ЧАРОДЕИ
Декабрь 2009
Вернуться к номеру >>

Автор: Алексей Морозов
Раздел: Лабиринт
Теги: история, загадка, персоналии



ЧАРОДЕИ

 

Грядет Новый год, время чудес и сказок. Вот и мы решили порадовать вас рассказами о тех людях, которые «работают» волшебниками. Речь идет о профессиональных фокусниках и иллюзионистах. Ну и конечно, мы раскроем секреты некоторых их трюков. Иначе будет неинтересно.

 

 

Алессандро Калиостро

 

            На самом деле Алессандро Калиостро никогда графом не был. Собственно, и Калиостро он не был тоже. И даже Алессандро… При рождении он получил имя Джузеппе Бальзамо. Уже потом, избрав для себя дорогу авантюриста, он прибавил к своему псевдониму титул.

            Про детство Бальзамо до наших дней дошло много разных противоречивых сведений. Произошло это потому, что иллюзионист всячески запутывал историю своего происхождения. Доподлинно известно одно – маленький Джузеппе был лжив и плутоват. Есть, например, версия, что мальчик воспитывался в монастыре бенедиктинцев в Кальтаджироне, откуда его выгнали за мошенничество.

            Сам Калиостро позже утверждал: ему 3000 лет, он был приближенным Македонского и помнит Рим при Нероне. В общем, библейские патриархи должны позавидовать такому долголетию, памяти и здоровью. Процесс возвращения молодости, кстати, этот жулик даже описал: «…приняв две крупицы снадобья, человек теряет сознание и дар речи на целых три дня, в течение которых он часто испытывает судороги, конвульсии и на теле его выступает испарина. Очнувшись от этого состояния, в котором он, впрочем, не испытывает ни малейшей боли, на тридцать шестой день он принимает третью и последнюю крупицу, после чего впадает в глубокий и спокойный сон. Во время сна с него слезает кожа, выпадают зубы и волосы. Все они вырастают снова в течение нескольких часов. Утром сорокового дня пациент покидает помещение, став новым человеком…» Правда, что за снадобье следовало пить, история умалчивает.

            Свою карьеру Калиостро начал в Париже. До нашего времени о его деятельности в столице мира дошли удивительные слухи. Говорят, в частности, что он взял у короля Людовика треснувший крупный алмаз и через три дня вернул его владельцу целым. Однако вскоре на фокусы Калиостро стала косо посматривать инквизиция, и он решил подобру-поздорову отчалить к берегам Туманного Альбиона.

             Здесь его встретили как великого мага и кудесника. Местные масоны даже приняли Алессандро за великого учителя высокой степени посвящения . Двери дома Калиостро были открыты для всех желающих. Деньги он зарабатывал двумя основными способами: увеличивал размеры драгоценных камней и называл выигрышные номера лотереи. Первое графу худо-бедно удавалось. Кстати, современные ученые не видят в этом ничего чудодейственного: человек, обладающий специальными знаниями, легко справляется с такой задачей. А вот с угадыванием вышла заминка. Оказалось, что ни один из названных Калиостро номеров не выиграл. Обиженные и обворованные клиенты начали охоту за магом, желая вернуть свои деньги. Но и тут Алессандро благоразумно решил не дожидаться развязки. Он сел на корабль, отплывавший в Курляндию.

 

Граф Калиостро обладал довольно посредственной внешностью – он был невысок, коренаст и напрочь лишен изящества. Тем не менее, жулик пользовался удивительным успехом у дам. Возможно, прелестниц очаровывал ореол тайны, окружавший заезжего кудесника. Тем более что Бальзамо обожал увлекать публику и отлично умел это делать. Он говорил на нескольких языках, но на всех с акцентом. Его слуги рассказывали, что состоят при господине уже 300 лет. Словом, наш герой морочил голову почтенной публике всеми возможными способами. Так или иначе, но женой этого почти квадратного коротышки стала Лоренца Феличиане – первая римская красавица. Новоявленная «графиня» отлично вписалась в жизнь мошенника и очень быстро стала ему подыгрывать, рассказывая о своем почтенном возрасте и удивительной красоте всякие байки.

