ЗАКАТ МЕГАПОЛИСОВ
Март 2009
Вернуться к номеру >>

Автор: Николай Вознесенский
Раздел: Главная тема
Теги: глобальные проблемы, экология, ресурс



«Город – это злая сила. Сильный приезжает, становится слабым.

Город забирает силу...»  (К/ф «БРАТ»)

 

 

К концу 2008 года человечество перешагнуло важный рубеж. Впервые в истории 50% землян оказались жителями городов.

По прогнозам Фонда народонаселения ООН (ЮНФПА), к 2030 году число горожан достигнет ПЯТИ МИЛЛИАРДОВ человек, причем львиная доля (80%) придется на жителей развивающихся стран. Одновременно города сильно помолодеют – 60% их жителей будет составлять молодежь.

Оптимисты спят спокойно – дескать, ничего не поделаешь, естественный процесс! Те, кто поумнее, призывают задуматься. Уже сегодня огромные, перенаселенные города сталкиваются с острейшими проблемами. Как их решать, никто толком не знает. О том же, что будет лет через десять–пятнадцать, лучше вообще не думать.

 

Президент Александр Лукашенко:

 «Необходимо остановить неоправданный рост столицы».

«…важным является равномерное распределение производственных мощностей, рабочих мест – а значит, и людей – по регионам страны».

 

Историки до хрипоты могут спорить о том, где и когда появился первый город. Точного ответа на вопрос нет. Скорее всего, это произошло в древнем Шумере или в Индии примерно 5–7 тыс. лет назад. Ну а первым мегаполисом, вероятно, стал Рим. Уже в V веке нашей эры численность населения «Вечного города» превысила 1 млн. человек. Цифра невероятная, особенно если вспомнить, что ВСЁ население Земли в то время оценивается в 170 млн.

Забавный факт. Со времен Древнего Рима человечество, по сути, не придумало ничего принципиально нового в городском хозяйстве. Именно римляне изобрели водопровод, канализацию, регулирование дорожного движения и даже жилищную программу для бедных. Последующие поколения лишь совершенствовали достижения предков. Причем некоторые из римских достижений оставались непревзойденными аж до начала XX века.

Может быть, именно поэтому после падения Римской империи городов-миллионников на земле не было чуть не полторы тысячи лет. Первым высокую планку удалось взять Пекину в 1800 году. Вскоре его догнали Нью-Йорк и Лондон. Но и они являлись скорее исключением из правил, ведь горожане составляли в те времена «подавляющее меньшинство» – всего 4% от мирового населения.

 

Сегодня в мире 3,3 млрд. горожан, два десятка мегаполисов с населением более 10 млн. человек, и более 400 «городов-миллионеров». В них живет более половины городского населения планеты.

 

Решительный поворот в сторону урбанизации принесла Индустриальная революция. Фабрики и заводы привлекали разорившихся крестьян и мигрантов, так что к 1900 году доля горожан подросла до 14%, а миллионный рубеж сумели перешагнуть сразу 12 городов.

Правда, по тем временам города не могли похвастаться особым комфортом. Ученые уверяют: крестьяне в то время и лучше питались, и жили не в такой тесноте, и значительно меньше страдали от антисанитарии и эпидемий. Собственно, потому вплоть до начала XX века смертность в городах превышала рождаемость, и росли они исключительно благодаря мигрантам.  

Лишь в 1930 году в развитых странах создание систем медицинского обеспечения и социальной защиты позволило горожанам обогнать сельских жителей по продолжительности жизни.

К середине XX века в города перебрались уже 30% землян и в мире насчитывалось 83 города с населением более миллиона человек. По темпам роста городского населения лидировали развитые страны. Крупнейшими городами были Нью-Йорк (первым в мировой истории взял планку в 10 млн. жителей), Лондон, Токио, Париж, Москва, Чикаго и Эссен.

Чуть позже моду на огромные городские центры подхватили другие страны. К 1975 году 10-милионный рубеж покорился Шанхаю, Мехико и Сан-Пауло.

