Желаете ли Вы посетить Бангладеш? Да? Нет? Попробуйте сделать выбор!

А какой окажется правильным – решите, прочитав этот рассказ до конца.

Название страны – «Земля Ванга» – происходит от имени древнего правителя этих мест, принца Ванга. Так считают местные краеведы. Чем был знаменит Ванга и как прославился в этой земле, уже никто не помнит. Но его все равно чтят. А недавнее название Бангладеш – Бенгалия. Под таким именем, благодаря бенгальским огням и бенгальским тиграм, страна стала известной остальному миру.

Хотя местное население и о первых, и о вторых знает немного. Не поленился, расспросил некоторых. Результат – как с Вангой. А жаль: тигров-то увидеть очень хотелось. Редчайшее животное на нашей Земле. Исчезающее. Но на все мои вопросы: «А где тигры? Тигров-то куда дели?» получил в ответ только неопределенные взмахи руками в разных направлениях. Сложилось впечатление, что про принца Вангу они знают даже больше. Подумав, решил, что звери могут быть в национальном парке Сундарбан. Правда, добраться туда я так и не смог, и бенгальского тигра увидел только в Пакистане.

Бангладеш очень и очень густо населен – здесь на 140 тыс. кв. км. (это примерно равно четырем областям Беларуси) проживает 155 млн. человек. Соответственно, плотность населения – 1084 человек на кв. км. Для сравнения – в задыхающейся от перенаселения Японии этот показатель немногим более 300.

Попасть в Бангладеш нелегко, хотя перелет туда недорог. Билет из столицы Бирмы (официальное название – Мьянма) в столицу Бангладеш Дакку обходится всего в 126 долларов. Но далеко не все страны, даже соседние, стремятся открывать туда авиарейсы.

Отдельная песня – виза. Теоретически, ее можно получить в посольстве Бангладеш в Москве, а можно и по прилету, в Дакке. Правда, лучше не рисковать и озаботиться ею заранее. В Москве я в течение 5 дней, как на работу, ходил в консульство. Документы легко принимают, смотрят, улыбаются, просят прийти завтра. А назавтра дружелюбно сообщают, что не хватает нескольких документов и принести их нужно опять-таки завтра. И будьте уверены, что вы обязательно не сделаете необходимого количества копий какого-нибудь документа. «И еще принесите справку, что Вас отпускают с работы». «А кстати, есть ли у Вас приглашение от Вашего близкого знакомого из Бангладеш»? «А по пятницам мы не работаем»…

Понятно: лишние рты в стране не нужны, и цель посольства – отсечь этот поток из двух туристов. Да, будьте готовы к главному вопросу: «А какова цель Вашей поездки в Бангладеш?» Ответ «туризм» – не пройдет. Просто не поверят. Так что фантазируйте.

 ДАККА

Дакка – мировая столица рикш. Тут их официально зарегистрировано 400 с лишним тысяч. Даже в Индии их меньше.

Порядок цен? Ходить выходит дороже. Рикши есть везде и круглосуточно. От этого «везде» никакой иной транспорт проехать не может. И если вам нужно срочно куда-то попасть, исчисляйте скорость попадания по формуле «одна человеко-сила на ваш вес». Кстати, пешком выйдет дольше. И не из-за того, что вы ходите медленнее рикши. Вы просто не найдете в этом потоке щели для передвижения.

Проживание

Все туристы в Бангладеш делятся на две категории – транзитники, пересекающие страну от невозможности проложить маршрут по-другому и от безысходности, и те, кто случайно, по глупости и недосмотру посольства, оказались в Бангладеш.

Отель «Zakharia» – для транзитников. Со всеми вытекающими. Мрачный сарай без кондиционера. Номер стоит 18 долларов – бешеные деньги для страны. «Golden Star» – заведение того же уровня, те же 18 долларов. Выбирайте.

В бангладешских отелях среднего звена, в отличие от соседних бирманских, завтраки никогда не включаются в сферу услуг. Хотя, возможно, так даже лучше. Для вашего же здоровья. Нет, в Дакке есть отели и высокого уровня. «Шератон», например – 150 долларов за номер. Условия тут  получше. Но «Шератон» – это не отель для туристов. Скорее, отдельный замкнутый город для представителей ООН. Их в Бангладеш много – всемерно помогают стране бороться с наводнениями и бедностью. Неустанно и безвылазно. Безвылазно из «Шератона». В отель можно ходить на экскурсию. Хоть каждый день. Везде полно подозрительной охраны, но посмотреть вас пустят. А вот заселить откажутся – он один такой на всю страну. В «Шератоне» даже продается спиртное. Бангладеш – мусульман-ская страна, и алкоголя там нет как такового. Но в «вип-отеле» баночка холодного пива найдется. 300 граммов – 5 долларов.

