НЕ ДАЙ БОГ НЕФТЬ В МЕКСИКАНСКОМ ЗАЛИВЕ ЗАГОРИТСЯ
Июнь 2010
Вернуться к номеру >>

Теги: глобальные проблемы, экология, экономика, прогноз, катастрофа



Не дай бог нефть в Мексиканском заливе загорится

 

 Разливами нефти по морской глади сегодня уже никого не удивишь. То танкеры тонут, то еще какая-нибудь напасть случается. Но в этот раз все гораздо хуже, чем обычно. Ежедневно в воду выливается, по разным оценкам, от 5 до 12 тыс. баррелей драгоценного «черного золота». Уже сейчас тем, что выплеснулось наружу, можно было бы под завязку наполнить не один танкер. Но даже это – только часть проблемы.

 20 апреля в мире произошла очередная экологическая катастрофа. В Мексиканском заливе взорвалась и затонула буровая платформа нефтяного монстра «Бритиш петролеум». Погибло 11 человек. При этом стояк, по которому нефть поднималась из недр, оборвался, и «черное золото» через трубу хлынуло в океан.

 

 Надо сказать, что разного рода аварии на буровых платформах – далеко не редкость. Только за последние три года на таких установках произошло 8 инцидентов, начиная с нападения нигерийских боевиков и заканчивая пожарами и техническими неполадками. Понятно, что каждый из них мог обернуться такой же трагедией.

 Но проблема не только в платформах. Ежегодно в воде оказывается 3,3 млн. тонн нефти, и цифра эта постоянно растет. Некоторые регионы перманентно находятся в состоянии экологической катастрофы. Например, Каспийское море загрязнено уже почти на треть.

 

 Пока нашкодившая компания рассказывала, как решит проблему, на место происшествия слетал Обама. Он высадился в многострадальном Новом Орлеане и сам оценил масштаб катастрофы. Перед взором хозяина Белого дома предстало гигантское пятно площадью около 10 тыс. кв. км, целая флотилия судов – почти 300 кораблей – и 2000 человек, пытающихся остановить распространение радужной переливающейся на солнце пленки, уже достигшей берегов США.

 Министр внутренних дел Кен Салазар заявил, что все происходящее – еще только цветочки. Если случится разрыв твердой поверхности в скважине, в море за один день может оказаться до 15,9 млн. литров нефти. Такую ситуацию Салазар назвал концом света и призвал всех готовиться к худшему. Обама поддержал своего министра: «Сейчас стоит вопрос выживания ряда штатов».

 Несмотря на то, что эксперты в один голос утверждали – с проблемой можно справиться – действия господ из «Бритиш петролеум» с самого начала были похожи на старый анекдот про директора птицефабрики.

– Куры дохнут. Что делать?

– У нас курятник крашеный?

– Нет.

– Покрасьте в синий цвет.

– Покрасили, не помогает.

– Тогда в желтый.

– Все равно дохнут.

– Ну, тогда в зеленый.

– Сдохли все куры.

– Жаль, а у меня было еще столько хороших идей.

 Так же выглядела и ситуация в Мексиканском заливе. С того момента, как Обама взирал на раскинувшееся «черное море», прошло две недели, а единственным ощутимым результатом в борьбе с нефтяным пятном стало... его увеличение почти в полтора раза. Неудивительно, что экологи критиковали методы ликвидации катастрофы. Американский океанограф Сильвия Эрл в интервью «New York Times» заявила: «Меня поражает, когда люди выражают большие опасения, что нефть до-стигнет берега. Проблемы начались с того момента, когда нефть попала в океан. Проблема усугубляется, когда для ликвидации разлива нефти используют диспергаторы (вещества, применяемые для нейтрализации нефти – прим. авт.), которые токсичны сами по себе. В результате своего воздействия на нефть они образуют «дорогу смерти» по всей глубине».

 В дельте великой американской реки Миссисипи уже есть следы загрязнения. Исполнительный директор морского консорциума университетов штата Луизиана Нэнси Рабалэйс отмечает: «Если вы опустите руки в воду, они станут у вас черными и жирными. Кроме того, вы увидите маслянистые вещества вокруг стеблей растений, растущих на болотах Миссисипи».

 Это еще не все. Чтобы растворить токсичную пленку, используются химикаты. Эксперты считают, что 80% из них следует срочно заменить: они наносят столько же вреда окружающей среде, сколько и сама нефть. А пятно, между тем, достигло уже берегов Луизианы.

