Черное население Африки – это последователи множества разных религий, поклоняющиеся миллиону различных божеств. Но только в одной стране этого континента мы сможем найти наших единоверцев. В православном государстве – Эфиопии.

     За монастырской стеной

      При пересечении границ Эфиопии – неважно, будет это аэропорт или сухопутная граница, вам зададут только два вопроса: «Из какой страны вы прибыли?» и «Кто вы по вероисповеданию?» И все. А после этого будут решать – давать вам визу или нет.

      История Эфиопии – это история ее церкви. Именно она объединила нацию, помогла победить в борьбе с колонизаторами и остановить на своей границе цунами мусульманских завоеваний. Церковь вот уже две тысячи лет является основой жизни эфиопа. А основа жизни церкви – монастыри, практически такие же древние. Первый из них появился в далеком VI веке на одном из многочисленных островов озера Тана, крупнейшего пресного водоема Восточной Африки. Сегодня почти на каждом клочке суши, окруженной водой, расположен монастырь. Мужской или женский – в Эфиопии они сильно разнятся.

      Жизнь эфиопских монахов полна тягот и лишений. Большинство из них – суровые аскеты. Они постятся 250 дней в году. В остальные – питаются 1–2 раза в сутки. Практически все время работают – либо на полях, либо в монастыре. Оставшееся время – молятся. Стать монахом очень непросто. Человек формально перестает существовать для общества. Перед уходом от мира он должен завершить все мирские обязательства и рассчитаться с долгами. Только тогда соискатель может просить о высокой чести – принятии в послушники. При посвящении на голову человеку одевается специальная шапка – коп – в знак отречения от мирской жизни. Снимать ее уже никогда нельзя.

      Кроме постоянных обитателей монастырей, здесь можно встретить пилигримов. В миру их называют «странствующими монахами». Однако к монашеской братии они не принадлежат. Это связующее звено между монастырями. Также здесь могут находиться отшельники – люди, отрекшиеся от земной жизни вообще. У них нет никакого имущества, нет еды и воды. Они не имеют право их ни добывать, ни просить. Питаются изредка и только тем, что им подадут. Как правило, отшельники принимают обет пожизненного молчания. И только в одном случае они могут его нарушить – если Господь явит им откровение. Об этом отшельники обязаны сообщить людям. Такова жизнь эфиопского мужского монастыря. В женских же таких строгостей нет. Они, если провести аналогию с мирской жизнью, служат своеобразными ателье и производственными цехами для пошива церковной одежды.

      Монастыри – главные хранители древней церковной литературы. В одном из них нам показали рукописную Библию VI века – одну из старейших церковных книг на земле. Вообще, абиссинская литература (Эфиопия раньше называлась Абиссинией) имеет историю в 2000 лет. Главный ее персонаж – монах Иоанн, герой, убивший озерного дракона и повторивший подвиг Георгия Победоносца. Кстати, Святой Георгий – самый почитаемый святой и покровитель Эфиопии. Между прочим, он же является небесным патроном Англии, Грузии и Москвы.

      Эфиопская церковь весьма демократична. Все вопросы христианской жизни здесь решаются на «махабаре» – общем собрании христианской общины. Допускаются туда только мужчины преклонного либо среднего возраста, уже доказавшие свою мудрость. Но есть и еще одно обязательное условие – их христианские души должны быть богоугодны и скромны, а помыслы – свободны от зла. Это правило даже важнее, чем возрастной ценз. Женщины не имеют права принимать участие в обсуждении важных дел. Они могут лишь стоять невдалеке и молча слушать. При этом им никто не запрещает устраивать свои махабары и обсуждать там все, что захотят. По традиции, такой совет не может быть закончен, пока на нем не высказался каждый желающий. Женские махабары, таким образом, не заканчиваются никогда.

     Город царицы Савской

      Аксум – первая столица государства – один из древнейших городов на земле и самый старый в Эфиопии. Именно сюда в IV веке нашей эры прибыли христиане, которые и распространили православие по всей стране.

