Из воспоминаний Серго Берия, сына Лаврентия Берия: «В 1952 году мой отец уже понимал, что терять ему нечего… Мой отец не был ни трусом, ни бараном, послушно идущим на бойню. Я не исключаю, что он мог что-то замышлять… Для этого в органах у него всегда были свои люди… Кроме того, у него была своя разведывательная служба, которая не зависела ни от какой существующей структуры!»

     ХРОНИКА СОБЫТИЙ

     1 марта 1953. Ближняя дача Сталина.

     Вечером к Сталину приехали Берия, Маленков, Хрущев и Булганин. В малой столовой пили легкое вино маджари, которое вождь за малую крепость называл соком. Гости разъехались в пятом часу. Проводив их лично, Хозяин отпустил охрану и ушел спать в свои апартаменты.

     В воскресенье 1 марта, вопреки обыкновению, Сталин не вышел из своих комнат ни в 10, ни в 11 утра. Входить на его половину без приглашения было запрещено. Внутренняя охрана начала волноваться. В 18.00 раздался телефонный звонок. Пост внешнего наблюдения докладывает: «В малой столовой зажегся свет. Появилось движение». Все облегченно вздохнули. Значит все в порядке, просто Хозяин никого не хочет видеть.

     В 23.00 на Ближнюю дачу прибывает курьер с пакетом спецпочты. Доставка почты входила в обязанности дежурного помощника коменданта Ближней дачи. В ту ночь им был Петр Васильевич Лозгачев.

     Взяв пакет и нарочито громко хлопая дверями (Сталин не любил, когда к нему тихо подкрадываются), Лозгачев двинулся на половину вождя. Войдя в его апартаменты, он обнаружил Сталина лежащим на полу в малой столовой.

     Из показаний Петра Лозгачева: «Комната, где мы документы кладем, она как раз перед малой столовой, ну, я вошел в эту комнату и гляжу в раскрытую дверь в малую столовую, а там на полу Хозяин лежит и руку правую поднял вот так…»

     Перепуганный Лозгачев вызывает на половину Сталина начальника охраны Малой дачи подполковника МГБ Старостина и еще двух человек из обслуживающего персонала. Совместными усилиями им удается перенести вождя на диван в большую столовую.

     Старостин по телефону пытается дозвониться Берии и Маленкову. Найти удается только последнего. Через полчаса на Ближнюю дачу звонит Берия, приказывает: «О болезни товарища Сталина никому не говорите». И все. Вождя оставляют умирать.

     На следующий день.

     Охрана, видя, что Сталин умирает, набирается смелости и еще раз звонит Маленкову.

     Ночью на дачу к Сталину приезжают Берия и Маленков. Обнаружив умирающего вождя на диване в большой столовой, они, вместо того чтобы приказать вызвать врача, смеются (дескать, перебрал старик) и уезжают в Москву.

     Из воспоминаний Петра Лозгачева : «Приехали Берия и Маленков. У Маленкова ботинки скрипели, помню, он снял их, взял под мышку. Они входят: «Что с Хозяином?» А он лежит и чуть похрапывает… Берия на меня матюшком: «Что ж ты панику поднимаешь? Хозяин-то, оказывается, спит преспокойно. Поедем, Маленков!» Я им все объяснил, как он лежал на полу… Берия мне: «Не поднимай панику, нас не беспокой. И товарища Сталина не тревожь». Ну и уехали!»

     Этот эпизод очень важен психологически. Столь вольное отношение к Вождю (при том что только вчера чуть ли не в пыль перед ним рассыпались) – это что-то новое в поведении Берии и Маленкова. В обычной обстановке (если бы они знали, что Сталин не сегодня-завтра поправится) такое невнимательное отношение было бы просто немыслимо. Сановники прекрасно понимают: получи Сталин доклад об их поведении, их дни были бы уже сочтены.

     ТАК себя вести (не выказывая особой заботы о вожде и преданности ему) они могут только в одном случае. В том случае если твердо уверены – Вождь уже НИКОГДА не выйдет из своей комнаты.

     Итак, Сталин оставлен умирать. Только в 7 утра приезжает Хрущев и привозит врачей – 9 профессоров и начальника лечебно-санитарного управления Кремля тов. Куперина. Возглавляет консилиум профессор Лукомский.

     Из эпикриза Сталина И.В.: «При осмотре в 7 часов утра – больной лежит на диване на спине, голова повернута влево, глаза закрыты, умеренная гиперемия лица, было непроизвольное мочеиспускание (одежда промочена мочой). Обнаружен полный паралич обеих правых конечностей. Дыхание не расстроено. Пульс 78 в минуту с редкими выпадениями. Тоны сердца глуховаты. Кровяное давление 190/110. В области правого локтевого сустава – следы ушиба. Больной в бессознательном состоянии. Состояние больного крайне тяжелое».

