Главный нерв украинской политики на ближайшее время – борьба Юлии Тимошенко со ВСЕЙ остальной политической элитой Украины.

     Кто проиграл?

     Стандартный ответ на этот вопрос прост – проиграла Юлия Тимошенко. Об этом уже успели по много раз сказать бесчисленные комментаторы-обозреватели.

     Внешне оно, вроде, так и есть. Желала Тимошенко стать премьером? Без сомнений. Но премьером стал Янукович. Желала Тимошенко стать властью? Безусловно. Но теперь она в оппозиции.

     Более того, после всех событий Юлия Владимировна как-то сразу сбавила обороты своей активности. Наблюдатели зашептались, дескать, смотри, явный знак – пани Юлия растерялась и не знает, что ей теперь делать.

     Но тот, кто думает, что пани Юлия не знает, что делать, попросту не знает саму пани Юлию. Последние лет пять она ВСЕГДА знала, что ей делать. Знает и теперь…

Чем занималась Тимошенко все последние годы? 

     На этот вопрос можно дать весьма разнообразные ответы. Например, можно сказать, что Тимошенко боролась с Кучмой, устраивала Майдан и «оранжевую революцию», интриговала на посту премьера, гадила Порошенко и Ахметову, ссорилась с Кремлем (а потом мирилась), продвигала интересы «своих» олигархов и давала показания российской прокуратуре.

     В таких случаях говорят – все это так, но не то.

     На самом деле, все это время Тимошенко занималась одним и тем же делом – она медленно, но верно вырастала в ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО украинского лидера.

     Сегодня это звучит несколько странно. Конечно, возразят нам, у Юлии Владимировны миллионы сторонников (причем, сторонников верных, преданных и временами фанатичных). Но с той же силой, с какой ее обожают на Западной Украине, ее ненавидят где-нибудь в Донецке или Николаеве. Какой уж тут ОБЩЕнациональный лидер?

     Забывают – Тимошенко в пути (вернее, на полпути). Чтобы правильно оценить это, полезно вспомнить, с чего она начинала.

     А начинала она не просто с нуля, а с минуса. Причем с минуса черного и жирного. Тимошенко стала широко известна на Украине в пору своего вице-премьерства в правительстве печально известного Лазаренко.

     Слава ее была сомнительна. Ее босс (и, как говорят, благодетель) Павло Лазаренко в глазах большинства украинцев стал этаким ходячим символом не просто воровства и мздоимства, а какой-то утрированной, маниакальной клептомании. Никто не удивился, когда позднее он был арестован в США.

     Тимошенко называли по всякому – и «газовой принцессой», и самой богатой женщиной Украины (а иногда и просто самым богатым человеком страны), и первым олигархом… В любом случае, в общественном сознании абсолютно твердо сложился ее образ – богачка, ловкая бизнес-леди, которая виртуозно крутит миллиардами…

     С таким имиджем вполне можно жить (и жить отлично), участвовать в политике и даже решающим образом на нее влиять, но… С таким имиджем точно нельзя стать ЛЮБИМИЦЕЙ больших масс народа. То есть, конечно, выигрывать выборы в отдельных подконтрольных округах могут и толстосумы, но стать общенациональными ПОПУЛЯРНЫМИ политиками – это сверхзадача.

     Ее не удалось решить никому ни на Украине, ни в России (хотя амбиции были у многих бизнесменов). Так или иначе, но тем, у кого был устойчивый имидж «денежного мешка»,в конечном счете приходилось действовать через подставных публичных политиков, подконтрольные партии и т.д.

     В принципе все это абсолютно логично – в нищих постсоветских странах богачей недолюбливают.

     Даже Януковичу с обвинениями в принадлежности к «донецкому клану» было легче – ведь ЛИЧНО он не имел клейма олигарха и миллиардера (вместо этого надежно эксплуатировал банальный, но до сих пор привлекательный для многих имидж «крепкого хозяйственника»).

     Тимошенко стала ЕДИНСТВЕННЫМ политиком на постсоветском пространстве, которому удалось избавиться от персонального имиджа олигарха и, несмотря ни на что, пробиться в первую тройку САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ПОЛИТИКОВ страны. Причем, очевидно, что в личном зачете Тимошенко лидирует, потому что ее сторонники – это те, кому в первую очередь симпатична личность самой Тимошенко. А вот среди сторонников Януковича, Ющенко, Симоненко, Мороза и пр. огромное множество тех, кто симпатизирует вовсе не им лично, а их партиям, программам, идеологии. Что называется, почувствуйте разницу…

     В чем секрет ее успеха?

