Основная часть сегодняшнего населения Беларуси родилась и воспитывалась при советской власти. У нас был большой общий дом – Советский Союз, который хоть и не был идеально устроен, но был мощным, крепким и обеспечивал защиту всем его обитателям. Центральной, цементирующей частью этого дома была Россия. И не только в советский период, но и в прежние исторические времена Россия всегда заботилась о развитии всех территорий и народов, которые входили в ее состав.

     Русская литература, живопись, музыка, архитектура, наука, производство – все это получило необыкновенно мощное развитие в России, особенно в ХIX веке. Причем в этом процессе участвовали и вносили свой вклад люди самых разных национальностей, поэтому русская культура – это единый сплав всех талантов, которые могли проявить себя в России. В том числе и белорусов.

     Воспитанные на русской культуре, мы, безусловно, считали своими не только Янку Купалу и Якуба Колоса, но, в первую очередь, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова, равно как и Репина со всеми передвижниками, и Глинку, и Мусоргского, и Чайковского, и Рахманинова. Это наши корни, мы из них выросли, мы ими питались всю жизнь.

     И вот произошла катастрофа. Горбачев, раскрутив свою перестройку, возбудив амбиции национальных элит, не справился с управлением, и в результате этот колосс, эта неприступная крепость – Советский Союз – рухнул и развалился на куски. Не будем говорить о безответственных решениях, о возможности других вариантов – что сделано, то сделано. Историю обратно не повернуть.

     К каким последствиям это привело саму Россию и образовавшиеся на месте союзных республик новые суверенные государства, мы знаем. Многие до сих пор «кувыркаются», не определившись ни политически, ни экономически.

     А что же Беларусь? После периода Большой Смуты, который закончился после избрания А.Г. Лукашенко первым Президентом страны, Беларусь, преодолевая последствия разрухи, выстроила четкий курс. Этот курс был направлен прежде всего на восстановление и развитие промышленности, сельского хозяйства, жилищное строительство, образование, социальную справедливость, постоянное повышение благосостояния для всех слоев населения. При этом доминирующим направлением в политическом курсе было стремление восстановить тесные связи с Россией по всем направлениям экономической и политической жизни, завершив это созданием некоего союзного государства. Такого, чтобы и Россия, и Беларусь имели бы в нем равные права и возможности.

     В принципе, это было совершенно логичное решение: единая культура, единые корни, органически связанная между собой промышленность, сырье, энергетика, рынки сбыта – все это просто диктовало необходимость не разрывать, а напротив, укреплять прежние связи, усиливать интеграцию. Уже как бы были созданы контуры этого единого государства – и органы управления, и некий союзный бюджет, и вот-вот готовы были ввести единую валюту.

     Однако чем дальше, тем больше стали проявляться серьезные противоречия и препятствия на этом пути. Началось с пресловутого высказывания Путина о «мухах и котлетах», которые должны быть отдельно. О том, что есть только один путь объединения Беларуси с Россией – вхождение ее в Россию на общих федеративных началах, т.е. как составной части России. Мол, экономика Беларуси составляет всего 3% от российской – о каком же равноправном союзе может идти речь? Затем была предпринята безобразная акция отключения газа для Беларуси в холодный зимний период. А уж в этом году последовала целая серия откровенно враждебных экономических выпадов: Миллер объявил о пятикратном повышении цены на газ для Беларуси, Чубайс – о сокращении поставок и повышении цены на электроэнергию, Греф дал команду не принимать в России белорусские товары. Одновременно Беларусь была предупреждена о сокращении транзита нефти через трубопровод «Дружба», по каким-то там якобы объективным обстоятельствам. Вот вам и Союз! Вот вам и единое экономическое пространство! Причем Президент Путин и Российское Правительство как бы не имеют к этому никакого отношения. Мол, это дело хозяйствующих субъектов. Ничего себе государственная система! Главный стратегический вопрос – о снабжении энергоресурсами своих союзников – решает не государство, а некие хозяйствующие субъекты. При этом и Путин, и его окружение иногда высказывают аргументы, которые стыдно слушать. Мол, чего это мы должны подкармливать Беларусь за счет наших стариков и детей? Мол, Беларусь будет создавать себе имидж процветающего государства, а наши старики и дети будут из-за этого недоедать? Аргумент столь же бессовестный, сколь и несправедливый. Ведь Россия не дает ни рубля Беларуси задаром. И газ продает отнюдь не дешевле, чем в России. Мы не отбираем у россиян ни куска хлеба, ни копейки денег. Так что голодающие российские старики и дети никак не связаны с поставкой газа в Беларусь, который продается здесь ровно по той же цене, что и в России. То есть в этом отношении у нас условия одинаковы. И если при этом в Беларуси старики и дети накормлены, а в России нет, то это уже связано с другими, чисто российскими, причинами. Беларусь тут ни при чем.