     Чтобы избежать аспирации – попадания в дыхательные пути инородных тел, Лукомский приказал извлечь изо рта вождя зубной протез. Но руки врача от волнения так тряслись, что вставная челюсть упала на пол.

     К Сталину привозят его дочь – Светлану. Некоторое время она сидит возле больного. Позже приезжает Василий Сталин.

     На Ближней даче собирается толпа: министры, члены президиума ЦК. Возле больного соблюдается строгая иерархия. Ближе всех к постели стоят Маленков и Берия. Дальше – Ворошилов, Каганович, Булганин и Микоян.

     На Ближнюю дачу привозят аппарат искусственного дыхания и устанавливают в кабинете. Выездная сессия Академии наук СССР пытается спасти жизнь вождя. В ход идет все, от суперсовременных препаратов до пиявок. Но улучшения не наступает.

     3-5 марта 1953. Ближняя дача.

     Несмотря на усилия врачей, Сталин медленно умирает. Практически непрерывно возле него находится дочь.

     Каждое утро на Ближнюю дачу приезжают Берия, Маленков, Хрущев и Булганин.

     Иногда кажется, что Сталин приходит в себя. В один из таких моментов у постели вождя находился маршал Ворошилов. Когда больной открыл глаза и обвел взглядом всех присутствующих, маршал сказал: «Товарищ Сталин, мы здесь, твои верные друзья и соратники. Как ты себя чувствуешь, дорогой?»

     Но в это время Берия уже изымает из сейфа Сталина все документы. Сталин еще жив и теоретически может поправиться. Но Берия УЖЕ относится к нему как к живому трупу. Легкомысленностью объяснить это невозможно. Кем-кем, но легкомысленным человеком Лаврентий Павлович точно не был.

     4 марта по радио Левитан сообщает, что у вождя обнаружено загадочное дыхание Чейн-Стокса. Никто из врачей так и не смог объяснить, что же это за недуг сразил учителя советского народа, но стало ясно одно – Сталин умирает.

     5 марта его непрерывно рвет кровью. На Ближнюю дачу приезжает руководство СССР в полном составе. Берия в кабинете о чем-то недолго разговаривает с медсестрой Моисеевой.

     В 21.40 она делает Сталину укол камфоры и адреналина, а через 10 минут Иосифа Виссарионовича Сталина не стало.

     В составе, который использовала Моисеева, нет ничего особенного. Но есть одно маленькое обстоятельство — в том состоянии, в котором находился Сталин, адреналин строго противопоказан, так как вызывает спазм сосудов…

     Причины смерти вождя. Официальная версия.

     «При патолого-анатомическом исследовании обнаружен крупный очаг кровоизлияния, расположенный в области подкорковых узлов левого полушария головного мозга. Это кровоизлияние разрушило важные области мозга и вызвало необратимые нарушения дыхания и кровообращения. Кроме кровоизлияния в мозг установлены значительная гипертрофия левого желудочка сердца, многочисленные кровоизлияния в сердечной мышце, в слизистой желудка и кишечника, атеросклеротические изменения сосудов, особенно сильно выраженные в артериях головного мозга. Эти процессы явились следствием гипертонической болезни.

     Результаты патолого-анатомического исследования полностью подтверждают диагноз, поставленный профессорами-врачами, лечившими И.В. СТАЛИНА.

     Данные патолого-анатомического исследования установили необратимый характер болезни И.В. СТАЛИНА с момента возникновения кровоизлияния в мозг. Поэтому принятые энергичные меры лечения не могли дать положительного результата и предотвратить роковой исход».

     Патолого-анатомическое исследование тела И.В. Сталина

     По официальной версии врачей, Сталин умер от обширного кровоизлияния в мозг на почве гипертонической болезни и атеросклероза.

     Подобному заключению, подписанному министром здравоохранения СССР Третьяковым, на первый взгляд, можно верить – все-таки Сталин был пожилым человеком, а проблемы сердца в таком возрасте – вещь вполне обычная и часто приводят к смерти. Однако есть одно «но»…

     За год до смерти Сталин перенес тяжелейший грипп. В ходе наблюдений за больным врачи, в частности, контролировали его пульс и давление. Так вот, показания больного Сталина за 9 января 1952 года были такими: «Пульс 70, полный, правильный. Давление 140/80». И это в 72 года, да еще в период тяжелой болезни! Вывод тут может быть один – сердце вождя было абсолютно здоровым и гипертоником он не был.