 

            Именно отсюда начался путь графа со свитой в Петербург. Непонятно, на каком основании, но он всерьез планировал занять высокое место при дворе Екатерины II. Каково же было его удивление, когда Северная Семирамида отнеслась к нему холодно. Но Калиостро не огорчился. Он решил зайти с другой стороны и начал активно заводить знакомство с фаворитом императрицы – Потемкиным.

            Светлейшему князю «маг и волшебник» предложил две вещи. Во-первых, при помощи магии он якобы мог утроить состояние Потемкина – кстати, одного из богатейших людей Европы. Во-вторых, Калиостро обещал добиться для князя благосклонности прекрасной Лоренцы. Неизвестно, что подействовало больше, но так или иначе Григорий Александрович стал проводить много времени в обществе графа и его очаровательной супруги. Императрица же рекомендовала своим придворным обращаться к Калиостро, если в этом будет необходимость.

            Но счастье парочки мошенников было недолгим. Приревновав фаворита к Лоренце, а может, и просто раскусив жуликов, Екатерина повелела им в кратчайшие сроки покинуть пределы России. Бальзамо не пришлось просить дважды. Он мгновенно собрал пожитки, прыгнул в экипаж, и лошади рванули с места в карьер.

            В 1789 году иллюзионист вернулся в Италию. И вот тут не подводившее прежде чутье, подсказывавшее, когда пора уносить ноги, ему изменило. К этому времени масонов в Европе стали считать революционерами. Именно им приписывали свержение французской королевской династии. В Риме священники-масоны активно покидали ложи. Немудрено, что чета Калиостро была арестована. Не вынеся тягот заключения, прекрасная Лоренца начала давать показания против мужа. В результате он был приговорен к сожжению в очистительном пламени, а она – к вечному заточению в монастыре. Но до костра дело не дошло. Папа Римский Пий VI заменил смертную казнь пребыванием в тюрьме до конца дней.

 

По поводу наказания Калиостро есть легенда. Она гласит, что после вынесения смертного приговора в папском дворце появился неизвестный и потребовал аудиенции у Его Святейшества. Когда секретарь спросил, как именно его представить, гость попросил вместо имени передать Пию VI только какое-то одно слово. И мгновенно был принят. Встреча проходила за закрытыми дверями и длилась всего несколько минут. Сразу после нее Папа помиловал Калиостро.

 

            Но пожизненное заключение графа длилось только 4 года. Утром 26 августа в камере крепости Святого Льва, где авантюрист отбывал наказание, было найдено его бездыханное тело. «По официальной версии», Бальзамо скончался от пневмонии. Но некоторые историки считают, что церковники решили тайно отравить столь обременительного пленника, пока тот не сбежал.

            Разумеется, Калиостро был жуликом. Но жуликом талантливым. Многие современные иллюзионисты могли бы поучиться его номерам, удивлявшим публику. И это при том, что технический уровень XVIII века значительно уступал нынешнему. Говорят, «граф» изучал различные науки. Наверное, это так – иначе вряд ли он мог бы наращивать драгоценные камни. Еще известно, что он обладал даром чревовещания. Причем очень мощным. Когда Калиостро говорил, не раскрывая рта, голос возносился как бы над ним, казалось, что говорят сами небеса.

            Сегодня секрет некоторых трюков мошенника раскрыт. К примеру, один из них позволял «графу» при всем честном народе воровать золотые кольца и менять их на поддельные. Фокусник брал платок, заворачивал в него кольцо с камнем, клал сверток на стол и бил по нему чем-нибудь тяжелым. Причем создавалось впечатление, что перстень разламывается на куски. Потом он запускал туда руку и доставал ювелирное украшение невредимым. Проблема была одна: к хозяину возвращалась уже не драгоценность, а подделка со стекляшкой.

            Почему зрителю казалось, что завернутое кольцо разбивается на части? Очень просто. На самом деле к платку пришивался потайной карман, в который вкладывался кусок сахара. От удара он раскалывался, но у владельца перстня складывалось впечатление, что пострадало его украшение.