 28 мая в Луизиану прилетел Обама. Помочь, понятно, он ничем не мог. Только посочувствовал жителям и напомнил «Бритиш петролеум» о том, что придется возместить все убытки. На данный момент компания потратила на это уже около миллиарда долларов.

 Однако ликвидировать последствия аварии кроме «Бритиш петролеум» некому. США просто не обладают необходимой техникой. Поэтому все заявления американских чиновников о том, что Белый дом недоволен сроками решения проблемы – только слова. Скорее всего, администрации Обамы придется смириться с методами, избранными нефтяниками. Вот про них и расскажем подробнее.

 

 Как затыкали дыру

 Основная проблема заключается в следующем. Нефтепровод оборвался на глубине 1500 м. То есть очень глубоко. Опыта ликвидации аварий в таких условиях у человечества нет. Поэтому спецы из «Бритиш петролеум» фактически занимаются исследовательской деятельностью. Причем, и это больше всего пугает людей знающих, нет никакой гарантии, что исследования придут к положительному результату.

 Понятно, человек на такой глубине работать не может. Поэтому основной упор сделан на роботов. Сначала их опустили на дно, чтобы они завернули вентили и остановили откачку нефти. Но это удалось только частично и в корне ситуацию не изменило.

 Затем был предложен план: накрыть место утечки куполом высотой 12 м и весом 98 тонн. Он должен был собирать нефть, а потом ее предполагалось постепенно откачивать. Но под этой конструкцией стали накапливаться легкие гидраты – и многотонная махина просто начала всплывать.

 Газогидрат – это такое редкое состояние воды и газа, которое можно встретить только при очень высоком давлении. Вот метан, например, образует газогидрат при температуре в ноль градусов Цельсия и давлении 25 атмосфер. Такие условия в природе бывают на глубине около 250 м. Причем при разрушении из одного литра этого вещества, похожего на грязноватый снег или желтовато-кремовые кристаллы, может выделиться около 180 литров метана, а в ходе реакции поглощается огромное количество тепла. Так что купол мог не только всплыть, он еще и рисковал взорваться. Разумеется, произошло бы это в центре нефтяного пятна, и предсказать последствия никто не берется.

 Самое интересное – о том, что «затыкание» не увенчается успехом, «Бритиш петролеум» предупреждали заранее. Но компания все равно предприняла этот шаг – как полагают эксперты, ей необходимо постоянно демонстрировать, насколько активно она борется с проблемой. Успешно или нет – это второй вопрос. Главное – не сидеть сложа руки.

 Так или иначе, следующий план предполагал, что дырку заткнут пробкой поменьше – чтобы гидраты под ней скапливаться не могли. В дело снова были пущены роботы – и снова неудачно. Вот как описал произошедшее эксперт из «БП»: «Приспособление, находящееся в металлическом корпусе, нужно было подсоединить к буровой трубе таким образом, чтобы начать откачку нефти в танкер. Но когда попытались установить металлический корпус, его основание сдвинулось, и подключиться к трубе не удалось».

 Очередной план спасения изрядно потрепанной экологии предполагал заткнуть устье шахты намертво. Его считали наиболее удачным большинство экспертов. Суть их предложения сводилась к следующему: высыпать в дыру, изливающую нефть, гору мусора и поверх зацементировать. Спецраствор действительно залили и даже успели отрапортовать, что утечка остановлена. Но, как оказалось, рано. В воскресенье 30 мая главный инженер компании «Бритиш петролеум» Дуг Сатлс сообщил: «За последние три дня мы откачали в общей сложности более 30 тысяч баррелей грязи. Мы предприняли многочисленные попытки остановить утечку. После каждой попытки мы продолжали вести наблюдения. Мы также использовали технику закачки бурового раствора и других материалов, чтобы закупорить скважину, но мы не смогли остановить утечку».

 Позже появилась новая версия того, как решить проблему. На глубину спустили очередных роботов. Они срезали трубопровод и перекрыли его клапаном. В то, что мера окажется на 100% эффективной, никто не верит. Но вариантов исправить ситуацию в ближайшем будущем, похоже, больше не предвидится.