      Аксум – еще и родина легендарной библейской царицы Савской. Македа (так звучит ее титул) славилась своим умом и красотой по всему древнему миру. Царь Соломон, прослышав об этом, очень хотел увидеть великую женщину и посоревноваться с ней в уме. Много и долго писал он ей, суля несметные богатства только за один ее приезд в Иерусалим. И встреча произошла. Правда, свидетельств о соревновании история не сохранила. Да и было ли оно? Но по итогам визита Соломон подарил царице Савской сына, а также «все то, что она пожелает, сверх того что подарил я ей своими руками». Их сын, Менелик, стал первым правителем объединенного эфиопского государства.

      В окрестностях Аксума до сих пор сохранились разрушенные остатки дворца царицы Савской и дошедший почти в первозданном виде майшун – купальня, спасавшая царицу от жары. Это величественное сооружение по размерам намного превышает любой из существующих ныне бассейнов. Майшун – священное место. Сюда во время религиозных праздников собираются верующие, чтобы совершить очищающее омовение.

      Вторая святыня Аксума – стелы. Величайшие сооружения наподобие тех, что возвышаются в Карнаке и Луксоре в Египте. Но там они возводились у храмов. В Аксуме стелы стоят отдельной группой. Назначение их непонятно. По местным легендам, под одной из них находится могила царицы Савской, но никто не пытается ее найти и вскрыть, как в соседнем Египте. Царица – святая, а значит, неприкосновенна.

      А в прошлом веке император Эфиопии Хайле Селассие построил в городе самый большой в Африке собор. Здесь совершенно неповторимая акустика: негромкий голос проповеди отчетливо слышен в каждом уголке здания. Но самый главный храм Аксума и одно из святых мест для христиан всей земли – Церковь Девы Марии Сионской. Здесь хранится величайшая реликвия – Ковчег Завета, вместилище скрижалей. Тех самых, что Господь дал Моисею на Синайской горе. Эта мало-приметная церквушка практически не охраняется. Да и зачем? Кто посмеет прикоснуться к святая святых? Для Эфиопии это нонсенс. И дедушка, сидящий со старым автоматом в теньке под деревом, – скорее экскурсовод в храме, чем его охранник. Внутри живет хранитель Ковчега – достойнейший из монахов. Он, однажды войдя в церковь, с людьми больше не общается. Это уже человек не от мира сего, который может видеть, что начертано Десницей Господней. Монах выбирается на эту должность пожизненно. Уйти он может только в одно место – в рай.

     История, высеченная в камне

      Все, смотревшие нашумевший фильм «Властелин колец», наверняка помнят о Королевстве Рохан. Сказочная страна получила свое название от древнего эфиопского города Роха. Сто лет тому назад его переименовали в Лалибеллу. Именно так звали царя этого города. Он был и правителем, и монахом. Правление Лалибеллы отличалось мудростью и праведностью. Он творил чудеса и обладал многими знаниями – в частности, понимал язык птиц и зверей. Кстати, история рассказывает такое еще об одном правителе – о белорусском князе Всеславе Чародее. Что это – совпадение?

      Согласно легенде, однажды Лалибелле явился Ангел Божий, повелевший построить на месте его города другой – Иерусалим. С тех пор в Эфиопии течет река Иордан, возвышается гора Голгофа и стоят высеченные в граните храмы.

      Правда, многие историки считают, что появление необычного храмового комплекса напрямую связано с рыцарями-тамплиерами. Они уже с трудом сдерживали натиск сарацинских орд на Святую землю и устремились сюда из Иерусалима в поисках нового места для хранения своих сокровищ и тайных знаний. Но так или иначе на эфиопской земле появилось одно из чудес света. 

      Поверить в то, что все это было сотворено руками человеческими, – почти невозможно. Однако историки описывают технологию постройки приблизительно так. В толще гранитной скалы расчищался огромный куб. А после в нем вырубалась церковь, точная копия надземной деревянной постройки. Причем сооружали ее в XII веке всего за 25 лет, опираясь на технологии каменного века. Не чудо ли? 