Казалось, человечество окончательно и бесповоротно сделало выбор в пользу мегаполисов. Футурологи всех мастей предсказывали Эру Мегаполисов, в чем-то похожую на итальянскую эпоху средневековых городов-государств. Прогнозы эти, как показало время, были слишком смелыми.

Большие города и сегодня остаются экономическими, политическими и культурными центрами. Здесь сосредоточены штаб-квартиры партий и корпораций, самые знаменитые театры и музеи, многие крупные предприятия. Но в США и Европе люди потихоньку начинают… покидать мегаполисы.

 

Сегодня лидеры урбанизации – страны «третьего мира». Там живет примерно половина горожан (1,7 из 3,3 млрд. человек).

В перечне крупнейших городов мира столицы и экономические центры развивающихся стран уверенно догоняют «западных» лидеров. По прогнозу «Population Institute», к 2015 году ТОП-10 мегаполисов существенно преобразится: Токио, вероятно, сохранит первое место, а вот Нью-Йорк откатится с 4-го на 7-е. Оставшиеся в списке «вакансии» займут Дакка, Бомбей, Сан-Паулу, Дели, Мехико, Джакарта, Калькутта и Карачи. И хотя общее число мегаполисов должно вырасти, некоторые нынешние «западные» центры из списка вполне могут вылететь.

Правда, городов с населением более миллиона в 2015 году может оказаться почти в 1,5 раза больше. Причем две третьих будет расположено в развивающихся странах.

Вопрос – почему развитые страны постепенно уступают развивающимся сомнительную честь плодить города-миллионники? Ответ на поверхности. Потому что современные мегаполисы стремительно превращаются из оазисов комфорта и цивилизации в источник ужасающих проблем.

 

 Восстание машин

 

«Удивительная закономерность выявилась в современных городах: чем выше скорость транспорта, тем больше надо времени, чтобы добраться до центра города».

Констанин Доксиадис, известный греческий архитектор-градостроитель

 

Пешеход – лишнее звено на улице современного мегаполиса. Он отравлен выхлопными газами, оттерт на узенький тротуар, а перемещаться должен только бегом.

По крайней мере, такой портрет рисуют нам ученые. Недавнее исследование, проведенное в нескольких десятках городов по всему миру, показало – жители мегаполисов действительно перемещаются по улицам родного города быстрее, чем их собратья из более мелких городов. Причем за последние несколько лет скорость увеличилась процентов на 10. Так что «высокий темп жизни» – отнюдь не фигура речи, а реальный факт.

Между тем, как давно известно, в крупном городе (по крайней мере, в его центральной части) перемещаться лучше как раз дедовским методом – на своих двоих. Или, по крайней мере, на двухколесном друге – велосипеде. Соответствующих экспериментов проведено бесчисленное множество. И все с одним результатом – пешеход и велосипедист проигрывают только там, где подъездов для них не предусмотрено проектом.

Мэрии и правительства бьются над тем, чтобы освободить город от «лишних» автомобилей, но все их усилия остаются тщетными.

Классический подход – платный въезд в центр города (в Лондоне подобное удовольствие обойдется, например, в 8 фунтов стерлингов) – кое-где дал результат, но кардинально ситуацию не изменил. «Технологические» решения все больше оказываются пустой тратой бюджетных денег. Мудреные проекты маститых программистов и инженеров поглощают миллионы долларов без видимого результата.

Незаметно, например, в Москве эффекта от внедрения «интеллектуальной» системы управления светофорами и электронными табло. Равно сомнительной выглядит и «прорывная» идея IBM о создании «умного автомобиля» – вот, мол, оснастим машину кучей сенсоров и анализаторов и будет она сама водителю советовать, куда ехать, а куда нет.

 

Рекордной пробкой стал затор в Токио в августе 2008 года. Он растянулся на 48 км!

