Когда в США случится революция?

            Совсем недавно в Конгрессе США разгорелся бурный спор. Говорили об арабских революциях. Пугали ими Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Но некоторые эксперты считают, что революции следует бояться… самим США.

            Бурная «Арабская весна», по мнению ряда аналитиков, отвлекла внимание мировой общественности и выступила отличным прикрытием для некоторых ранее непривычных для США вещей. Половина страны охвачена массовыми протестами. Люди выходят на улицы и блокируют здания органов власти, в судах скопилось целое море исков, а «ослы» и «слоны» схватились насмерть, собирая подписи под петициями об отзыве депутатов друг друга.

            Осенью прошлого года на промежуточных выборах в Сенат победили республиканцы. Демократы сохранили много мест в Палате представителей, но безоговорочного большинства им не удалось получить и здесь. В результате в руководстве Штатов сторонники Обамы сменились его противниками. Республиканцы не преминули этим воспользоваться. Они тут же развязали кампанию по борьбе с профсоюзами – самым важным союзником действующего президента.

            Вознеся над головой знамя экономии бюджетных средств, руководство 18 штатов заявило, что собирается уменьшить число прав профсоюзов бюджетников. Формально придраться тут не к чему. Многие, даже богатые, регионы страны сейчас по уши в долгах. А профсоюзы постоянно требуют у властей повышения заработной платы работников и всяческого улучшения их уровня жизни. Республиканцы – против. Они пытаются выдавить профсоюзы из взаимоотношений «работник-государство». Цель понятна – сэкономить на учителях и врачах.

            Но последних такое положение дел устроить не может. К тому же после долгого молчания за бюджетников заступился и президент, назвавший новую политику оппонентов «атакой на профсоюзы». На речь Обамы тут же отреагировали в Висконсине. В пятимиллионном штате на улицу вышло 100 тыс. человек. Причем акция была не разовой. Митинги собирались неоднократно и получали мощную информационную поддержку Интернета – в сети позицию бунтовщиков разделили сотни тысяч.

            Чуть ли не каждое выступление заканчивалось захватом здания местного парламента. Впрочем, вполне мирным – без битья стекол и бросания разного рода предметов в представителей власти. Прорывавшиеся внутрь избиратели мешали депутатам голосовать по непопулярным вопросам и всячески не давали им работать.

            Свою поддержку протестующим высказал польский профсоюз «Солидарность». Сюда же приехал и знаменитый режиссер Майкл Мур. Он выступил на стороне «угнетенного класса», помянул недобрым словом капиталистов и посоветовал всем крепиться.

            Разумеется, и местные представители демократической партии не остались в стороне от борьбы. Чтобы помешать проведению серии неудобных для них голосований, они покинули территорию штата, тем самым сорвав попытку республиканцев собрать кворум, необходимый для принятия ряда экономических решений. Но «слоны» тоже оказались хитры. Они составили повестку дня так, чтобы избежать пунктов, для которых на заседаниях им требовалось присутствие депутатов от демократов. В результате все профсоюзы бюджетников (кроме организаций пожарных и полицейских) были лишены права заключать коллективные договоры между работником и работодателем, кроме случаев, связанных с размером заработной платы. Но и тут они оказались скованы по рукам и ногам. Потому что темп роста зарплаты тоже загнан в рамки – он напрямую связан с инфляцией.

            Помимо Висконсина беспорядки охватили Алабаму, Огайо, Айову, Индиану и Нью-Джерси. В прессе эти события освещались крайне слабо. В Интернете очень сложно найти хоть какие-то материалы, кроме любительских роликов с мест событий. Но некоторые источники утверждают, что акции протеста захлестнули всю страну.

            Тем не менее, протестующих поддерживают далеко не все. И это естественно – иначе бы, например, Скотт Уокер, под лозунгом борьбы с профсоюзами бюджетников ставший губернатором Висконсина, осенью не получил бы своего кресла.

