Всеобщая компьютеризация сегодня не новость. Что ни день, нас радуют известиями о новых успехах робототехники, суперкомпьютерах и миниатюрных устройствах, облегчающих жизнь. Не удивишь никого и концепцией “умного дома”. В этом жилище для людей будущего все до мелочей компьютеризовано и интегрировано в единую сеть. Всевозможные устройства как могут облегчают жизнь хозяину и боятся только одного – перебоев с электричеством.

Но дома-компьютера инженерам и программистам показалось мало. Они придумали для нас “Умный город”.

Интернет в каждый дом

Первую попытку сделать «умные города» по принципу «как можно больше Интернета» предприняла компания «Intel». Компьютерный гигант развернул программу «World Ahead» («Мир впереди»). Принцип в основу положили простой – «все, что с Интернетом, лучше, чем без него». В рамках проекта города в Африке и Амазонии стали оборудовать беспроводной сетью. Бразильский город Паринтинс обзавелся специальной телемедицинской программой. Она позволяет врачам консультироваться с коллегами за многие миллионы километров по видеосвязи. А в средних школах Паринтинса оборудованы интернет-классы, этакое «окно в большой мир» для учеников. Какую часть городского бюджета «съедает» электроснабжение всего этого, не сообщается.

Другие города стараются не отставать и осовремениваются. И речь не только о «счастливчиках» из Южной Америки или с Черного континента, у которых есть компьютеры, но нет чистой воды. Жителю мегаполиса нужны быстрота и качество доступа в Интернет, а власти стараются ему в этом способствовать.

«Интернетизированы» на всю катушку уже многие крупные города США. Точки беспроводного доступа там размещены так, чтобы ни один квадратный сантиметр площади не остался неохваченным. Все это – совершенно бесплатно, бери и пользуйся. Лишь бы был при себе ноутбук, наладонник или мобильный телефон. Может быть, кому-то покажется излишней роскошью возможность прочитать новости в автобусе по пути на работу или написать и отправить письмо любимой бабушке, присев на лавочку в парке. Зато многие согласятся: ежеминутно получать сообщения об изменении биржевых котировок или следить за ходом выборов – не только удобно, но подчас и очень важно. К тому же, была бы возможность, а применение найдется.

В Сан-Франциско, например, выдумали, как бороться с пробками на дорогах. В этом помогает довольно привычное приспособление – GPS-навигатор. Это устройство уже прочно вошло в нашу жизнь. Например, оно есть у каждого минского таксиста. Навигатор связывается со спутником, определяет положение автомобиля в пространстве и показывает его на карте. Очень удобно ориентироваться.

Ну так вот, в Сан-Франциско неприметные пластиковые таблички на обочинах собирают данные с GPS-навигаторов проезжающих мимо машин. Все, что собрали, обрабатывается в специальных центрах. А потом обратно водителям – все на те же GPS-устройства или в мобильные телефоны – передается информация о плотности потока машин на дорогах. Дескать, «хозяин, не едь направо, там пробка часа на два».

Вторая по значимости для автомобилиста вещь после пробок – парковки. С ними тоже вечные проблемы. И их тоже выдумали решать интернет-способом. Хочет водитель припарковаться – «заглядывает» с помощью смартфона или КПК на карту города. А там ему показывается, где поблизости есть свободные парковочные места. Понравившееся место водитель резервирует – чтоб не заняли, пока он доберется до точки. И такое «занятое» место, хоть и будет физически свободно, уже не покажется на картах других водителей.

Надо отметить, что это новшество очень ценно для Сан-Франциско. Страсти вокруг того, где оставить машину, там порой разгораются нешуточные. В прошлом году спор за парковочное место перешел в драку – и в результате один из водителей, девятнадцатилетний парень, был убит. Так что интернет в Сан-Франциско, можно сказать, жизни спасает.

В корейском Сеуле тоже завели подобную систему – корейцы, как и японцы, большие охотники до высокотехнологичных «прибамбасов». Дороги столицы напичканы разнообразными датчиками. Они собирают информацию о загруженности дорог, средней скорости едущих машин, авариях, состоянии проезжей части и тому подобном. По результатам «наблюдений» меняется, например, режим работы светофоров. Ремонтные бригады и машины дорожной полиции тоже интересуются, что там датчики насобирали.

А из нашего окна – Площадь Красная видна

По-хорошему, не только Интернет должен прийти в город, но и город – в Интернет. В создании виртуальных представительств населенных пунктов, конечно, можно довериться мэриям. Но здесь все зависит от «продвинутости» градоначальника и его свиты.

