К этому древнему храму ведут удивительные ворота – Нандаймон. Восемнадцать исполинских деревянных колонн поддерживают двухъярусную крышу и пять пролетов. А тяжелые высокие двери стерегут два чудища-колосса Нё. Но тот, кто не испугается их свирепого лика и пройдет под монументальной изогнутой аркой, будет вознагражден. Перед его глазами откроется великолепный храм, изысканный и совершенный.

Древняя Нара, еще несколько столетий назад бывшая столицей Японии, на редкость богата храмами. Но самый величественный и знаменитый из них, безусловно, Тодай-дзи, окруженный живописным парком гигантский храмовый комплекс.

Легенда гласит, что своим появлением Тодайдзи обязан императору Сёму. Времена его правления были лихими, страну раздирали смуты, а тех, кого миловал меч соседа, уносила чума. В такой безнадежной ситуации можно было полагаться только на Бога и… национальную идею. Затеяв невиданное по размаху храмовое строительство, император  убил сразу двух зайцев. И нацию сплотил (ибо возвести такую громадину одной казне явно было не под силу), и перед Богом «очки» заработал.

«Громадное восточное святилище» (а именно так переводится с японского название храма) действительно поражает воображение. А его главное сооружение – Дайбуцудэн даже называют самым большим деревянным зданием в мире.

И такая исполинская высота – вовсе не прихоть. Подобно драгоценному ларцу, храм скрывает в своих недрах настоящую буддистскую святыню, огромное изваяние Будды Дайбуцу («Величественного»), Будды Вайрочана («Золотое Солнце»)…

Благословенный, всемогущий и вездесущий

Именно таким, согласно древним канонам изображения Бога, предстает перед посетителями храмового комплекса Будда Дайбуцу. Скульптор запечатлел святого в спокойной умиротворенной позе. Большой Будда восседает в чашечке цветка лотоса (имеющего, между прочим, 20 м в диаметре).

Этот священный символ скульпторы передали с мельчайшими подробностями, и каждый из 56 его лепестков (длиной по 3 м) выглядит как настоящий. К слову сказать, в этой огромной скульптуре мелких деталей и нет. Лицо бога в высоту составляет 5 м, в ширину – 3 м. Диаметр каждой глазницы превышает метр. «Прическа» Бога состоит из 966 завитков, а лоб украшен… огромной шишкой – символом величия.

Сидящая фигура имеет высоту 16 м. Лицо в длину равно 4,9 м, в ширину – 3 м, а гигантские уши достигают 2,4 м. Ведь только лицо Будды было 5 м от уха до уха, длина его вытянутой ладони составляла 3,7 м, а средний палец достигал 2 м. Даже глаз мудрости во лбу – больше нормальной человеческой головы.

Сказать, что статуя впечатляет, – значит, не сказать ничего. Глядя снизу на 16-метровую скульптуру (да еще и водруженную на 6-метровый постамент), сложно не ощущать себя песчинкой.

Исполинская фигура была отлита 1300 лет назад, но ее прошлое до сих пор является для ученых загадкой. Ни один из исследователей не может ответить на вопрос – как в середине VIII века умудрились создать такую громадину. На сей счет существует немало версий. Так, некоторые ученые считают, что скульптором был некий Кунинакано Кимимаро. Решив не связываться с бумажными эскизами, мастер отлил маленький прототип будущего творения. Но вот путь от крошечного макета до исполинской статуи занял несколько лет и стоил жизни многим людям.

Дело в том, что бревна, необходимые для сооружения статуи и возведения храма, сплавляли по рекам, причем весьма хитроумным способом. Чтобы дерево легко преодолевало многочисленные пороги, на разных участках пути создавались искусственные плотины. Иногда древние инженеры ошибались, и тогда бревна вместе с многотонной водной массой обрушивались на рабочих. Но такую смерть японцы трактовали как божественную милость – еще бы, ведь это была священная жертва. И не напрасная – из этих бревен ваятели создали остов Будды. При помощи глиняно-песочной смеси придали фигуре объем, а потом… задумались. Еще никогда до этого момента скульпторам не приходилось иметь дело с такими огромными объектами.