 

Гарри Гудини

 

            Гарри Гудини родился в 1874 году в Австро-Венгрии. Его настоящее имя – Эрих Вайс. Отец будущего трюкача был раввином и спустя четыре года после рождения сына эмигрировал в США. Фокусником еврейский паренек стал уже в десять лет. Славу ему принесла обычная колода игральных карт. Карьера юного иллюзиониста оказалась неожиданно успешной, и его программа все усложнялась.

            Одним из самых популярных трюков Гудини стал фокус «Исчезновение живого слона». Ассистенты фокусника набрасывали на животное покрывало, а когда покров убирали, вместо африканского гиганта на сцене была пустота. Секрет оказался прост. Задник сцены драпировался черным бархатом, а покрывало делали двухслойным. Верхняя его часть была белоснежная, а нижняя – из того же материала, что и задник. Естественно, что ассистенты снимали только верхнюю часть – и накрытый тканью слон просто сливался с драпировкой. Но на расстоянии казалось, что великан исчез.

            Еще один известный трюк фокусника выглядел так. Он брал у зрителей несколько носовых платков, клал их в пакет и сжигал. Потом зрителей сажали в автобусы и везли к Статуе Свободы и, о чудо, сожженные платки оказывались в ящике рядом с головой скульптуры. При этом охрана клялась, что на вершину символа США никто не поднимался.

            Однако по-настоящему знаменитым иллюзионист стал благодаря сложным и опасным трюкам, известным как самоосвобождение и самоспасение. Ловкий фокусник с легкостью избавлялся от любых пут и оков. Причем делал это, будучи погруженным в резервуар с водой или подвешенным к карнизу небоскреба. Выбирался из закрытого наглухо сейфа. За считанные секунды он умудрялся расстегнуть наручники, избавиться от смирительной рубашки. Ни один замок не был для него препятствием.

 

В 1908 году Гудини гастролировал по России. Он выступал в Петропавловской крепости и в Бутырской тюрьме. Вот как описано то, что он делал, в книге «От магов древности до иллюзионистов наших дней»: «Запертый в камере тюрьмы, облаченный в арестантскую одежду, он через две минуты вышел, открыл двери соседних камер и шутки ради поменял местами заключенных. Затем проник в гардеробную и через пятнадцать минут после того, как был заперт, появился в караульном помещении переодетым в свой костюм».

 

Со смертью чародея связана странная легенда. Дело в том, что ходили слухи, будто Гудини способен выдержать любой, даже самый сильный удар в живот. И фокусник неоднократно подтверждал это перед публикой.

            Но однажды к нему в гостиничный номер поднялись три студента, один из которых был боксером. Гости спросили, правду ли рассказывают об этой удивительной способности. И тут же боксер несколько раз ударил фокусника. Тот остановил его, сказав, что ему надо подготовиться. Затем скептик нанес еще несколько ударов. На этот раз мышцы пресса тренированного артиста легко выдержали натиск спортсмена. Но, как выяснилось позже, в результате первой не-удачной демонстрации трюка у Гудини был разорван аппендикс. Несколько дней он не обращал внимания на боль, а 31 октября 1926 года скончался от полученной травмы.

 

 

 

Вольф Мессинг

 

            Вольф Мессинг – знаменитый маг Сталина, человек, способный усилием мысли повелевать массами. Именно так любят вспоминать о нем те, кто мало знаком с биографией иллюзиониста. Но так ли огромно было его мастерство?

            Как выяснили исследователи его жизни, Вольф Григорьевич любил мистификации. Для этого он не чурался даже заведомой лжи. Например, в своих мемуарах маг писал, что встречался с Энштейном в 1915 году в Вене. Однако в это время великий физик там не жил. Также Мессинг рассказывал, будто Гитлер обещал за его голову 250 тыс. марок. Но и это неправда.

            Однако самая большая мистификация связана с воспоминаниями иллюзиониста о его встречах со Сталиным. Вольф рассказывал, что вождь всех времен и народов пригласил его в свой кабинет и предложил доказать, что он не просто фокусник, а в самом деле обладает мистическими способностями. Тогда Мессинг якобы вышел из Кремля, купил ученическую тетрадь и пришел с ней в сбербанк. Там он протянул чистый тетрадный лист кассиру и попросил выдать ему на основании этого «документа» 100 тыс. рублей. Что загипнотизированный банковский служащий и сделал.