 Последний озвученный план спасения – бурение еще одной скважины в попытке заткнуть брешь прямо под землей. Но на его реализацию потребуется несколько недель. Собственно, скважины уже роют, однако за это время катастрофа достигнет невиданных масштабов. Помощник президента США по вопросам энергетики и изменения климата Кэрол Браунер предупредила, что раньше августа ситуация, скорее всего, не изменится.

 Пока итог деятельности «Бритиш петролеум» таков. В ходе устранения последствий аварии пострадали 7 человек. Это рабочие-ликвидаторы. Симптомы у них одни и те же: головная боль, головокружение и тошнота. Все они надышались теми самыми химикатами, которыми пытаются остановить распространяющееся пятно. Жаркая погода, обезвоживание организма и воздействие яда валят людей с ног. В какой-то момент всем 125 судам, работавшим в заливе, из предосторожности был дан приказ покинуть зону бедствия. Так что сейчас нефть вольно растекается по морской глади.

 Всего в воде оказалось свыше 150 тыс. тонн «черного золота». Площадь пятна составляет 28 тыс. кв. км (приблизительно размеры Македонии). При этом ученые американского Университета Южной Флориды заметили новое нефтяное пятно на дне залива. Его размеры 9,6 на 35 км, и движется оно в сторону побережья. Исследователи считают, что появление таких пятен – следствие огромного количества вылитых в воду химикатов, которые, по идее, должны были остановить распространение нефти на поверхности.

 

 Следствие ведут знатоки

 До сих пор непонятно, почему на взорвавшейся платформе возник пожар.   Расследование причин катастрофы конгрессмены США вели в том же зале, где некогда разбирали гибель «Титаника». Сенатор от штата Нью-Джерси Роберт Менендес даже сострил по этому поводу: «В то время у нас был корабль, настолько совершенный в технологическом отношении, что он просто не мог затонуть. А сейчас мы имеем дело с буровой установкой, которая, согласно заверениям представителей этой отрасли, была настолько технологически совершенной, что возможность утечки нефти якобы исключалась». Пока расследование не будет закончено, США запретили работу всех буровых платформ в своих водах.

 

 Собственно, пока идет поиск причин катастрофы, «Бритиш петролеум» фактически назвала их. Вернее, ее – причину. И причина эта – «Бритиш петролеум» вместе со своими партнерами «Трансоушен» и «Халибартон». Это заявление как-то затерялось в панике ликвидации аварии. Когда-то Ильф и Петров предлагали привлекать к ответственности за «головотяпство со взломом». Менеджерам «БП» и присных повезло, что норму эту не включили в уголовный кодекс разных стран. А то бы они могли по такой статье «сесть».

 Дело было так. Ребята очень хотели добыть нефти. Но нефть лежала глубоко. Ну очень глубоко. Поэтому они придумали метод «очень глубинного» бурения. Теоретически, он позволил бы, наверное, дотянуться и до дна Марианской впадины. К счастью для человечества, нефть залегает и выше. Поэтому ликвидировать последствия катастрофы несколько проще, хотя пока все равно получается слабо.

 Начали парни из Европы эту нефть добывать в Мексиканском заливе. Проблема в том, что скважину-то они пробурили, а вот испытания на герметичность трубопровод не прошел. Но это никого не беспокоило. Ведь работа велась по суперсовременным технологиям, а потому – ну их в баню, эти испытания. 

 Однако «БП» этого показалось мало. Буровой раствор, который не позволяет газам вырываться из скважины, после неудачных испытаний решили заместить. Но запутались, и в результате прошляпили, когда он начал подниматься наверх и в каких количествах. А ведь только так можно было понять, что еще чуть-чуть – и рванет. 

 Вдобавок компании-подрядчики «зажали» цемент для закрепления основной колонны, по которой нефть транспортируется наверх, а заказчик одобрил такой подход. В результате, чтобы поломать всю конструкцию, понадобилось гораздо меньше усилий. 

 Теперь три богатыря – «Бритиш петролеум», «Трансоушен» и «Халибартон» – объясняют друг другу и всему миру, почему каждый из них в отдельности не виноват. Хуже всех приходится, понятно, «БП». Ее партнеры тычут пальцем и кричат: «Мы не виноваты! Мы выполняли указание нанимателя!» И возразить тут нечего. Хотя, конечно, судят не только заказчика, но и исполнителей.

 Кстати «Бритиш петролеум» уже дважды платила самые крупные в истории нефтяных компаний штрафы, связанные с угрозой окружающей среде.