            Дело в том, что рядовые налогоплательщики прекрасно осознают – повышение зарплат врачей, к примеру, совсем не обязательно приведет к повышению уровня медицинских услуг. Зато если их доход урезать – бюджету «полегчает» однозначно и бесповоротно. А эта проблема сейчас для США крайне актуальна.

В долгах, как в шелках

            О том, сколько денег должны местные бюджеты, говорят постоянно. Например, долг самого богатого штата страны – Калифорнии – составляет 60 млрд. долларов и постоянно растет. В 2009 году губернатор-терминатор Арнольд Шварценеггер объявил, что вводит чрезвычайное финансовое положение. Но ситуацию это так и не исправило.

            У других регионов не меньшие проблемы. Иллинойс, например, в 2010-м вошел в ТОП-10 самых задолжавших штатов. Нью-Джерси должен 56,9 млрд. долларов. Прогнозируемый дефицит бюджета Род-Айленда в 2012 году зашкалит за 290 миллионов, а Оклахомы – 600 миллионов. Коннектикут сегодня имеет 26 млрд. долларов непрофинансированных медицинских обязательств. Maссачусетс задолжал пенсионерам почти 22 миллиарда.

            На этом список должников не заканчивается – мы назвали лишь самых крупных. И статистика показывает, что с каждым годом суммы долгов только увеличиваются. Причем не только на уровне штатов, но и на уровне страны.

            В мае нынешнего года государственный долг США в очередной раз достиг максимально допустимого для этой страны уровня – 14,294 трлн. долларов. Если Конгресс и администрация Обамы не примут закон об увеличении максимума задолженности – правительство будет вынуждено объявить дефолт. На все про все у Белого дома и Капитолия есть 11 недель.

            Минфин США уже прекратил выпуск заемных бумаг. Обама выступил с заявлением, в котором сообщил, что если ситуация не изменится, в стране начнется новый кризис. Директор Национального экономического совета Джин Сперлинг считает: все это «должно стать для политиков сигналом того, что пришло время серьезно задуматься о сохранении доверия к США».

            При этом Конгресс четко дал понять, что голосование по увеличению пределов суммы госдолга провалит. Он требует от кабинета Обамы конкретной программы по сокращению государственных расходов. Причем все понимают, что до 2 августа (дата, до которой нужно успеть принять решение) она разработана не будет.

            Белый дом уже заявил, что готов «срезать» финансирование сельского хозяйства, пенсионных программ и начать распродавать госсобственность. Но эксперты считают, что этих мер для решения проблемы явно недостаточно и Минфину придется пустить в ход активы – в том числе запасы золота. Министерство поначалу «встало на дыбы», но на сегодняшний день, похоже, примирилось с неизбежным.

            США уже неоднократно повышали потолок заимствований. 20 лет назад он составлял 3,6 трлн., 10 лет назад – 6 трлн., а в 2008 году – 10,7 трлн. долларов. Бесконечно это продолжаться не может. Тем более что по прогнозам страна может уже к 2016 году потерять статус крупнейшей мировой экономики, уступив Китаю. На сегодняшний день дефицит бюджета Соединенных Штатов составляет 10% от ВВП. Но эта цифра с каждым годом растет все быстрее за счет процентов по долгам.

            При этом решения проблемы в данной ситуации просто нет. «Обе партии в Конгрессе сражаются ради одной цели, но имеют разный взгляд на положение дел. Демократы хотят продолжать стимулировать экономику даже при большом дефиците бюджета и быстром росте госдолга. Но при этом есть риск, что тогда у США просто не будут покупать облигации в нужном объеме. По сути, это уже происходит», – считает аналитик ИК «РИК-Финанс» Михаил Федоров. Более того, Китай, например, стал избавляться от американских облигаций. За последние 5 месяцев он продал этих ценных бумаг на 9,2 млрд. долларов.