 

Менее экзотично звучит предложение закрывать старые рельсы специальными резиновыми плитами (из обработанных автомобильных шин), чтобы облегчать движение по этим заброшенным путям дополнительного ряда машин. Вот только американский политолог и экономист Энтони Даунс сформулировал весьма прагматичную теорию. По ней, увеличение пропускной способности магистралей не уменьшает вероятность возникновения пробок. Звучит парадоксально? Только на первый взгляд. Посмотрим внимательно на рассуждения американца.

Если на дороге появляется дополнительная полоса, значит, на какое-то время ездить по этому участку становится проще. Но через несколько дней водители, которые раньше направлялись в объезд, начинают пользоваться «новой» дорогой и очень быстро доводят концентрацию машин до прежнего уровня. И все возвращается на круги своя. К похожему эффекту приводит и уменьшение габаритов машины.

 

Зато, как ни странно, неплохо чувствуют себя в мегаполисах животные. По крайней мере, некоторые. На огромных просторах американских городов несложно встретить экзотику вроде койотов и опоссумов, в Старом Свете довольствуются «стандартным набором» из собак, кошек и крыс.

Бездомные собаки во многих городах вполне успешно адаптировались, освоили метро и, переходя дорогу, смотрят сначала налево, а потом направо. Нередко они сбиваются в стаи, насчитывающие десятки особей. В таких количествах несостоявшиеся домашние любимцы опасны уже не только для детей и немощных стариков. В Мумбаи, например, от зубов и когтей диких псов ежегодно погибает до 200 человек!

В Москве количество бездомных собак оценивают цифрой в 30 тыс. особей. Кошек считать даже не пробовали.

Значительный «эволюционный рост» демонстрируют также крысы и вороны. «Умны, хитры, выносливы и любопытны» – такова краткая характеристика специалистов.

Ну а как решать проблему этого импровизированного зоопарка, никто пока предложить не может. В СМИ с удовольствием цитировали индийского парламентария, предложившего отправлять диких собак… в Корею в качестве продовольственной помощи.

Ну а если серьезно, жесткие меры наталкиваются на сопротивление сердобольной общественности, более мягкие – малоэффективны.

 

Ресурсы, качество жизни и стихии

 

«Чего нет в Вашингтоне – так это хороших школ и качественных коммунальных услуг».

Пьетро Нивола, аналитик исследовательского центра «Brookings Institution»

 

Бурное развитие часто создает больше проблем, чем решает. Как говорилось в старом советском анекдоте: «Мы идем к коммунизму семимильными шагами, скотина за нами не успевает». Так и в мегаполисах. Стремительный рост населения ставит перед городским хозяйством немыслимое количество проблем. Ведь всю эту ораву нужно накормить, напоить, обеспечить приличным жильем и работой. Плюс десятки и сотни вещей, ставших признаками «городского существования».

И чем дальше, тем больше и больше горожан убеждаются – сохранить высокие стандарты жизни в мегаполисе невозможно. Если вы, конечно, не мультимиллионер с личным небоскребом «все включено». Но даже толстосумам в столичных городах становится неуютно.

Статистика неумолима. Ежегодно от 5 до 12 млн. человек расстаются с жизнью из-за некачественной питьевой воды и вызванных ею недугов.

МИЛЛИАРД человек (т.е. почти треть всего городского населения планеты) вынуждены ютиться в трущобах и фавелах. 600 тыс. горожан в мире вовсе не имеют доступа к водопроводу, медицинской помощи и образованию!

Конечно, в основном это происходит в странах «третьего мира». Но и в более благополучных государствах ситуация далека от совершенства. А ведь проблемы с той же питьевой водой с течением времени только усугубятся. И для городов, ответственных за потребление примерно 60% водных ресурсов, вопрос может перейти в разряд первостепенных уже в следующем десятилетии.

