Загадка Наска

            Далеко-далеко за океаном, на одном из пустынных плоскогорий Южной Америки расположена самая удивительная и грандиозная картинная галерея в мире. Правда, ее шедевры не облечены в золоченые рамы и не защищены стеклом – они открыты солнцу, дождям и ветрам. Но, несмотря на это, сохранились в первозданном виде на протяжении многих столетий.

            В отдаленном районе Перу, на безжизненном горном плато вдоль реки Рио-Гранде, расположена скалистая цепь, покрытая сетью «татуировок»-геоглифов – именно так называются огромные рисунки на поверхности земли. Гигантские изображения животных, птиц, насекомых, геометрические узоры – наука до сих пор не пришла к окончательному выводу по поводу природы, происхождения и, главное, назначения этих изображений. Их не так просто увидеть – нужно подняться в воздух или хотя бы на смотровую площадку, расположенную в двадцати километрах от достопримечательности. И оттуда уже любоваться пятидесятиметровым Пауком, Кондором с размахом крыльев в сто двадцать метров, стометровой Обезьяной, пятидесятиметровой Колибри и многими другими безмолвными обитателями пустыни Наска.

«Бермудское» плато

            Недавно над плато разбился экскурсионный самолет. В аварии погибло восемь человек, в том числе ребенок. Это можно было бы считать печальной случайностью, если бы трагедии не происходили над древними изображениями с неприятной регулярностью. Около двух лет назад здесь также разбился самолет с пятью французскими путешественниками на борту.

            Катастрофы вблизи подобных памятников природы вызывают справедливые вопросы и мистический страх. Энтузиасты заявляют, что нельзя безнаказанно шастать по великим местам силы и энергетическим узлам, одним из которых якобы является плато Наска. А скептики напоминают о том, что в пылу туристической любознательности не стоит забывать о банальной технике безопасности.

История вопроса

            Первые упоминания о существовании загадочных линий на Пампа Наска – так перуанцы называют это место – относятся еще ко временам конкистадоров и миссионеров. Но в XV-XVII вв. никто не придавал значения этой информации – ведь люди не могли в полной мере осознать масштаб обнаруженного. Самолетов тогда не было, а испанских колонистов перуанские горы интересовали в большей степени как скопление месторождений драгоценных металлов, чем как храм искусства.

            Открытие линий Наска в начале ХХ века могло бы стать сенсацией в научном мире. В 1927 году перуанский ученый Мехия Ксесспе увидел часть изображений со склона ближайшей горы. Европейские коллеги не восприняли всерьез заявление южноамериканского собрата. Изучение загадочных геоглифов началось лишь в 1941 году благодаря американскому археологу и доктору наук Полу Косоку из университета Лонг-Айленда. Этот достойный господин изначально строил свои изыскания вокруг ирригационных систем Месопотамии. Но затем сфера его научных интересов расширилась – он задался вопросом, как функционировало водоснабжение у великих цивилизаций Южной Америки, зародившихся в безжизненных гористых районах! И вот однажды, пролетая над голой пустыней в поисках возможных источников воды, Косок сфотографировал плато и уже потом, на негативах, обнаружил великолепные картины.

            Но большая часть лавров в деле раскрытия тайны перуанской пустыни принадлежит немецкому математику и астроному Марии Райхе, которая в течение 40 лет пыталась систематизировать эти грандиозные рисунки и объяснить их возникновение. Упорство исследовательницы походило на безумие. Когда она впервые пересекла границу пустыни в 1946 году, весь ее инструментарий состоял из четырех… метел. Оставшись один на один с огромным плоскогорьем, ученая дама принялась с типично немецкой тщательностью и целеустремленностью в прямом смысле подметать пустыню в поисках новых рисунков и четких ответов. Хотя чаще она натыкалась на многочисленные вопросы.

            Усилия таки увенчались успехом – именно Райхе человечество обязано открытием более 60 фигур разных размеров. А сама Мария Райхе стала такой же достопримечательностью Перу, как и объект ее внимания.

            Она – далеко не единственная, кого интересовала галерея Наска. Что это такое – космодром внеземных цивилизаций, древний сельскохозяйственный календарь, карта подземных сокровищ, элитное кладбище? Сколько гипотез было выдвинуто – одна другой смелее! Правда, на сегодняшний день ни одна из теорий не нашла доказательств, способных удовлетворить официальную науку.

