ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ!
Июль 2009
Вернуться к номеру >>

Автор: Алексей Морозов
Раздел: Глобальный мир
Теги: технологии, оружие, курьез



Огромные горы со скрытыми в облаках вершинами, волна цунами, накрывающая небоскреб, бескрайний океан.… Эти картины издавна завораживали взгляд человека, даже если и несли в себе смерть.

Так уж сложилось, что нас привлекает все огромное. Среди знаменитых Чудес света не было ни одного, к которому можно применить слово «маленький». Величественные пирамиды, Колосс, огромная статуя Зевса… В общем, диагноз налицо — гигантомания.

Наши современники ничуть не отстали от предков. Мы представляем вам современный вариант коллекции самых огромных вещей.

 

Монстры на колесах и гусеницах

 

Самым большим автомобилем сегодня считается самосвал «Liebherr T282B», представленный в 2004 году на выставке в Мюнхене. В его кузов помещается целый дом, а весит он 222 тонны. При этом длина машины составляет 14 м.

Это детище компании «Liebherr» было названо восьмым чудом света, и неудивительно. Грузоподъемность новинки – 360 тонн. Чтобы достичь такого результата, конструкторам пришлось попотеть. Было решено сделать автомобиль 6-колесным, но снабдить его не тремя осями по два колеса, а двумя по три. Двигатель этой махины – тоже рекорд. Он самый мощный из существующих сегодня на планете – 20-цилиндровый дизель с мощностью 3650 лошадиных сил. Чтобы попасть в кабину этого чуда, нужно преодолеть лестничный пролет в 16 высоких ступенек. Стоимость одного самосвала – 2,5 млн. евро.

Самая большая «легковушка» – 26-колесный лимузин конструкции Джея Орберга длиной более 30 м. В нем есть все: джакузи с подогревом, солярий, бассейн, несколько спальных комнат и даже... посадочная площадка для вертолета. Кстати, кроме размеров у машины есть и другая особенность: в ней две кабины – спереди и сзади. Ведь сидя за рулем такой сороконожки очень сложно давать задний ход, и «задний» водитель помогает «переднему» в этом маневре.

В «Книге рекордов Гиннеса» в рубрике «Самое большое наземное транспортное средство» лидирует продукт компании «ThyssenKrupp Fordertechnik» под названием «Bagger 288». Речь идет о гигантском экскаваторе (по-немецки «экскаватор» как раз и есть «bagger»). Так что создатели гиганта не слишком напрягали воображение, придумывая имя для своего изобретения.

Машина получилась выдающаяся. Ее примерный вес – 13 500 тонн, длина – 240 м, высота – 96 м, а ширина – 46 м. Максимальная скорость гиганта – 10 км/ч. Его задача – очищать уголь от грунта. Для этого экскаватор снабжен так называемым ротором – колесом размером с восьмиэтажный дом с 18 ковшами. Ротор способен делать 48 оборотов в минуту. За сутки он может насыпать гору высотой с десятиэтажный дом или, например, засыпать полностью минский стадион «Динамо».

При этом огромная махина способна перемещаться в пространстве в любом направлении и на достаточно большие расстояния. Его гигантские гусеницы приводятся в движение множеством электромоторов. Так что монстр еще и экологически безопасен. Правда, энергии потребляет как небольшой городок. Тем не менее, самая большая машина в мире работает, условно говоря, от розетки.

Однажды владельцы этого чуда инженерной мысли задумали переместить его из одного карьера в другой. Для этого экскаватору нужно было преодолеть 22 км через поля, федеральные автотрассы, несколько мелких шоссе и речушек, линии электропередач и одну железнодорожную линию. Вы удивитесь, но дело оказалось не самым сложным.