     На этот вопрос также можно отвечать очень долго, перечисляя очевидные вещи – Тимошенко вовремя обратилась к популярной теме борьбы с коррупцией, эффективно разрабатывала непопулярность кучмовского режима (паразитировала на жесткой критике) и проч. Можно еще сказать, что у нее были большие деньги.

     Все это, однако, не поясняет некоторых странностей.

     Первое. Большие деньги были не у одной Тимошенко (на Украине политик без денег вообще немыслим). Причем группировка Тимошенко была далеко не самой богатой среди украинских кланов.

     И второе. С коррупцией на Украине «боролись» все кому не лень. Темы олигархов, антинародного режима, обнищания населения, казнокрадства – все это было любимым запевом и социалистов, и коммунистов, и прочих украинских политиков на протяжении многих лет.

     То есть ничего нового Тимошенко не придумала и не использовала. Тем не менее, именно она (а не кто-то другой) добилась успеха.

     Здесь мы позволим себе небольшое лирико-философское отступление (желающие могут его пропустить).

     По старой советской традиции мы с большим скрипом объясняем какие-то явления политики ролью личности. В нашем сознании твердо засело марксистское стремление объяснять все и вся объективными процессами. Тем не менее, и история, и современность постоянно дают нам доказательства того, что роль обстоятельств (глобальных процессов и закономерностей) ПРИМЕРНО равна роли случайных факторов (действия крупной личности, спонтанные события и т.д.).

     Никто, например, не станет оспаривать, что в пору «холодной войны» судьба человечества НЕ ЕДИНОЖДЫ ВИСЕЛА НА ВОЛОСКЕ. И зависела она не от всемирных экономических законов или объективного хода истории, а от вещей гораздо более незамысловатых – решения командира атомной подлодки или офицера пункта слежения за ракетами, от эмоций и настроений двух-трех человек (например, Хрущева и Кеннеди в пору Карибского кризиса) и т.д.

     Интересно, каким именно объективным историческим процессом можно объяснить роковое стечение нескольких технических ошибок, которые привели бы к ложному пуску ракет с ядерными боеголовками?

     А ведь в этом случае совершилось бы САМОЕ ГРАНДИОЗНОЕ из всех возможных событий в истории человечества – его гибель. Значение этого «происшествия» было бы гораздо значительнее, чем переход от феодализма к капитализму.

     История многократно ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО доказывала – субъективные факторы (в том числе и действия отдельной личности) являются не вторичными, а РАВНОПРАВНЫМИ движущими силами истории по сравнению с глобальными политическими, социальными и экономическим законами.

     Мы сделали это скучное отступление, чтобы подтвердить – успехом Тимошенко обязана только себе самой. Тому, что сейчас принято называть харизмой, т.е. сочетанию тонкой политической интуиции, мощного ораторского таланта и кипящей внутренней энергетики, способной завораживать и очаровывать массы людей.

     В этом ее отличие от всех остальных действующих лиц киевской сцены. Янукович, а также Ющенко, Мороз и проч. – это своеобразные политические вывески определенных политических групп, интересов и настроений. Персонально они АБСОЛЮТНО ЗАМЕНЯЕМЫ. На их месте вполне могли бы быть другие личности.

     Замените Януковича в Партии регионов на господина N и пустите ее на выборы под теми же лозунгами и с теми же деньгами – результат будет примерно тот же.

     Но попробуйте убрать Тимошенко из БЮТ – и этой политической силы не станет вообще.

     Является ли Тимошенко «пешкой» олигархических кланов?

     Внимательный анализ политики Тимошенко убеждает – ее действия отнюдь не сводятся к банальной борьбе кланов (по принципу – «чужих» оттеснить, «своих» поставить).

     Она всегда ратовала за сильную государственную власть (это прямо противоречит интересам ВСЕХ олигархов).

     Она открыто и решительно проводила в жизнь программу «обратной приватизации». Заметим, знаменитую «Криворожсталь» отняли у Ахметова-Пинчука, но отдали Лакшми Митталу (на открытом аукционе) – а «стального раджу» вряд ли можно отнести к «тимошенковскому клану».

     Она постоянно и МОЩНО нагнетает в обществе волнение по поводу «возвращения незаконно украденной собственности», причем делает это гораздо более ярко, чем социалисты или коммунисты.

     Безусловно, Тимошенко сотрудничает с толстосумами (так же, как любой украинский политик). Но вот в чем штука. По другим действующим лицам украинской политики нет вопроса, кто кого использует – политики олигархов или наоборот. Все знают, что именно олигархи используют политиков и никак иначе. Например, то, что Ахметов «главнее» Януковича, из области общеизвестных фактов.

     А вот в случае с Тимошенко такие вопросы есть. «Марионеточным» ее поведение назвать очень и очень сложно. Тимошенко использует одни кланы, чтобы ослабить другие. А в конечном счете она преследует гораздо более грандиозную цель – последовательно ослабить их всех вместе.