 

В Москве потихоньку вымирают тараканы. Звучит анекдотично, но ученые подозревают: из-за качества продуктов…

 

Бедность идет рука об руку с преступностью. Ее уровень в городах в среднем в 8 раз (!) выше, чем в сельской местности. А если вести речь о тяжких преступлениях (убийствах и изнасилованиях), то разрыв еще более впечатляющий – 12 раз!

Недавний пример. Новый Орлеан был одним из самых бедных городов США (23% населения жили ниже уровня бедности). И когда нормальную жизнь города разрушил ураганом «Катрина», он почти похоронил себя в массовых беспорядках, разбое и мародерствах.

США регулярно сталкиваются с проблемой энергоснабжения. Система старых электростанций просто неспособна обеспечить растущие аппетиты мегаполисов. В 2003 году в результате аварии на подстанции без света оказались Нью-Йорк, Торонто и Оттава – всего около 50 млн. человек. В Нью-Йорке в результате возникло 60 крупных пожаров. А аналогичный случай в 1977 году вылился в массовые беспорядки, грабежи и погромы. Пожаров было более тысячи, а полиции пришлось арестовать почти 4 тыс. вандалов! Убытки считали миллиардами.

За 50 лет в США инцидентов такого рода насчитывается более 70. Причем лишь 30% стали результатом стихийных бедствий вроде ураганов и наводнений. Все остальное – результат технических сбоев.

В соседней России аналогичная проблема может возникнуть в газовой сфере. И речь даже не о возможном падении объемов добычи. Просто в случае, если потребление энергии будет расти прежними темпами, устаревшие распределительные газопроводы могут не справиться, и газ не дойдет до потребителей, лишив их и света, и тепла. Зимой прошлого года Анатолий Чубайс заявлял даже, что речь может идти об «эвакуации мегаполисов». Правда, бывший главный энергетик так и не смог внятно ответить – куда можно эвакуировать разом десятки миллионов человек?

Еще один неприятный сюрприз может подбросить глобальное потепление.

Давно известно – средняя температура в городах выше, чем в окрестных районах, а потому и осадки случаются здесь чаще (этот еще раз подтвердило недавнее исследование НАСА). Так вот, если дело будет продолжаться в том же духе, количество ливней и гроз может возрасти в разы. А ведь многие, наверное, помнят, что старушка-Европа и так буквально захлебывается от локальных наводнений. А все потому, что ливневая канализация в принципе не проектировалась с расчетом на такой уровень осадков.

 

ООН обеспокоена безопасностью крупнейших мировых мегаполисов.

По оценке экспертов, лишь 10 из 130 крупнейших портовых городов располагают хоть какой-то защитой от стихийных бедствий. 18 из 20 главных мегаполисов планеты в XXI веке грозит полное или частичное затопление. Схожим образом обстоит дело и с другими стихийными угрозами: землетрясениями, ураганами, гигантскими пожарами (вроде тех, что пылают сейчас в Австралии). Речь может идти о сотнях тысяч и даже миллионах жертв. 

Ян Игланд, заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарным делам: «Вероятно, самая пугающая перспектива, которую можно себе представить, это огромное стихийное бедствие в мегаполисе».

 

Ученые из Турции, США и Японии предлагают создать «Новый Стамбул» – город, рассчитанный на 4 млн. жителей и также расположенный у берегов Босфора. Причина – прогнозы сейсмологов. В течение ближайших 30 лет они предсказывают в районе нынешнего Стамбула мощное землетрясение, которое может разрушить до 200 тыс. домов и погубить до 70 тыс. человек.

Новый город должен решить эту проблему. Осталось только найти необходимые для реализации проекта 50 млрд. долларов.

 

Воздух

 

«Потерять здоровье и даже жизнь, живя в городе, много легче, чем в сельской местности»

Из доклада Программы изучения населения при Университете Джона Хопкинса.

 

Бросить курить, питаться только натуральной пищей и вести здоровый образ жизни – все в силах отдельно взятого человека. Единственное, чего он не может, – отказаться дышать. И это самое уязвимое место современного горожанина.