 

 Независимые эксперты, в отличие от официальных лиц, уже высказали ряд предположений относительно причин аварии. Профессор калифорнийского университета в Беркли Роберт Би, специалист в области безопасности буровых работ, заявил: скорее всего, дело во взрыве большого пузыря метана. Он, вероятно, возник в ходе технологических работ. Причина – все те же газогидраты, о которых мы уже писали. По мнению профессора, спецы из «БП» просто не учли особенностей места, где начали добычу нефти.

 Есть и другие версии. Например, ведущий научный сотрудник лаборатории углеродистых веществ биосферы географического факультета МГУ Юрий Пиковский допускает, что «БП» вообще ни в чем не виновата. По его мнению, авария могла произойти из-за подвижки земной коры, вызвавшей внезапный выброс нефти.

 «В ситуации с этой аварией целиком на человеческий и технологический факторы опираться нельзя, – говорит он. – В данном случае основной причиной аварии могло стать воздействие всех недропользователей на земную кору в этом районе». «Маловероятно, что такая большая компания, как «БП», не следила за соблюдением правил безопасности и персоналом», – добавил эксперт.

 Вывод, конечно, приятный для «Бритиш петролеум». Вот только верится в него с трудом.

 

 А тем временем…

А тем временем «сбежавшая» нефть уже попала в Гольфстрим и начала расползаться по всему земному шару. В частности, ее ждут у берегов России. Причем люди не способны повлиять на этот процесс. Все зависит от погоды. Если человечеству не повезет, то одна нефтяная вышка может уничтожить не только множество ни в чем не повинных морских жителей, но заодно и мировую экономику.

 

 Нефтяное пятно уже появилось на пляже в Бразилии. В штате Санта-Катарина загрязнена полоса длиной около 500 м. Правда, есть версия, что катастрофа в Мексиканском заливе тут ни при чем. Во всем виноват некий танкер, который промыл свои баки морской водой, а потом выбросил ее в море. Между прочим, этот район входит в зону защиты редких гладких китов.

 

 Оценить реальный ущерб, уже причиненный аварией на нефтяной платформе, никто не берется: озвучить цифру просто боятся. Страховые компании назвали сумму в 10 млрд. долларов, некоторые эксперты говорят о 20 млрд. Однако очевидно – и те, и другие далеки от реальности. Ведь нужно учитывать, что в ближайшее время будут разорены не только владельцы судов и отелей, но и простые рыбаки. Пострадало имущество многих жителей региона. Считается, что будущие истцы ныне проживают в штатах Флорида, Алабама, Миссисипи, Луизиана и Техас. Уже сейчас в судейскую коллегию направлен запрос с просьбой объединить иски в одно дело. Если его удовлетворят, то через 2 или 3 месяца все претензии к «Бритиш петролеум» будут рассмотрены. По предварительным расчетам, 3 млрд. долларов уйдет на очистку береговой линии. Примерно такая же сумма – на компенсацию потерь туристического бизнеса только в штате Флорида. В 2,5 млрд. долларов обойдутся компании, занимающиеся ловлей рыбы, и в 1,5 млрд. – ресторанным бизнесом. Обама настроен решительно: «Эта корпорация несет всю ответственность за случившееся. И она будет платить по всем счетам».

 Ежедневно на ликвидацию последствий тратятся огромные деньги. Речь идет приблизительно о 11 млн. долларов в день. Понятно, что чем больше пятно, тем выше сумма и тем шире круг пострадавших. А значит – тем больше исков будет подано в суд и тем больше компенсаций придется заплатить.

 Скорее всего, произошедшее уничтожит корпорацию-виновницу. До этого была надежда, что сенат США не отменит норму (75 млн. долларов), которая ограничивает финансовую ответственность нефтяников при разливе «черного золота». Но уже официальным порядком в этот высший законодательный орган было внесено предложение увеличить цифру до 10 млрд.

 

 Черепашка-ниндзя

 Такое прозвище получил директор «Бритиш петролеум» Тони Хейворд, когда начинал свое восхождение от простого смертного к директору транснациональной корпорации. Дело в том, что его предшественник – рыцарь и член палаты лордов Джон Браун – ввел в компании следующую традицию. Он брал талантливых менеджеров «БП» из глубинки и назначал на какое-то время своими помощниками. Так он боролся с разветвленной и осевшей на всех уровнях бюрократией, чтобы разного рода бездельники не мешали карьере толковых парней, за которых заплачены большие деньги. За год-два, находясь на должности помощника, выдвиженец получал возможность проявить себя и, если делал это успешно, шел на повышение. Называли таких ребят «черепашки-ниндзя» по аналогии со знаменитым мультсериалом, в котором мудрый мутант-крыса воспитывал четырех бойцов – мутантов-черепах. 

