ПОСЛЕЗАВТРА
Декабрь 2005
Вернуться к номеру >>

Теги: технологии, прогноз



Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения.

Генри Форд

 

Невозможно представить современный мир без автомобиля. Машина – это все. Средство передвижения, символ принадлежности к касте, вожделенная мечта и способ «ударить по разгильдяйству и бездорожью».

Хищный корпус, раскосые глаза-фары, приглушенный рык приготовившегося к атаке зверя. Сложно себе представить, что это не живые существа, а механизмы, у которых вместо сердца «пламенный мотор».

Что ж, посмотрим, каким будет четырехколесный друг человека послезавтра…

 

Журнал «Ingenieurs de L’automobile» определил 8 основных черт автомобиля будущего:

  1. 1.    магнитные карты для пуска двигателя и открывания дверей;
  2. 2.    управление без рулевого колеса;
  3. 3.    автоматическое регулирование динамики автомобиля в зависимости от условий;
  4. 4.    панель приборов с жидкокристаллическим дисплеем;
  5. 5.    боковые подушки безопасности;
  6. 6.    видеокамера вместо наружных зеркал заднего вида;
  7. 7.    прозрачная крыша, затемняемая нажатием кнопки;
  8. фары с точечными источниками, автоматически регулирующие световой поток.

 

Дизайн

 

«В этой области могут открыться широчайшие возможности. Нет сомнений в том, что альтернативная технология дает нам шанс сказать новое слово в дизайне автомобиля». Джей Мейз, главный дизайнер «Ford Motor Co»

В массовом сознании автомобиль будущего – полупрозрачная капсула. Причем водитель управляет подобным авто практически лежа. В реальности это не так.

Главный дизайнер «Ford Motor Co» Джей Мейз говорит: «Почему все автомобили должны выглядеть как аэродинамические разработки первого поколения?».

Компания «Ford» предлагает вниманию публики автомобиль Ford 021C. Вообще, эта машина больше всего похожа на малолитражку 60-х и абсолютно ничем не примечательна. Но это на первый взгляд. На самом деле, у машины прекрасный обзор и очень просторный салон. Малые габариты позволят владельцу быстро и легко припарковать свою «малютку» даже в мегаполисах с переполненными автостоянками. Оригинально выглядит багажник машины. Он выдвигается как ящик стола.

Салон этого малыша не похож ни на один салон современного автомобиля. Первое, что бросается в глаза, – отсутствие рулевой колонки. Руль размещен прямо на приборной доске. Передние сиденья перемещаются не только в горизонтальной плоскости, но и вокруг своей оси – на подобии офисного кресла. Двери у машины открываются тоже достаточно оригинальным способом – как створки ворот.

«Этот автомобиль мы никогда не представим в США, где места для парковки в избытке. Но для Европы или Японии он превосходен», – считает Мейз.

Вообще, если говорить о дизайне автомобиля будущего, то можно выделить ряд характерных черт этого самого дизайна. Отсутствие рулевой колонки и увеличение пространства салона. В основе поверхностей автомобиля будет лежать квадрат, трапеция или треугольник.

Серьезные изменения ожидают и системы освещения автомобиля. Послезавтра настанет век интеллектуальных фар. «Глаза» автомобиля будут состоять из нескольких источников света. Причем машина сама будет определять их яркость в зависимости от ситуации на дороге. Фары будут развернуты на 45 градусов относительно «носа» автомобиля. Это позволит избежать ослепления водителей движущихся во встречном направлении.

Любой автомобиль будущего будет оборудован тем минимумом электроники, который необходим для наиболее экономного расхода топлива.

Дальнейший полет фантазии просто безграничен – автомобиль можно будет «нафаршировать» любым компьютерным хламом: от электронного офиса до суперсовременных развлекательных систем. Причем все это может быть декорировано под стиль любого столетия. В общем, любой каприз заказчика будет исполнен.

 

Комфортабельность

         Кредо будущего – комфорт во всем. Автомобиль завтрашнего дня не станет исключением.

Подходите вы уставший после работы к своему авто, а оно распахивает дверь, разворачивает к вам водительское кресло, «улыбается» капотом и говорит: «Здорово, приятель! Неважно выглядишь». А потом еще 15 минут, помахивая антенной-хвостиком, пытается вас успокоить и расслабить, что б вы по дороге его не разбили о первый попавшийся столб.

Вы думаете это преувеличение? Ничуть. Уже сейчас компанией «Toyota» разработан автомобиль pod. В машине установлены биометрические датчики. С их помощью автомобиль отслеживает состояние водителя. Так же pod приноравливается к стилю вождения своего владельца, отслеживая его манеру ускоряться, тормозить и маневрировать. Когда машина решает, например, что водитель нервничает, то может попытаться его успокоить, включив музыку и направив ему в лицо струю прохладного воздуха.