Во-первых, на борту машины размещена катушка с длинным кабелем. Это снимает проблему электропитания. Во-вторых, конструкция гусениц обеспечивает давление на грунт всего в 1,7 кг на кв. см, что для такой массы совсем немного. Все поля на пути следования гиганта были засеяны травой, чтобы грунт не размывало. На рельсы железной дороги насыпали песчаную подушку высотой в метр, а линии электропередач, расположенные слишком низко, попросту демонтировали прямо перед машиной и ставили на место, как только она проезжала. В результате «Bagger» проделал путь в 22 км всего за… 3 недели.

 

Кстати, экипаж этого агрегата составляет 4 человека: два экскаваторщика, сменяющих друг друга, координатор ленточных конвейеров, поставляющих уголь от ротора к месту погрузки, и начальник бригады. Чтобы во время своей смены им не приходилось лазить за разными надобностями вверх-вниз, тратя драгоценное рабочее время, внутри экскаватора устроена небольшая кают-компания с туалетом, кухней и запасом воды.

Управляют машиной из кабины, расположенной рядом с ротором. Пульт управления – набор джойстиков и экранов. Быть «водителем» такого экскаватора непросто – того и гляди ротор зацепится за твердую породу или стена карьера обрушится под весом гиганта.

В общем, «ThyssenKrupp Fordertechnik» в очередной раз создала шедевр инженерной мысли. Вот только стоит гигант недешево. Обзавестись новинкой пожелала лишь компания «Сентрал Охайо Коул» – сегодня она владеет единственным экземпляром.

 

Огромные убийцы

 

Немцы вообще очень любят создавать гигантские машины. И уже помянутая «ThyssenKrupp Fordertechnik» тут, пожалуй, на первом месте. Особенно в деле создания агрегатов для убийства людей. Именно этой компании принадлежит сомнительная честь создания самых больших орудий, применявшихся в боевых действиях.

Речь идет о знаменитой мортире «Дора». Она была так велика, что перевозить ее в собранном виде было невозможно. Даже разобранная «Дора» занимала 25 вагонов. Калибр ствола этой «дамы» – 807 мм, вес снаряда – чуть больше 7 тонн, длина ствола – 32 м при общей длине орудия около 50 м. Кстати, стрелять ближе, чем на 25 км, эта пушка не умела. Ее позиции охраняли зенитные батареи и специальные истребительные соединения Люфтваффе.

Изначально орудие собирались применить в битве за Францию для прорыва линии Мажино. Но когда стальные колонны Гудериана рванули через Бельгию на Париж, необходимость в штурме укреплений отпала. Боевое крещение «Дора» получила уже в ходе кампании против СССР. Огневую позицию для нее выбирал сам командующий соединением тяжелых пушек генерал Цукерорт. Как ястреб, он кружил на самолете над Бахчисараем, планируя, откуда самое большое орудие всех времен и народов нанесет удар.

В результате «Дору» решили спрятать в горе, разрезав массив камня пополам. Вращалась пушка на огромной платформе на 80 колесах, двигавшейся по дуге. Место базирования орудия превратилось в некое подобие железнодорожной станции с четырьмя путями.

В установке орудия участвовали 1,5 тыс. рабочих и тысяча саперов. Работы заняли четыре недели. 5 составов из 106 вагонов тащили на себе пушку, снаряды и оборудование. Кстати, боезапас монстра хранили в помещениях со специальным климатом – ровно 15 градусов по Цельсию. Об-служивали все это хозяйство 4370 офицеров и солдат. Мощь «Доры» подкрепили двумя орудиями «Карл» чуть меньшего калибра – человеку были бы тесновато в его стволе, хотя он имел все шансы там разместиться.

Интересно, что появления гигантов под Севастополем советское командование просто не заметило. Это дало повод уже после войны некоторым историкам утверждать, что огромных орудий там не было. Однако множество немецких документов доказывают противоположное. Например, офицер-артиллерист и военный журналист Лубянов считал: пушки развернули, но бомбардировку Севастополя провести не успели – город и так пал. Подтверждений этому, правда, нет. Однако нельзя доказать и обратное. Так или иначе, следов разрывов гигантских снарядов не обнаружено.