 В благодарность Хейворд начал компанию по свержению своего благодетеля. «Наш стиль лидерства слишком прям. Руководство компании недостаточно прислушивается к тому, что говорят низы, – заявил он в своем выступлении в Хьюстоне. – Достоинством считается добиваться большего меньшими усилиями. Мантра «большее за меньшее» гласит, что мы можем на 100% выполнить задачу, использовав 90% ресурсов. В некотором смысле это нормально и может сработать, но необходимо подходить к вопросу более рассудительно и мудро. Иначе попадешь в беду». 

 Но все это было не нужно. В 2007-м вокруг лорда Брауна разгорелся гомосексуальный скандал. Его бывший любовник продал таблоиду историю их отношений. Оказалось, что директор корпорации не только содержал своего бойфренда, но и использовал в его бизнесе ресурсы компании.

 Все закончилось тайным судом. Так самый влиятельный бизнесмен мира, которого не называли иначе как «король-солнце», оказался безработным. 

 На своего преемника он не обиделся. Более того, лоббировал его кандидатуру в качестве нового главы компании.

 

 Разорение «Бритиш петролеум» – а это крайне вероятно, считают разного рода финансовые специалисты – обернется ростом цен на нефть. И вот тут, говорят эксперты, новая волна кризиса может захватить мир, едва начавший восстанавливаться после предыдущей.

 

 Огненный смерч обрушится на землю 

 К сожалению, экономические проблемы – не единственное последствие аварии. Может статься, что библейское пророчество про огненный дождь станет ужасной реальностью. И это не очередная страшилка, а прогноз двух физиков – Юрия Магаршака и Евгения Левича – на днях опубликованный в прессе.

 Дело в том, что ежегодно в этой части США наступает сезон торнадо. Так вот, огромное нефтяное пятно – отличная приманка для ураганов. Смерчи притягиваются теплым слоем океана, вбирают его в себя и из-за этого усиливаются. А нефтяная пленка, в свою очередь, изменяет теплообмен в воде, делая ее поверхность более теплой. В результате попавшее сюда торнадо будет иметь ужасающую силу.

 Вот как описывают катастрофу физики: «Прежде всего, гигантские объемы нефти с поверхности (в масштабах десятков тысяч тонн) будут всосаны воронкой и подняты столбом вихря высотой пять километров и более. Мощь всасывания очень значительна: известно, что попавшие в торнадо парусники поднимало и «приводняло» (в случаях, когда экипаж уцелел) далеко от первоначального места. Смесь воды с нефтью может держаться в воронке достаточно долго, чтобы спустя дни или часы попасть на сушу и излиться по всему пути прохождения торнадо. Таким образом, «засоренными» нефтью (от которой придется очищать каждый метр) могут оказаться пространства в сотни квадратных километров или намного более». Разумеется, как очистить такие территории, никто не знает. Все это усугубится разрушениями, которые принесет ураган.

 Но и это не самое страшное. Авторы сенсационного заявления утверждают, что смесь нефти с водой и воздухом способна воспламениться, например, от удара молнии. Горючей ее может сделать то, что на кромке торнадо скорости достигают 300 км в час. Это будет дробить нефть на мельчайшие капли и перемешивать с водой и воздухом, превращая в топливо.

 Как бороться с огненными смерчами – опять же неизвестно. Их иногда специально создают в Сахаре. Периодически они возникают в результате извержений вулканов и пожаров. Но пока никто не пробовал создавать и изучать это природное явление, когда в него попадет нефть.

 В 1943 году огненный смерч атаковал Гамбург сразу после ковровых бомбардировок, устроенных союзниками. Температура внутри него поднялась до отметки 600 градусов по Цельсию. Ничего живого на пути урагана не осталось. Даже в бомбоубежищах люди просто задыхались. Начать спасательные работы смогли  только через неделю. Все было раскалено. Чем обернется подобный катаклизм, случись он в густонаселенных штатах США – страшно представить. Объемы катастрофы будут столь велики, что даже Чернобыльская трагедия может показаться несерьезным происшествием.

 Что дальше?