Даже в Европе не каждый крупный город может похвастаться собственной страничкой, где были бы перечислены все его достопримечательности, гостиницы, кафе, музеи и предложены рекомендации для туристов. А регулярно обновляемых сайтов и того меньше – а какой прок читать объявление, скажем, о выставке, если она вчера закончилась?

Совсем по-другому выходит, когда за дело берутся крупные компьютерные компании. Вот, скажем, «Google». Она создала систему «Google Maps», размещающую в сети фотографии большей части земной поверхности. Эти фотографии «склеены» в единую карту, а делают их – специальные спутники.

Конечно, снимают спутники не все подряд. Однообразные и пустынные морские просторы фотографировать – только драгоценные ресурсы тратить, а нацелив объектив на военные базы и режимные объекты, можно и спутников лишиться. Да и неинтересны такие вещи большинству пользователей Интернета. Им куда важнее посмотреть на карты городов, чтобы разобраться, что где расположено и как туда проехать.

Так вот, американские компьютерщики обратили внимание, что очень часто люди интересуются их картами не для прокладки маршрутов или спортивного ориентирования. Напротив, посетители рассматривают в максимально доступном увеличении центральные улицы и достопримечательности городов. По сути, совершают бесплатную виртуальную экскурсию. «А не придумать ли какой-нибудь способ в самом деле повидать мир, не отходя от компьютера?» – задались вопросом инженеры.

Сказано – сделано. Весной 2007 года стартовал проект «Google Street View», буквально «Вид на улицу». Пользователь может неторопливо «прогуляться» по городу, рассматривая его с любой точки и во всех деталях. Для этого нужно «стать» на специальную точку на карте (а на каждой улице эти точки размещены через 10-20 метров) – и на мониторе появится панорама, видимая с этой точки. Вертите ее в любую сторону, смотрите хоть на мостовую, хоть на крыши – все к вашим услугам.

Делали такие фотографии, конечно, не со спутника. Когда город добавляется в базы данных «Street View», по его улицам начинают ездить специальные машины. На них смонтированы девять камер, чтобы снимать во все стороны. Там, где довольно большой автомобиль не проедет – на узких улочках и в пешеходных зонах – используются довольно комичного вида трехколесные велосипеды, оборудованные теми же агрегатами. После первоначальной съемки примерно раз в месяц фотогалерею «подновляют».

Дебютантами «Street View» стали Сан-Франциско, Денвер, Майами, Нью-Йорк и Лас-Вегас. Первые фотографии из Старого Света появились к велогонке «Тур де Франс» 2008 года и запечатлели все населенные пункты на ее пути следования. Сегодня к нашим услугам – множество достопримечательностей в Великобритании, Нидерландах, Франции, Испании, Италии, Японии, Австралии и Новой Зеландии. Причем все это не стоит ни копейки. Кроме, конечно, денег, которые вы потратите на Интернет, рассматривая качественные изображения.

Интересно, что в планах «Street View» нет ни российских, ни белорусских городов. Неужели боятся, что в наших диких краях их машины «шапками закидают»?

Не все, конечно, гладко. Интернет-гигант получил немало протестов граждан. Люди, видите ли, не желают, чтобы их частную собственность фотографировали и вывешивали на всеобщее обозрение. Еще больше претензий поступило от правозащитников. Сначала заставили применять специальную технологию и «размывать» лица попавших в кадр людей. Но это не все. Ведь на снимках видно многое, что обычно принято не замечать: любители позагорать голышом, «ночные бабочки», пьянчуги – камера беспристрастна. Ни один кадр не ретушируется, чтобы «пригладить» впечатление от мегаполисов.

Логика противников сервиса проста – доступ к картам никак не ограничен. Зашедший в рамках, скажем, выполнения домашнего задания школьник может увидеть то, что вовсе не предназначается для его глаз. Ответ «Google» еще проще – мы фотографируем среди бела дня, причем с таких точек, где может пройти любой. То, что видит наша камера, видят тысячи людей. Либо предъявляйте претензии к каждому из них, либо к тем, кто стал «звездами» наших фотографий. Либо не трогайте вообще никого. К слову, с помощью тех же фотографий было уже раскрыто несколько преступлений – незадачливые воришки попадали в объектив, например, залезая в чужую форточку или как раз в момент удара молотком по банкомату.

