У Штатов есть один шанс уцелеть – для этого они должны отказаться от статуса сверхдержавы.

     

     20 сентября руководство Федеральной резервной системы (ФРС) США во второй раз отказалось повысить ключевую ставку, прервав серию из 17 повышений, происходивших последние 2 года.

     Большинством экспертов это было воспринято как попытка сдержать замедление экономического роста США и отказ от «чрезмерной поддержки» доллара. В протоколе заседания правления ФРС утверждалось: «Во II полугодии 2006 года до стабилизации рост ВВП будет продолжать замедляться». Рынок отреагировал соответственно – плавное снижение доллара стало более заметным, особенно, на биржах Юго-Восточной Азии.

     Однако в комментариях, последовавших за заседанием правления, несколько крупных банкиров довольно прозрачно намекнули – ожидать снижения ставки в будущем году не следует. Более того, в январе 2007 года ставка, скорее всего, вновь будет повышена. В качестве объяснения снова было заявлено о «сохраняющейся угрозе инфляции».

     Что это значит на практике?

     Продолжающийся рост ставок даст возможность на некоторое время стабилизировать курс доллара и позволит Вашингтону продолжать «накачивание» мировой экономики необеспеченной долларовой массой. Это, возможно, позволит оттянуть глобальный кризис «зеленого» (а вместе с ним и всей системы мировых финансов), но значительно усугубит последствия такового.

     «Это нельзя предотвратить, – утверждает известный российский экономист Михаил Хазин. – Последняя возможность предотвратить была в 1998-1999 годах у США, и это уже было связано с необходимостью проведения крайне жесткой политики с жестким резаньем по живому. Нужно было не просто вырезать кусочки, надо было делать это, захватывая живую ткань и жестоко уничтожать ту часть экономики, которая должна была умереть. Но такого человека, который бы это понимал, в США не нашлось. Уже в 2000 году было поздно».

     Между тем, во всех странах мира все больше задумываются, как обезопасить себя от надвигающегося глобального кризиса.

     Это очень сложно, но в принципе возможно. Примерный набор необходимых действий таков.

     Во-первых. Потихоньку, «без резких движений» (чтобы не вызвать на биржах паники), переводить национальные долларовые резервы в иные валюты. В качестве альтернативных валют наибольшее доверие вызывают евро, английский фунт и, с некоторой натяжкой, японская иена (вполне вероятно, что через некоторое время к этому списку добавится китайский юань).

     Во-вторых. Постепенно переходить к мультивалютным торгам на нефтяном рынке.

     О намерении создать нефтяную биржу с номинированием цен в евро еще весной заявлял президент Ирана Ахмадинежад. Аналогичный проект, но уже с ценами в российских рублях, готовится и в недрах Минэкономразвития РФ. По предварительным планам российская нефтяная биржа будет создана в Санкт-Петербурге уже в 2007 году.

     Иными словами, Россия рассматривает вариант продажи своей нефти за… рубли.

     В-третьих. Развивать внутренний спрос. Особенно это актуально для экспортно-ориентированных экономик Юго-Восточной Азии, которые основные доходы извлекают из торговли с США.

     В этом смысле в наилучшем положении оказывается Китай. Его огромный внутренний рынок, как считают эксперты, имеет почти неограниченные резервы роста.

     Важнейшим элементом обеспечения стабильности мировой экономики может стать переход к системе из нескольких региональных резервных валют.

     Первой такой валютой, естественно, останется доллар США, за которым будет стоять все еще довольно сильная экономика.

     Второй кандидат также очевиден – евро. Присоединение к единой валюте новых членов ЕС, распространение ее влияния на бывшую «зону франка», европейские страны, не входящие в Союз, государства Северной Африки (ориентированные на ЕС) – все это позволит на практике реализовать существующие уже сейчас претензии евро на роль второй резервной валюты. К евро, по всей видимости, перейдет и стерлинговая зона, точнее, та ее часть, которая сохранится в процессе экономической интеграции стран Азии и Африки.