     Наш Президент А.Г. Лукашенко неоднократно заявлял: мы готовы покупать газ хоть по 200 долларов, но цена в Беларуси должна быть такой же, как в России. Иначе не только рассыпается единое экономическое пространство, не только подрываются основы Союза. По сути, в этом случае Беларуси объявляется открытая война. Конечно, не пушками и танками – слава Богу, среди военных России и Беларуси пока полное взаимопонимание – но не менее болезненными методами – экономическими.

     Вообще, размышляя о сегодняшней России, все больше поражаешься ее нравственной деградации. Ведь России всегда было свойственно заботиться о тех народах, которые входили в ее состав. И в царское время, когда расширялась территория Российской Империи и к ней присоединялись новые народы, Россия заботилась об этих народах, защищала их и покровительствовала их развитию. И особенно в советский период Россия тратила огромные силы и средства на то, чтобы во всех союзных республиках, где раньше не было ни образования, ни науки, ни промышленности, где народ вел бедный, примитивный образ жизни, развить все эти сферы. Сколько российских ученых, инженеров, учителей разъехалось по разным республикам, чтобы заложить там основы новой культуры – науки, образования, высокотехнологических производств. Этот процесс особенно интенсивно проходил в Беларуси, которая благодаря этому за очень короткое время выросла в мощную индустриальную и научную державу.

     Но тогда все это строительство планировалось исходя из общего дома, единой страны, где ресурсы плановым образом автоматически обеспечивали те предприятия, которые строило государство. Поэтому для отдельно взятой республики развитие зачастую оказывалось однобоким, но в целом народно-хозяйственном комплексе такая специализация была не вредна, а даже полезна.

     Например, Беларусь была определена как «сборочный цех страны». Тут и сверхтяжелые самосвалы, и трактора, и станки, и электроника, и оптика, и мощная химия, и военные разработки, и многое другое. В общем «раскочегарили» промышленность так, что для такой маленькой страны это было бы, конечно, не по силам, и ни о какой сбалансированности экономики не могло идти и речи. Но повторяю, рассчитано-то было не на маленькую республику, а на весь Союз. И сырье, и энергоресурсы, и корма для гигантских птице- и свино-комплексов – все это ежедневно рекой текло в Беларусь из различных концов Союза. А обратно шли трактора, комбайны, самосвалы, оптика, электроника, мясо и птица и многое другое. Беларусь тогда производила мяса на душу населения больше, чем любая страна Европы.

     И вот Союз распался. И что же Россия? А она умыла руки. Мол, то были коммунисты, а мы теперь демократы и ни за что такое ответственности не несем. Но ведь именно Россия затеяла все это строительство, заставила белорусов работать день и ночь, чтобы вовремя запустить предприятия с отсталыми станками, вывезенными еще из Германии. И белорусы свято верили, что Россия их не «подставит», что они работают ради общих интересов. А как дошло до дела – бросили как щенят – безжалостно и беспардонно. Да хоть удавитесь вы со своей промышленностью – нас это не касается. Мало того, газ мы вам будем продавать по той же цене, что и Германии. Чего ради терять прибыль?

     То есть вроде мы не воевали вместе с фашизмом, не отстраивали вместе страну, не шли доверчиво на все это сумасшедшее строительство, которое нам планировала и предписывала Москва. А где же совесть? Где элементарная историческая ответственность. Маленький принц говорил: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Где там! Это все романтика прошлого века. Сегодня в России один бог, один кумир – деньги и сверхприбыль.