Компьютерный рай на родине Пророка

Но все это так, приятные нововведения в городской жизни. Чаще всего, когда говорят об «умном городе», имеют в виду не эти интернет-игрушки, а амбициозный проект «Knowledge Economic City». Затеяли его в Саудовской Аравии, чтобы оказаться впереди планеты всей в области внедрения высоких технологий. Саудиды вообще любят быть самыми-самыми в дорогостоящих проектах – могут себе это позволить. А заодно есть шанс создать привлекательное место для размещения офисов крупных компьютерных компаний. Этакую «Силиконовую долину», только в сто раз лучше.

Место выбрали, что называется, намоленное – Медину, родину пророка Мухаммеда. Там, по легенде, был написан Коран. На строительство «Умного города» король Абдулла бин Абдул Азиз выделил ни много ни мало 25 млрд. риалов (7 млрд. долларов). И эти деньги отнюдь не брошены на ветер. В 2020 году, когда проект предполагается завершить, «Умный город» должен начать приносить прибыль в 10 млрд. риалов ежегодно.

Центром города станет «Парк высоких технологий», где разместятся офисы компьютерных компаний и исследовательских центров. Служащие этого «Парка», очевидно, и будут основными жителями города. Для них  отгрохают суперсовременный медицинский центр и всю прочую необходимую инфраструктуру.  А для туристов будет образовательно-развлекательный парк, этакий местный «Диснейленд». Только вместо Микки Мауса здесь – пророк Мухаммед. Плюс, как во всех проектах саудидов – магазинов, отелей и жилых комплексов высочайшего класса без счета.

Начинкой всего это великолепия уже пообещала заняться компания «Cisco». У этой конторы, почти неизвестной простым людям – громкое имя одного из лидеров по части организации компьютерных сетей и производства оборудования для них. То, что о ней не слышно ежедневно – понятное дело, кому она нужна в повседневной жизни? Ну, если только вы не собираетесь построить в пустыне город-суперкомпьютер.

В данном случае компания не просто выполняет крупный заказ. На примере Медины планируется отработать сам принцип организации «городов новой эры» и показать всему миру, что это дает. Американцы – которые свой «умный город» пока строить не спешат – намерены открыть здесь собственную «Сетевую академию» и готовить кадры, что называется, прямо на месте.

В чем же заключается «ум» Медины? В сложной компьютерной сети, связывающей между собой буквально каждый прибор и каждое мало-мальски важное место. Это облегчает выполнение очень многих задач. Подключение зданий к единой системе, например, позволит эффективнее управлять городским хозяйством. «Эффективнее» – значит «с минимальными проволочками и затратами гораздо ниже обычных». Например, если у вас вдруг пропала горячая вода или перегорела проводка, не нужно звонить в ЖЭС и ждать ремонтника. «Умный город» сам заметит повреждения и немедленно сообщит диспетчерам. Соответственно, не пройдут незамеченными никакой пожар и никакая поломка. Никому не нужно будет проявлять бдительность и сообщать «куда следует» – компьютерная система позаботится обо всем сама.

При этом строят супергород в Медине не потому, что деньги девать некуда, а как раз из экономии. Когда все это дорогостоящее оборудование заработает, можно будет хорошо сэкономить на текущих расходах. А заодно появятся новые рабочие места и улучшится инвестиционный климат. Рецессия же саудидам не помеха – они полагаются не на зеленые бумажки, а на реальные ресурсы.

Цифровая миля

Еще один «умный город» строят в Испании. Располагаться он будет в городе Сарагоса и называется «Цифровая миля». Общий смысл – тот же: 4 тыс. новых квартир, 243 тыс. кв. м офисных помещений и 231 тыс. кв. м мест общественного пользования, площадей и парков.

Перед «Цифровой милей» ставятся три задачи.

Первая – доступ к Интернету и компьютерной сети города из любой точки. Все здесь опутано проводами и представляет собой единую компьютерную сеть. Пропадет, по планам строителей, понятие «рабочего места». Зачем сидеть в офисе, если с ноутбуком в руках можно выйти в парк, подключиться к сети через розетку в скамейке и делать ту же работу, но на свежем воздухе? Да и выйдя в магазин, можно оставить на полчасика маленького ребенка и присматривать за ним через установленные в доме видеокамеры.

Вторая – цифровые системы, приглядывающие за городом. В темное время суток подсвечиваются все тротуары и лестницы, в дождь из фасадов зданий выдвигаются навесы, экраны на месте дорожных знаков сообщают о свободных местах на парковках и возможных  проблемах на дорогах.