            Историки считают, что такое вряд ли могло произойти. Даже если бы кассир и захотел выдать какую-то наличность, то не сумел бы это сделать. По существовавшей тогда системе документы на выдачу такой большой суммы наличными принимал один человек, а выдавал деньги совершенно другой. И по пути от первого ко второму «бумажка» проходила тщательную проверку во всех службах банка.

            Даже факт встречи Мессинга со Сталиным ставится под сомнение. Во всяком случае, нет ни одного документального подтверждения, что маг посещал всемогущего руководителя Советского Союза. Его нет даже в журнале визитеров – книге, куда в обязательном порядке записывали любого входившего в кабинет Вождя.

            Зато сегодня стала известна другая история. Разбогатевшему на вы-ступлениях Мессингу советское правительство предложило заняться благотворительностью: построить на собственные средства самолет. Дескать, военно-воздушный флот СССР нуждается в новых машинах. Мессинг отказался. Тогда его арестовали. Иллюзионист быстро понял, что лучше потерять часть денег, чем свободу – и построил самолет для советских ВВС. Но жить в стране с таким подходом к частному капиталу не захотел. Тогда он договорился с «одним хорошим человеком» тайно перейти советскую границу и сбежать в Европу. «Хороший человек» оказался внештатным сотрудником НКВД, и Мессинг снова столкнулся со служителями закона. Гипнотизеру предложили построить еще один самолет, и на этот раз он упираться не стал.

            Однако было бы неверно считать Вольфа Григорьевича беспринципным жуликом, много лет обманывавшим публику. Он, например, пошел на конфликт с нацистами. Несмотря на свое еврейское происхождение, что значительно усложняло жизнь в Третьем Рейхе, иллюзионист не боялся говорить правду. Уже став популярным в Берлине, Мессинг напророчил скорый конец гитлеровскому режиму. Любви руководства нацистской Германии это ему, разумеется, не прибавило.

            Однако основное, чем прославился фокусник – это способность читать мысли. Правда, современных иллюзионистов многие из его трюков заставят лишь улыбнуться. Например, ассистент кудесника брал у человека из зала определенную вещь, скажем, часы, и спрашивал громко у артиста: «Что у меня в левой руке?» Заранее оговоренный порядок слов в вопросе подсказывал «телепату» ответ. Но со стороны казалось, будто фокусник угадывает мысли своего партнера.

            Однако были вещи, которые рационально объяснить сложно. Это касается в основном пророчеств Мессинга. Например, когда он в последний раз ехал в больницу, то оглянулся на свой дом и печально сказал: «Я его больше не увижу».

 

 

Однажды предсказание Мессинга спасло жизнь командующему ВВС Белорусского военного округа генерал-полковнику Жуковскому. Об этом в своих воспоминаниях написала Татьяна Лунгина. Генерал получил обширный инфаркт. Когда высокопоставленный больной поступил в Институт сердечно-сосудистой хирургии Академии наук СССР им. Бакулева, его директор Бураковский никак не мог решиться на операцию. Он боялся, что больной умрет под ножом, и тогда хирургу не сносить головы. Но позвонил Мессинг и сказал Лунгиной, работавшей тогда в институте: «Передай своему шефу, пусть немедленно приступает к операции. Это мой друг, и я советую не терять времени, ни секунды! Все закончится благополучно, заживет, как на собаке. А твой шеф будет представлен к награде. Так ему и скажи». Его слова оказались пророческими. Пациенту спасли жизнь, а врач получил орден за блестящую операцию.

 

Игорь Кио

 

            Игорь Кио родился в семье циркачей. Его отец Эмиль Теодорович тоже был иллюзионистом. Свою карьеру Игорь начал еще в раннем детстве – как ассистент Кио-старшего. А в 15 лет он впервые выступал самостоятельно, подменяя заболевшего отца.