На «лице» pod расположено три подковообразные канавки. Когда машине «хорошо» они становятся радостно-оранжевыми. Такое, например, бывает, когда ваша кроха видит вас. Но если pod «чувствует», что у него спустило колесо или приключилась еще какая-нибудь неприятность, то улыбка из радостной оранжевой превратиться в грустную синюю. Способен pod и злится. Если хозяин заломит крутой вираж или резко затормозит, «улыбка» станет красной.

А когда вы глушите двигатель вашего pod и выходите из машины, вслед вам засдастся горький вздох и по «лицу» вашего автомобиля скатиться «слеза», которую сымитирует голубой бегущий огонек.

Эта умница способна подстраивать жесткость подвески и характеристики амортизаторов под стиль вождения хозяина. Попросить окружающие автомобили уступить дорогу и в благодарность помахать им хвостиком-антенной. Pod подает три различных звуковых сигнала: «предупреждаю!», «спасибо!» и «отойдите!».

Считается, что ближайшее время 90% инноваций в области автомобилестроения будут лежать в сфере электроники и программного обеспечения. Уже сейчас четверть стоимости автомобиля составляет установленное на нем электронное оборудование. А в будущем эти 25% превратятся в 40 за счет увеличения вспомогательных систем управления автомобилем. В машинах появятся системы дистанционной парковки и оповещения о ДТП, радар и многое другое.

Новым словом в управлении автомобилем станут системы X-by-wire или Drive-by-wire (управление по проводам). Концепт-кар Filo уже сейчас демонстрирует эту новинку. В Filo педали и рулевое колесо заменены блоком управления, генерирующим сигналы, которые затем обрабатываются в интеллектуальных электромеханических исполнительных устройствах.

Биометрические системы приходят на смену ключам зажигания. Автомобиль считывает отпечаток пальца или сетчатку глаза владельца после чего происходит, например, пуск двигателя или открывается доступ к использованию бортового компьютера.

 

Кузов

Основной особенностью кузовов будущего будет то, что его легко можно будет сменить.

Сегодня вы можете ездить в автомобиле с прозрачными панелями, а завтра заменить их на другие. Можно и вовсе «раздеть» свой автомобиль. Несущим каркасом такого авто служит алюминиевая рама, к которой крепятся панели кузова. Вся основная информации о машине и окружающем мире может передаваться на ветровое стекло, а зеркало заднего вида заменено на панорамный экран.

Есть и другой подход к вопросам смены кузова. Автомобиль может превратиться в платформу на четырех колесах. А вот на эту платформу будет крепится любой кузов по желанию владельца. Причем кузов этот может постоянно меняться без каких-либо проблем. Собираетесь вы с утра на работу, подбираете галстук к рубашке, а потом спускаетесь в гараж и подбираете цвет и форму кузова автомобиля к вашим ботинкам.

В таком автомобиле вся «начинка» сконцентрирована в платформе. Вместо топливного бака – водородная батарея, вместо двигателя – мотор-колеса. Рулевого колеса нет, вместо него джойстик или клавиатура. Водитель может размещаться там, где ему захочется, хоть в багажнике.

Возможен и такой вариант, когда при увеличении числа пассажиров автомобиль раздвигается подобно телескопу. Причем существующий прототип Presto увеличивается при этом почти на 80 см и легко превращается из двухместного в четырехместный. При этом машина оборудована двигателем, работающим на смеси газа и бензина, что делает ее более экологически чистой. А камера, установленная в задних фарах, наблюдает происходящее с тылу и предает «увиденное» на зеркало заднего вида.

Панели кузовов автомобилей послезавтра будут изготавливаться из нового материала – термопласта. Форму такой панели можно будет менять электрическим разрядом. В зависимости от желания владельца такой автомобиль можно быть сделан двух-, четырех- или шестиместными и меть любую форму кузова. Причем изменения будут вноситься в рекордно короткие сроки – около 2 часов.

 

Безопасность

Самое важное в автомобиле сегодня – это безопасность. Так же будет и послезавтра. Машина должна перестать быть самым смертоносным видом транспорта.

На автомобиле будущего будет установлена система автоматического контроля скорости. Причем при необходимости она может не только снизить скорость, но и вовсе остановить автомобиль. Электронные системы навигации с охватом в 360 градусов позволят не только уверенно держаться на дороге, но и не позволят произойти столкновению.

Так как водителю не нужно следить за дорогой – это делает компьютер, появится специальное интеллектуальное стекло. Те, кто будут находиться внутри автомобиля, смогут любоваться как окружающей их панорамой, так и виртуальными картинками.

Видоизменяться подушки безопасности. Специальные датчики будут подстраивать их работу под конкретного пассажира.

В тех случаях, когда водитель будет заниматься своими непосредственными обязанностями – управлять автомобилем, бортовой компьютер будет контролировать состояние своего хозяина и положение машины на маршруте и в случае возникновения экстремальной ситуации просто остановит машину.

 

Двигатели и топливо

Какими будут двигатели будущего, сказать сложно. Пока наметилась тенденция к снижению объема двигателя. Причины просты – экономия и защита окружающей среды от выбросов продуктов сгорания автомобильного топлива.

