В новый 2006 год ряд стран СНГ вошли с новыми ценами на российский газ.

     Но в Москве справедливо решили: если руководство Украины, Грузии и Молдовы спешно поворачивается лицом к Европе, а к России известно чем, то это, конечно, дело суверенного выбора. Но оплачивать из российского кармана подобный невежливый разворот было бы до обидного глупо.

     К свободному рынку поклонники экономической свободы готовы не были. Те, кто сильно уповал на Европу и США, внезапно обнаружили – со времен «перестройки» мало что поменялось. Евроатлантические братья охотно хлопают по плечу, но денег не дают.

     Все произошло, как в старом советском анекдоте:

     – Леонид Ильич! Если мы уже на пути от социализма к коммунизму, то почему кушать нечего?

     – А в дороге никто кормить не обещал.

     Оказалось, что по дороге в «цивилизованный мир» и «в Европу» тоже никто не кормит. А кушать хочется.

     В отличие от «поклонников цивилизации» Александр Лукашенко всегда понимал: ожиданиями «светлого будущего» люди вполне насытились. Граждане хотят нормально жить не «при будущих поколениях», а сегодня, здесь и сейчас.

     Беларусь стала единственной страной, которая в 2006 году получает российский газ по прежней цене. Политика Александра Лукашенко (которую любили клеймить за «нецивилизованность») привела к вполне цивилизованным результатам – в квартирах тепло, предприятия работают, а газ проводится даже в самые отдаленные уголки страны.

     В то же время «цивилизованные» политики все более и более отдаляют свои страны от цивилизации – предприятия останавливаются, граждане замерзают в своих домах. А украинское правительство и вовсе осваивает такой исключительно цивилизованный метод хозяйствования, как «отбор газа» (действенность метода уже ощутила начавшая потихонечку замерзать Европа).

     Странно, но пока Ющенко (так же, как и Саакашвили) на Западе по-прежнему хвалят. Правда, дома их обоих столь же сильно ругают. Так уж повелось со времен Горбачева – того, кого любит Запад, почему-то сильно недолюбливают собственные граждане.

     Александр Лукашенко особой любовью «цивилизованного мира» не пользуется, поэтому с экономикой и энергетикой в Беларуси все в порядке.

     Переговоры с Россией о заключении «газового» контракта на 2006 год проходили без малейшего намека на скандал или сенсацию. Незадолго до этого в Беларуси российский «Газпром» вместе с белорусским «Белтрансгазом» ввели в строй очередную компрессорную станцию. И никаких резких заявлений, угроз или жалоб…

     Сегодня Беларусь для России и ее газового гиганта «Газпрома» остается широко распахнутым «окном в Европу». Причем, судя по последним событиям, именно белорусское «окно» – единственное, которое надежно застраховано от любых политических рисков.

     Для «Газпрома» это означало фактическое повышение транзитных тарифов, но… правление компании пошло навстречу пожеланиям украинских партнеров «для большей прозрачности в отношениях».

     Однако, когда «Газпром», со своей стороны, в рамках «рыночной стратегии» предложил пересмотреть цены на газ, поставляемый для нужд украинской промышленности, энтузиазма в Киеве заметно поубавилось.

     Многочисленные декабрьские раунды переговоров на разных уровнях результатов не дали. Страсти накалялись, журналисты и политологи строили самые невероятные прогнозы. Сама Украина бросалась из крайности в крайность: то предлагала «Газпрому» вернуться к бартерным расчетам (военной техникой), то угрожала повышением арендной платы за стоянки черноморского флота, то просила посредничества Европы.

     Наконец 1 января нового 2006 года Россия перешла к решительным действиям – с 12.00 «Газпром» полностью прекратил поставки газа для Украины. Киев, в ответ, санкционировал, как принято выражаться у дипломатов, «отбор» из трубопроводов российского газа, предназначенного для нужд Европы (в «Газпроме» это назвали менее дипломатично, но более точно – воровство).

     Все это живо напомнило газовые «разборки» пятилетней давности, когда «Газпром» обвинял Украину в спекуляциях полученным от россиян «дармовым» газом.

     В итоге 4 января было подписано соглашение об условиях сотрудничества в газовой сфере, которое своей «полной победой» объявили… и Москва, и Киев.

     По новому соглашению российский газ будет поставляться в Украину по рыночным ценам (230 долларов за 1000 куб. м), но… через компанию «Росукрэнерго», которая будет его смешивать с более дешевым туркменским газом в пропорции 1:2. В итоге средняя цена газа на границе Украины составит 95 долларов США, т.е. почти в 2 раза больше, чем в 2005 году. Впрочем, туркменская цена в 50 долларов за тысячу кубометров будет действительна только в первом полугодии.