Третья – «цифровые достопримечательности». Например, экраны на потолках зданий, создающие иллюзию звездного неба над головой. Или «волшебный фонтан», вода в котором управляется человеком и реагирует на его поведение. Со специального пульта можно заставить фонтан «танцевать», принимать определенные формы.

Зеленый город

В погоне за высокими технологиями не забывают и об экологической стороне вопроса. Все проекты «умных городов» – не только экологически чистые с точки зрения используемых материалов. Важным требованием к проектам является их автономность. Например, электроэнергией они должны обеспечивать себя сами. В первую очередь конечно, с помощью ветряков и солнечных батарей, но не только. Для U-city предложена специальная схема мусоропровода, доставляющая отходы на метановый завод. А полученным газом будут заправлять машины.

Не встретить нам в «городах будущего» и привычных автомобилей – только электромобили и машины с водородными двигателями. Причем саудиды просто обещают личный транспорт каждому жителю. А корейцы – возможность использовать любой автомобиль в городе. Универсальную смарт-карту вставил – садись и рули. Тоже по-своему удобно.

U-city

Еще один «умный город» стоят корейцы. Называться он будет Нью-Сондо или U-city. Принципы организации у него, в общем, те же, что и у Медины. Предполагается, что Нью-Сондо привлечет в страну крупные компьютерные компании. Ну а своим жителям город обеспечит всеобщую компьютерную сеть, подключение к Интернету всего подряд (от смесителей в ванных до звонков в прихожих) и так далее.

Компьютеризированный смеситель, кстати – не анекдот. Но и всерьез воспринимать светящийся экранчик там, где раньше были два вентиля, невозможно. Производит эту штуку компания «Ihouse» и стоит она баснословных денег. Зато изменяет температуру и напор воды по касанию экрана, причем в зависимости от температуры меняется подсветка экрана и струи воды. Но это не все: прибор еще и «узнает» подошедшего к крану человека с помощью миниатюрной видеокамеры. Каждому «постоянному клиенту» смеситель включает привычную температуру и напор. В общем, устройство забавное, но вряд ли пойдет в массы – даже самый сумасшедший компьютерщик хочет иногда отдохнуть.

Но есть у корейского города, конечно, и свои ноу-хау. Каждого жителя и туриста снабдят универсальной смарт-картой. Это такая же пластиковая карточка, как обычная кредитка. Но только с виду. Начинка у смарт-карты похитрее. Она самостоятельно будет держать связь с городской информационной сетью. При этом карточка не только будет открывать хитрый электронный замок на двери родного дома (а его, в отличие от обычного механического, никакой отмычкой не взломаешь), но и, например, самостоятельно рассчитываться в магазинах. Помните, в каждом уважающем себя супермаркете и бутике на входе имеются неприметные турникеты? Эти устройства оповещают персонал магазина громким писком, если кто-то пытается вынести через них неоплаченную покупку. Срабатывают они на специальные маркеры, прикрепленные к товарам. При оплате кассир «выключает» маркеры, чтобы «пластмассовые полицейские» на них больше не реагировали. Аналогичные аппараты в U-city будут заменять кассиров. Вы входите в магазин, просто берете то, что хотите купить и выходите. Турникет фиксирует сигнал от маленьких «маячков» на упаковке товара, затем связывается со смарт-картой покупателя и снимает у него со счета нужную сумму. Очень удобно, неправда ли?

В архитектуре города проектировщики дали себе развернуться. В Нью-Сондо можно будет увидеть и парижские бульвары, и венецианские каналы, и американские небоскребы – в общем, «с миру по нитке» всего самого-самого.

Дело у корейцев, как и у саудидов, за малым – построить и населить город. Между прочим, это не так просто, как кажется. Далеко не каждый согласится жить под постоянным контролем множества электронных устройств. Конечно, все они обеспечивают комфорт. Но, во-первых, что будет, если какой-нибудь важный узел выйдет из строя? Кофейный автомат, конечно, лучше, чем турка, плита, мельница для кофе и прочие приспособления – уходит меньше и времени, и труда – но если он сломался, кофе уже не попьешь. А вероятность испортиться у него выше, чем у мельницы для кофе – все же сложное электронное устройство. Во-вторых, многие жители «умных домов» признаются, что чувствуют себя неуютно. Ощущение зависимости от машин, окружающих человека комфортом и уютом, не дает расслабиться – по старинке, самим и вручную, было как-то привычнее.