Откуда что взялось?

            На данный момент авторство всех этих произведений искусства приписывается древнему народу, получившему имя «наска» – по названию ближайшего к центру археологических раскопок населенного пункта. Это малоизученное племя населяло западное побережье Южной Америки в период с IV века до н.э. по VI век н.э. Вскоре феномены, похожие на насканские рисунки, нашлись и в других районах перуанского плоскогорья, а также в Андах. Может быть, они являются частью культурного наследия великой, но пока неизвестной цивилизации?

            Тут мало что понятно – исследование захоронений наска позволяет предположить в них мирный земледельческий народ без каких-либо особых научных или технических достижений. Нет даже свидетельств того, что у этого народа была письменность. Зачем неграмотному племени создавать такие колоссальные изображения? Какой смысл вкладывали в них индейцы?

            Более того, связь между рисунками в пустыне и древней культурой в целом – весьма условная. Ведь точно определить, сколько веков «картинам», ученые пока не смогли – особый климат этой местности, а также несомненно почтенный возраст изображений сильно затрудняют датировку. Кто знает – может, они появились на горной породе без всякого участия человека?

            К тому же, как уже было сказано, линии Наска не уникальны. Недалеко от знаменитого плато, рядом с провинциальным городком Пальпой, расположено другое, поменьше. Там обнаружены аналогичные рисунки, скорее всего имеющие сходное назначение. Причем древние художники не зацикливались на плоскостях – они создавали и рельефные изображения. В нескольких сотнях километров от плато Наска, на горе Солитари, была найдена невероятных размеров статуя человека, окруженная точно такими же громадными геоглифами.

            А совсем недавно группа археологов из университета Пенсильвании обнаружила на западе Боливии в природном парке Сахама серию геоглифов, напоминающих насканские. Однако линии в парке Сахама шире – в среднем 1-2 метра – и гораздо длиннее – до 20 километров. Ученые насчитали в Боливии около 400 различных изображений.

            Таким образом, «ареал обитания» южноамериканских геоглифов очень велик – около двух тысяч километров протяженностью. Появляется резонный вопрос – как могло небольшое племя наска развернуть свою художественную деятельность так широко?

Английские конюшни

            Геоглифы – это отнюдь не изобретение наска. Их можно обнаружить по всему миру. К примеру, большой популярностью пользуется «Уффингтонская лошадь» – колоссальных размеров меловая фигура, выложенная на холме в графстве Уилшир. Датой ее «рождения» считают примерно 1200 год до Рождества Христова. «Лошадь» сопоставима по размерам с фигурами Наска – около ста метров в длину – и очень хорошо сохранилась. У местных жителей даже было правило – каждые семь лет собираться всей деревней и идти расчищать загадочный рисунок. Наверное, таким образом мог быть изображен один из кельтских богов, а возможно – что-то гораздо более сложное. Не будем забывать, что в том же графстве Уилшир расположен знаменитый Стоунхендж.

            У Уффингтонской лошадки есть младшая сестра, лошадь из Вестбери – чуть помоложе, но тоже очень древняя. А дальше англичане, известные своей щепетильностью в традициях, начали «верстать» лошадок по поводу и без повода. По всей Англии сейчас разбросаны геоглифы-новоделы (время производства – от XIX века до наших дней) в виде белых лошадей.

Чертежная доска

            Около пятисот квадратных километров пустыни Наска заняты художественным полотном. Принцип рисования на всей площади пустыни – един. С помощью каких-то крупных сверхпрочных инструментов авторы картин соскабливали с плато верхний красновато-рыжий пласт горной породы до тех пор, пока не открывался следующий слой – уже бледно-желтого цвета. Примечательно, что техника изображения во всех случаях также одинакова – геоглифы, по сути, сплетены из одной непрерывной линии. А вездесущей Марии Райхе в дополнение к этому удалось обнаружить недалеко от больших изображений такие же, но в миниатюре. Значит, чудо создавалось не по наитию, а все-таки по эскизам.