Тем не менее, «Дора» не просто стояла под Севастополем. Командир 30-й батареи, оборонявшей город, четко докладывал, что его позиции обстреливают тяжелые мортиры невиданной ранее мощности, и он был не одинок. В штаб даже была отправлена фотокарточка неразорвавшегося снаряда и стоящего рядом красноармейца с надписью на обороте: «Рост человека 180 см, длина снаряда 240 см».

Так где же разрывы? Ответ прост. Особой точностью «Дора» не отличалась. Из 48 снарядов, выпущенных монстром, в районе цели упали только 5, причем особых разрушений не принесли. Именно поэтому никто тогда не обратил внимания на места разрывов, а уже через несколько лет после войны определить, где воронка, а где остатки окопа, было невозможно.

Кстати, и немецкие генералы были не в восторге от своих пушек. Вот что писал Манштейн: «Дора» была величайшим техническим творением, однако в военном отношении абсолютно бесполезным». Да и отец этого гиганта «ThyssenKrupp Fordertechnik» был вынужден признать: «Это отнюдь не лучшая страница немецкого артиллерий-ского искусства».

Еще одним военным детищем компании стал танк «Маус» («Мышь»). Эта милая мышка весила 118 тон – выдержать ее мог далеко не всякий мост или дорога: грунт просто проседал. Толщина брони на башне достигала 210 мм. Танк был вооружен 128-мм и 75-мм пушками в общей маске. В движение его приводил авиационный мотор фирмы «Даймлер-Бенц» огромной мощности – 1750 лошадиных сил. Однако скорость движения «Мауса» не превышала 20 км/ч.

Надо сказать, что самостоятельно компания сделала только башню и корпус танка. Основным генератором идей для него был… Фердинанд Порше. Автор супербыстрых спорткаров помимо прочего стал «отцом» сверхмедленного танка.

Этот Голиаф так и не доехал до полей войны. Хотя, собственно, на полях он и не должен был оказаться: для него собирались строить специальные бетонные дороги. Война пришла к «Мышке» сама. Когда к полигону, где проходили испытание три опытных образца, подошла Советская Армия, поступил приказ использовать недоработанные машины в обороне. Однако сведений об этом бое не осталось. Зато один из монстров попал в руки советских войск. Сегодня его можно увидеть в танковом музее в Кубинке.

 

Летающие гиганты

 

Здесь впереди планеты всей СССР. Вообще говоря, страсть к гигантомании в небе досталась в наследство Союзу еще от Российской империи. Именно в ней появился воздушный чудо-богатырь «Илья Муромец» – детище Сикорского и Ко. В годы Первой мировой этот витязь сумел поставить рекорды грузоподъемности, скорости и максимальной высоты полета. Между прочим, самолет был сделан… из дерева.

Конечно, сегодня достижения «Ильи Муромца» выглядят смешными. По сравнению с небесным гигантом №1 современности он кажется хрупкой игрушкой. Разрешите представить вам Ан-225 «Мрия». Длина самолета – 84 м, высота – 18,1 м, размах крыльев – 88,4 м, взлетный вес, внимание, – 640 тонн.

Этот самолет создавался в рамках космической программы «Буран». Разработать аналог американскому «Шаттлу» удалось, а вот самолета, который поднимал бы челнок в воздух, не было. В США первый раз с аналогичной задачей справился обычный «Боинг», на котором при желании можно было бы перевозить пассажиров. В Союзе транспортировать надежду космонавтики на Ту-154 (который и так чуть летал) посчитали невозможным.

Новый самолет создавали три с половиной года. После первого испытательного полета летчик спустился из кабины и сказал взволнованным конструкторам: «Если вы и дальше будете так делать машины, то испытатели будут не нужны».

13 мая 1989 года сей летающий динозавр в сцепке с «Бураном» оказался в Париже на тамошнем авиасалоне. Это была слава. Журналы пестрели фотографиями, на которых к огромному «Ан», как рыба-прилипала к акуле, сверху присосался «Буран», тоже отнюдь не крохотный. Еще через год Ан-225 в полете с взлетным весом 500 тонн установил сразу 106 мировых рекордов.