 

 Но и возможность огненного смерча – это еще не все. Последствия случившегося и без него крайне печальны. Во-первых, погибнут живущие в воде морские растения и рыбы. Для них нефть – наркотик. Попав в загрязненную зону, они не пытаются ее покинуть. В результате, если у таких «нефтеманов» и рождается потомство, то с массой отклонений. В моллюсках, побывавших в зараженной воде, был обнаружен бензопирен – вещество первого класса опасности. Сердцевидки, устрицы и мидии накапливают его в себе, превращаясь в убийц.

 Сотрудник биологического факультета МГУ доктор биологических наук Сергей Остроумов в интервью «Infox.ru» сообщил: «Даже сублетальные (несмертельные) концентрации токсических веществ могут нарушить сложнейший экологический механизм, который обеспечивает равновесие. Поэтому, оценивая ущерб по мертвым особям, мы закрываем глаза на последствия, которые могут проявиться позже, через некоторое время. Один из ярких примеров аналитической недальновидности – исчезновение коралловых рифов, вызванное снижением активности растительноядных животных».

 Во-вторых, произошедшее сильно повлияет на погоду в регионе. Толщина нефтяной пленки размером всего с одну молекулу уменьшит количество испаряющейся воды на 20%. Понятно, что в ходе нынешней катастрофы образовавшаяся пленка гораздо толще. Иногда слой воды с температурой около 30 градусов по Цельсию может достигать глубины 100 м.

 Все это, вероятно, затронет Гольфстрим. Если его температура повысится, то течение начнет  больше и больше уходить на глубину. А это не может не изменить погоду в северной части земного шара. Там станет холоднее. Для стран, где не привыкли к низким температурам, это настоящая катастрофа.

 Помимо прочего, нефть попадает и в пресные водоемы. Пострадать от нее могут не только прибрежные штаты, но и находящиеся в глубине страны. Понятно, что отравленные реки для некоторых регионов – смертельная опасность.

 Про ураганы мы уже сказали. Но дело в том, что речь идет не об одном страшном катаклизме, а о целой серии невиданных по силе торнадо. Ведь чем обширнее нефтяное пятно, тем больше теплой воды и, следовательно, мощных смерчей. Конечно, есть вероятность того, что первый же ураган соберет с поверхности всю маслянистую пленку, но тогда сила стихии и разрушения от нее будут невероятно велики, а «черное золото» накроет огромные площади.

 

 Самые страшные нефтяные катастрофы современности

 В ходе войны в Персидском заливе в 1990 году войска Ирака, чтобы помешать высадке американского десанта, опустошили несколько нефтяных терминалов. 1,5 млн. тонн нефти оказались в воде. Причем из-за войны, естественно, было не до ликвидации последствий. В результате – загрязнены 1000 кв. км воды и 600 км побережья. Чтобы не усугубить происходящее, американские ВВС просто разбомбили несколько кувейтских трубопроводов.

 В 1998 году пятно нефти, вылившейся с борта либерийского танкера «Паллас», дошло до берегов Дании, Германии и Голландии. В результате возник страшный пожар, полыхавший несколько дней. Обошлось, к счастью, без человеческих жертв. А вот тысячи прибрежных птиц погибли или получили ранения.

 В 2000-м и 2009-м от разлива «черного золота» страдал Рио-де-Жанейро. Причем для того, чтобы привести к крупнейшей за всю историю мегаполиса катастрофе, понадобилось всего 13 тонн нефти.

 В 2002 году у берегов Испании потерпел аварию танкер «Престиж». Это стало трагедией для всей страны. С тех пор в территориальные воды Испании вход танкеров некоторых конструкций запрещен. Ликвидация последствий обошлась в 2,5 млн. евро. В Бискайский залив вылилось от 80 до 90 тыс. тонн нефти.

 В 2006 году утечка произошла с борта филиппинского танкера. 300 км побережья страны, 500 гектаров мангровых лесов и 60 гектаров плантаций водорослей оказались под ударом. Пострадал резерват Таклонг с 29 видами кораллов и 144 видами рыб. 15 тыс. человек были признаны пострадавшими от аварии. 

 Если сопоставить все эти катастрофы с нынешней, то очень легко понять, почему ее сравнивают с Чернобылем. Никогда еще загрязнению не подвергались такие площади и не тратились на ликвидацию такие средства.





Спешите подписаться на журнал “Планета”!