            Рисунки на плато Наска делятся на два типа – это собственно фигуры животных и беспорядочные (по крайней мере, на первый взгляд) геометрические линии. Большинство исследований останавливается на рисунках Наска – значимых фигурах. Однако их на загадочном плато всего несколько десятков, а основная масса геоглифов – просто линии, геометрические фигуры и так называемые «центры» – места-«снежинки», откуда линии радиально расходятся.

            Поверхность гигантской «чертежной доски» заполнена с какой-то необыкновенной легкостью – линии сохраняют безупречную прямоту, тянутся на километры независимо от рельефа или грунта. Точность поражает – отклонение составляет не более 2,5 метров на километр, что соответствует современному пределу точности аэрографической съемки. То есть линии наверняка еще более ровные, но ограниченные возможности фотоаппаратуры не позволяют это подтвердить.

            Их просто невообразимое количество. Если линии проводились вручную, это заняло у строителей сотни лет. К тому же грунт на плато – особенный: годами здесь сохраняются даже отпечатки обуви. Вокруг чудесных картин также, вероятно, сохранились бы следы человеческой деятельности – там она должна была быть исключительно бурной!

            Принято считать, что геометрической гармонии изображений авторы геоглифов добивались, вбивая в землю деревянные сваи в нужных координатных точках. Кое-где даже сохранились их остатки – радиоуглеродный анализ материала указал на эпоху, соответствующую расцвету культуры наска.

            Еще одним чертежным инструментом могли выступать вогнутые зеркала «тупу», отлитые из тщательно отполированного металла и закрепленные на специальных шестах. Такие конструкции были найдены в местных захоронениях.

            Тупу работали следующим образом. Вогнутая пластина ловила солнечный свет и отражала сконцентрированный идеально ровный луч. Снизу, где шест крепился к металлической тарелке, были проделаны два отверстия – для «прицеливания». С их помощью два тупу могли замыкаться в систему, образуя очень длинный и идеально ровный отрезок светового луча, проходящий горизонтально над поверхностью. Под воздействием света и жара на почве появлялись легкие «ожоги». Именно по ним затем вычерчивались грандиозные геометрические узоры.

«Водопроводные» мифы

            На плато Наска интерес представляет не только то, что на земле, но и тайны, скрытые под ее поверхностью. С древних времен здесь сохранились туннели, по которым с гор к селениям течет чистая питьевая вода. Современные жители региона знают о подземной «канализации» и прорубили к туннелям колодцы. Местами тысячелетний «водопровод» даже проходит под дном рек Инхенио и Наска! При этом поверхностные линии частично дублируют подземные каналы, частично же указывают на них.

            В пользу идеи о древнем водопроводе говорят и уже не очень загадочные «охос». Расположенные рядом с линиями или вдоль них, отверстия-«глаза» похожи на спуски в шахты. На самом же деле это отверстия сложной системы акведуков. Каждый колодец имеет четыре уровня и глубину около восьми метров. На дне плещется чистая проточная вода.

            То есть построенная тысячи лет назад система водоснабжения работает до сих пор! Причем сконструирована она так, чтобы даже обычный крестьянин имел возможность самостоятельно прочистить «водопроводные трубы» и произвести необходимый ремонт. Это ли не настоящее спасение для местных жителей? Лучше ли просить дождя у неведомого капризного божества или самим обезопасить свое будущее?

Астрономический атлас

            Одной из наиболее популярных на сегодняшний день является теория, предложенная еще Полем Косоком и затем развитая Марией Райхе. Она гласит: совокупность изображений на плато Наска является крупнейшим и первым в мире астрономическим календарем. Главное действующее лицо в эпопее Наска – фрау Райхе – утверждала, что рисунки подсказывали крестьянам расположение основных звезд и созвездий в разные времена года.

            Правда, многие исследователи  отказывались принимать эту теорию. Они утверждали, что в комплексе фигур Наска нет присущей календарям логики, симметрии и цикличности. Тем не менее, это мнение занимало первое место в списке версий о предназначении линий Наска до тех пор, пока ее проверкой не занялся американский астроном Джеральд Хокинс.

            В свое время этот ученый прославился тем, что с помощью оригинальной компьютерной программы доказал, что таинственный Стоунхендж являлся не чем иным, как астрономической обсерваторией древних кельтов. Теперь, применив ту же программу для изучения рисунков на Пампа Наска, он разнес в пух и прах обе гипотезы – и небесного атласа, и земледельческого календаря. Только неполных 20% линий на плато указывают на Солнце или Луну. Что же касается звезд, то тут наблюдаются разве что случайные совпадения. Вряд ли такой неточный календарь мог кому-то чем-то помочь.

