Завтра может начаться ядерная война

            Опять война. Впрочем, слово «опять» тут не совсем уместно. Формально Северная и Южная Корея уже 50 лет находятся в состоянии войны. К счастью, к активным боевым действиям стороны переходят редко. Но все-таки периодически это делают. И вот – очередное обострение…

            Южная Корея – один из четырех азиатских тигров. Мы привыкли относить ее к богатейшим странам мира (13 место по объему ВВП). Хотя здесь нет ничего, кроме гор. Территория небольшая, и никаких полезных ископаемых до сих пор не нашли. Зато по объему производства текстиля, стали и нефтехимической продукции это государство занимает 5-е место. По выпуску автомобилей – 6-е. На долю Южной Кореи приходится 40% заказов на производство кораблей в мире. И даже в сфере IT-технологий Корейская Республика – впереди планеты всей. Именно здесь изобретен киберспорт – соревнования по компьютерным играм. Зарплата спортсмена-геймера может колебаться от 20 до 300 тыс. долларов в год.

            Эксперты считают, что корейское экономическое чудо свершилось благодаря тому, что в свое время руководство страны решило плюнуть на непонятные местному населению политические реформы и занялось экономикой. Вместо того чтобы строить демократию по западному образцу, здесь стали развивать производство и привлекать инвестиции. Что же касается формы правления, то в Южной Корее традиционно сильна президентская власть. Глава государства назначает всех – премьера, его замов, судей. Парламент однопалатный. Как и в Беларуси, он называется Национальным собранием.

            Несмотря на то, что корейская демократия мало похожа на привычную европейцам, уровень средней зарплаты в стране за 30 лет вырос в 40 раз. Ну и остальные показатели, как мы уже писали выше, впечатляют. И это притом, что страна еще 65 лет назад была колонией Японии.

            Здесь очень оригинально решен жилищный вопрос. Покупать квартиру невыгодно. Обычно человек арендует себе постоянное жилье. Он отдает его владельцу 40 или 50 процентов от стоимости квартиры, а тот кладет эти деньги в банк. Плата с жильца не взимается. Хозяин квартиры получает только проценты от вклада. Как только арендатор решает съехать, вся выданная им сумма возвращается.

            Здесь один из самых высоких уровней сервиса. Обслуживающий персонал сделает все возможное, чтобы вы почувствовали себя центром вселенной. В ресторанах вас ждут десерты за счет заведения, бонусы и подарки. Кстати, на заметку туристу – Южная Корея владеет островом Чеджу, входящим в десятку лучших мест для отдыха в мире.

            Корея имеет древнюю и самобытную культуру. На сегодняшний день ЮНЕСКО охраняет многие из памятников местной истории. Но, как это ни удивительно, мировое сообщество заинтересовалось ими всего 15 лет назад. До этого корейцы справлялись сами. Кстати, о культуре. Храм Пульгукса и пещерный храм Соккурам были построены одним из Главных министров Кореи Ким Дэ Сонном еще в первом тысячелетии. Отец чиновника тоже был Главным министром. Ким Дэ Сонн считал, что в прошлой жизни он был очень бедным, но очень праведным юношей, и благодаря этому родился в семье большого человека. А храмы он построил в честь своих родителей из предыдущего рождения.

            Если говорить о культуре и традициях, нельзя не вспомнить корейскую кухню. Тут едят практически все, что растет, плавает и бегает. Все слышали о том, каким деликатесом в этой стране считается собака. На самом деле сейчас их употребляют в пищу редко и, в основном, мужчины. Но есть и другие блюда, которые мы вряд ли решились бы поставить на стол. Например, по-де-ги – вареные куколки тутового шелкопряда. Здесь это блюдо считается полезным, его рекомендуют больным, беременным женщинам и старикам.

            В столице страны, Сеуле, все достаточно дорого. Например, месячный билет на общественный транспорт обойдется в 60 долларов. Услуги мобильной связи – в сотню. Зато средний уровень зарплаты здесь составляет приблизительно 4 тыс. долларов.

            Ну и, естественно, Корея – рай высоких технологий. Повсюду роботы. За последние 5 лет их стали производить на 40% больше. Они охраняют границы страны и воспитывают детей. В детских садах, например, умные машины помогают обучать малышей английскому языку. Кстати, Южная Корея «выписывает» больше всего преподавателей из англоязычных стран.

            Роботы настолько плотно вошли в жизнь местных жителей, что они уже готовят кодекс взаимоотношений между человеком и машиной. По идее, он не будет позволять владельцам использовать своих электронных помощников не по назначению.