     Ведь любой олигархический клан (даже если на данном этапе он дружественный) – это сила. Причем сила такая, которая может ограничить власть любого политика (или, как минимум, очень сильно испортить ему жизнь).

     Тимошенко смотрит в будущее и не желает, чтобы, когда она получит власть на Украине (а в этом у нее сомнений нет), кто-то мог ее власть ограничить или противодействовать ей.

     Зачем ей это нужно?

     Ответим с ходу – Тимошенко желает установить на Украине АВТОРИТАРНУЮ ДИКТАТУРУ.

     По большому счету, она не сильно скрывает это желание. В ее недавней политической биографии есть крайне показательный эпизод. Как известно, «оранжевая революция» завершилась компромиссом Ющенко и Кучмы – переголосование в «третьем туре» в обмен на политическую реформу (т.е. урезание прав будущего президента и усиление роли парламентского премьера).

     Все были «за». Даже Ющенко, у которого из-под носа уводили его собственные полномочия. Резко против был один человек – Юлия Тимошенко.

     Внешне это казалось абсолютно нелогичным.

     Судите сами – на тот момент Тимошенко была №2 среди «оранжевых» и соответственно после парламентских выборов становилась самым вероятным кандидатом на роль премьера. И политреформа давала ей возможность в этом случае по полномочиям стать вровень с президентом. При этом она была бы абсолютно независима от настроений Ющенко и самостоятельна в своих действиях.

     И наоборот – если бы сохранялась старая конституция, то Тимошенко оставалась бы не более чем ПОДЧИНЕННОЙ Ющенко, которую он в любой момент мог уволить (что он, собственно, и сделал через несколько месяцев – старая конституция тогда еще действовала).

     Так почему же Юлия Владимировна ГОРЯЧО отстаивала столь невыгодные для себя лично условия?

     Наш ответ таков. Тимошенко заглядывала не в завтра, а в послезавтра. Ее цель – стать следующим президентом после Ющенко (и не факт, что она планировала дать ему просидеть в президентском кресле все пять лет). Поэтому, сражаясь против политреформы, Тимошенко сражалась за свои ПОСЛЕЗАВТРАШНИЕ полномочия.

     А политреформа вводила столь ненавистный Тимошенко баланс властей. Причем, вводила всерьез и надолго. При новом раскладе НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК в государстве не мог захватить контрольный пакет властных акций. В лучшем случае Тимошенко могла бы оказаться первой среди равных. Вот это ее и не устраивало…

     А может быть это благо?

     Наблюдая за разнузданной украинской вольницей, многие скажут: а, быть может, авторитарная диктатура это благо?

     Во всяком случае, на всем пространстве СНГ лишь авторитарный стиль правления позволял добиваться успехов. Все эксперименты по прививке западных моделей неизменно заканчивались развалом, нищетой и конфликтами.

     Но в случае с Украиной есть проблема. Эту страну сложили из нескольких исторически НЕСОВМЕСТИМЫХ кусков. Самая упрощенная модель Украины – это непримиримое противостояние Запада и Востока (хотя, на самом деле, Украина делится на несколько абсолютно разных и противостоящих друг другу регионов). Различия и противоречия между ними, если и сгладятся когда-либо, то явно не сегодня и не завтра. Восток Украины еще не скоро откажется от своих пророссийских симпатий, а Запад вряд ли когда-либо полюбит «москалей».

     Поэтому сосуществование подобных частей в одном государстве возможно лишь в условиях ПОСТОЯННОГО КОМПРОМИССА, ПОСТОЯННОГО СОГЛАСОВАНИЯ и ПОСТОЯННОГО ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА.

     Никакая единая государственная политика на Украине в ближайшее время невозможна в принципе. Она может являться только результатом БЕСКОНЕЧНОГО КОМПРОМИССА.

     Децентрализация власти, парламентская процедура и система сдержек и противовесов – это единственная возможная политическая форма, которая позволяет находить этот компромисс.

     Диктатура на Украине если и возможна, то лишь ЗА СЧЕТ ЖЕСТКОГО, СИЛОВОГО ПОДАВЛЕНИЯ ОДНОЙ ЧАСТИ НАРОДА В УГОДУ ДРУГОЙ.

     Это, кстати, отлично понимал всеми ругаемый Кучма. Но этого не понимает (вернее, не желает понимать) Тимошенко. И потому она опасна.

     Каковы ее шансы?

     Они велики.

     Дело вот в чем.

