Вначале о грустном.

     Калибр «врагов Москвы» измельчал. Когда-то СССР крепко «бодался» с первой сверхдержавой мира. Нынче РФ противостоит маленькому окраинному царству «веселого царя Михаила».

     Ловкое провоцирование Кремля со стороны Саакашвили (который отлично политически нажился на всей этой истории) выглядело естественно.

     Буйство российских публичных фигур (от шоумена Соловьева до былинного Владимира Вольфовича) выглядело странно.

     Одинаково дружная позиция и Москвы, и Тбилиси по поводу США (нет-нет, они здесь ни при чем!) выглядела забавно.

     Между тем, США, как всегда, «при чем». Что поделаешь, такой уж характер у добродушной ковбойской нации – любят всюду влезть. И поэтому главный нерв пикировок Москвы и Тбилиси надо искать не в российско-грузинских, а в российско-американских отношениях (что лишний раз подтвердилось во время почти откровенного торга в Совбезе ООН – вы нам уступите по Северной Корее, а мы вам по Грузии).

     Тогда вопрос: зачем же Вашингтон так грубо играет, зачем провоцирует Москву, рискуя, что та ненароком (в дополнение к Совбезу ООН) даст Саакашвили такой отпор, от которого он не оправится?

     Поясняем: США (и Саакашвили) не опасаются хамить, потому что твердо знают

     Чем может ответить Россия

     На первый взгляд, очень многим. На наш взгляд, почти ничем.

     Собственно, все мыслимые и немыслимые угрозы в адрес Грузии уже прозвучали (а кое-что уже и применили). Проанализировать их весьма полезно. Причем даже если нынешний конфликт будет ВРЕМЕННО исчерпан, это не важно – конфликт-то уже далеко не первый и уж точно не последний.

     Примерный список российских средств давления на Тбилиси таков:

     – экономические санкции (эмбарго, пресловутый запрет переводов, прекращение сообщения и т.д.);

     – энергетические санкции (резкое повышение цен на газ либо приостановка поставок);

     – давление на московскую криминальную диаспору;

     – реальная борьба с грузинскими рабочими-нелегалами и контрабандой;

     – мощная поддержка внутренней оппозиции в Грузии;

     – прямое военное вторжение в Грузию (либо вооружение и заброска корпуса «добровольцев» и широкомасштабное вооружение абхазской армии и осетинского ополчения).

     Рассмотрим каждый из вариантов.

     1. Экономические санкции.

     Их начали применять еще до инцидента с военными (эпопея с вином, «Боржоми» и т.д.). Саакашвили это не сильно напугало – он обнаглел еще больше.

     После ареста «миротворцев-шпионов», ввели новые санкции. Пока они никак не действуют. Поэтому либо их отменят, либо они превратятся в формальность (и эти, и любые другие, которые захотят ввести).

     В любом случае, Саакашвили не боится. Почему? Потому что он знает одну простую вещь – чтобы санкции реально работали необходимо иметь хотя бы ОТНОСИТЕЛЬНО честную таможню и хотя бы ОТНОСИТЕЛЬНО некоррумпированных «силовиков», курирующих экономическую сферу.

     Саакашвили уверен: и российская таможня, и российские «силовые структуры» пронизаны коррупцией (так же, впрочем, как и грузинские). А потому если фальшивое вино будет ВЫГОДНО везти, то его все равно провезут. И никакие санкции помехой не будут.

     Саакашвили не суетится. Он знает: ради показухи и отчета на какое-то время, санкции могут быть выполнены. Однако чтобы они крепко ударили по Грузии, нужен более или менее значительный период времени. Но бизнесмены, жулики и коррупционеры НИКОГДА НЕ БУДУТ в течение длительного срока терять свои доходы (ради показухи месяц-два, но не больше; а дальше своя рубаха и свой карман В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ дороже призрачного государственного интереса).