            И вот вся эта высокотехнологичная идиллия может оказаться на грани уничтожения…

Остров невезения

            23 ноября весь мир узнал, что принадлежащий Республике Корея (Южная Корея) остров Ёнпхёндо был обстрелян КНДР (Северная Корея). К слову «обстрел» мы уже привыкли. Обычно так называют очередь из автомата по проходящей машине или удар американского «беспилотника» по высокогорному аулу, где скрываются боевики. Сейчас тяжелая артиллерия обстреляла деревеньку, в которой жило от 1600 до 1800 рыбаков, крестьян и членов их семей. Здесь же находился гарнизон морской пехоты численностью – как говорят – около 2000 человек. По острову было выпущено около 1000 снарядов из гаубиц и орудий береговой артиллерии. В результате погибли 2 солдата, 16 военных и гражданских получили ранения. Немного позже были найдены тела двух стариков. Они тоже стали жертвами обстрела. В деревне разрушено больше десятка домов. Основной удар пришелся по военным объектам. Насколько серьезно они пострадали – не сообщается.

            Сразу после обстрела на Ёнпхёндо начался пожар. Военные, пожарные и все, кто мог, бросились на борьбу с огнем. Мирные жители укрылись в бомбоубежищах. Сегодня острову грозит гуманитарная катастрофа. Треть местного населения составляют старики и дети, и сейчас здесь нет связи, проблемы с водой и пищей. Кроме того, архипелаг Ёнпхёндо находится в несколько раз ближе к территории КНДР, чем к территории КР. Если боевые действия продолжатся – его обитателям несдобровать.

            Сейчас полным ходом идет расследование причин стрельбы.

Учения, закончившиеся войной

            Сразу после обстрела южного соседа власти КНДР объявили, что… никакой агрессии не было. Просто у берегов северян шли южнокорейские учения. Они предупреждали – не надо проводить тут военные маневры. Их не послушали. Вдобавок открыли пальбу в сторону родного северокорейского берега. Как можно понимать стрельбу со стороны противника, с которым вот уже полвека воюешь? Однозначно – как переход к агрессивным действиям.

            В ответ Южная Корея разумно заявила, что на своей территории ее военные могут делать, что хотят, в том числе и проводить учения. И ответ за свои действия ни перед кем держать не должны. Тем более что Сеул до сего момента оказывал районам северного соседа, пострадавшим от наводнения, гуманитарную помощь. Первая ее часть – 5 тыс. тонн риса и 3 тыс. тонн цемента – уже была отправлена. Вторая – 7 тыс. тонн цемента – пока еще нет. Заподозрить в агрессии того, кто тебе безвозмездно помогает, может только очень подозрительный человек.

            Тут же в конфликт вмешались США. Обама предложил Сеулу провести совместные учения. А чтобы ни у кого не возникло желания им помешать – в них примет участие авианосец «Джордж Вашингтон». Заместитель постпреда КНДР в ООН Пак Ток Хун заявил: «Мы не боимся никаких конфликтов, если они будут настаивать в навязывании их нам».

            Естественно, что по поводу очередных военных действий выступила и ООН. Ее генсек Пан Ги Мун сделал заявление по этому поводу. Дескать, все плохо, «один из самых серьезных инцидентов с момента окончания Корейской войны» (вообще-то не «один из самых», а самый), надо садиться за стол переговоров. Особая пикантность в том, что Пан Ги Мун – кореец. Причем родом из Республики Корея, то есть представитель пострадавшей стороны.

            Вся история с артобстрелом может закончиться очень печально. За неделю до описанных событий с сенсационным заявлением выступил американский ученый-атомщик Зигфрид Хекер…

Модернизация по-северокорейски

            Оказывается, сегодня у Пхеньяна есть суперсовременный завод по обогащению урана. «Вместо того чтобы увидеть несколько маленьких каскадов центрифуг, мы увидели современный завод, на котором рядами стоят более тысячи центрифуг», – пишет он. Хозяева заверили его, что на предприятии установлено 2 тыс. агрегатов. Американец своими глазами видел оборудованный по последнему слову техники центр управления и строящийся ядерный реактор. Его планируют закончить к 2012 году.

            Дело в том, что в апреле 2009 года, когда международные эксперты покидали страну, ни о каком заводе не было и речи. То есть он был создан всего за полтора года. «Скорость, с которой он был построен, явно указывает на то, что обедневшая, изолированная страна получила иностранную помощь и обошла новые строгие санкции Совета Безопасности ООН», – пишет «New York Times».

            Директор Международного центра корееведения МГУ Павел Лешаков в интервью «Коммерсанту» раскрывает инкогнито этой таинственной страны: «Единственный, кто мог бы оказать помощь КНДР – это Китай, на который приходится 80% внешнего товарооборота Пхеньяна. Пекин, например, мог организовать непрямые поставки материалов для строительства реактора».

            Российские специалисты не видят особой беды в строительстве такого завода. По их мнению, он никак не поможет военной ядерной программе КНДР. Зато все остальные весьма напуганы.

            Генеральный секретарь правительства Японии Йосито Сэнгоку заявил: «Если это правда, то ситуация вызывает крайнее беспокойство. С точки зрения гарантий безопасности нашей страны, а также мира и стабильности в регионе это категорически недопустимо».

            Глава Пентагона Роберт Гейтс утверждает: «Думаю, у них есть ядерное оружие. При этом очевидно, что они разрабатывают ракеты повышенной дальности, включая, вероятно, мобильные межконтинентальные баллистические ракеты. Поэтому их программы касаются всех стран».