            В музее естественной истории Лимы хранится необычный кусок ткани. Специалист по текстилю Роза Мартинес считает, что это часть платка шамана племени наска. На платке нарисована фигура летящего человека – у него раскинуты руки, как у птицы, развеваются волосы и изображен он горизонтально.

            Специалисты утверждают, что на полотне зафиксирован не физический, а воображаемый полет. Мол, древние жители Перу употребляли особые галлюциногены – например, кактусы Сан-Педро – и с их помощью «выходили в астрал». И видели рисунки на плато Наска как бы сверху.

Храм Человека и природы

            Популярна гипотеза о том, что изображения на плато Наска имеют ритуальное, культовое значение, подобно другим гигантским постройкам древности.

            Те, кто верит в легенды, до сих пор считают, что рисунки наска были созданы полубогами – виракочас. Виракоча (в переводе «морская пена») – великое божество, учитель, спустившийся с Анд. Он сотворил мир и положил начало Золотому веку. Его почитают под разными именами почти все народы Южной Америки, но инки – наследники культуры наска – особенно.

            О важности плато как церемониального центра говорит и то, что при раскопках было обнаружено немало вещей, принадлежащих не культуре наска, а другим народам той эпохи, в частности, древним племенам паракас и чавин. Это означает, что к Пампа Наска со всех сторон стекались паломники.

            Нужно уделить внимание и мнению историка Алана Сауэра. Увидев, что линии, составляющие рисунки, непрерывны, он предположил, что каждая дорожка является неким ритуальным маршрутом, двигаясь по которому можно в итоге проникнуть в суть и смысл изображенного предмета. Эту простую и дельную мысль украшает одна подробность – индейцы могли двигаться по линиям не поодиночке, а длинной колонной. При этом каждый из идущих нес зажженный факел. Преломляясь и отражаясь в ночном небе, факельная процессия могла формировать мерцающий «рисунок». Должно быть, это действительно выглядело величественно и красиво – но никто пока что в этом не удостоверился.

            По аналогии с воображаемыми линиями «ссеке», соединяющими храмы инков, исследователь этой мертвой цивилизации Ричард Нисбетт высказался о том, что по линиям на Пампа Наска жрецы несли кровавые жертвы своим богам. А само прохождение маршрута символизировало совместное путешествие с божеством.

            Рисунок огромного кондора, скорее всего, был молитвой богу Кондору. До сих пор в Перу эта птица считается вестником «небесной воды». Когда с высоких Анд спускаются крылатые хищники, земледельцев ожидают проливные дожди и, как следствие, обильный урожай. Если же кондоров нет – перуанцам «светят» засуха и голод. И мольба птице-великану – действительно отчаянный призыв о помощи, ведь в пустыне Наска дождя не бывает по 10 лет.

            Есть и мнение, что плато – не столько храм, сколько огромное кладбище. Паломники стекались на Пампа Наска в том числе и чтобы почтить память умерших царей. Властителей же изображали на земле в виде их тотемных животных. А глубоко под рисунками находилось собственно место последнего упокоения владык, которое нельзя тревожить. Тому же, кто будет излишне назойлив и любопытен, грозит страшное проклятие – болезнь или смерть. По крайней мере, так говорят местные жители.

            В предание легко поверить, особенно вспоминая похожие истории о проклятьях фараонов. В гробницы древних царей нередко сознательно помещали ядовитую плесень или едкий газ, чтобы тот, кто осмелится потревожить покой мертвецов, поплатился за это.

            Версия о захоронениях властителей пока не подтверждена – не найдены сами гробницы. Но надо помнить об одном важном моменте: плато Наска относится к тем точкам на планете, где магнитная стрелка компаса ведет себя порой очень странно. Связано ли это с составом горных пород, из которых состоит плоскогорье, или же это невидимая рукотворная защита древних святынь? Никто пока на этот вопрос не ответил.

Первым делом – самолеты

            Остановимся на версии церемониального центра или храма. Следует учесть важный момент – предметы культа должны оказывать какое-то воздействие на чувства людей: восхищать, вызывать священный трепет и страх перед их мощью и величием. А рисунки Наска с земли не видны вовсе, и потому никоим образом не впечатляют.