     Чтобы ввести полноценные экономические санкции, России необходимо если не победить, то хотя бы умерить дичайшую коррупцию (существование которой не отрицает сама власть). Саакашвили думает, что России это не под силу (во всяком случае, в ближайшее время). И он прав.

     2. Энергетические санкции.

     Это уже серьезнее. Газ – не вино. «Перекрыть» его вполне реально. Можно и повысить цену до запредельного уровня.

     В данном случае Тбилиси оказывается в несколько более сложном положении. Полной энергетической независимости у Саакашвили пока нет (хотя он довольно уверенно к ней движется). Каспийский газ, закачиваемый из Азербайджана по новому газопроводу, всех потребностей страны не покрывает. Возможны закупки газа в Иране, однако цена его высока (более 200 долларов за тысячу кубов).

     Но!

     Сегодня Москва ведет сложную мировую партию, желая «застолбить» для себя выгодные правила игры на энергетическом поле. Любая «газовая война» ставит Россию в очень невыгодное положение. Она резко «роняет» престиж Москвы как надежного партнера и дает отличные аргументы тем, кто не желал бы укрепления российских позиций.

     Европа весьма чувствительна к аргументу, что Россия способна «бить газовой дубиной по голове». Аргументы против Москвы известны – если она сейчас использует «газовую атаку» против Украины (или Грузии, или Приднестровья), то что помешает ей в будущем использовать эту же дубину против Европы.

     В случае газовой войны против Грузии, Тбилиси (при помощи США и Восточной Европы) сделает все, чтобы не оставить «камня на камне» от «энергетической репутации» России. Виртуальная пиар-война может обернуться вполне реальными миллиардными потерями. На это Москва вряд ли пойдет.

     3. Давление на московскую криминальную диаспору.

     Этот странный тезис исходит из не менее странного предположения, что Саакашвили (и его «ястребы» вроде супервлиятельного министра обороны Окруашвили) зависимы от грузинских «воров в законе».

     Саакашвили слишком самолюбив, нетерпим и амбициозен, чтобы признавать над собой власть «законников».

     Более того, интересы многих из них, как раз расходятся с интересами Саакашвили (и если кого-нибудь из них «прижмут», то тбилисский правитель будет этому только рад).

     Впрочем, в том, что грузинский криминал «прижмут по-серьезному», также есть большие сомнения. Если его не трогали до того – значит, были люди (и не маленькие), кормившиеся от щедрот этого самого криминала. Поэтому начинать надо «с крыши» – без этого любая борьба останется «показушной». Но что-то пока не просматривается ни у кого особого желания обнаружить и основательно потрясти «крышу» организованного грузинского криминала.

     4. Реальная борьба с грузинскими рабочими-нелегалами и контрабандой.

     О контрабанде мы уже написали (см. пункт 1). С нелегалами то же самое. Можно для показухи отправить пару (или даже пару десятков) самолетов МЧС с несколькими десятками нелегалов на борту. Но на самом то деле, их ведь не десятки, а сотни тысяч.

     И выдворить их на далекую южную родину помешает вовсе не Саакашвили, а множество строительных (и прочих) компаний, которые зарабатывают миллионы, используя труд нелегалов. Именно эти компании и надо призвать к порядку.

     А кому это в современной России под силу?

     5. Мощная поддержка внутренней оппозиции в Грузии.

     Еще один подобный конфликт, и Саакашвили можно будет распускать свою полицию безопасности – даже та реальная оппозиция, которая еще сохранилась в Грузии, сплотится вокруг «царя Михаила».

     Странно, что в Москве до сих пор не поняли – любой «наезд» на лидеров бывших советских республик только укрепляет их популярность. Это правило можно записать в учебники по практической политике и бесплатно презентовать околокремлевским политтехнологам.

     6. Прямое военное вторжение в Грузию (либо вооружение и заброска корпуса «добровольцев» и широкомасштабное вооружение абхазской армии и осетинского ополчения).