            Естественно, что все это не может не трогать Обаму. Когда он избирался на пост президента, то обещал разоружить Пхеньян (в смысле – отобрать ядерное оружие, если оно есть). А тут оказывается, что Белый дом вкупе со всеми секретными службами «прохлопал» целый завод. И что теперь будет дальше – непонятно.

Ядерная война может начаться завтра

            И это не просто заголовок. Во-первых, практически нет сомнений в том, что у КНДР есть ядерные боеголовки. А это значит, что в случае чего они без всякого замешательства их применят. Во-вторых, США прямо заявили, что тоже готовы использовать против этой страны свои ракеты. По словам Обамы, новая стратегия США предполагает, что Америка не будет применять этот тип вооружений против неядерных держав даже в случае, когда те сами будут агрессорами. Но вот на КНДР это обязательство не распространяется.

            Как мы уже писали, США готовы к совместным учениям с южнокорейской армией. Возможно, это и есть первый шаг к ядерной войне. Когда в июле Вашингтон и Сеул проводили предыдущие совместные учения, Пхеньян объявил о том, что если такие акции будут продолжаться, то он готов применить ядерное оружие.

            Министерство обороны КНДР заявило: «Это будет наша священная война с американскими империалистами и южнокорейским марионеточным режимом, которые умышленно обостряют напряженность на Корейском полуострове». Это же сообщение пестрело оборотами вроде «мощного ядерного возмездия» и «и начала священной ядерной войны».

            В тот раз обошлось. Но что обойдется и теперь – гарантии нет. Даже самые старые корейские ракеты «Тэпходон-1» способны долететь до главной базы 7-го флота США в Йокосуке. А таких у Пхеньяна минимум 30 штук. Есть еще и более современные разработки вроде «Тэпходон-2» и «Тэпходон-3», но про них совсем ничего не известно. Вся самая свежая информация о них относится к 2006 году.

            В любом случае США будут заступаться за своего давнего друга и партнера.

            Интриги добавил портал «WikiLeaks». По его сведениям, Китаю надоело носиться с маленьким, но гордым соседом – КНДР. И Пекин вроде бы не против объединения полуострова под эгидой Сеула. Но прямо участвовать в процессе не намерен, вежливо предоставив небезопасную инициативу Штатам.

Армия Северной Кореи

Численность. При населении КНДР в 22,5 млн. человек (2004) Корейская народная армия насчитывает около 850 тыс. военнослужащих. Численность резерва КНА доходит до 4 млн. человек.

Техника. 31 пусковая установка тактических ракет, 21 пусковая установка оперативно-тактических ракет, 2770 средних танков Т-54, Т-55, Т-62, Туре-59 (КНР); около 730 – Т-34; 560 легких танков ПТ-76 и М-1985 (КНДР); 2440 боевых бронированных машин (в том числе 360 БМ с тяжелым вооружением) БТР-40, БТР-50, БТР-60, БТР-152, Туре-531 (КНР) и М-1973 (КНДР).

ВВС и ПВО. 38 авиационных и 16 зенитно-ракетных полков. На их вооружении находятся 1158 самолетов, включая 646 боевых и 512 машин вспомогательной авиации, 312 вертолетов, 300 пусковых установок зенитных управляемых ракет.

ВМФ. Три фрегата УРО, два эскадренных миноносца, 18 малых противолодочных кораблей, 22 дизельные торпедные подводные лодки, 29 малых субмарин проекта «Санг-О», 30 сверхмалых ПЛ, 8 танкодесантных кораблей, 6 минно-тральных кораблей, 40 ракетных катеров, 134 торпедных катера, 108 артиллерийских и 35 сторожевых катеров, 203 десантных катера, 8 плавбаз сверхмалых подводных лодок.

Ядерное оружие. Сведения крайне размыты. Считается, что оно есть.

Армия Южной Кореи

Численность. При населении примерно в 50 млн. человек армия КР насчитывает всего 687 тысяч солдат и офицеров.

Техника. 2130 танков, 2490 бронетранспортеров, 3500 несамоходных и 900 самоходных орудий.

ВВС. 700 летательных аппаратов.

ВМФ. 3 эсминца УРО «Квангэтто» проекта KDX-1, 6 эсминцев УРО типа «Чхунмугон Ли Сунсин» (KDX-2), 1 эсминец УРО типа «Король Сёджон» (KDX-3), 9 фрегатов УРО «Ульсан», 24 корвета «Пхохан», 4 корвета «Тонхэ», 9 минно-тральных кораблей, 1 минный заградитель, 8 танкодесантных кораблей, 2 десантных корабля на воздушной подушке проекта 12061, 20 подлодок, 75 патрульных и 20 десантных катеров.

Ядерного оружия нет.

7-й флот США

50-60 кораблей различных типов, в том числе 1 авианосец, 2 крейсера и 7 эсминцев УРО. 350 самолетов и 60 тыс. военнослужащих.