 Достопримечательности

Основная – Форт Лалбах. Для туриста, даже еще нигде не побывавшего – ничего интересного. Полуразрушенные здания, вызывающие восхищение и гордость у местного населения. Большинство рисунков на бангладешских деньгах – разные части бывшего форта. При этом «мемориальном комплексе» есть и так называемый музей. Я случайно попался на глаза его директору. Пришлось прослушать полную экскурсию с подробнейшей историей каждого экспоната, как то: «Вот этот нож сделан из стали, а сталь в Бангладеш начали плавить в таком-то веке, до этого плавили железные ножи, правда, железного ножа, к сожалению, у нас нет, но я Вам расскажу, как он выглядел, и весь процесс его изготовления…» и т.д.

На территории форта находится и вторая достопримечательность Бангладеш – Гробница Пари Биби. Сильно каюсь, не успел уточнить, кто это (к этому времени я уже спрятался от директора музея). На вид это просто каменная плита, расположенная в глубине темной комнаты с замурованным входом. Смотреть можно через боковые решетки – но ничего не видно. Вход в гробницу стоит 2 таки (курс доллара к национальной бангладешской валюте – 1 : 66). После просмотра понял: переплатил.

Мечеть Хуссейна Далана – самый популярный храм страны. Вообще, в Дакке их более 700. Но настоятельно рекомендовали посетить именно эту. «Красивая. Старинная. Очень красивая. Ну, сходите». Бродил по старому городу. Искал. Не нашел. Спрашивал коренное население, где это – не знают.

Есть еще мечеть Ситара. Говорят, можно подняться на крышу. Отличный вид на близлежащий квартал трущоб. Не искал.

Здание парламента. Венец бангладешского градостроительства. Нечаянно узнал имя автора проекта – Альберт Кан. Эстонец. Интересно, каким образом попал сюда? Или все же ограничился передачей чертежей и дистанционным управлением?

Новый рынок на улице Азимпур. В основном – книжный рынок. Много старых книг. Много книг об интересных местах Бангладеш. Книги покупал: хотелось все же узнать, что же считается интересным по-бангладешски. Написаны непонятно.

Дважды пытался дойти до Национального музея. Но из-за невыносимой жары и отключения электричества обе попытки провалились.

Кстати, об электричестве. Никто, конечно, не говорит, что его нет. Но там, где оно есть… Представьте себе огромный клубок спутанной рыболовной лески. Приблизительно так выглядят линии электропередач в местах, где до них можно дотянуться. Умелые и меткие бангладешцы мастерят крюки и, соединив их с проволокой, забрасывают на ЛЭП и воруют электроэнергию. При подобной процедуре часто погибают. Но бангладешцев больше, чем электроэнергии, и сей процесс идет постоянно. Линии не справляются с нагрузкой, и в результате – электричества нет ни у кого. Ни у того, кто платит, ни у того, кто ворует, ни у глупого (потому что оказался тут) туриста. И если местные не придают этому особого значения, то приезжему приходится гораздо хуже. Кондиционер не включается, телевизор не работает, холодильник в отеле, где держат запасы пищи, – тоже. Еда моментально теряет свои вкусовые качества и полезность: в стране всегда за +40. Так что после трапезы ты уже думаешь не о Национальном музее, а о том, чтобы только не отключили воду. Ведь бывает и такое!

Коль уж коснулся кулинарной темы, расскажу все о бангладешской кухне. Ее… не существует. Есть индийская – только щедро сдобренная перцем. Зачем нужны специи – вполне понятно. Здесь же впервые столкнулся с замороженным молоком. В смысле, не случайно замороженным, а в качестве ассортиментного продукта. Ради интереса рискнул разморозить и попробовать. Оказалось искусственно-порошковым. Повезло желудку: химия.

Но если все-таки придется тут есть, старайтесь выбирать самые простые блюда, требующие минимального вмешательства местных чудо-поваров. Например, простой отварной рис, отварная курица, ничем не фаршированная, говядина или козлятина. Свинины тут нет и не предвидится – ислам как-никак. Еще вариант – салат из моркови, огурцов и помидоров. Желательно получить продукты целыми и самому взяться за нож – чтобы тщательно снять кожуру и верхний слой предназначенного в пищу продукта. И еще дельный совет – постарайтесь, чтобы рис заменил вам все остальные продукты.