По статистике ООН, в мире БОЛЕЕ МИЛЛИАРДА человек страдают от болезней, вызванных загрязнением воздуха. ТРИ МИЛЛИОНА ежегодно по этой причине отправляется в мир иной – такова плата за «блага цивилизации», доступные городскому обывателю.

Над большим городом атмосфера представляет собой причудливую смесь из аэрозолей и разнообразных газов, имеющих концентрацию в десятки раз выше нормы. А отсутствие ветра (его «гасят» высотные здания) не позволяет «коктейлю» уйти далеко от мегаполиса. Отсюда туманы, смоги и температурные аномалии.

Конечно, знаменитые лондонские туманы по большей части остались в прошлом – благо, отопление удалось перевести с угля на более экологичный газ. Правда, в Бразилии отказа от угля оказалось недостаточно, там для победы над вечными смогами потребовалось перевести солидную долю автопарка с бензина на этиловый спирт.

 

Но все равно, автомобили прочно удерживают пальму первенства по загрязнению городского воздуха. На авто-транспорт приходится 70–80% всех вредных выбросов. В наличии – более 200 канцерогенных веществ и соединений, банальный угарный газ и даже сажа (от некоторых видов дизельных двигателей). Прибавим к этому токсичное воздействие резиновых шин (а толком перерабатывать их пока так и не научились) – результат выходит плачевный. И самое неприятное – «гадит» железный конь как раз в пределах, примерно соответствующих человеческому росту (привет пешеходам!).

Даже в Европе, с ее достаточно строгими экологическими стандартами, выхлопные газы становятся причиной смерти более 200 тыс. человек в год (примерно в 5 раз больше, чем уносят ДТП). В других странах статистика не ведется, но медики готовы биться об заклад, что она совсем не радужная.

Плюс проблема с кислородом. Человек в среднем потребляет в день 12 куб. м воздуха. Автомобиль – в тысячу раз больше. В крупных городах вдоль оживленных автомобильных трасс содержание кислорода может снижаться до 15%, а иногда и до 10%. При том что «биологическая норма» – 21,8%. При таких показателях неудивительны обмороки и проблемы с дыханием. Страдают легкие, сердце, преждевременно стареет кожа, зато прекрасно себя чувствуют некоторые опасные вирусы.

Кстати, коммерсанты от медицины уловили эту тенденцию и теперь готовы предложить обеспеченным горожанам целый комплекс соответствующих услуг. Начиная от кислородных коктейлей и заканчивая кислородными ваннами и сеансами баротерапии.

 

Ну а для тех, кто попроще, на прилавки выбросили многоразовые бутылочки с чистым кислородом «Oxia». 40 «вдохов» за 70 долларов (при наличии собственного баллончика – 15). Пока ими массово закупаются только в Нью-Йорке, но специалисты предполагают, что новинка придется ко двору и в других мегаполисах. Кстати, для любителей экзотики английские умельцы разработали… обогащенную кислородом водку.

Между тем благосостояние растет, машин становится все больше. Так что через пару лет уже не стоит удивляться, если на оживленных улицах особо осторожные граждане будут появляться исключительно в защитных масках. Уже сегодня можно пронаблюдать такое зрелище на улицах японских и вьетнамских городов.    

 

Городские жители с детства научены игнорировать «внешние помехи». Между тем, шум самолетов, транспорта, грохот поездов и строительной техники, гул промышленных установок оказывают существенное влияние на здоровье. В большинстве крупных городов, по оценке медиков, уровень шума превышает допустимый на 20, 30, 50%... 

Даже древние римляне и греки устилали дороги соломой, чтобы приглушить грохот колес. Средневековое право изобилует статьями, предписывающими выносить шумное и грязное производство в отдельные кварталы и на городские окраины. А жителям, например, современной Вены запрещено после 22.00 громко хлопать дверьми.

Ну а в Шанхае вполне серьезно обсуждается проект, предполагающий установку на улицах города специальных звуконепроницаемых павильончиков, где за умеренную плату можно будет отдохнуть от гула мегаполиса.