     Третье место в зависимости от текущей конъюнктуры прочили то китайскому юаню, то японской иене. Но недавно Банк Азиатского развития заявил о намерении создать… единую азиатскую валюту по образцу евро. Уже и название придумано – АКЮ (по аналогии с ЭКЮ – предшественницей Евро). О выпуске единой наличной валюты речь пока не идет – но заявка сделана серьезная. Предполагается, что участвовать в проекте будут Китай, Япония, Южная Корея и страны Ассоциации Юго-Восточной Азии (АСЕАН: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К этой группе, вполне возможно, примкнут также Тайвань и Австралия.

     Определенные шансы попасть в когорту резервных валют есть у российского рубля (если удастся продвинуть вперед интеграцию на постсоветском пространстве), а также у динара Саудовской Аравии.

     Правда, для успеха последнего проекта шейхам необходимо выполнить целый ряд условий:

     – экономически эффективно использовать свои нефтяные богатства;

     – преодолеть противоречия между проамериканскими и антиамериканскими исламскими режимами (что является архисложной задачей);

     – добиться поддержки Индонезии и Малайзии, где традиционно сильны позиции Китая.

     Кроме того, недавно стало известно о весьма интересной межконтинентальной инициативе – о намерении создать зону свободной торговли заявили три, на первый взгляд, абсолютно непохожие страны (расположенные к тому же на разных континентах) – Бразилия, ЮАР и Индия. Причем проект автоматически выходит за рамки трехстороннего сотрудничества.

     Бразилия представляет Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), в который также входят Аргентина, Ургувай, Парагвай, Венесуэла и, в качестве ассоциированных членов, Чили и страны «Андской группы» (Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия).

     Аналогичным образом ЮАР представляет в этих переговорах Южноафриканский таможенный союз (САКУ), включающий также Ботсвану, Лесото, Намибию и Свазиленд.

     Индия же сама по себе представляет гигантский и стремительно развивающийся рынок.

     США, несомненно, попытается сохранить валютное доминирование в Японии, Австралии, Африке и Латинской Америке, но 100%-ного успеха в этом деле не предвидится. В худшем для Вашингтона случае, в долларовой зоне могут остаться лишь страны НАФТА – Канада и Мексика.

     Ради спасения мировых финансов (и ради своего собственного спасения) американцы должны выполнить еще одно стратегически важное условие.

     США должны начать жить по средствам

     Фактически, речь идет о том, что США необходимо отказаться от старой политики накачивания мировой экономики пустыми долларами. Сделать это возможно только одним способом – резко сократить американские расходы.

     Для стабильности мировой финансовой системы именно Вашингтон может сделать больше других. Именно из безбожно раздутых американских трат проистекает перманентный бюджетный дефицит и неуклонный рост государственного долга.

     Судите сами. В 2005 году США потратили на оборонные нужды 573 000 000 000 (573 млрд.) долларов, почти в 2 раза больше, чем Китай, Франция, Япония, Великобритания, Германия, Италия и Россия вместе взятые!

     44 млрд. долларов идет на содержание 16 (!) разведывательных служб, деятельность которых, судя по итогам борьбы с «мировым терроризмом», далека от идеала.

     Война в Ираке уже обошлась в 318 500 000 000 (318,5 млрд.) долларов. А по подсчетам общественной организации «National Priorities Project» каждый час американской операции в Ираке стоит 10 000 000 долларов, каждые сутки — 244 000 000 долларов. В итоге в год выходит почти 90 000 000 000 (90 млрд.) долларов. Еще примерно 10 000 000 000 (10 млрд.) долларов поглощает «ограниченный контингент» в Афганистане.

     А вот еще более забавные данные. Почти 50 000 000 000 (50 млрд.) долларов в прошлом году было потрачено на так называемую «свинину» – расходы из государственного бюджета на чисто лоббистские проекты отдельных парламентариев (т.е. совершенно бесполезные затеи, которые обычно используются для классического развороровывания бюджетных средств).