     В этом случае России придется вести войну на «два фронта», что, как известно из истории, обычно приводит к не самому лучшему результату.

     Дело в том, что в случае силового конфликта естественным союзником Грузии станет ваххабитское подполье на Северном Кавказе (отнюдь не сломленное и давно перекинувшееся из Чечни в Ингушетию, Карачаево-Черкесию, Дагестан и проч.).

     Кстати заметим, что с точки зрения чисто военной, операция против Грузии весьма затруднительна. Переброска больших масс войск через Кавказский хребет – дело неблагодарное. Если же речь пойдет о спецназе, авиаударах, «корпусе добровольцев», ограниченных операциях и т.д., то шансы Грузии уже не столь плачевны. У Саакашвили нет полноценной армии, но есть несколько неплохо обученных и отлично экипированных частей, достаточных для «нанесения неприемлемого ущерба».

     Союз Саакашвили с северокавказскими боевиками явно лишит Россию (вместе с Абхазией и Южной Осетией) шансов на блицкриг.

     В результате, Россия может столкнуться с ситуацией, при которой:

     1) потери велики;

     2) Северный Кавказ опять запылал;

     3) военный конфликт затягивается;

     4) а решительной победы все нет и нет.

     Очевидно, что в этом случае война быстро станет непопулярной в российском обществе и ее придется сворачивать по варианту Хасавюрта. Во что выливались военные поражения России внутри страны отлично известно из курса истории XX века. Поражение в войне с Японией повлекло первую кровавую русскую смуту 1905–1907 годов. Поражение в Первой мировой – крушение Империи и чудовищную братоубийственную резню 1918–1920 годов. Поражение в Афганистане подтолкнуло в пропасть Советскую империю.

     Иными словами, большая война на Кавказе – это пролог распада России. Ни один вменяемый российский политик на это не решится.

     В общем, примерно ясно, почему ни Вашингтон, ни Тбилиси не опасаются особых последствий. Но все же.

     Зачем все это Америке?

     Вопрос законный.

     Чего, собственно, Вашингтону не хватает? Саакашвили подконтролен и надежен, власть его довольно стабильна, российские военные базы выводятся ускоренными темпами… В общем, транзит каспийской нефти на грузинском участке находится под контролем. Чего ж еще США хочет от Грузии?

     Зачем рисковать тем, что есть? Зачем лишний раз ссориться с Москвой на пустом месте?

     В многомудрых политологических рассуждениях на эту тему есть одно общее место – в Закавказье Вашингтон интересует прежде и более всего каспийская (а в перспективе и закаспийская) нефть. Когда разговор заходит о политике США в регионе, то эту мысль непременно любят подавать как некое откровение, дескать, именно этим все и объясняется.

     Насчет интереса США к местным углеводородам, мысль, конечно, верная. США (как и любую другую страну) нефть (и газ) интересуют всегда и повсюду – на Каспии, в Венесуэле, Ираке, Нигерии, Аравии и в Мексиканском заливе.

     Но примитивное наблюдение (насчет интереса США к каспийской нефти) почему-то приводит некоторых к странному выводу о том, что кроме углеводородов в этих краях Вашингтон, ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ, более ничего не интересует.

     Это не так. В Закавказье у США (помимо нефти) есть еще один интерес – если не больший, то, как минимум, равный. Этот интерес – Россия. Кавказ – ее самое уязвимое место. И наилучший плацдарм для ВЛИЯНИЯ на нее.

     Здесь мы позволим себе ненадолго отступить от темы и сделать несколько принципиальных замечаний.

     При всей своей слабости Россия нужна Вашингтону.

     Во-первых, нужна ее покорность. Волевое и решительное противостояние России американской политике, конечно, не перевернуло бы мир, но неприятностей Белому дому доставило бы немало.