     Состав политических игроков на украинском поле определен. Никаких сюрпризов и новичков ожидать не приходится, потому что самостоятельно (без очень больших денег) пробиться в основной состав украинской политики невозможно. А значит появление второго харизматика, вроде Тимошенко, скорее всего, исключено (в традиционных партиях «харизматикам» наверх пробиться не дадут – никто не захочет уступать свое кресло новым фигурам).

     Поэтому Тимошенко прекрасно знает тех, с кем ей предстоит сражаться в ближайшее время.

     Первым она добьет Ющенко и «Нашу Украину». Внешне это будет незаметно – просто с помощью умелой агитации Тимошенко перетянет от Ющенко-предателя последних его сторонников и таким образом замкнет на себя основную часть электората «оранжевых областей» (тем более что большая часть этой работы уже выполнена).

     Это уже немало – почти половина страны. Кроме того, Тимошенко попытается частично забрать и сторонников Мороза, пользуясь лозунгом: «Мороз – иуда!». Кстати, старых своих сторонников Тимошенко при этом не растеряет, так как — во-первых, она сейчас ни за что не отвечает; — во-вторых, в парламентских баталиях ее позиция была наиболее четкой и последовательной – она ни на шаг не отступила от предвыборной программы и избирателям упрекать ее не в чем.

     После объединения вокруг себя запада и центра страны, Тимошенко перейдет к более сложной задаче – покорению востока. Донецкую вотчину Ахметова-Януковича и Крым она, скорее всего, трогать не будет. Основной пропагандистский удар будет нанесен по крупным городам (Харьков, Днепропетровск, Одесса и пр.). Здесь союзниками Тимошенко станут молодежь и интеллигенция, но главное, те, кто недоволен всеми прелестями новоукраинского капитализма – пропастью между роскошью и бедностью, кланами, казнокрадством и т.д.

     Задача Тимошенко серьезно упрощается тем, что у нее нет необходимости завоевывать весь восточный электорат – ей достаточно отщипнуть от него приличный кусок, и вкупе с поддержкой запада и центра это даст решающий перевес (на президентских выборах именно по этой формуле сработали «оранжевые»). При этом ни один восточный политик не сможет прорваться «на ее поле» на западе и в центре страны.

     То, что Тимошенко, по большому счету, свободна от обязательств по отношению к кланам, дает ей еще одно преимущество. Она может лихо рубать шашкой и обвинять всех вокруг в коррупции, кумовстве и групповщине (и фактически будет права).

     Образ отчаянной воительницы в борьбе с кланами, уже принес ей много голосов. И, скорее всего, принесет еще больше. Именно тема кланов, коррупции и социальной справедливости будет тем троянским конем, который позволит Тимошенко въехать на восток Украины.

     Здесь она не будет говорить о независимости, НАТО и москалях. Здесь она напомнит, что именно ее правительство РЕЗКО повысило все социальные выплаты (начиная от знаменитых выплат на каждого родившегося и заканчивая всеобщим повышением пенсий, зарплат и т.д.). И главное, она сумеет убедительно донести до миллионов почти большевистскую мысль – именно я, Юлия Тимошенко, способна забрать богатство у богатых и отдать его вам, бедным. Произноситься все это, конечно, будет в иных выражениях, но смысл останется именно таким.

     Кстати, эту мысль до украинских избирателей пытались и пытаются донести многие. Но Юлия Тимошенко – единственная, кто умеет это делать виртуозно и убедительно.

     Тимошенко нужна не просто популярность, которая позволит ей добиться простого парламентского большинства. Ей необходима ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ поддержка – только она позволит ей не только стать премьером или президентом, но и повернуть вспять политреформу, изменить конституцию и вернуть кучмовские полномочия (а возможно, и получить гораздо большие). И в ближайшие два–три года у нее есть все шансы постепенно добиться этой поддержки.

     Остановить наступление Тимошенко может только одна вещь – реальная ДЕОЛИГАРХИЗАЦИЮ Украины.

     Вопиющая социальная несправедливость и соседство удручающей бедности с вызывающей роскошью – именно это накапливает протест, обиду и ненависть в душах украинцев (любимая и очень выгодная смесь для любого политика-популиста).

     Но ДЕОЛИГАРХИЗАЦИЯ неподъемна для сегодняшней украинской элиты.

     Силой провести ДЕОЛИГАРХИЗАЦИЮ невозможно, потому что сегодня власть на Украине именно в руках олигархов и находится. Добровольно же отказаться от части власти и денег – это удел либо людей благородных, либо исключительно умных. И те, и другие среди олигархического сословия в дефиците.

     Быть может, самые прозорливые из них (вроде кучмовского зятя Пинчука) и способны на это, но основная масса, безусловно, к этому не готова в принципе.

     А потому, несмотря на временную тактическую паузу, Юлия Тимошенко с полной уверенностью может повторить слова известного киногероя – I’ll be back!

Похожие статьи