     По итогам 2005 года влиятельное информационное агентство «Washingtone profile» опубликовало рейтинг самых «свинских» проектов, составленный активистами организации «Сitizens Against Government Waste». Так, 13,5 млн. долларов было истрачено на «Международный саммит по проблемам туалетов», еще 6,4 млн. – на изучение способов использования древесины в США, наконец, на третьем месте оказался проект по созданию писсуаров, не использующих воду, обошедшийся в 1 млн. долларов (предложивший его конгрессмен утверждал, что подобное исследование просто необходимо для… национальной безопасности США!).

     А самым «свинским» за всю историю США был признан проект строительства моста, соединяющего городок Кетчикан на Аляске с островом Гравина-Айленд, на котором проживает… около 50 человек (при том, что испокон веков сообщение между этими двумя точками осуществляется с помощью парома, достигающего цели всего за 12 минут). Так вот для строительства этого моста (которым пользовались бы всего полсотни жителей) планировалось потратить… 223 000 000 (223 млн.) долларов!!!

     Пресса окрестила его «Мост в никуда». И только благодаря титаническим усилиям самоотверженных журналистов, предавших гласности всю эту некрасивую историю, удалось избежать утверждения проекта.

     Идем дальше. Только в 2006 году на «поддержание демократии» в странах бывшего СССР (исключая страны Балтии) было потрачено почти 500 000 000 (500 млн.) долларов. В ближайшие два года только на нужды белорусской оппозиции Конгресс США предполагает выделить 55 000 000 (55 млн.) долларов. Еще дороже обойдется американскому бюджету крошечная Куба – несгибаемый команданте «тянет», по оценкам конгрессменов, на 80 000 000 (80 млн.) долларов. Так что на демократию во всем мире Белый дом ежегодно выделяет миллиарды «зеленых».

     Кстати, по данным исследовательского центра «Program on International Policy Attitudes», 75% американцев считает, что тратить деньги на поддержку демократических институтов в других государствах не нужно.

     По данным Офиса Менеджмента и Бюджета Администрации США, каждые 10 долларов, которые американский налогоплательщик перечисляет в федеральный бюджет, делятся следующим образом: 2,85 доллара идут на различные оборонные программы, 2,02 – на здравоохранение, 1,87 – на обслуживание государственного долга, 0,44 – на образование, 0,37 – на пенсии и различные льготы ветеранам вооруженных сил, 0,27 – на программы продовольственной помощи малообеспеченным, 0,2 – на жилищные программы, 0,14 – на охрану окружающей среды. Остальные бюджетные программы получают менее 10 центов каждая.

     Тяжкой обузой остается непомерно раздутая социальная сфера. Профессор Бостонского университета Лоренс Котликофф потрудился посчитать, во сколько обойдется будущим поколениям американцев поддержание социальных программ, созданных правительством США. Результат его подсчетов оказался ошеломляющим – 65 трлн. долларов. На этом основании ученый предрекает США… банкротство. «Одним возможным решением является немедленное и постоянное удвоение подоходных налогов для юридических и физических лиц. Другим – немедленное и постоянное урезание на две трети социальных льгот и льгот в рамках «Medicare». Третья альтернатива, если это возможно, – немедленно и надолго сократить все федеральные расходы на 143%», – заявил Котликофф.

     Подведем итог

     За гигантские траты США (на войны, вооружения, спецслужбы, «поддержку демократии» и проч.) расплачивается весь мир, обменивая реальные товары и реальные ресурсы на пустые, «накачанные воздухом» доллары.

     И это еще не полная цена. Полной она станет в том случае, если планету (по милости Штатов) постигнет финансовая катастрофа, связанная с одномоментным и неуправляемым крахом доллара. И как мы писали в предыдущем номере нашего журнала, за финансовой катастрофой неизбежно последуют самые жуткие сценарии всеобщего хаоса, войн, разрушений с риском гибели всей цивилизации.

     Чтобы этого не произошло, Вашингтон должен отказаться от непомерных бюджетных трат, а значит от глобальных амбиций, от статуса сверхдержавы и от сегодняшнего, ничем не оправданного благополучия.

     Это тяжело. Но чем быстрее США это сделают, тем будет лучше для всех. И в первую очередь, для самих Штатов.