            Надо сказать, что великий иллюзионист всю жизнь старался не раскрывать секретов фокусов – не только своих, но и коллег по цеху. И тем не менее, все тайное рано или поздно становится явным. Одним из «чудес», прославивших мэтра, было знаменитое «распиливание женщины». Все вы хоть раз видели этот трюк. Ассистентка иллюзиониста ложится в ящик, установленный на столе. Фокусник берет пилу и разрезает пополам стол и ящик вместе с женщиной. После чего две половинки раздвигают – и мы видим расчлененную даму живой и улыбающейся.

            Секрет трюка прост. Перед выступлением в стол, разделенный на две части, прячется вторая помощница. Таким образом, зритель видит голову и руки одной женщины, а ноги другой. При этом мэтр всегда добавлял, что лично он стол уже давно не использует и делает все по-другому. Но тайн раскрывать не будет.

 

Династии Кио до сих пор удается скрывать от публики, как они делают свои трюки. Один из самых, пожалуй, впечатляющих номеров выглядит так. На сцене стоит длинная спица на подставке. Фокусник как бы нанизывает на нее ассистентку. Причем делает это так, что девушка словно надета спиной на спицу, которая протыкает ее насквозь, а голова и руки «жертвы» свободно висят в воздухе.

 

            Надо сказать, что Кио творит чудеса не только на манеже. Случалось ему демонстрировать свои таланты и в обычной жизни. Причем так, что потом он сам оставался не рад. Однажды Игорь Эмильевич с отцом ехали в такси. И вот таксист, узнав, кого он везет, просит показать ему какой-нибудь фокус. Эмиль Теодорович долго отказывался, но наконец решил пошутить: «Сейчас я заплачу вам за поездку рубль, как она того и стоит, а вы мне дадите сдачу как будто я дал вам сто». Каково же было его удивление, когда водитель именно так и поступил! Фокусник, правда, решил, что таксист ответил шуткой на шутку. Он вышел из машины, чтобы обойти ее и вернуть таксисту его деньги. Но тот неожиданно сорвался с места и уехал. Оказывается, бедняга сам себе внушил, что находится под действием гипноза. И отдал 99 рублей. Пришлось фокуснику несколько дней его разыскивать, чтобы вернуть-таки деньги.

            Но на этом история не заканчивается. Спустя несколько лет Игорь Кио ехал уже в другом такси. И водитель, узнав его, спросил: правда ли, что была такая история. «Да, – говорит наш герой, – хотите, я повторю этот фокус? Сейчас я дам вам десять рублей. А вы мне сдачу как со ста». Каково же было удивление мэтра, когда ситуация повторилась в точности. Когда же иллюзионист на следующий день пришел на стоянку такси, чтобы вернуть сдачу, на него чуть не набросились с кулаками. Оказывается, водители решили, что знаменитый фокусник таким образом наживается на их товарище.

            Игорь Кио, пожалуй, один из самых успешных иллюзионистов. И это признают не только на постсоветском пространстве. Он стал единственным фокусником в мире, кому по решению Общества журналистов и критиков Бельгии была вручена международная премия «Оскар».

 

 

Дэвид Копперфильд

 

            Это тоже псевдоним. А настоящее имя – Дэвид Сет Коткин. Карьера его началась рано – он демонстрировал трюки со сцены с 12 лет. Тогда же юный иллюзионист вступил в Американское общество магов. А в 16 лет – уже учил своему искусству студентов.

            Пожалуй, самый популярный трюк Копперфильда связан с левитацией. Фокусник легко парит над сценой, причем даже в закрытом аквариуме, чтобы показать, что его не поднимают на невидимых веревках.

            Разгадать этот трюк пытались многие. Но окончательного ответа на вопрос, как он это делает, никто до сих пор не дал. Зато есть несколько предположений. Одно из них заключается в том, что артиста над сценой все-таки перемещают при помощи особых веревок. Как утверждают сторонники этой версии, для космических нужд уже давно выпускают синтетические волокна толщиной менее миллиметра, но очень прочные. На них-то и поднимается в воздух иллюзионист. Вперед и назад он перемещается при помощи специальной лебедки, закрепленной под потолком. Что же касается аквариума, то в его крышке есть специальные узкие прорези, позволяющие нитям свободно двигаться.

            Вторая версия гласит, что фокусник надевает на себя нечто вроде кольчуги, а над или под сценой устанавливается система мощных магнитов. Оператор регулирует силу электромагнитного поля – и Дэвид, подобно ангелу, взлетает на глазах удивленной публики.