     Конечно, большинство россиян остались такими же, как и были: добрыми, отзывчивыми людьми. Встречаясь с коллегами из Москвы, Питера или Новосибирска, всегда радуешься тому душевному теплу, которое сохранилось в наших отношениях, готовности придти на помощь друг другу. Сколько их, замечательных, честных, порядочных людей сегодня в России? Думаю, подавляющее большинство. Не все из них благополучно устроены – ведь в России позакрывалось множество предприятий, институтов, учреждений. Но многие, возможно, нашли себя в новой жизни. Однако не эти люди определяют сегодня мораль, идеологию и политику России. И даже не президент и не правительство, а те самые пресловутые «субъекты хозяйствования», которые и держат сегодня Россию в ежовых рукавицах.

     Россия сегодня серьезно больна. Она потеряла стратегические ориентиры, она утратила историческую ответственность великой страны. Легковесное стремление покрасоваться в Большой восьмерке, на саммитах, побыстрее вступить в ВТО – все это хорошо. Но не за счет предательства. А сегодняшнее отношение России к Беларуси (как, впрочем, и к Абхазии, и к Северной Осетии) иначе как предательством назвать нельзя…

     Какой же вывод из всего этого следует для Беларуси.

     Президент Беларуси А.Г. Лукашенко, будучи весьма дальновидным политиком, с самого начала, когда отношения с Россией еще ничем не были омрачены, объявил, что наш внешнеполитический курс – многовекторный. То есть Россия – Россией, а мы собираемся развивать экономические и политические отношения со всеми странами мира. Таким образом, мы все это время последовательно проводим ту политику, которая была с самого начала заявлена Президентом в его программе.

     Единственное, на чем следовало бы сегодня сделать акцент, это то, что Беларусь – самостоятельное суверенное государство, которое ни при каких условиях не пожертвует даже частичкой своего суверенитета. Чтобы ни у кого в мире не возникало ложного впечатления, что Беларусь с Лукашенко – это временная конструкция, имеющая целью реанимировать что-то вроде прежнего Советского Союза. Нет! Беларусь самостоятельное государство, она не имеет никаких имперских или мировых политических амбиций. Она заинтересована только в одном – взаимовыгодном сотрудничестве и торговле со всеми странами, в том числе, и в первую очередь, с Соединенными Штатами Америки, странами Евросоюза, Японией, Китаем, Южной Кореей и другими. Западным странам пора отбросить предрассудки и стереотипы в отношении Беларуси. Мы заинтересованы в инвестициях, в строительстве у нас в стране совместных и иностранных высокотехнологичных предприятий и создадим все условия и гарантии для инвесторов.

     Мы не собираемся менять своего отношения к России, и будем всячески развивать с ней сотрудничество и торговлю на взаимовыгодных условиях. Вместе с тем не следует питать излишних иллюзий в отношении создания Союзного государства. Сегодня нас больше должна беспокоить защита и укрепление нашего суверенитета, укрепление международного статуса и авторитета Беларуси, установление по-настоящему дружеских отношений с развитыми странами.

     По-прежнему изучая и уважая русскую литературу и культуру и считая их своими культурными корнями, вместе с тем мы должны усилить работу по идентификации белорусского народа. Надо шире изучать и пропагандировать свою историю и культуру, уделить специальное внимание разнообразной символике, начиная со школьной формы, пионерских галстуков, эмблем молодежной организации, сделать более торжественным окончание вуза, получение ученых степеней и званий. Надо подумать о кодексе чести белоруса, который принимается, например, при вступлении в молодежную организацию. Надо найти формы объединения общества на базе национального самосознания и национальных амбиций (но, конечно, без национализма).

     Мы — белорусы! Это главная объединяющая идея. Независимо от этнической принадлежности гражданин Беларуси должен чувствовать себя белорусом, т.е. представителем белорусского народа. И в любой стране белоруса не должны путать с украинцем или россиянином. У нас своя страна, свое самосознание, своя культура и своя гордость. Мы белорусы и в нашем единстве – наша сила. Именно на это чувство самостоятельности и единства и должна быть направлена сегодня вся наша идеология.