     Миф о том, что здоровье Сталина было подорвано войной, был только мифом. Известна и дата его появления – первые высказывания подобного толка появились 4 марта 1953 года. За день до смерти вождя.

     Понимая слабость с медицинской точки зрения официальной позиции, Камарилья решает пойти проверенным путем, начать распускать нелепые слухи о смерти Сталина. За стенами Лубянки рождается история с двойником.

     Дневник.

     Что случилось на Ближней даче на самом деле, стало известно значительно позже. Уже после развала Советского Союза был рассекречен журнал, в котором врачи делали записи о ходе болезни вождя.

     Анализируя эти сенсационные материалы, исследователи пришли к единодушному заключению – Сталин был отравлен и лечащие врачи это понимали. Медики провели все необходимые процедуры назначаемые при поражении человека ядом: холодный компресс на голову, сладкий чай с лимоном, очистка желудка серно-кислой магнезией и т.д.

     Результаты анализов крови и мочи вождя, полученные 5 марта, показали наличие в организме токсинов. Помимо этого, явным признаком отравления была увеличившаяся печень, что было отмечено профессором Лукомским еще в ходе первичного осмотра 2 марта 1953 года.

     Врачи пытались бороться не только с самим отравлением, но и с его последствиями – нарушением кровообращения и инсультом. Собственно инсульт и становится основным диагнозом.

     Но неожиданно у больного появляется рвота, которая никак не вписывается в официальный диагноз – инсульт, но зато легко укладывается в неофициальный – отравление.

     Из воспоминаний профессора Мясникова: «Утром пятого у Сталина вдруг появилась рвота кровью: эта рвота привела к упадку пульса, кровяное давление упало. И это явление нас несколько озадачило — как его объяснить? Все участники консилиума толпились вокруг больного и в соседней комнате в тревоге и догадках».

     Диагноз отравления подтвердило и вскрытие. Точнее, были описаны все признаки отравления: «На слизистой желудка обнаружены множественные мелкие черно-красные точки, легко снимающиеся ножом. По удалении их на слизистой желудка обнаруживаются мелкоточечные углубления».

     Каким же образом отравили вождя? Судя по всему, яд был подмешан в одну из бутылок с минеральной водой. Сталина обнаружили в малой столовой возле столика, на котором стояли бутылки с минералкой и стакан. Через полгода после смерти вождя в его музей для экспозиции, иллюстрирующей последние дни жизни Сталина, было принято решение передать из спецхранилища МГБ часть препаратов, использовавшихcя при его лечении, и три бутылки из под минеральной воды, находившиеся на столике в малой столовой. Но до музея дошли только две из них. Третья бесследно пропала.

     Когда Лозгачев обнаружил Хозяина на полу, тот был еще в сознании. И на вопрос помощника коменданта, не нужно ли вызвать врача, вместо ответа сказал нечто похожее на «дз».

     Из показаний Петра Лозгачева: «Я подбежал и спросил: «Товарищ Сталин, что с вами?» Он… левой рукой что-то поправить хочет, а я ему: «Может, врача вызвать?» А он в ответ так невнятно: «Дз… дз…» — дзыкнул и все».

     Историк Николай Добрюха считает, что Сталин узнал яд, которым его отравили, и пытался назвать его своему охраннику. По мнению Добрюхи, этим ядом был препарат дикумарин. Симптомы, проявляющиеся у людей, получивших передозировку этого лекарства, похожи на те, что врачи наблюдали у Вождя.

     Я убрал его очень вовремя…

     Из воспоминаний Молотова В.М.: «На трибуне Мавзолея 1 мая 1953 года произошел такой вот разговор. Берия был тогда близок к осуществлению своих замыслов по захвату власти. Он уже сам, да и все мы считали его самым влиятельным в Политбюро. Боялись его… Он мог в любой момент нас ликвидировать… Но ему выгоднее превратить нас в своих сторонников. И вот, как бы напоминая, что произошло на пленуме после XIX съезда, когда Сталин хотел с нами расправиться, Берия, на трибуне Мавзолея, очень значительно сказал мне, но так, чтобы слышали стоявшие рядом Хрущев и Маленков:

     – Я всех вас спас… Я убрал его очень вовремя».

     Молотов знал, что Берия говорит правду. Кстати, вполне возможно, именно удачное убийство Сталина сыграло в судьбе Берия роковую роль. Другие соратники Вождя всегда боялись Берию. Но после того как они убедились, что он сумел убить самого Сталина, они боялись его вдвойне. Их рассуждения были просты – если Берия не моргнув глазом разделался с самим Хозяином, то что же он сделает с каждым из нас. И именно этот страх сплотил всех против Берия. И если быть мистиком, то можно сказать, что таким образом Вождь «с того света» отомстил «дорогому Лаврентию» за предательство.