Местное же население ест все, что придется. И неудивительно: на такой территории сложно прокормить столько людей. Выручают водоемы: обязательный ежедневный элемент питания простого бенгальца – рыба. Но реки быстро истощаются. Второй «спасательный круг» – рис и овощи. Благо, земля тут плодородная. Остальные «деликатесы» – из разряда «случайно попало на стол».

КХУЛНА

Цель посещения – Национальный парк Сундарбан. Самый большой мангровый лес в мире – 38,5 тыс. кв. км. Билет на обычный автобус стоит 3,5 доллара, на комфортабельный – что-то в районе четырех. Расстояние – 241 км, время в пути – 8–10 часов. Весь транспорт сильно перегружен. Причем основная масса пассажиров стремится ехать на крыше – там прохладней.

Автобусное сообщение Бангладеш – авто-слалом для экстремалов. Создается впечатление, что это один из способов сокращения населения. Когда по узкой дороге мчится автобус, по встречной полосе его обгоняет другой, навстречу из-под горки на таком же ходу вылетает третий, а сзади маячит четвертый, совершенно не расположенный дать переднему затормозить, – это сильно добавляет серебра в волосах и аритмии в сердце. Да, чуть не забыл сказать – все дело происходит на мосту. Почему-то водители любят выбирать для своих маневров именно такие места. И подобного движения – 8–10 часов. Хорошо бы, конечно, восемь. Но это как повезет. Местные к таким поездкам привыкли и спокойно рассуждают – на все воля Аллаха. «Ну, упал он с крыши. Ну и что? Не останавливаться же из-за этого». А вот люди, севшие в автобус во второй раз (нужно же выбираться оттуда, куда заехал), за дорогу рискуют поседеть. Ибо в первый раз просто не ведали, что творят.

Да, во время пути дважды пришлось переплывать Ганг на пароме – в ту и в другую сторону. Пока автобус стоит – кажется, что можно расслабиться. Но это не так. Турист здесь – явление редкое. Особенно за пределами столицы. Будьте всегда готовы, что вы – событие номер один, лучший аттракцион в жизни провинциального жителя Бангладеш. За вами будут ходить, пытаться дотронуться. А самые смелые – просить сфотографироваться. Фотоаппараты-мыльницы у них откуда-то есть. Уверяю, еще на пароме, еще «в ту сторону», вы начнете сочувствовать кино- и телезвездам.

Кроме реакции местных, запомнились мусорные айсберги, плавающие у берегов Ганга. И тут же рядом ловят рыбу. Скорей всего, ее подадут вам на ужин где-нибудь в Кхулне.

Проживание в Кхулне. Отель «Royal Inn» – самая крутая гостиница в городе. Круглосуточно охраняется полицией. Цены номеров не испугали: «Дабл» – $17, «сингл» – $14. Даже с едой все оказалось нормально – рыбы не было. Жить тут, без сомненья, приятно. Но ведь сюда еще добраться надо!

Утром узнал, что от Кхулны до Национального парка еще 41 км пути и две переправы. Доехать можно на такси, но найти его сложно. Предложили ехать на автобусе: «Правда, дорога намного хуже и придется ехать долго, но водитель будет стараться побыстрей». Отказался. Развернулся и тем же путем направился в Дакку. Не сложилась, в общем, встреча с самым большим мангровым лесом в мире.

STOP!

Страна Бангладеш – очень грязная. Поначалу решил, что с этим как-то борются. Заметил вдоль заборов и по краям дорог специально текущий арык. По незнанию подумал: по нему течет вода, которая прибивает пыль и освежает город. Оказалось – это мусоропровод-туалет, вырытый, чтобы мужское население страны, при возникшем желании, тут же в сей чудный арык могло справить малую нужду. При выполнении данной процедуры мужчины садятся на корточки и отворачиваются от остальных пешеходов. Стесняются, наверное. Причем арык – это исключительно мужская привилегия. Женщинам туда «ходить» запрещено. Им в Бангладеш вообще почти все запрещено, в том числе и без острой надобности выходить на улицу.

Хотя это, возможно, как раз неплохо: дышать на улицах тяжело. И выходить туда никак не охота. Так что две попытки добраться до Национального музея – почти подвиг.

В городе Дакка множество нищих и калек, в том числе детей. В народе развито навязчивое попрошайничество. Часть малышей для убедительности специально уродуют. Вообще, к детям отношение не особо трепетное. До 10 лет ребенка вроде бы нет. Его просто не регистрируют. А зачем? До этого возраста половина просто не доживет. Большинство родителей, особенно отцов, не всегда могут вспомнить количество своих детей.