            Еще один знаменитый трюк Копперфильда – прохождение через Великую Китайскую стену. Иллюзионист входит в кабинку по одну сторону сооружения. Кабинка выполнена из такого материала, что проходящий через нее свет лишь подсвечивает силуэт артиста. Видно, как он постепенно «всасывается» в стену, а через некоторое время появляется в такой же кабинке, но уже по другую сторону монументального сооружения. Ах да. Кабины стоят не на земле, а на высоких подставках, к которым помощники подвозят лестницу, чтобы чародей мог туда подняться.

            Этот фокус любители во всем разобраться объясняют так. На самом деле Копперфильд, войдя в кабинку, тут же прячется в широкую платформу лестницы. А один из его ассистентов на фоне прожектора повторяет движения артиста так, как будто тот входит в стену. После того, как фокусник якобы просочился в камень, кабинку разбирают, чтобы показать, что на этой стороне никого нет. И это правда, ведь он спрятался в платформе лестницы, которую уже откатили. Дэвид перебирается на ту сторону стены, прячется в аналогичной платформе и все повторяется, но только в обратном порядке.

            Не менее известный фокус с исчезновением Статуи Свободы, как говорят любители разгадывать загадки, почти аналогичен знаменитому «исчезновению слона». Все дело в игре света и заранее снятых на камеру картинках. Ведь зрители находятся далеко от статуи и подробности наблюдают на больших экранах.

            Со стороны все выглядит так. Статую накрывают белым полотнищем и над ней зависает вертолет. Потом покрывало сдергивают – и прожекторы освещают пустоту над постаментом. А камера, расположенная на борту вертолета, демонстрирует, что с воздуха скульптуры тоже не видно.

            Делается это, по предположениям скептиков, следующим образом: те прожекторы, которые освещают статую, отключаются, а другие, пронизывающие пустоту над постаментом, устанавливают не на одном уровне со скульптурой, а чуть впереди. В результате они освещают только пустое пространство и постамент. Картинка же с вертолета – просто фальшивка, снятая заранее над копией постамента статуи.

            Но все это только версии. Несмотря на красивые рассказы о том, как им все понятно, ни один из скептиков до сих пор ни одного трюка Копперфильда не повторил. Что, вообще говоря, странно, раз все так просто, как они говорят.

 

Ну а чтобы после прочтения вы могли удивить тех, с кем вы будете встречать Новый год, мы расскажем вам секрет пары несложных, но впечатляющих карточных фокусов, не требующих специальной подготовки.

 

Неразлучные короли

Выберите из колоды четырех королей и разложите их веером. За второй картой незаметно подложите две другие – неважно, какие именно: ведь публика их не увидит. Однако лучше всего подойдут валеты или дамы, издали похожие на королей. Продемонстрируйте карты зрителям, затем сложите и положите поверх колоды.

            Возьмите первую карту – короля – и положите вниз колоды. Вторую карту – зрители уверены, что это тоже король – вложите в середину колоды. Следующую, тоже не являющуюся королем, также поместите в середину колоды, но чуть выше. Очередная карта – это король. Продемонстрируйте его публике – и верните на место. Теперь сверху колоды у вас осталось три короля, а четвертый находится внизу. Для того, чтобы они оказались рядом, вам нужно только снять колоду – поместить несколько нижних карт наверх. Теперь отберите королей, демонстрируя, что все четыре лежат рядом.

 

Угадывание карты

            Для этого фокуса вам понадобится всего 21 карта. Разложите их в три стопки «в открытую» – рубашкой вниз. Попросите одного из зрителей запомнить любую карту и указать, в какой стопке она находится. Сложите стопки в колоду, поместив указанную в середину. Затем снова разложите таким же образом и попросите зрителя указать стопку, где лежит выбранная им карта. Снова поместите эту стопку в середину колоды. Разложите карты в третий раз, при этом запомнив четвертую в каждой стопке – одна из них окажется нужной. Когда зритель укажет стопку, где лежит «его» карта – вы сможете назвать ее.





Спешите подписаться на журнал “Планета”!