      Все 11 высеченных в граните церквей очень различаются. Расположены они на разной высоте, но обязательно ниже уровня земли. Храмы соединены между собой системой тоннелей, больше напоминающих загадочный подземный лабиринт – древние строители всегда умели закрыть дорогу к своим тайнам.

      Самая большая церковь носит имя Христа Спасителя. В ней хранится реликвия – священный крест Лалибеллы. В хрониках жизни царя постоянно упоминалось, что вплоть до самой смерти монах-правитель не расставался с ним никогда. Считается, что крест способен излечить все болезни. 

      Самый необычный храм – Святого Георгия. Он выполнен в виде равностороннего креста со сторонами по 12 м. Высота, а правильнее, глубина его тоже равна 12 м. Окна церквей сделаны в виде разных по форме крестов, в том числе свастики. Эфиопы многие тысячелетия поклоняются этому символу солнца.

      Еще одно из таинств Лалибеллы – прямоугольная гранитная колонна в одной из подземных церквей. Священники говорят, что на ней оставлены письмена строителей с описанием технологии возведения храмов и строгим предупреждением никогда не повторять на Земле подобного. Столб плотно задрапирован тяжелой парчовой тканью. Открыть его – святотатство. Для эфиопа это невозможно. Попытку же туриста пресекают мягко, но быстро и убедительно. Поэтому тайны древних мастеров до сих пор не разгаданы. 

      Вообще, и служба, и внутреннее убранство эфиопских церквей сильно отличаются от тех, что привычны нам. Здесь священники поют и танцуют. Якобы порывистые и раскачивающиеся движения повторяют жесты Иисуса, несущего крест на Голгофу. Песнопение поддерживается ударами по барабану «кабару» и трелью серебряных трещоток. Одежды служителей тоже экзотичны; они в мелочах повторяют описанное в Библии одеяние израильских первосвященников. Кстати, эфиопы, в отличие от остального православного мира, почитают не только Новый завет, но и заповеди Моисеевы. Местным христианам не дозволяется есть свинину, предписано обрезать детей в раннем младенчестве, запрещено после соития с женщиной в течение дня посещать храм. Младший брат обязан жениться на вдове старшего. В эфиопских церквях нет традиции ставить свечи. Зато иконы здесь просто огромны – в несколько метров высотой! Во время службы их выносят на улицу, чтобы все те, кто не смог уместиться в церкви, имели возможность помолиться. Крестятся эфиопские христиане тыльной частью руки, составляя из пальцев крест, слева направо. В церковь входят только босиком, обувь оставляют у порога. Здесь же сидят дети, которые за 1 бырр (так называется эфиопская валюта) готовы сторожить ее хоть весь день.

     

     Война и мир по-эфиопски

      Эфиопия по мировым, да и по африканским меркам государство бедное. И не потому, что люди не любят работать или не стремятся к улучшению своего благосостояния. Народ здесь, по сравнению с остальной Африкой, очень трудолюбивый. Причин нищеты много: постоянные засухи, нехватка воды, отсутствие плодородной почвы (эфиопская земля – это гранитные скалы, слегка присыпанные песком). А проводившиеся в конце ХХ века эксперименты по построению «африканского социализма» окончательно добили экономику страны. Положение усугубляется перманентной войной с отколовшейся мусульманской провинцией, а ныне самопровозглашенной страной, Эритреей. Сепаратистов активно поддерживают США, страны Запада и мусульманский мир. Они вооружают и обучают армию, поставляют обмундирование и наемников. Эфиопии не помогает никто за исключением небольшого количества добровольцев – русских летчиков-инструкторов. С ними нам довелось столкнуться в одном из городов. Много интересного рассказали они о ненужной и навязанной Эфиопии войне, о контрабандистах, переправляющих в страну оружие и боевиков.

      Нам и самим однажды пришлось встретиться с теми, кто гуляет по тайным тропам. Ночью наш микроавтобус сбился с пути и выехал навстречу каравану верблюдов с громадными тюками недалеко от границы с Эритреей. Нам тогда сильно повезло. Встреча была недружественной – полночи просидели на корточках под дулами автоматов. В конце концов нас все же отпустили – уже под утро, когда караван ушел. А могли бы и не отпустить… Судя по всему, приграничный туризм в этой стране не приветствуется.