            Но и предложение республиканцев, по мнению эксперта, проблемы не решит. Сокращение госрасходов, на котором они настаивают, неизбежно приведет к спаду производства. Рано или поздно в США начнется новая Великая депрессия с очень высоким уровнем инфляции, отмечает эксперт.

            Понятно, что все это не может не сказаться на жизни граждан страны. Их ждет рост налогов, снижение доходов и обесценивание национальной валюты.

            Причем то, что доллар рухнет, у многих не вызывает сомнений. Например, легендарный финансист Джордж Сорос говорит: «Я избавляюсь от доллара США и приобретаю евро, а также австралийские, канадские и новозеландские доллары. Американская администрация не желает продолжать «политику сильного доллара». Руководство США пытается стимулировать экономику страны за счет других государств. Такие методы можно назвать «разори своего соседа».

            С ним солидарны и российские эксперты. Михаил Леонтьев утверждает: «Доллар, безусловно, обесценится, у него есть потенциал обесценивания, вопрос только в том, насколько он рухнет. И руководство российского Центробанка, я знаю, придерживается того же мнения… В Америке – системный кризис… Американское благополучие связано не с заслугами американских производителей, а с долгом, который растет каждый день… Каждая американская семья должна миру больше 70 тыс. долларов!»

На распутье

            Возникает закономерный вопрос: почему этот колосс еще не обвалился? Дело в том, что у остальных трудностей не меньше.

            Например, в Европе с экономикой дела тоже обстоят непросто. Вот мнение главного экономиста «Deutsche Bank» Томаса Майера: «Валютный союз суверенных государств возможен, если присутствуют два условия: денежная политика, направленная исключительно на обеспечение стабильности валютного курса, и полная национальная ответственность государств за свои долги».

            А в ЕС по обоим пунктам проблемы. Ни о какой ответственности государств за долги речи не идет. Самая тяжелая ситуация в Греции. Дефицит бюджета в этой стране составляет 9,5% вместо ожидаемых 7,4%. Чтобы спасти экономику от дефолта, европейские политики предлагают реструктуризировать долги этой страны – то есть попросту явочным порядком объявить, что выплата всех задолженностей откладывается. А тем временем Афины проведут приватизацию и на вырученные деньги попытаются стабилизировать ситуацию.

            Неожиданный удар по Греции нанес арест главы МВФ Доминика Стросс-Кана. Пока он остается под следствием за попытку изнасилования, непонятно, каким образом будет развиваться план по оказанию финансовой помощи Международного валютного фонда тонущей экономике страны. Дело в том, что значительная часть сотрудничества официальных Афин и международной организации строилась на личной дружбе Стросс-Кана и греческого премьер-министра Георгиоса Папандреу. Как сложатся отношения с новым руководством МВФ – не знает никто. Все это крайне печально для ЕС, потому что проблемы с экономикой есть не только у Греции. Непросто дела обстоят и в других странах. Например, в Испании и Португалии.

            Президент Евросоюза Герман ван Ромпей пытается спасти ситуацию. Он направился в Китай, чтобы убедить тамошнее руководство выкупить ценные бумаги экономически слабых европейских стран. В переговорах у него на руках ряд козырей. Китай давно уже переводит свои золотовалютные резервы из доллара в евро, а потому весьма заинтересован в стабильности общеевропейской валюты. К тому же Европа – один из главных торговых партнеров КНР. В прошлом году их совместный товарооборот достиг 400 млрд. евро, а инвестиции Пекина в активы ЕС превысили 500 миллиардов.

            Однако просто так никто ничего ван Ромпею не даст. Тем более что у Поднебесной к Европе накопилось множество претензий. Экономике этой страны в Европе так и не придали статус рыночной. К тому же после событий на площади Тяньаньмэнь против Китая введено эмбарго на поставку оружия. И сейчас КНР желает, чтобы его отменили. Пока сторонников у такого решения немного. Фактически, только баронесса Кэтрин Эштон.