На отливку 16-метровой статуи ушла… вся японская бронза. Под этот невиданный «национальный проект» по всей стране был организован сбор «металлолома» – бронзового и золотого. Причем на сознательность в средневековой Японии никто не рассчитывал – отряд экспроприаторов кочевал по богатым дворам и попросту отнимал у владельцев бронзовые и золотые изделия. В общем итоге в мастерской Кимимаро образовались полтора центнера золота, более 400 тонн бронзы и еще 200 кг разных сопутствующих материалов. Только на освоение всего этого богатства требовалось несколько месяцев тяжелейшей работы. А сколько неудач терпели скульпторы! Облить 16-метровый монумент бронзовым раствором пытались 8 раз. В итоге, опять-таки согласно преданиям, голову и тело статуи отливали порознь. А уже после искусные шлифовщики затирали все шероховатости.

…Открывали храм с помпой. Император с домочадцами, тысячи царедворцев, воинов, слуг и бесчисленное количество монахов присутствовали на торжественной церемонии «Открытия глаз». Специально приглашенный из Индии монах окунул кисть в золотое ведро с краской и обвел исполинской статуе глаза. И никому из присутствующих на красочной церемонии не дано было знать, сколько испытаний выпадет на долю этого бронзового Будды.

Не прошло и века, как во время землетрясения у статуи отвалилась голова. Плохой знак – отметили верующие и оказались правы. В XII веке в Наре вспыхнул страшный пожар. Предания гласят, что «красного петуха» пустили беспокойные самураи одного из могущественных японских кланов, Тайра. Вояки заподозрили монахов Тодайдзи в сговоре с противоборствующим семейством и, недолго думая, подожгли «предателей». В том чудовищном огне погибли почти 2 тыс. человек. Истинно верующие, они пытались спастись от стихии на втором ярусе главного храма. Однако чуда не произошло, и святыня стала братской могилой. Храм рухнул, но скульптура Будды осталась почти невредимой. Это сегодня досужие ученые утверждают, что во время пожара значительная часть скульптуры пострадала и более 60% изваяния было заменено на «новодел». Легенде же такие подробности ни к чему. Согласно преданию, то, что изваяние не расплавилось, сочли хорошим знаком. Значит, Бог хочет оставаться в Тодайдзи. И он там останется. Для воплощения этого тезиса в жизнь снова потребовалась «национальная мобилизация». По всей стране начался сбор средств на восстановление святыни.

Организовал и возглавил это нелегкое дело священник Тегэн, настоятель «столичного» храма Дайгодзи. Люди удивлялись, откуда в маленьком сухоньком старичке столько энергии! Он лично исколесил всю страну. Уговаривал и убеждал жителей жертвовать на восстановление Тодайдзи. Пропагандист из монаха получился что надо – люди понесли на пепелище все, чем были богаты. Принимались не только деньги и стройматериалы, но и рис, ткань, домашние животные. А сам настоятель в это время уже следил за рубкой леса, сплавом бревен и качеством строительства. Работа спорилась, и уже в 1195 году, чтобы отпраздновать второе рождение храма, в Тодайдзи вновь собрался почти весь императорский двор. Да что там чиновники – по такому торжественному случаю сюда даже прибыли посольства из соседних Китая и Кореи. Но радость от возвращения дорогого во всех отношениях храма была недолгой. В XVI веке храм… снова сгорел. И опять по вине беспокойных самураев. К сожалению, в этот раз энтузиастов, подобных настоятелю Тегэну, в Японии не нашлось. Зато обнаружился организатор совсем другого толка. Тогдашний канцлер Тоётоми Хидэёси под предлогом сбора металла для восстановления статуи развернул в стране нешуточную кампанию под лозунгом «Охота за мечами». Оружие изымали силой. Особенно внимательно обыскивали крестьян и монахов – и в тех, и в других канцлер видел потенциальных заговорщиков. Но, разоружив «врагов», государственный муж тут же забыл о своих обещаниях. Статуе Будды перепала лишь… деревянная ограда К слову сказать, ее очень быстро смел нередкий в этих краях тайфун.

И снова Великий Будда остался без крыши над головой.

В 1699 году была предпринята очередная попытка восстановить Тодайдзи, но эти благие намерения приказали долго жить. Двести лет никто и не вспоминал о некогда величайшем храме. И лишь в 1903 году, по инициативе императора, было решено возродить святыню. На заре XX века японские зодчие практически отстроили Тодайдзи заново. Скульптуру Будды почистили (теперь эту процедуру проводят ежегодно) и позолотили заново. «С нуля» поставили деревянные стены Главного зала, и возвели еще с десяток более мелких храмов на территории оленьего парка.

