарантия введения смертной казни. Но Конгресс его неожиданно не поддержал. А потом начались демонстрации протеста. Основным требованием стало введение запрета на добычу нефти, полезных ископаемых и леса иностранцами на землях индейцев. В результате столкновений в ходе таких акций погибло 50 человек.

          В общем, стало понятно, что переизбрание Гарсии не светит. Он даже не выдвигал свою кандидатуру на выборы нынешнего года…

     Выборы 2011

          Нынешняя гонка была крайне напряженной. Первоначально Умала уступал четырем основным соперникам. Ситуация резко изменилась за две недели до выборов. Будущий президент обошел конкурентов. Правда, Кейко Фухимори он обогнал всего на один процент.

         Образование такой пары лидеров аналитики объяснили очень просто. Имея прямо противоположные политические взгляды, члены пары Фухимори-Умала твердо опираются каждый на свою часть электората. При этом оба лидера считают, что Перу не должна допускать во внутренние дела посторонних. В то время как, например, Педро Кучински (№3 в президентской гонке) не просто выступает за тесное сближение с США, но еще и сам является гражданином этой страны.

         Программа Умалы достаточно стандартна для левого латиноамериканского кандидата – рост минимальной заработной платы, расширение кредитования малоимущих, повышение налогообложения горнодобывающих компаний и ввод запретительных пошлин на экспорт газа.

         Фухимори вспоминала в предвыборных речах «золотой век» правления своего отца. Это время многие в Перу и впрямь считают удачным. Кейко пыталась опереться на бизнес и промышленников, при этом не забывая и бедняков, но не индейцев, а белых.

         Так или иначе, все должен был решить второй тур. В него вышли два непримиримых противника – дочь ныне находящегося в тюрьме перуанского диктатора Кейко Фухимори и боровшийся против ее отца с оружием в руках подполковник Умала. Перуанский лауреат Нобелевской премии по литературе Марио Варгас Льоса еще перед первым туром назвал их противостояние «выбором между раком и СПИДом».

        Тем не менее, когда дело пошло ко второму туру, Льоса изменил мнение и начал активно агитировать за Умалу. А вместе с ним за подполковником пошли все либералы, оставшиеся без кандидатов. Возвращения авторитарного стиля правления они не хотели.

         К тому же сам Умала сделал несколько мощных шагов, чтобы показать, что не такой уж он и левый. Он побывал с визитом в посольстве США и встретился с самым главным католическим консерватором в стране – кардиналом Перу Хуаном Луисом Сиприани. Сам факт того, что священнослужитель принял кандидата в президенты, многих удивил. Но еще большим сюрпризом стал итог встречи. Индеец так понравился прелату, что тот подарил ему четки, благословленные Папой Римским.

          В общем, даже обещание Кейко Фухимори в случае прихода к власти не выпускать из тюрьмы родного отца не помогло ей победить. Умала стал вторым индейским президентом Перу. Правда, с отрывом менее чем в один процент.

          Его конкурентка уже признала результаты выборов. Уже экс-президент Гарсия, который еще пять лет назад заявлял о готовности организовать переворот в случае, если Умала придет к власти, теперь сообщил, что готов сотрудничать с преемником по целому ряду вопросов. В общем, наступили тишь и всеобщее примирение.

         Вот только некоторые считают – это ненадолго. Часть экспертов склонна думать, что все заигрывания с США и консерваторами, которые демонстрировал перед выборами Умала – не более чем тонкая игра. На самом деле новый глава государства по-прежнему остается сторонником идей Чавеса и уж теперь развернется во всей красе.

         С другой стороны, гарвардский профессор Стивен Левицки сказал в интервью «The Los Angeles Times»: «Умала в 2006 году был очень страшной фигурой, но две трети перуанцев не хотят радикальных перемен, и Умала должен был пойти им навстречу. Он явный прагматик, и если выиграет, то не получит мандата на вседозволенность».

        В общем, поживем – увидим.