            Но заигрывать с Пекином ван Ромпей, похоже, готов. В прессе его позицию уже окрестили «торговлей правами человека». Дело в том, что традиционно Европа поддерживала тибетских сепаратистов. Но в ноябре прошлого года после встречи с китайским руководством в Брюсселе на общую пресс-конференцию руководства Евросоюза и КНДР не были допущены журналисты, критикующие официальный Пекин. Позже им разрешили зайти в зал, но саму пресс-конференцию отменили.

            Если дела так пойдут и дальше, Евросоюз из чувства самосохранения просто вынужден будет пойти на уступки Китаю. Ведь пока все в ЕС сосредоточились на помощи Греции, ситуация стремительно ухудшается и в других странах. На очереди кризис в Португалии, а там, глядишь, дойдет дело и до Испании. А ввиду нынешних экономических проблем Штатов Брюсселю будет просто не к кому обратиться за помощью.

Опаленные войной

            Проблемы экономики – это далеко не все, что беспокоит американских граждан. Вот уже более 10 лет страна непрерывно воюет в разных точках земного шара. И конца этим войнам не видно.

            Число потерь США в Ираке и Афганистане – великая тайна. Однозначно можно утверждать, что они превышают 50 тыс. человек убитыми и ранеными. Приблизительно столько же, сколько и во Вьетнаме. Но некоторые считают, что эта цифра сильно занижена. Например, редактор газеты «Arab News», египетский писатель Амер Абдул-Монейм, утверждает: «Цифры и документы в наших руках. Войны в Ираке и Афганистане обернулись крупнейшими потерями военной техники и живой силы армии США. Подобного не происходило с момента создания Соединенных Штатов. Америка потеряла более 600 тыс. единиц военной техники: это различные военные машины, броневики, джипы, вертолеты, кроме того, более чем 1 млн. солдат и офицеров убиты, ранены, а также искалечены или заболели психическими расстройствами».

            Сколько денег было потрачено на войны – тоже неизвестно. Даже по официальным данным цифра стремится к ТРИЛЛИОНУ долларов. Притом огромная часть этих средств просто исчезает неизвестно куда. Телеведущая и писательница Лора Фландерс говорит: «США потеряли в Ираке 9 миллиардов, а потом – еще 9 миллиардов. Это старая история с исчезновением денег. А также старая история о том, как финансы, отданные Пентагону, становятся частью так называемого черного бюджета, о реализации которого никто ничего не знает».

            По данным «Wall Street Journal», каждый день через аэропорт Кабула Афганистан покидает 10 млн. долларов. Журналисты считают, что это – следствие беспрецедентного разворовывания средств, направленных США на восстановление страны.

            Понятно, что все это не может нравиться американцам. Антивоенные выступления начались практически сразу после вторжения США в Афганистан и Ирак. Но постепенно, одновременно с успехом коалиционных войск, пошли на убыль. Сейчас началась новая волна протестов. Участников пикетов массово задерживают. Так, в марте этого года было арестовано 100 пацифистов, скандировавших лозунги возле Белого Дома. В декабре многотысячная демонстрация закончилась арестом 131 человека после того, как митингующие отказались разойтись по требованию полиции.

            Несмотря на это, антивоенное движение в стране набирает обороты. Его участники ведут себя все более агрессивно. Они пытаются прорываться в административные здания и срывают принятие различных документов, касающихся боевых действий. Акции протеста проходят чуть ли не каждый месяц.

            Но пацифистами список недовольных в США не ограничивается. Есть еще одна категория граждан, требующих даже не смены власти или реформ, а уничтожения страны.