     Технически для Берия отравить Сталина и лишить его возможности нормального лечения было несложно.

     После ареста Власика охрана Сталина фактически перестала быть самостоятельной структурой и де-факто была взята под контроль людьми Берия.

     Сложно сказать, почему всегда осторожный Сталин упустил этот момент. Возможно, он уже планировал определенные перестановки и ему просто не хватило времени. Хотя и в этом случае не совсем понятно, почему же он тянул время – ведь кому-кому, а ему-то было понятно, что в таких вопросах промедление смерти подобно (в сталинском случае это выражение приобрело буквальный смысл).

     Почему Сталин совершил эту ошибку, доподлинно мы, наверное, никогда не узнаем. Эту тайну вождь унес с собой…

     Правда о смерти Сталина с большим трудом пробивалась наружу. И справедливости ради надо сказать – не пробилась до сих пор. Тем более странно, что весной 1953 года не только Берия, но и многие другие говорили об этом совершенно спокойно и открыто.

     Проигрыш Берия поменял дело. Кстати, очень интересно, что среди многочисленных обвинений в адрес Берия (в том числе таких экзотических, как сотрудничество с английской разведкой) обвинению в убийстве Сталина места не нашлось. Скорее всего, Хрущев уже летом 1953 году постепенно готовился к «разоблачению культа», и поэтому выставлять Берия этаким «избавителем от тирана» было явно не с руки. Кроме того, раскрутка этого дела волей-неволей выставила бы в невыгодном свете и других лиц (в том числе самого Хрущева). Вероятно, выяснилось бы, что Берия если и действовал без соучастников, то во всяком случае с молчаливо-трусливого одобрения других кремлевских бонз. А кому хотелось представать перед историей в виде заговорщиков, трусливо и подло отправивших на тот свет своего Вождя, которому они при жизни пели дифирамбы и униженно превозносили до небес.

     Поэтому параллельно с падением Берия и последующим «разоблачением культа» истинные обстоятельства смерти Сталина ушли в тень.

     Кстати, в хрущевскую пору в народе ходила нелепейшая версия о том, что настоящий Сталин умер в 1937 году, а вместо него якобы страной управлял двойник. Между прочим, подобный бред подкреплялся какими-то ссылками на врачей, медицинские освидетельствования и т.д. Судя по всему, свою руку к распространению подобных слухов приложили и органы безопасности. Возможно, не без ведома Хрущева. Ведь даже самые бредовые слухи приносят эффект – и у них всегда обнаруживается какое-то количество поклонников. В любом случае, эти и подобные бредни отлично затуманивали истину и уводили в сторону от настоящей правды.

     После Хрущева, при Брежневе, тревожить прошлое было дурным тоном и темой смерти Сталина, естественно, никто не занимался.

     В пору перестройки на суд общества выплеснулось множество разнообразных публикаций (в том числе классический труд Авторханова «Загадка смерти Сталина»). Но добросовестное изучение этого вопроса было затруднено недобросовестным отношением к личности самого Сталина. В перестроечные годы он подвергся очередной демонизации, а потому мало кто внимательно отнесся к этой теме – массовому сознанию, привычно считавшему Сталина тираном, по большому счету было все равно – убили его или он умер своей смертью.

     Кроме того, версия об убийстве подрывала усиленно навязываемую теорию о Сталине как «гении зла», тотально управлявшем всем и вся, а потому и несущим ответственность (чуть ли не в единственном числе) за все беды и горести, выпавшие на долю России в 30–50-е годы. Таким образом, историческая правда в очередной раз (увы!) была отодвинута на задний план политической целесообразностью.

     

     P.S. При жизни Сталин был живой легендой. Это было неудивительно – Вождю так положено.

     Удивительным было другое. После смерти миф о Сталине начали усердно разоблачать, но…

     Но в результате «разоблачений» миф отнюдь не рассеялся, он просто поменял знак с «плюса» на «минус». Сталинская эпоха так и осталась одним из самых мифологизированных отрезков истории.

     Любую попытку проанализировать это время «с чистого листа» немедленно представляют «сталинистским реваншизмом».

     Это неправильно. В истории не должно быть штампов и табу. А странная зарисовка о «кровожадном монстре Сталине», повинном во всех смертных грехах, слишком убога и примитивна, чтобы быть правдой.

     Planeta.by продолжит публикацию материалов о Сталине и сталинской эпохе. Мы постараемся рассмотреть другого Сталина, отличного от привычного лубка «культа личности».

     Мы постараемся пробиться через время и понять, каким был Иосиф Сталин и его эпоха на самом деле…