Машина так понравилась англичанам, что ее изображение было помещено на тринадцати серебряных монетах, выпущенных Британским монетным двором. Серия посвящена 100-летнему юбилею мировой авиации.

Надо сказать, что лидерство «Ан» не абсолютно. На Западе самым большим летательным аппаратом всех времен и народов принято считать «Хьюз H-4 Геркулес». Откровенно говоря, это не в полной мере самолет, а, скорее, транспортная летающая лодка. Он был создан сразу после Второй мировой. В воздухе гигант побывал всего 1 раз – 2 ноября 1947 года – и пролетел «целых» 2 км на высоте аж 21 м по прямой. Сразу после этого эпохального перелета он был переведен в резерв ВВС США, а потом отправлен в музей.

Естественно, что «Мрия» превосходит «Геркулес» по всем показателям. Но, главное, «Ан» – это реальный воздушный трудяга. А гигантская летающая лодка – не более чем фантазия конструктора. Тем не менее, «Геркулес» выше и размах крыльев у него больше.

Перечисляя воздушных гигантов, нельзя не вспомнить печально знаменитый дирижабль «Гинденбург». Естественно, про размах крыльев тут говорить не приходится, зато длина цепеллина составляла целых 245 м. То есть он был почти в три раза длиннее обоих самолетов. Так что этот дедушка авиации, хоть и посмертно, тоже может претендовать на звание самого большого летательного аппарата.

 

Плавающие гиганты

 

Если бы викингам, лучшим мореходам всех времен и народов, сказали, что железо умеет плавать, они упали бы от смеха. Но увидев «Королеву Марию 2», померли бы от зависти. Этот пассажирский лайнер скорее похож на удивительно красивый плавающий город.

Здесь 1310 кают. Площадь самых больших – 209 кв. м. Для отдыха и развлечения пассажиров построено 5 бассейнов, 20 ресторанов, самая большая библиотека на море, теннисный корт, поле для минигольфа и даже площадка для вертолета. Комфорт обеспечивают бесплатные прачечные на каждом этаже и несколько интернет-кафе. А из экзотики – единственный «морской» планетарий, театр на 1200 мест, 2 кинотеатра, торговый центр, казино и большой бальный зал.

«Королева Мария 2» стала самым крупным пассажирским кораблем. До этого за звание лидера боролись два круизных лайнера – 285-метровый «Grand Princess», построенный в 1998 году, и 311-метровый «Navigator of the Seas». «Navigator» обгонял «Grand Princess» по длине, зато последняя превосходила конкурента по высоте и вместительности. Появление «Марии» положило спорам конец. Ее длина – 345 м, высота – 72 м, а водоизмещение – 150 тыс. тонн.

Правда, лидерство этой красавицы будет недолгим. В США готовится строительство корабля-города «Freedom». Длина его составит 2 км, в нем будет 25 этажей и 65 тыс. жителей (численность населения крупного белорусского райцентра). В порты «Freedom» станет заходить нечасто, так как рассчитан на практически автономное существование.

Откровенно говоря, и сегодня «Королева Мария 2» не является самым большим кораблем. Абсолютным лидером можно считать гигантский контейнеровоз «Эмма Мэрск». Правда, для многих это не просто контейнеровоз, а самый большой плавучий памятник любви.

Дело в том, что в 2005 году жена владельца этого судна Арнольда Мэрска скончалась. Они прожили вместе 65 лет. И вот в 2006-м убитый горем 93-летний Арнольд назвал ее именем суперкорабль, ставший флагманом его флотилии.

Размеры судна поражают: длина – 397 м, ширина – 56 м, осадка – 15,5 м. Валовая вместимость – 171 тыс. тонн. При этом на махину установлен самый большой на планете двигатель внутреннего сгорания. А вот команда чудовища составляет всего 13 человек.