 

Мусор и отходы

 

Экологические проблемы мегаполисов укорачивают жизнь горожан на 5–10 лет

 

Любое человеческое поселение сегодня производит огромное количество мусора. Причем по мере роста оного поселения количество отходов растет почти в геометрической прогрессии, достигая в признанных мировых центрах поистине умопомрачительных масштабов.

Нью-Йорк. ЕЖЕДНЕВНО жители этого славного города отправляют на свалки ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ ТОНН мусора очень разноплановой структуры. Тут и металлы, и стекло, и пластик… А еще ртуть из батареек, фосфоро-карбонаты из флуоресцентных ламп и токсичные химикаты из бытовых растворителей, красок и предохранителей деревянных покрытий… В общем, множество вещей, слабо совместимых с жизнью и здоровьем человека…

По этому же пути бодро двигаются и другие города-гиганты. У нашей соседки России за последние 20 лет количество отходов выросло в 2 раза! В одной Москве только промышленных отходов ежегодно образуется около 12 млн. тонн – по тонне на КАЖДОГО жителя!

Но в первопрестольной мусорщики худо-бедно с этим валом справляются. Пока. Эксперты убеждены – если не принять радикальных мер, через 5–10 лет и Москва, и многие другие города просто захлебнутся в мусорном океане.

А если кому-то кажется, что все это страшилки безумных экологов – пожалуйста, есть пример Неаполя. В начале прошлого года он как раз столкнулся с «незначительной» мусорной проблемой. Окрестные свалки оказались либо переполнены, либо закрыты из-за несоблюдения элементарных санитарных норм. В итоге мусор просто перестали вывозить (правда, в некоторых районах так происходило на протяжении последних 15 лет!).

За два месяца на улицах южной столицы Италии скопились сотни тысяч тонн отходов, которые было некуда деть. В городе началась паника. Врачи абсолютно серьезно опасались, что сваленный на улицах мусор окажется настоящей «химической бомбой» и приведет к вспышкам опасных эпидемий и отравлений.

Правительству Романо Проди пришлось назначить бывшего главу полицейских сил Джанни Де Дженнаро «чрезвычайным правительственным комиссаром по преодолению катастрофической ситуации с отходами», а на расчистку мусорных завалов бросить войска.

В надежде не допустить такого развития событий власти других стран войну с отходами ведут самыми изощренными способами.

В Нидерландах введены специальные «купоны экологической лояльности», которые дают право на льготы при оплате «коммуналки» гражданам, активно использующим раздельный сбор мусора.

В Швейцарии предприятия по сжиганию мусора оснащены дополнительным оборудованием, позволяющим использовать энергию горения для нагрева воды и работы паровых турбин электрогенераторов. Такой модифицированный заводик способен обеспечить 10% необходимой электроэнергии для города с населением в 150 тыс. человек.

В Японии из брикетов с мусором делают… искусственные острова. А в США – перерабатывают на стройматериалы для экологических домов. Впрочем, масштабы этой переработки очень и очень значительно отстают от «производства» отходов.

В Германии даже учредили «мусорную полицию», строго карающую за неряшливость и грязь в общественных местах. Окурок, брошенный на мостовую, вполне может облегчить ваш кошелек на 20 евро, а прилепленная к скамейке жвачка – на 35. Ну а если вам вздумается незаметно оставить на обочине даже исправный, но старый телевизор или какой другой предмет бытовой техники, лучше сразу озаботиться приобретением шапки-невидимки или приготовить 300 евро для стражей порядка.

А вот в английском Бирмингеме для борьбы с грязью решили привлечь… спутник-шпион. Правда, следить он будет не за гражданами, а за мусорщиками, которых местные власти и жители упрекают в недостаточном служебном рвении. Видимо, теперь им придется отказаться от перекуров.