     В Киеве волнуются. И активно консультируются с Варшавой и Прибалтикой. «Транзитные» страны пытаются согласовать свои действия и окружить Россию этаким «санитарно-транзитным» кордоном с возможностью «перекрытия трубы» в Европу. Фактически, и Россия, и Евросоюз становятся заложниками Украины, Польши и Прибалтики. Ситуация мало устраивает Москву и «старую Европу», но весьма по душе США. Вашингтон не зря покровительствует «новым демократиям» в Восточной Европе. Их геостратегическое положение позволяет диктовать условия и Москве, и Брюсселю (а заодно не допустить слишком тесного альянса Германии, Франции и России – отношения которых можно постоянно «отравлять», периодически устраивая кризисы с поставками энергоносителей).

     Поэтому стремление России к приобретению новых транзитных коридоров, связывающих ее с богатейшим европейским рынком, вполне естественно.

     Последний крупный проект в этой сфере – создание Северо-европейского газопровода (СЕГ). Соответствующее соглашение было подписано в сентябре главой «Газпрома» Алексеем Миллером, председателем правления «BASF» Юргеном Хамбрехтом и главой «E.On» Вульфом Бернотатом. Церемония прошла в присутствии президента России Владимира Путина и канцлера Германии Герхарда Шредера. Трасса СЕГ протяженностью 1200 км пройдет через акваторию Балтийского моря и соединит российский Выборг с северогерманским Грайсвальдом. Пропускная способность планируемой нитки 27,5 млрд. куб. м. Второй запланированный этап строительства предполагает выход на пропускную способность в 55 млрд. куб. м.

     Между тем, этот проект уже вызвал шквал нападок со стороны «обойденных стран». Первой обрушилась на российско-германскую инициативу Польша. «Новый пакт Путин–Шредер мне не нравится», – заявлял бывший президент Польши Александр Квасьневский, в очередной раз намекая на пакт Молотова–Риббентропа 1939 года. Премьер Латвии Айгар Калвитис высказался еще более резко: по его мнению, соглашение между Россией и Германией о прокладке газопровода не отвечает общей энергетической политике Европейского союза.

     Премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас пустил в ход экологическую карту, заявив, что со времен Второй мировой войны на балтийском дне покоятся залежи химического оружия гитлеровской Германии. Премьер опасается, что трасса СЕГ пройдет через эту химическую свалку. В этом случае Балтийскому морю грозит экологическая катастрофа.

     А совсем недавно Эстония и Финляндия заявили о намерении передвинуть границы своих территориальных вод так, чтобы ликвидировать имеющийся в Балтийском море нейтральный коридор, в котором планируется прокладка нового газопровода.

     В любом случае, строительство СЕГ – дело не одного года. Пуск «трубы» запланирован на 2010-й. Тем большую важность приобретает эффективное использование имеющихся мощностей.

     В России это прекрасно понимают. Поэтому в последнее время «Газпром» последовательно развивает взаимовыгодное сотрудничество с Беларусью.

     Сегодня по территории нашей республики проходит один из важнейших транзитных маршрутов российского газа – газопровод «Ямал–Европа». Газопровод соединяет месторождения северных районов Тюменской области с Западной Европой. Линия протяженностью более 2 тыс. км проходит по территории России, Беларуси, Польши и Германии. Протяженность белорусского участка газопровода составляет 575 км. Линейная часть газопровода была введена в эксплуатацию 6 ноября 1999 года в присутствии Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко.

     Во время последнего совещания диспетчерских служб транзитных стран, состоявшегося в Берлине, газопровод «Ямал–Европа» был назван «надежным маршрутом экспорта российского газа».

     Сегодня через территорию Беларуси транспортируется более 20 млрд. куб. м «голубого» топлива в год. В последние годы ежегодный прирост транзита составлял 2–3 млрд. куб. м.

     В настоящее время на белорусском участке газопровода действуют компрессорные станции «Несвижская», «Слонимская», «Крупская». В течение года планируется завершить строительство «Оршанской» и «Минской» компрессорных станций, что позволит газопроводу «Ямал–Европа» выйти на максимальную проектную мощность – 33 млрд. куб. м.

     Ввод новых компрессорных станций, помимо очевидного экономического эффекта, является весьма симптоматичным в стратегическом отношении – за прошедшее десятилетие российское руководство и ОАО «Газпром» имели возможность убедиться в надежности и предсказуемости Республики Беларусь. И сегодня, сталкиваясь с постоянной обструкцией «транзитных» стран, Москва делает однозначный выбор в пользу масштабного и долговременного сотрудничества с нашей страной в газотранспортной сфере.