Все говорят о том, что двигатель внутреннего сгорания доживает свой век. Возможно. Особенно если учесть, что говорят это уже на протяжении 130 лет. Альтернативой двигателю внутреннего сгорания может стать электрический двигатель.

Что же касается топлива, то бензиновое топливо станет намного чище. И, тем не менее, со временем, в автомире произойдет постепенный переход на природный газ.

Вполне вероятно, что автомобили будущего будут работать и на водороде, и на синтетическом топливе и даже на сжатом воздухе.

Водород очень перспективен. Но пока есть две проблемы: во-первых, он требует специальных емкостей для хранения, а во-вторых, очень быстро расходуется. Владельцу авто придется возить с собой цистерну с водородом вместо канистры. К тому же этот газ взрывоопасен – малейшая утечка водорода может привести к взрыву.

Разрабатываемые виды синтетического топлива пока получаются гораздо дороже, чем традиционные. Но имеют неоспоримое достоинство. Получать его можно из чего угодно, вплоть до картошки.

Уже сейчас существует двигатель, работающий на сжатом воздухе. Автомобиль с таким мотором развивает скорость в 110 км/ч, но требует дозаправки через каждые 300 километров.

Новые виды топлива изменят конструкцию автомобиля. Появятся дополнительные емкости для хранения его запасов. В принципе, топливо может храниться и не в емкостях, а в абсорбирующем блоке из пористого металла.

Вполне возможен переход на таблетизированное топливо. Это упростит процесс заправки и снизит вредность для окружающей среды.

Вообще, от того, к какому виду горючего придет человечество послезавтра, будет сильно зависеть, каким станет автомобиль. Например, проблема мирового нефтяного кризиса породила автомобиль, расходующий 1 литр на 3500 километров. Этого аскета зовут Tim 03. Основными его отличиями от своих прожорливых собратьев стали рекордно малый вес – всего 24 килограмма, электронное управление двигателем и малый коэффициент сопротивления. Правда у Tim 03 есть существенный недостаток – малютка развивает скорость всего 25 км/ч.

Таким образом, сейчас автомобиль, работающий на альтернативных видах топлива, можно представить с баллонами сжатого воздуха или водорода в багажнике, с аккумуляторной батареей спереди, повышенной экономичностью двигателя и с облегченным кузовом.

 

А еще зададимся вопросом: каким будет город будущего глазами автомобилиста? Скорее всего, городом без автомобилей.

Из-за заторов на дорогах и высокой загазованности люди откажутся от личных машин. Городские жители будут перемещаться на транспортерах и пользоваться системой персональной доставки.

К тому же развитие систем телекоммуникаций позволят выполнять многие виды работ дистанционно, а, следовательно, необходимость перемещения себя любимого в пространстве резко снизится. Вероятно, многие гиганты автопрома переквалифицируются в производителей скоростных лифтов или транспортных капсул.

Вставка: «В будущем не иметь машину будет так же модно, как сейчас иметь спортивный автомобиль универсального назначения». Сид Мид, художник-футурист.

К услугам тех, кто все же будет вынужден много ездить, будет создана система персональной доставки.

Это может быть, например, система надземных рельсов по которым будет ехать несколько автомобилей. Маршрут будет вводиться с клавиатуры, а компьютер будет следить за положением машины в пространстве. Оплачивать услуги такого транспорта можно кредитной картой.

Уже сейчас введена в эксплуатацию «Интеллектуальная многорежимная система перевозок», правда, пока только в парке развлечений England Hill в Японии. Несколько «беспилотных» автобусов двигаются по магнитной линии друг за другом. Автобусы работают на сжатом газе и экологически безопасны.

Второй вариант перевозки пассажиров в будущем – высокоскоростные тоннели. В тоннель будет закачан газ, который уровняет давление снаружи с давлением внутри автомобиля. Скорость в таком тоннеле увеличится приблизительно в 3 раза. Таким образом, скорость доставки пассажира посредством тоннеля будет сопоставима со скоростью авиаперелета. Выезд из такого тоннеля будет осуществляться через специальный шлюз.

И все же автомобили останутся, пусть и не в таком количестве. Правда, из транспортного средства они, скорее всего, в основном превратятся в средство развлечения. Езда в таких машина будет пассивной, собственно водитель превратится скорее в пассажира, который будет задавать конечный пункт назначения.

Специалисты считают, что в моду войдут одноместные авто, но сохранятся и большие – восьмиместные аналоги минивэнов.

Возможно и появление нового вида парковки – вертикального. После окончания поездки автомобиль будет съезжать с проезжей части и становиться на «нос». Это позволит уменьшить площадь автостоянок.

Вероятно, автомир будущего будет гораздо менее разнообразен. Производством машин будет заниматься несколько промышленных гигантов. По форме, характеристикам и назначению авто будут похожи.

Но все это будет послезавтра, а пока… Пока в лексиконе автолюбителей по-прежнему бодро звучат знакомые слова «пробка», «эвакуатор», «запчасти» и нелитературные выражения, когда любимое авто отказывается заводиться на морозе…

 





Спешите подписаться на журнал “Планета”!