Сепаратисты

            В 2010 году известный американский экономист и политолог профессор Стивен Коэн заявил: «Предпосылки распада США накапливались десятилетиями. Это доллар, ставший международным платежным средством, но не подкрепленный ни золотом, ни другими ценностями – ничем, кроме военной мощи США. Откажись сейчас Китай и Россия от доллара, и все, он рухнет, похоронив под собой американскую экономику. Добавьте к этому непомерные расходы на вооружение, войны в Ираке и Афганистане, настроившие против нас исламский мир, и агрессивную внешнюю политику. Я даю Америке пять лет, после чего, я уверен, ее ждет распад».

            Госдеп США считает, что на сег

одняшний день в стране есть несколько очагов сепаратизма. В первую очередь, это индейцы, проживающие на территории Небраски, Южной Дакоты, Северной Дакоты, Монтаны и Вайоминга. Площадь их расселения равна приблизительно двум Франциям. Народ дакота, собственно, уже объявил, что он и другие племена больше не признают 33 договора, подписанных их предками за 150 лет. Их позицию поддержала ООН Декларацией о независимости индейцев. А в случае возникновения нового государства его готовы уже сегодня признать Боливия, Венесуэла, Куба, Чили и ЮАР.

            Второй рассадник сепаратизма – штат Техас. Губернатор Рик Перри заявил: «У нас много разных сценариев. Налоги – это общегосударственная проблема. Наш штат присоединился к этому государству в 1845-м добровольно. Значит, мы можем и отделиться, если решим сделать так. У нас великая страна, и у нас нет ни одной причины распускать наш союз. Но если Вашингтон продолжит совать нос в дела народа США, понятно, какой может быть итог». Идею создания независимого Техаса в штате поддерживает целая организация – она называется «Республика Техас».

            Третьей в списке Госдепа идет Калифорния. Тут за свободу борется Калифорнийская сепаратистская партия. А экс-губернатор Арнольд Шварценеггер даже начал заключать межправительственные соглашения с другими странами. А именно – с Великобританией. Ни один другой штат такого опыта не имеет.

            На четвертом месте – Нью-Йорк. В 2006 году член городского совета Питер Валлоне предложил воссоздать Вольный город Нью-Йорк. Именно в таком статусе мегаполис находился в середине XIX века. Считается, что около половины нынешних членов городского совета – сепаратисты.

            На этом список Госдепа заканчивается, но не заканчивается перечень регионов США, жители которых больше не хотят жить в этой стране. В штате Мэн действует движение «Свободу Мэну», имеющее поддержку 20% населения. Среди его членов был, например, вице-губернатор штата.

Собственно, опыт массового объявления независимости штатов в истории США имел место. Когда в стране было отменено рабство, 11 южных штатов вышли из состава государства. Южная Каролина, Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия, Луизиана, Техас, Вирджиния, Арканзас, Северная Каролина и Теннесси менее чем за год объявили о независимости. Это привело к гражданской войне, жертвой которой стал почти миллион человек.

            В Нью-Гемпшире обсуждают планы создания Нью-Гемпширской республики. Главный инициатор – вице-губернатор. В Вермонте для своей независимой республики уже выбирают название – Вторая Вермонтская республика или Республика Зеленых Гор. В рядах инициаторов – вице-губернатор и сенатор.

            Вдобавок Мексиканские Соединенные Штаты уже 10 лет напрямую поддерживают латиноамериканских сепаратистов на территории западнее реки Миссисипи. Они хотят создать Новую Мексику, в которую должны войти 4 штата США.

            Но есть и вовсе неожиданные решения. Кусок штата Мичиган готовится отойти… к Финляндии. Он разделен озером на две части – северную и южную. Так вот, северная считает себя провинцией Финляндии, потому что 70% ее населения – финны.

            Фактически, на сегодняшний день в США присутствуют все предпосылки для революции – стремительно ухудшающаяся экономическая ситуация, война и сепаратистские настроения регионов. Очень похожим образом обстояли дела в России в начале ХХ века. Чем дело закончилось тогда – знают все. Чем оно закончится сейчас? Поживем – увидим. Эксперты считают, что ничего хорошего ждать не стоит.