Однако, как ни крути, все эти меры радикального решения не дают. И ученые, и коммунальщики в один голос заявляют – если мегаполисы продолжат расти, то неаполитанское ЧП может стать обычной ситуацией по всему миру.

 

Люди бегут из больших городов

 

Все больше и больше людей в развитых странах предпочитают покидать мегаполисы в поисках более уютных мест обитания.

По данным журнала «The Environmental Magazine», в период с 1970 по 1996 год население американского Детройта сократилось на 33.9%, а Сент-Луиса – на 49%. За первые 5 лет XXI века 18 из 25 крупнейших городов США столкнулись с серьезным оттоком населения. А рекордсменами оказались Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Чикаго.

Более того, в Нью-Йорке почти не осталось коренных жителей. По статистике, треть населения мегаполиса обновляется каждые 10 лет. Причем, что интересно, уезжают из «Большого яблока» категорически непохожие друг на друга люди – богачи (с доходом более $140 тыс. в год) и нищие (с доходом менее $60 тыс.).

Чаще других спешат покинуть «бетонные джунгли» люди с детьми – а все потому, что в Нью-Йорке с его сверхнапряженной жизнью («город, который не спит») очень проблематично обеспечить подрастающему поколению достойное образование и отдых. Остаются чаще те, кому за 50.

Беднякам просто не по карману жизнь в мегаполисе (половина доходов уходит только на оплату жилья). По данным организации «Community Service Society of New York», в среднем в Нью-Йорке после оплаты аренды жилья в бюджете бедных семей на каждого человека остается лишь 32 доллара в неделю.  Кстати, по данным мэрии Нью-Йорка, почти 70% горожан не имеют собственного жилья и вынуждены его арендовать.

Чтобы позволить себе жизнь в мегаполисе, работать приходится по 10–12 часов в день. Это уже почти норма. Примерно так обстоят дела в Москве, да и в других экономических столицах. Транснациональные компании хотят, чтобы работник принадлежал им весь без остатка.

Те, кто побогаче, ищут комфорта. Загородные виллы, уединенные фермы или даже личные острова в тропических широтах – вот выбор политиков, звезд шоу-бизнеса и биржевых воротил.

В Нью-Йорке строятся огромные офисные конструкции, но не жилье. Так происходит уже последние 10–12 лет. Высотное жилье в городе не строят вообще, потому что коммерчески оно самое невыгодное. Аналогично с промышленностью – она занимает не более 8% городской площади. Ситуация, кстати, типичная для мегаполиса. В Сингапуре промышленных объектов еще меньше – 6%.

Давно уже нет в мегаполисах и университетов. Профессорам и студентам больше по душе небольшие университетские городки.

Ну а если вы заглянете в список самых удобных для жизни городов, вы не найдете там ни одного мегаполиса. Оно и немудрено. Грязно, шумно, тесно и дорого. Так что в самые-самые попадают совсем другие, часто, кстати, не имеющие даже миллиона жителей. Швейцарские Цюрих, Женева, Берн, австрийская Вена, новозеландский Окленд…

И еще одно интересное наблюдение. Недавно группа экономистов из Огайо и Оклахомы пришла к, казалось бы, парадоксальному выводу – жителям небольших городков разбогатеть гораздо проще, чем обитателям мегаполисов. В «провинции», как оказалось, и безработица ниже, и бедных чуть не на порядок меньше.

А секрет прост. В признанные мировые центры устремляется уж слишком много искателей счастья. За каждый сантиметр продвижения вверх приходится бороться из последних сил. А в родном городке победа дается «малой кровью».

Вот и повод задуматься, так ли уж прав был Цезарь, утверждая, что лучше быть первым в Риме…

 

Не исключено, что последний удар господству мегаполисов нанесет Интернет. Все те, кому для работы нужен только компьютер и надежная линия связи, уже сегодня нередко превращают в рабочей место собственную квартиру. А через 5–10 лет таких может оказаться большинство.

 





Спешите подписаться на журнал “Планета”!