      Хотя Эфиопия просто создана для туризма. Здесь можно нос к носу столкнуться с сюжетами из библейской истории, увидеть еще неизведанные европейцами уникальные места, познакомиться с дикими племенами, их населяющими. Но до всего этого как-то нужно добраться. А местный транспорт не вдохновляет. Дороги – еще хуже. Из 40 тыс. км трассы хорошо если есть тысяч 5–6, которые когда-то были покрыты асфальтом. Да и то в городах. Иностранцы в стране – редкие гости. Каждого иноземца на улице встречает толпа зевак. И каждый готов помочь. Если спросите, как пройти – дорогу будут показывать все вместе. А узнав, откуда вы, запросто могут перейти на русский. С 1974 года почти все эфиопские студенты учились в СССР. 

      Вообще, нашу страну с Эфиопией связывают давние дружеские отношения. Русские и белорусы изучали страну и возглавляли ее армию. Сюда направлялось много наших священников и врачей. А во время войн за независимость в эфиопской армии всегда было много славянских добровольцев. Эфиопией восхищался Николай Гумилев, не раз приезжавший сюда и написавший цикл стихотворений об этой земле. Здесь же родились предки Пушкина. Кстати, в Аддис-Абебе ему поставлен памятник. С военной миссией здесь бывал и один из вождей Белого движения генерал Краснов. А в начале ХХ века во главе научной экспедиции в Эфиопию прибыл Александр Ксаверьевич Булатович, урожденный белорус и почетный дворянин Гродненской губернии. Он изучал провинцию Кафа. До того времени она считалась «Африканским Тибетом» – доступ в эту горную область иноземцам был строжайше запрещен. Булатович стал первым исследователем, попавшим в Кафу и подробно описавшим эту землю.

      Эфиопы очень чистоплотны. Несмотря на нехватку воды и отсутствие в квартирах – даже столичных – привычных для нас благ цивилизации, люди всегда опрятны, одежда отутюжена. Жилища эфиопской семьи вне города традиционны для всей Африки – несколько глиняно-соломенных построек, часто окруженных стеной. Окна в домах не предусматриваются, освещается все через дверной проем. А когда стемнеет – в лучшем случае керосиновой лампой, лучиной или вовсе ничем. По ночам мужчины несут караульную службу у загонов для скота. Животные – основное богатство и пропитание. На огород здесь рассчитывать нельзя. Тем не менее, вся семья с раннего утра трудится в поле. Но примитивная оросительная система, постоянные засухи и отсутствие современного оборудования не позволяют прокормиться только с земли. Сельскохозяйственные орудия остались здесь такими же, как и сто лет назад. Каменистую землю пашут на быках, впряженных в деревянную соху. Трактора на поля не загонишь – горы слишком крутые и машины туда просто не пройдут. Если только на вертолетах… Но вертолеты нужны на войне.

      Если у вас сложилось впечатление, что эфиопы могут только хорошо работать – вы неправы. Отдыхать и веселиться они умеют еще лучше. Особенно интересны и необычны эфиопские народные танцы. Если, для сравнения, в ирландской джиге двигаются только ноги, то в эфиопской пляске все наоборот – в танце занята только верхняя половина тела. Эфиопский танец плеч носит название «скыта». Трудно себе представить, какие «па» можно выделывать плечами. Такие пляски очень эмоциональны, иногда танцоры даже входят в транс. Этому способствует музыка. Исполняют ее обычно двое, как правило – парень и девушка. Причем разгоряченная красавица может запросто бросить свой инструмент, подойти к приглянувшемуся мужчине и вызвать его на танец. И выбора у него нет. Отказать он не имеет права – это считается оскорблением. Дотанцевав, мужчина должен отблагодарить партнершу, приклеив ей на лоб денежную купюру. У парня-музыканта такой привилегии нет. Его скрипка, или «масенко», должна играть непрерывно. Кстати, считается, что на таком инструменте играл еще царь Давид. Ему же приписывают и ее изобретение. Выглядит масенко необычно: она квадратная и всего с одной струной. И простой эфиопский парень заставляет эту струну звучать так, что начинаешь думать, будто где-то рядом спрятан целый оркестр. 

