Присуждение «Нобелевки» – всегда событие. Но в этом году многомудрые мужи из Нобелевского комитета превзошли сами себя. Объявление Барака Обамы лауреатом Премии Мира стало настоящей сенсацией. Даже присуждение этой награды покойному Майклу Джексону, наверное, удивило бы мир меньше.

      А ведь еще накануне ушлые букмекеры в США, принимая ставки на победителя, называли фаворитом совсем другого человека – колумбийского сенатора Пьедад Кордобу, прославившегося своими переговорами с повстанцами (ставки принимались 20:1). 

      Да и вообще, среди более чем 200 претендентов на престижнейшую награду Обама смотрелся явным аутсайдером. Многие и вовсе не подозревали, что он числится среди номинантов. Тем более что их выдвижение закончилось всего через 12 дней после официального вступления нового президента США в свою должность. Журналисты до сих пор гадают, что такого можно было совершить за эти 12 дней, чтобы тебя триумфально провозгласили величайшим миротворцем планеты?

      Играло против Обамы и еще одно обстоятельство. Нобелевский комитет в последние годы придерживался неписанного, но строгого правила, чередуя награды видным государственным мужам и «простым» борцам за мир (в смысле людям, не отмеченным официальными должностями и званиями). По этой логике в 2009-м был как раз черед «простецов»… Вышло иначе.

Турбьерн Ягланд: «Кто за прошедший год сделал больше, чем Обама, для того, чтобы поддерживать мир во всем мире?»

Ну да Бог с ними, с традициями. На самом деле и СМИ, и «широкую общественность» интересовал ответ на один-единственный вопрос: ЗА ЧТО?

      9 октября у журналистов даже появилось своеобразное развлечение. Нужно было подловить какого-нибудь известного политика или ученого, еще не знавшего о решении Нобелевского комитета, и попросить его прокомментировать победу Обамы. А потом злорадно ухмыляться, наблюдая как уважаемый человек от удивления хлопает глазами и с трудом подбирает слова. Не всем удавалось элегантно уйти от прямого ответа. Бывший президент Польши (тоже, кстати, нобелевский лауреат) Лех Валенса и вовсе не сдержался: «Кто, Обама? Так быстро? Он же не успел ничего сделать».

Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт своего удивления не скрывал: «Мы поздравляем господина Обаму с тем, что он получил Нобелевскую премию мира. Для нас это было достаточно большим сюрпризом. Если бы можно было вручить премию за сюрприз, ее получил бы норвежский комитет».

 К концу дня неосведомленные эксперты закончились, и журналистская братия принялась за новую работу – составление списка «заслуг» лауреата на поприще «мира во всем мире». К делу были привлечены лучшие из лучших, но результат все равно получился какой-то неубедительный. 

      Судите сами.

      Американские войска по-прежнему остаются в Ираке и в Афганистане. Причем если из Багдада их обещают вывести (правда, сами штатовские генералы в реальности таких планов сильно сомневаются), то в Афганистане американцев становится все больше. Зимой туда отправили подкрепление в 17 тыс. «штыков». А сейчас на столе Обамы лежит указ, который должен увеличить «миротворческий» контингент еще на 40 тыс. человек. 

      Не видно прогресса в переговорах с Северной Кореей и Ираном. Наоборот, вводятся новые санкции, и поручиться за то, что события не примут кровавый оборот, не может никто.

По русскоязычному Интернету гуляет такая шутка: тот, кто сумеет дать вразумительный ответ на вопрос, за что чернокожий президент США получил эту премию, получит Нобелевку во всех остальных номинациях, включая математику, по которой Нобелевской премии не бывает.

 На Ближнем Востоке миротворческие усилия новой администрации Белого дома и вовсе закончились фиаско. Высокие договаривающиеся стороны наотрез отказались идти на компромиссы. Так что спецпосланник Обамы Джордж Митчелл был вынужден честно признаться журналистам: никаких позитивных сдвигов в регионе не ожидается еще лет 15–20.

      Весьма невнятно закончились и переговоры между Москвой и Вашингтоном о сокращении стратегических вооружений. Заявленный с невероятной помпой саммит конкретных результатов не дал. Предлагаемый американцами вариант категорически неприемлем для России, а на компромиссы в Белом Доме идти не хотят. Видимо, надеются, что Кремль в конце концов сдастся. 

      Правда, Обама все-таки сделал пару реверансов в сторону России и Китая. В рамках знаменитой «перезагрузки» отношений с Москвой было заявлено об отказе от размещения ПРО в Чехии и Польше. А Пекин порадовали отменой встречи президента США с беглым далай-ламой. 

      Но на «эпохальный сдвиг» в дипломатии это все-таки не тянет. Тем более что почти сразу в прессу просочились слухи о возможном размещении американских объектов на территории Украины и на морских базах в непосредственной близости от российских территориальных вод.

      Впрочем, Нобелевский комитет ничего такого и не утверждал. В документах никаких отсылок к заслугам президента США нет. Официально премию Обаме дали «за экстраординарные усилия в улучшении дипломатических отношений и сотрудничества между людьми». Острословы же предлагают и вовсе заменить «усилия» на «потуги». Тогда, мол, все будет совсем уже четко и ясно.