Кстати, местные олени чувствуют себя здесь ничуть не хуже Будды. Со священных животных служители храма буквально сдувают пылинки. Да еще и туристы щедро подкармливают лакомок-оленей хрустящим печеньем, продающимся в многочисленных храмовых лавочках.

Драгоценная шкатулка

Надо заметить, что огромная территория Тодайдзи не пустует. На 525 гектарах помимо основного, большого храма Дайбуцудэн, разместился еще добрый десяток пагод и малых храмов.

Среди них и знаменитый Сёсоин. Эта с виду обычная деревянная избушка на самом деле – настоящая сокровищница. Здесь на протяжении веков хранились ценнейшие японские манускрипты, свитки, картины и прочие художественные ценности. Уникальную «библиотеку» основала в 756 году императрица Кокэн. Историки по сей день вспоминают монархиню добрым словом – ведь именно благодаря ее почину культурное наследие Японии «дожило» до наших дней. Нельзя не упомянуть еще одно сооружение храмового комплекса – Хоккэдо или «Мартовский зал». Каждый год в первый весенний месяц здесь читают «Сутру Лотоса» и любуются статуей Бодхисатвы Каннон. Она не столь велика, как Дайбуцудэн, зато может похвастаться богатейшим убранством. На украшение одной только серебряной короны Каннон ушло несколько тысяч драгоценных камней. Хоккэдо был построен раньше других храмов, в 733 году.

Но в том, что эти храмы вспоминают редко, нет ничего удивительного. Еще бы, ведь даже огромный Дайбуцудэн считают лишь шкатулкой, хранящей драгоценную жемчужину. Если и так, «коробочка» получилась внушительная. В 1709 году, когда храм измерили после реставрации, обнаружилось, что Дайбуцудэн… усох. Из-за нехватки средств его сократили примерно на треть. Но даже такая, «усеченная» версия древнего здания поражает воображение. Сегодня главный храм Тодайдзи имеет 50 м в высоту, почти столько же в ширину и 58 м – в длину.

Чтобы подобная громадина не выглядела слишком пустой, храм украсили многочисленными декоративными элементами. За спиной Большого Будды находится позолоченная платформа с 16 фигурами Будды. Их тоже нельзя назвать мелкими – каждая из статуй, изображающих различные воплощения Бога, выполнена почти в человеческий рост. А расположенные справа и слева от Большого Будды скульптуры бодхисатв – и того больше: каждая из них лишь вполовину меньше главной статуи.

Но не только эти безусловные шедевры древнеяпонской скульптуры привлекают сюда многочисленных туристов и паломников. Дело в том, что в расположенной за спиной Будды деревянной колонне есть лаз, по ширине точь-в-точь как ноздри статуи Будды. Японцы верят, что тот, кто сможет протиснуться в него, обретет вечное счастье. Кто же откажется от такой перспективы? Но многие явно переоценивают свои возможности и, подобно Вини-Пуху, совершенно несолидно застревают в коварной расщелине. Да так, что вытаскивать незадачливых паломников приходится чуть ли не лебедкой. Вот для чего, шутят японцы, монахам просто необходимо поддерживать себя в хорошей физической форме. Одной только молитвы явно недостаточно для того, чтобы вызволить из деревянного плена упитанного туриста.

Не так давно служители знаменитого японского храма Тодайдзи напомнили о себе. В 2001 год священники обратились в суд с официальным протестом – они потребовали запретить в Японии выпуск конфет под названием «Сопли большого Будды». А тем временем кондитерская фабрика «Яммото Буссан», расположенная в префектуре Нара, возлагала на новое лакомство большие надежды. Каждая сладкая спиралька, изготовленная из крахмала и сахара, стоит 500 иен (4 доллара) и пользуется бешеным успехом у покупателей. Но священники непреклонны: они считают, что зарабатывать деньги на Будде аморально. Кстати, монахи Тодайдзи уже одержали одну стратегическую победу – по их заявлению Бюро патентов аннулировала регистрацию торговой марки конфет. Но кондитеры не унывают – в крайнем случае, изменят в названии… последнее слово! Исключительно из уважения к Будде…