     Самый крепкий в мире кофе 

      Несмотря на большие сложности с земледелием, Эфиопия все же дала миру много полезных растений. В частности, несколько твердых сортов пшеницы и ячменя, а также зерна хлебного растения – тэфф. Из него делается традиционный хлеб «инжера». Процесс изготовления инжеры доведен до абсолютной простоты. В холодную воду засыпается серая мука (в отличие от всех других злаков, из тэффа она получается именно серого цвета), перемешивается и выливается на круглый противень. 2–3 минуты на открытом огне – и кисловатая лепешка готова к употреблению. Инжера – основная, а иногда и единственная еда эфиопской семьи. Сразу, без подготовки, обыкновенный европеец этот хлеб не съест. Но поголодав с недельку – запросто! Со временем появляется привычка – инжера становится вкусной. Лепешка является одновременно и тарелкой, и вилкой, и ложкой. Все дополнительные ингредиенты кладутся только на нее. Это может быть, например, соус «бербери» – молотый перец чили, смешанный с другими сортами перца. К инжере он добавляется всегда. Попробовав, понимаешь, что такое ядерный взрыв в желудке. Еще могут предложить блюдо под названием «кытфо» – молотый перец, смешанный с небольшим количеством говяжьего фарша. По сравнению с «бербери» – еда безопасная. Вот, пожалуй, и вся национальная кухня, с которой вы можете столкнуться.

      Кстати, Эфиопия – крупнейший в Африке производитель вкуснейшего и полезнейшего меда. И знаете, на что его тратят? На изготовление алкоголя. «Тедж» – медовая настойка. Слабоалкогольная и ужасно сладкая. Подается она теплой и почему-то исключительно в колбах, крайне неудобных для питья. И тедж – это еще самый лучший напиток. Могут предложить ячменное пиво – «тела». Кстати, считается, что пиво изобрели именно в Эфиопии более 5 тыс. лет назад. Технология производства с тех пор не претерпела никаких изменений. Но пробовать изделие местных пивоваров можно только один раз. Второй уже вряд ли отважишься. А вот напиток, производимый местными заводами, – отменный. 

      Но лучше всего пить кофе. Эфиопская земля Кафа – родина этого напитка. Сначала дикорастущий кустарник обнаружили козы – они с удовольствием им питались. Уже потом его плоды попробовали люди. Сейчас местный кофе – самый лучший в мире. И знаете, почему? Потому что здесь не экономят. В большинстве производимых и потребляемых нами сортов напитка содержание кофеина колеблется в рамках 30–60%. То, что у нас пишут на пачках, например «100% арабика», говорит всего лишь о том, что этот кофе сделан исключительно из сорта «арабика». «Стопроцентный» кофе – это очень дорого. После специальной обработки зерен большая часть тонизирующих веществ, которые мы так ценим, вытягивается и продается на предприятия медицинской и фармацевтической промышленности. А мы пьем то, что остается – по большому счету, эрзац-кофе, а чаще суррогат с разного рода добавками. Так вот, в Эфиопии кофеин не изымается. Если вам удастся попасть в гости к аборигенам, постарайтесь напроситься на кофейную церемонию. Это очень интересное действо. Самые лучшие зерна сорвут прямо с куста, дадут выбрать вам понравившиеся, разведут костер и прожарят до нужной кондиции. Вручную перетрут в медной ступе и сварят на углях, добавив немного воды и много-много сахара. Вот так делается настоящий кофе. После маленькой чашечки такого напитка ваше сердце будет работать в учащенном режиме, как новый мотор. И про сон вы забудете суток на двое. Но вкус, поверьте, запомнится на всю жизнь. Многочисленные попытки повторить все то же самое дома провалятся. Людям дано счастье пить такой кофе только в Эфиопии. 