     Определяющей стала в этом отношения позиция белорусского Президента – стремление решить все возникающие вопросы к общей выгоде. «Мы не просим у России за бесценок газ», – сказал Александр Лукашенко в интервью «Российской газете».

     Действительно, отношения между братскими странами строятся с учетом взаимных интересов.

     Беларусь не только гарантировала непрерывность поставок российского газа в Европу через свою газо-транспортную систему, но и решила ряд исключительно важных для России вопросов в области военной безопасности. Россия в свою очередь обеспечила бесперебойное снабжение газом народного хозяйства нашей страны.

     В 2005 году россияне без проблем оформили документы о собственности на российский газопровод «Ямал–Европа», проходящий по территории Беларуси, а также долгосрочную аренду на земельные участки, на которых расположены его стратегические узлы. «Беларусь пошла на очень серьезные шаги навстречу Газпрому в реализации наших экономических интересов», – заявил пресс-секретарь «Газпрома» Сергей Куприянов в интервью радио «Эхо Москвы».

     Александр Лукашенко обещал не повышать цены на транзит российского газа (самые низкие в СНГ) – «Газпром» обеспечил стабильность цен на «голубое топливо» (в 2006 году оно будет поставляться в Республику по ценам 2005-го – 46,68 долларов США за 1000 куб. м).

     Очевидно, что исключительно выгодные для Беларуси условия газового контракта на 2006 год – результат высококлассной личной дипломатии Александра Лукашенко и следствие его точной внешнеполитической стратегии. В течение всего своего правления Президент Беларуси наглядно показал и России, и Европе: Беларусь является самым надежным «транзитным коридором».

     При этом Президент Беларуси отчетливо понимает две вещи.

     Первое. Цена на российский газ в любом случае будет повышаться, хотя бы потому что эта цена повышается даже внутри самой России, для своих, российских потребителей. Рассчитывать, что Беларусь будет получать газ дешевле, чем сами россияне, конечно же, глупо.

     Второе. «Дотационные» цены на газ, с одной стороны, поддерживают промышленность, но с другой, рано или поздно «развращают» экономику. Предприятия мало думают об экономии, снижении издержек и энергосбережении. Эта болезнь в свое время очень сильно подтачивала советскую экономику.

     Именно поэтому еще несколько лет назад Глава государства поставил в национальную повестку дня вопрос об энергетической безопасности. Фактически, он предложил идти европейским (конкретнее, скандинавским, шведским) путем – путем использования новейших энергосберегающих технологий, а также переориентации части энергетики на возобновляемые ресурсы.

     Одновременно ставка делается на расширение сотрудничества с Россией в транзитной сфере. Это позволит, во-первых, и в дальнейшем рассчитывать на приемлемые «газовые» цены, а во-вторых, увеличить поступления от транзита.

     Перспективы дальнейшего сотрудничества России и Беларуси вполне конкретны. «Газпром» рассматривает возможность увеличения транзита российского газа в Европу через территорию нашей страны. Не снимается с повестки дня и вопрос строительства в Беларуси второй нитки газопровода «Ямал–Европа». Появился и новый проект – строительство в Беларуси нового подземного хранилища газа емкостью 1 млрд. куб. м.

     «Если мы будем рационально подходить к использованию газа, мы все выдержим, в том числе и рост цен», – отметил Президент 12 января, выступая в Докшицах по случаю пуска в этот населенный пункт природного газа. «Дешевого газа не будет, и поэтому его надо рачительно использовать. Мы купим его столько, сколько надо нашему народу, но за него надо платить», – заявил Александр Лукашенко.

     Он еще раз напомнил о поставленной задаче, в соответствии с которой «за пять лет надо перейти на 25%-ное использование местных видов в общем объеме потребляемых энергоресурсов». «Обеспечить независимость по энергоресурсам – значит быть суверенными», – подчеркнул белорусский лидер.

     Стратегия Александра Лукашенко оказалась удивительно точной. В наиболее тяжелый для Беларуси период ему удалось обеспечить низкие цены на газ. Таким образом, республика получила не только возможность поднять промышленность, но и выиграть время для постепенного перехода к современным энерготехнологиям.

     Сегодня можно уверенно говорить: Беларусь вполне готова к естественному росту цены на газ. Для нашей экономики это не будет ни шоком, ни чрезвычайным происшествием. А рядовые граждане этого и вовсе не заметят.

     И уж точно у белорусов не будет нужды перенимать «демократический» опыт Украины по утеплению домов соломой…