Среди военных кораблей самыми крупными считаются авианосцы ВМС США класса «Нимиц»: их водоизмещение – 95 тыс. тонн. Но и тут не все однозначно. Например, самым длинным военным кораблем является авианосец «Энтер-прайс». Его длина – 323 м.

Кстати, раз уж речь пошла о военных кораблях, стоит вспомнить и гигантов Второй мировой. Линейный крейсер «Худ», состоящий на вооружении Королевских ВМС Британии, был в то время самым большим кораблем на планете. 262-метровый корабль, гордость и краса Туманного Альбиона, долго дорабатывался, пока наконец не стал в строй.

24 мая «Худ» вместе с линейным кораблем «Принц Уэльский» на свою голову завершили двух-дневное преследование легендарного немецкого линкора «Бисмарк» и сопровождавшего его тяжелого крейсера «Принц Евгений». Через 7 минут боя «Худ» взлетел на воздух.

 

Самые большие сооружения

 

Самый большой небоскреб расположен в столице Объединенных Арабских Эмиратов – Дубае. Откровенно говоря, он еще не достроен: окончание работ намечено на сентябрь нынешнего года. Тем не менее, уже сегодня это высочайшее здание на Земле. Его «рост» – 818 м. Это будет город в городе. Согласно проекту, на 37 нижних этажах разместится отель, а этажи с 45 по 108 займут 700 роскошных жилых апартаментов. Но ввиду того, что небоскреб станет основой нового бизнес-центра, большую часть площадей отвели под офисы. Только на 123 и 124 этажах будут расположены вестибюль и смотровая площадка. Проект обошелся в более чем 4 млрд. долларов.

При этом дубайская громадина – не самое высокое сооружение на земле. Этот титул принадлежит нефтяной вышке, построенной в 1994 году. Она находится в Мексиканском заливе в двухстах милях от американского города Новый Орлеан. Вышка, собственность компании «Shell Oil», называется «Auger TLP». Высота ее – километр. Сооружение может выдержать шторм с высотой волны до 30 м.

А еще, рассказывая про гигантские постройки, никак нельзя обойти вниманием китайский мост через залив Ханчжоу в Восточно-Китайском море. Его длина составляет 36 км, а сама конструкция обошлась в 1,5 млрд. долларов. Мост имеет три полосы движения в каждую сторону, парковочные «карманы» и автозаправку.

Не менее занятно выглядит фонтан в городе Джидда. Непонятно, с какой стати городские власти решили главной достопримечательностью делать фонтан, но в городе появилась струя воды, бьющая в небо на высоту 120 м. Однако этого жителям показалось мало, и было принято решение создать нечто небывалое.

Дело поручили аравийской компании «SETE Technical Services», и в 1985 году жители Джидды увидели, как над их городом на высоту 312 м поднялся столб воды, общая масса которой составила примерно 20 тонн. Сегодня фонтан называют «Фонтаном Фахда» – в честь правящего монарха.

Описание фонтана изобилует словами «крупнейшее» и «мощнейшее». Судите сами. Насосная станция построена на барже длиной 90 м. Чтобы она не торчала над водой, ее, не церемонясь, затопили. Только на постройку станции ушло 7000 тонн цемента. Два насоса огромной мощности толкают воду вверх со скоростью 625 литров в секунду со скоростью 375 км/ч.

И все это хозяйство работает непрерывно. Отключить его могут только в случае плановой проверки или когда дует сильный ветер с юга. В этом случае соленая вода начинает с огромной высоты падать на город.

Кстати, власти Джидды не утруждаются подсветкой фонтана и другими изысками. Считается, что он и без того выглядит величественно.

Несмотря на свои размеры, фонтан Фахда до сих пор не попал в книгу рекордов Гиннеса. Самым большим там почему-то числится аналогичное сооружение в штате Аризона, поднимающее воду всего на 171,2 м и работающее только 15 минут в день.

 

Самый большой…

 

Люди склонны к гигантомании. Человек создал столько огромных штуковин, что про них можно написать целую книгу. Так что дальше мы просто перечислим самые интересные. 