            Зато изображения можно рассмотреть и, соответственно, оценить только с большой высоты. Этот факт очень вдохновляет многочисленных исследователей, а еще больше – эзотериков и уфологов всех мастей. При этом никакого естественного возвышения на плато нет. Энтузиасты незамедлительно предположили, что древние наска умели летать или, по крайней мере, обладали какими-то летательными аппаратами.

             В 1977 году американец Джим Вудман подобно многим всерьез задумался о полетах. Благо на многих гончарных изделиях, найденных при археологических раскопках, можно было распознать рисунки каких-то конструкций, похожих на аэроплан и воздушный шар одновременно. Вудман заявил, что на этих «аппаратах» индейцы поднимались в небеса и уже оттуда любовались культовыми изображениями и приходили в мистический восторг.

            Мы все привыкли считать отцами воздухоплавания братьев Монгольфье. Но это не так. Археолог и писатель Дэвид Чилдресс утверждает, что древние люди пытались приделать себе крылья – и порой преуспевали в этом! Сохранилось немало свидетельств строительства планеров, шаров, огромных воздушных змеев. Модели первых самолетов были найдены в захоронении в Гизе (Египет), в Китае, в Боготе (Боливия)…

            В 1709 году, почти за 80 лет до судьбоносного полета Монгольфье, на аудиенцию к португальскому королю явился его подданный из далекой Бразилии – молодой иезуит, представившийся как Бартоломеу ди Гусман. Юноша пожелал продемонстрировать Его Величеству нечто удивительное – и действительно поразил португальского монарха. На созданном монахом аэростате, наполненном горячим воздухом, он совершил вполне успешный полет над Лиссабоном. Вполне вероятно, что молодой человек, учившийся у миссионеров, получил от них сведения об устройстве древних летательных аппаратов индейцев наска и попросту скопировал их. Католическая церковь, однако, не оценила научные достижения Бартоломеу и подвергла бедолагу гонениям. Так его изобретение и затерялось в истории Нового времени.

            Джим Вудман решил, что ему нечто подобное тоже по силам. В эксперименте пожелал поучаствовать и аэронавт Джулиан Нотт. Сконструировав на основе рисунков некое подобие воздушного шара, Вудман и Нотт действительно поднялись в воздух на сотню метров и даже пролетели некоторое расстояние над плато. Этого было более чем достаточно, чтобы насладиться величественным зрелищем. Правда, горячий воздух в шаре Вудмана быстро охладился, и аппарат начал стремительно падать. Экспериментаторам еле-еле удалось выпрыгнуть из корзины с высоты трех метров – к счастью, они остались живы. Однако точное следование древней технологии и использование найденных археологами удивительно прочных тканей, вполне годных для шитья воздушного шара – все это помогло доказать, что полеты в эпоху наска были возможны! Да и тип местности на Пампа Наска весьма благоприятен для воздухоплавания.

Культ «Карго»

            Призывы к «летающим богам» звучали на планете Земля вплоть до ХХ столетия. В годы Второй мировой войны на туземных островах Тихого океана практиковался культ «карго». Он родился благодаря европейским и американским военным и транспортным самолетам, периодически прилетавшим на острова и разгружавшим гуманитарную помощь – одежду и еду.

            Но война закончилась, и самолеты перестали прилетать. А аборигены, огорченные тем, что «железные птицы» перестали приносить дары, решили приманить их обратно. Для этого они строили деревянные статуи самолетов и ставили их на взлетно-посадочные полосы.

Гости из космоса

            Мысль о возможных полетах древних захватила и писателя Эриха фон Деникена. В книге «Воспоминания о будущем» он выдвинул теорию – плато Наска когда-то посетили инопланетяне. Дескать, именно им мы обязаны появлением мистических фигур. Возможно, сами пришельцы создали эти рисунки, а может, с их помощью земные аборигены звали улетевших в космические дали гостей обратно. Они даже прочертили ровные взлетно-посадочные полосы, треугольниками обозначили влияние боковых ветров, а квадратами – места парковки. Дескать, мы для вас все условия создадим – только приезжайте опять и поделитесь с нами знаниями. Правда, неизвестно, нужны ли все эти ухищрения супер-развитой цивилизации, способной к дальним перелетам.