Среди экзотических версий награждения Обамы нашлась и такая – Премией Мира президенту США «возместили» отказ от проведения очередных Олимпийских игр в Чикаго. Заявка родного города Обамы с треском провалилась уже в первом туре голосования МОК в Копенгагене аккурат за пару дней до вручения «Нобелевки».

     

 Эту мысль удачно развил известный россий-ский политолог Михаил Леонтьев: «Обама пока не сделал ничего. Он только говорил и обещал. Это уже верх фарса. То же самое, что вручить Нобелевскую премию по литературе тому, кто обещает написать роман лучше Фолкнера и Толстого…».

      Собственно, даже благосклонные к президенту США комментаторы признают: нынешняя Премия Мира – первая, врученная действующему главе государства не за свершения, а за намерения. Или, как заявил американский телеканал «SkyNews», за то, что Барак Обама не Джордж Буш.

      Ежели так, то Обаме стоило бы честно разделить вознаграждение (а в этом году «Нобелевка» тянет примерно на миллион евро) со своим предшественником, виртуозно сыгравшим роль «плохого полицейского».

      Впрочем, вполне возможно, Джордж Буш-младший здесь абсолютно не при чем.

Газета «Вашингтон Пост» по горячим следам провела собственное исследование. Задавали всего один вопрос: «Вы бы дали Бараку Обаме Нобелевскую Премию Мира?». Откликнулись почти 50 тыс. человек. Более половины ответили отрицательно.

 Говоря о Нобелевской премии, как-то забывают, что вручают ее тоже люди. Точнее, представители особой общественной организации, пред-ставленной тем самым Нобелевским комитетом. И членам его, как говорится, ничто человеческое не чуждо. В том числе и желание примазаться к чужой славе.

      Как раз в этом году в вышеозначенном комитете произошли существенные кадровые изменения. В частности, кресло председателя получил Турбьерн Ягланд, бывший премьер-министр Норвегии, занявший ныне пост генерального секретаря Совета Европы. В свое время в «нобелевском движении» он отметился весьма оригинальной инициативой – вручить Премию Мира… Евросоюзу. Целиком. Но к 2009 году, видимо, перегорел.

      Похоже, именно Ягланд стал архитектором победы Обамы. По крайней мере, такая информация просочилась в прессу. 

      Вообще-то, неписаная традиция запрещает членам Нобелевского комитета комментировать собственные решения. Но в этот раз выдержали не все. Ингер-Мари Иттерхорн сообщила журналистам, что у нее лично были сомнения по кандидатуре Обамы. Мол, не давала ей покоя афганская тема. И похожего мнения якобы придерживались двое ее коллег (всего членов комитета пятеро!). Но в итоге «решение было принято единодушно»… Видимо, господину Ягланду удалось найти очень убедительные аргументы.

      Если новый председатель ставил своей задачей прогреметь на весь мир – ему это вполне удалось. «Нобелевка» не сходила со страниц газет и экранов телевизоров несколько дней. Но вот добавит ли «резонансное» решение престижа «самой главной мировой награде»… Очень сомнительно. Впрочем, бывшему норвежскому премьеру, вполне вероятно, это уже неинтересно. Возглавив Совет Европы он, скорее всего, в ближайшем будущем откажется от места в нобелевском комитете. Так что расхлебывать последствия придется уже его преемникам.

      Гораздо хуже будет самому лауреату. 

      Популярность Обамы в родной стране и так снижается от месяца к месяцу. И нежданная и (честно говоря) незаслуженная Нобелевская премия, скорее, пойдет в минус. Противники не преминут пнуть молодого президента, «продавшего интересы Америки за минуту славы» (в их понимании, конечно). 

      Кстати, утверждают, что в Белом доме сенсационную новость узнали только от журналистов, которые с раннего утра начали обрывать телефоны. Сам счастливый лауреат в момент оглашения решения мирно спал в своей постели (разница в часовых поясах все-таки) и был разбужен ни свет ни заря собственным пресс-секретарем, который и намекнул боссу, что сон – сном, а через пару часов надо бы выйти к миру и сообщить что-нибудь по поводу свалившейся как снег на голову награды.

      До самого последнего момента журналисты, собравшиеся на лужайке у Белого дома, гадали, что скажет новоиспеченный лауреат. Многие ждали, что молодой президент от столь высокой и преждевременной чести вежливо откажется. Но второй сенсации не произошло.

Глеб Павловский: «Норвежский комитет, который выдаёт Нобелевские премии, видимо, в отчаянной погоне отчасти за скандалом, отчасти за популярностью выдал самую конъюнктурную Нобелевскую премию мира в истории»

 Дежурно продемонстрировав смирение («Я не рассматриваю это как признание моих собственных заслуг…») и отдав положенные почести избирателям («Это подтверждение американского лидерства в отстаивании тех чаяний, которые имеются у народов всех стран…»), Обама пообещал, что непременно лично прибудет в Осло на церемонию вручения награды. А деньги отдаст, конечно, не Джорджу Бушу или Турбьерну Ягланду, а на благо-творительные цели.

      На этом дело в общем-то и закончилось.

      Осталось только дождаться, когда президент США делом ответит на выданное авансом звание главного миротворца.