     Во-вторых, нужны ее энерго- (и прочие) ресурсы. Почему-то кажется, что милая идея «энергетической сверхдержавы» пришлась Вашингтону по сердцу. Забубенные московские либералы тут же стали охать о том, что Россия опять хочет шантажировать весь цивилизованный мир (СССР, мол, держал всех в страхе ракетами, а нынешняя РФ – газовой трубой).

     На самом же деле, для США нет варианта лучше. Вашингтону очень важно, чтобы Россия качала нефть да газ и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не вздумала серьезно поднимать свою науку, ВПК, авиапром, а главное, космическую отрасль. Америка желает исключить Россию из разряда ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ держав (раз и навсегда отбросив ее в сырьевое гетто).

     В-третьих, Россия нужна США как союзник (пушечное мясо) в грядущем глобальном противостоянии с исламским миром.

     У Вашингтона есть два основных способа удержания контроля над Россией.

     Первый (он пока главный) – это СМЫСЛОВОЙ и КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ контроль над российской элитой (в самом широком смысле этого слова).

     Нынешняя российская элита (бизнесмены, олигархи, политики, журналисты – вообще весь «верхний слой») тотально ПРОЗАПАДНЫ.

     И речь здесь идет не только и не столько о политических убеждениях. Российский «верхний слой» связан с Западом десятками крепчайших канатов.

     На Западе их счета. На Западе их дома. Здесь учатся их дети. Здесь живут их многочисленные друзья, родственники, партнеры (иногда и они сами). Те, кто по материальным причинам пока не может привязаться к Западу, все равно стремятся к этому. Умеренно-патриотическая риторика последних лет принципиально ничего не изменила в ценностных установках российской элиты (не только бизнесменов, но и чиновников, политиков, силовиков, журналистов – впрочем, в России очень часто исключительно трудно провести грань между, например, чиновником и бизнесменом).

     Россия для них – место извлечения прибыли. Не более.

     На сегодняшний день это обстоятельство (исторически сложившееся за последние лет двадцать) – главный союзник Вашингтона.

     Но есть еще один способ. Это постоянное доставление России мелких и средних неприятностей; постоянное провоцирование конфликтов внутри страны, по периметру ее границ и в ближайшем окружении (Грузия – яркий пример). Задача – «загрузить» Россию геополитической «текучкой», приучить ее к мелкотравчатой политике.

     Увод России от КРУПНЫХ задач, потопление ее в болоте мелких, повседневных проблем, ничтожных конфликтов разом достигает нескольких целей.

     Во-первых, приучает и российский народ, и элиту жить «сегодняшним днем» и решением мелких, «комариных» проблем (вроде «конфликта» с Грузией). То есть отказаться от МАСШТАБНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ задач (освоение и заселение Сибири, космос, научно-технологический прорыв).

     Во-вторых, УСИЛИВАЕТ СТАРОДАВНИЙ РОССИЙСКИЙ КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ и дает лишние аргументы прагматикам (типичные рассуждения: какой там космос, нам бы трубы в домах починить; какое там восстановление империи, мы и с Грузией справиться не можем; какая там наука, нам бы с нелегалами, да Кондопогой, разобраться).

     В-третьих, заставляет Россию быть сговорчивее в текущих вопросах (разыгранный на глазах всего мира торг за резолюции в Совбезе ООН – «если вы пойдете нам навстречу по Северной Кореи, то мы уступим по Грузии» – замечательное тому подтверждение).

     Все это вместе взятое для США будет поважнее каспийской нефти (хотя и ее Вашингтон получит в придачу).

     Вообще, как сказали бы старосоветские пропагандисты, Саакашвили отлично пляшет «под американскую дудку». Его кавказский темперамент и южная склонность к театральности приходятся как нельзя кстати.

     Американцам с ним повезло. Энергичный грузинский президент добросовестно (раз за разом) втягивает Россию в интриги с отчетливым привкусом «коммунально-кухонной склоки».

     И пока Россия ВОЗИТСЯ с Грузией, США могут быть спокойны.