            С инопланетянами напрямую связана еще одна гипотеза. Речь идет о фигуре, получившей название Канделябр Паракаса. Многие считают, что в нем заключена полная информация о нашей планете – примерно как в паспорте. Левая часть рисунка схематично описывает земных животных, правая – растения. В целом же изображение складывается в человеческое лицо.

            Ко всему прочему, Канделябр расположен на небольшом холме с горизонтальными отметками. Последователи идеи о «паспорте Земли» считают, что это не что иное, как шкала, отражающая уровень развития человеческой цивилизации.

            И вот здесь звучит одно из самых интересных и пугающих предположений – верхняя отметка этой шкалы – острие средней части Канделябра – схематично отображает момент расщепления атома. На этом месте разметка заканчивается. Это привело некоторых исследователей к мысли о том, что таинственные авторы линий Наска хотели предупредить человечество об ожидающем его ядерном коллапсе.

            Произведя ряд сложных расчетов, российский исследователь паранормальных явлений Валерий Хачанов заявил – так называемый «гвоздь» в Канделябре (небольшой штрих на шкале, расположенный довольно близко к вершине) – это точка, означающая трагедию, произошедшую в Нагасаки и Хиросиме в 1945 году. То есть момент первой демонстрации разрушительной мощи ядерного оружия. Господин Хачанов пока что не сумел оценить масштаб шкалы, поэтому точно сказать, какой дате соответствует вершина Канделябра, нельзя. Но если его мысль верна, то обратный отсчет для человечества уже начался.

            Впрочем, возможно, представители внеземных цивилизаций просто сохранили в такой форме впечатления от визита на Землю. Как в книге отзывов – «прибыл тогда-то, видел разных животных и птиц, было интересно, спасибо за гостеприимство». А фигура Астронавта – еще один из рисунков Наска, получивший второе имя «человека с головой совы» – изображение собственно космического путешественника. Своего рода фото на память. Еще один вариант – с помощью огромных изображений люди сообщали гостям из космоса всю необходимую информацию о себе – как в рекламном туристическом буклете.

            Индейские легенды, повествующие о небесных посланниках, а также мифы о летающих богах отчасти подтверждают эти фантастические теории. Красноречивый пример – один из самых маститых перуанских богов, Кон, «переносящийся с место на место как стрела». Правда, официальная наука таким «доказательствам» особого значения не придает.

            Сторонники теории «небесных гостей» приводят еще один аргумент – технику выполнения рисунков. Дело в том, что пресловутые «линии Наска» имеют разную ширину – от 20 сантиметров до 3 метров. Однако если смотреть сверху, кажется, что все штрихи – одинаковой толщины. Это может означать, что их наносили не вручную, а с воздуха, с помощью какого-то энергетического луча. Конечно, на поверхности плато сохранились следы теплового воздействия – оплавленный песок, остатки обгоревших деревянных свай. Но мы же помним о технологии выжигания земли зеркалами-«тупу».

            У сторонников инопланетных версий есть один весомый козырь. Несколько лет назад один именитый  антропологический журнал опубликовал интересную статью. Ее авторы утверждали, что  смогли провести биологический анализ крови  «трупов плато Наска». Так вот, она  сильно отличается по составу от крови других жителей Земли того же периода! Более того – ученым даже не удалось определить ее группу.

            Также в захоронениях народа наска были найдены человеческие черепа необычной удлиненной формы. Впрочем, тут даже главные идеологи «близких контактов» и самые неистовые уфологи признали – вряд ли мы имеем дело с останками пришельцев. Очевидно, черепа обычных представителей народа наска специально деформировались с помощью деревянных тисков, чтобы они больше походили на описания «небесных богов». Подобные издевательства над согражданами были популярны и у другого загадочного и великого народа – майя.

            Все это, разумеется, интригует, но посмотрим правде в лицо – теории об инопланетных цивилизациях и их связи с линиями Наска отталкиваются, в основном, от циклопических, неземных размеров геоглифов. Однако существуют египетские пирамиды, легендарный Колосс Родосский, Великая китайская стена… На нашей планете есть масса свидетельств того, что при должном старании и упорстве простые смертные могут воздвигать богоравные сооружения.