Уличное движение в столице хаотичное и бестолковое. Правил нет как таковых. Зато есть светофоры. Некоторые даже работают. Заметил интересную закономерность: у работающего светофора обязательно стоит регулировщик-полицейский. На нерегулируемом перекрестке его нет. А вот у светофора быть обязан. Из личных наблюдений, его задача – вносить в движение сумятицу.

Хотя в целом полицейские – люди добрые и отзывчивые. Большинство держит при себе массу ненужной в повседневной жизни амуниции: шлемы, дубинки, щиты, иногда бронежилеты. Интересно, зачем это им, если возле каждого мало-мальски важного здания стоит охрана с автоматами?

Полицейские с радостью делятся своими «орудиями труда» с любым интересующимся: «Бери, фоткайся, только не сломай ничего, а то мне это вечером сдать нужно». Турист этому рад и полицейский вообще счастлив – сегодня дома он расскажет историю о том, как подружился с иностранцем.

И еще немного о хорошем. О людях. Наверное, это самое лучшее, с чем можно столкнуться в Бангладеш. Несмотря на повальную бедность, тяжелейшие условия жизни, наводнения и цунами – люди улыбаются. Улыбаются по-доброму. А значит, есть у них что-то хорошее в жизни, кроме той плодородной земли, на которой им случилось родиться.

Производственная деятельность замечена в двух проявлениях. Первая и основная – крошить камень. Это женская отрасль. Вдоль улиц и в специально отведенных местах женщины на жаре, в полном одеянии, целый день, зажав ногами камень, долбят его молотком до полного измельчения. Вторая – изготовление кирпича. Это для мужчин. Работа сезонная – на сухой период. В сезон дождей заводы, находящиеся, как правило, у рек с глинистыми берегами, заливает так, что торчат одни трубы. Очень необычное зрелище. В этот период, почти полгода, мужчины отдыхают и наблюдают за работой женщин. У них она не прерывается.

Кстати, делать кирпич – работа почетная. Каждый мини-заводик клеймит каждый же кирпич и этим непременно гордится.

Немного о женщинах Бангладеш. Познакомиться не довелось: большинство из них – мусульманки, а посему на улице им делать нечего. Некоторые прогрессивные мужчины, конечно, выпускают своих жен погулять, но и в этом случае вы ничего толком не увидите – паранджа и чадра не дадут вам представления о том, кто внутри. Но одно яркое впечатление есть. Ярко-красное. Увидел на улице женщину (варианты: девушку, бабушку…) в глухом красном. Знаете, после традиционного черного – порадовало. Долго приноравливался, чтобы тайком сфотографировать. Открыто нельзя – здесь это не приветствуется.

Индуистские женщины. Эти ходят кто в чем. Но весьма черны, неопрятны и далеко не красавицы.

Что до ночной жизни – она в Дакке есть, но очень скрытная. Так что к персоналу гостиниц с вопросами на эту тему лучше не обращаться: ответят, что невозможно.

Кроме того, нужно быть готовым к сюрпризам. Например, возьмут деньги вперед и скажут, что не брали. Неожиданно? Можете идти жаловаться в полицию. Только заранее подготовьтесь к вопросам: «Так что Вы хотели сделать и зачем Вы приехали в Бангладеш?» Кстати, напомню, честный ответ на этот вопрос не прокатит еще в консульстве.

 Итоги

По моему глубокому убеждению, Бангладеш – страна, противопоказанная к посещению. Возможно, она интересна. Возможно. Но неразвитость инфраструктуры, перенаселенность, антисанитария и еще 154 причины делают ее неудобной для путешествия. Проблему не решает даже авиация.

Допустим, на пляж в Кокс-Базар, самый длинный пляж в мире – 120 км – самолеты местной авиакомпании «Biman Airlines» летают 2 раза в неделю, по выходным. И если вам захотелось туда в понедельник, или терпите 5 дней, или садитесь на автобус. Лучше – терпите!

Прочитав все написанное, любой здравомыслящий человек может задать вопрос – а зачем ты туда попал? Отвечу. Из принципа. Было плохое настроение. Раскрутил глобус, закрыл глаза и решил – куда попадет палец, туда и поеду.

Fortuna ceka est. Судьба слепа. И не любит, когда, закрыв глаза, тыкают в нее пальцем. Выбирайте с открытыми глазами.