Самая большая в мире гитара, на которой можно играть, – это сильно увеличенная копия знаменитого «Гибсона». Она имеет длину 11,63 м и весит 446 кг. Ее авторы – учащиеся средней школы в Джейсонвилле, штат Индиана, США.

Самый большой музыкальный инструмент – концертный орган в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси, США. Он был построен в 1930 году. Мощь его звука эквивалентна 25 духовым оркестрам.

Самый большой снежный дворец объемом 103 591,8 куб. м и высотой 30,29 м был построен к 8 февраля 1994 года в Асахикаве, Хоккайдо, Япония. Считается, что это копия южнокорейского замка Сувон.

Самый длинный пассажирский поезд – 1732,9 м. В него входит 70 вагонов и электровоз. Общий его вес равен 2786 тонн. Поезду понадобился 1 ч 11 мин 5 с, чтобы преодолеть 62,5 км между Гентом и Остенде и Бельгии.

В сентябре 1990 года компания «Триумф интернешнл джапен Лимитед» сшила бюстгальтер размером 24 м, соответствующий 28-му размеру бюста. Кто именно должен был примерить новинку – непонятно. На ее изготовление пошло 70 м ткани, т.е. приблизительно столько же, сколько на 1000 обычных бюстгальтеров.

Самый большой елочный шар был сделан из гальванизированной стали в декабре 2000 года. Его диаметр – 4,2 м.

Самая большая шахматная фигура – король. Его высота – 4 м, диаметр основания – 1,4 м.

Самая большая бутылка шампанского была создана 15 октября 1998 года семерыми стеклодувами из чешского «Демптос Глас». Ее высота 1,39 м. она вмещает 117 литров благородного напитка. 

Самая большая сигара создана за 9 дней Хосе Каиро. Ее размер – 11,04 м. При большом желании ее можно курить.

 

Кораблестроители древности тоже создавали супер-суда. Гигантский весельный катамаран, построенный по заданию египетского фараона Птолемея IV во II веке до н. э., был 128 м длиной и 17 м шириной. 4000 гребцов с огромными веслами и 400 членов команды управляли этим монстром. На борту находилось 2850 пехотинцев, готовых идти на абордаж или десантироваться. Однако, что случилось с этим судном, неизвестно.

 

Миллиардер Абрамович, потерявший за время кризиса 20 млрд. долларов, решил себя утешить. И купил самую большую в мире яхту. Это «суденышко» под названием «Эклипс» обошлось новому хозяину в 340 млн. евро. Плюс 25–30 млн. в год на содержание новой игрушки. Такое вот затмение нашло на бывшего губернатора Чукотки – в тяжелый для своего бизнеса период взял да и бросил в воду сумасшедшие деньги.

Но зато яхта – настоящий шедевр. 170 м бронированного корпуса, пуленепробиваемые стекла, немецкая система оповещения о ракетном нападении. В общем, ставь пулеметы – и можно прямо сейчас двигать на войну с сомалийскими пиратами. Яхта, помимо прочего, еще и авианосец – на ней размещено 2 ангара с вертолетами. Есть у нее на борту и миниатюрная подводная лодка, способная погрузиться на 50-метровую глубину. Сегодня Абрамович владеет целым флотом, в который помимо четырех яхт входят еще и две субмарины.

Между прочим, «Эклипс» и «непотопляемый» «Бисмарк», ушедший на дно в самом начале войны, сошли с одной и той же верфи «Вlohm + Voss» в Гамбурге. 

Помимо самой большой яхты Абрамович владеет и самым большим частным самолетом в мире. Это «Боинг 767». Его длина составляет почти 55 м, в базовом варианте количество пассажирских мест – 269 330, максимальный взлетный вес – 160 тонн, скорость – 897 км/ч, максимальная высота полета – 11 км, дальность полета – 9,67 тыс. км. Во что превратил машину миллиардер – неизвестно.





Спешите подписаться на журнал “Планета”!