     Растаманы и Боб Марли

      В 1930 году весь «черный мир» Америки и Карибов всколыхнуло событие – на земле впервые появился африканский император. Бывшие черные рабы-христиане, из поколения в поколение ждавшие прихода «своего» мессии, воспряли духом – вот он наш Черный царь и Спаситель. Им был провозглашен только что вступивший на эфиопский престол под именем Хайле Силассие рас Тафари. Рас – это титул сродни княжескому, Тафари – имя. Хайле Силассие – новое имя императора, переводилось как «Мощь Святой Троицы». 

      Хайле Силассие был высокообразованным человеком, знал несколько европейских языков и мечтал сделать из Эфиопии «Африканскую Японию». Он много путешествовал по миру. Только в СССР бывал 4 раза. Здесь в знак дружбы ему подарили личный самолет. В 60-х годах ХХ века рас посетил Ямайку и Вест-Индию, где его приезд воспринимался как явление божества. 45 лет он был надеждой всех черных христиан. Но закончил свою жизнь точно так же, как русский Император Павел I. В 1975 году, в возрасте 83-х лет был задушен во время переворота взбунтовавшимися пьяными офицерами. Но до сих пор по всему миру растаманы продолжают оплакивать и славить своего человека-Бога.

      Ему обязано своим появлением движение «растафарианство». Большую популярность в мире оно приобрело, в первую очередь, благодаря знаменитому черному певцу Бобу Марли. С его легкой руки в мир вошел образ растамана, слушающего музыку «рэгги» и носящего длинные толстые косички – дрэды. Все, кто признавал растафарианство как единственно правильную идею жизни, прекращали стричь волосы и заплетали «дрэддокс», что переводится «ужасные патлы». До недавнего времени только волосы африканцев позволяли сотворить с головой такое. Считалось, что дрэды – своеобразные антенны для общения с Богом. Чем они длиннее – тем ты ближе к Создателю. Бог носит имя Джа. Его земное воплощение – это Император Хайле Силассие, явившийся, чтобы собрать и объединить всех черных братьев на Сионском холме. Под Сионом последователи новой религии подразумевают столицу Эфиопии Аддис-Абебу. Растаманы живут общинами, не едят свинину и не носят синтетической одежды. Почти не употребляют табака, заменив его высушенными листьями кайо. Это растение еще называют «травой мудрости», поскольку считается, что оно первым появилось на могиле царя Соломона и впитало всю его мудрость. Кайо – или марихуана – является одним из трех символов растафарианства. Два других, если интересно, – Звезда Давида и Эфиопский лев. 

      

     Эпилог или покидая Эфиопию

      Много путешествуя, понимаешь, что в гости приятно приезжать, когда тебе рады. В Эфиопию приезжать очень приятно! Здесь живет добрый, гостеприимный и щедрый народ. Если вы дадите понять, что вы придерживаетесь ортодоксального христианства (так в мире называют Православие), хозяева станут относиться к вам как к лучшему другу: ведь в современном мире в наше непростое время хорошие люди должны поддерживать друг друга. И тогда мир станет лучше.

Интересные факты об Эфиопии

      Эфиопия – 3-я в Африке по численности населения. И 15-я в мире. Шутка ли – 80 млн. человек! Рядом с эфиопским озером Тана берет начало величайшая река Черного континента и одна из самых длинных рек на земле – Нил. Эфиопские церковные браки – пожизненные. Если молодые люди решили венчаться, им дается целый год на раздумье. После венчания расторгнуть их брак уже никто и ничто не в силе. Новый год в стране празднуется 11 сентября. А сутки начинаются не в 00.00 часов и минут, а в 6.30 утра. Эфиопский годовой календарь состоит не из 12 месяцев, а из 13. А летоисчисление не совпадает с нашим. Если вы хотите помолодеть на 7 лет, вернуться в 2002 год и прожить его по-другому – можете сделать это в Эфиопии. В Национальном музее в Аддис-Абебе находятся останки самого древнего на земле человека – женщины возрастом 3,5 млн. лет. Сейчас ей дали имя Люси. Но при жизни она, возможно, звалась Евой…