…Тяжелый сухогруз вошел в порт, когда над заливом начала сгущаться тьма. Трюмы открылись ближе к полуночи, и рабочие всю ночь с величайшей аккуратностью выкатывали по настилам огромные каменные куски. Разгрузка шла до утра, но никто не роптал – почти на руках на бразильскую землю переносили будущее национальное достояние. Пройдет несколько недель, и над горой Корковада засияет Статуя Христа.

     У статуи Христа в Рио-де-Жанейро много «отцов». Она появилась в результате коллективного творчества. Причем за тысячи километров от солнечного Рио – в сыром и промозглом Париже. Именно там группа архитекторов и инженеров рассчитывала и проектировала главный бразильский монумент. Учитывалось все – и «роза ветров», и особенности климата, и даже вероятные цунами. Над каждой складкой одежды работали десятки людей, причем не художников, а конструкторов. А вот главные части статуи – голову и руки – создал известный французский скульптор Поль Лавандовски. Но отдавать все лавры за создание будущего чуда света иностранцу бразильцы не захотели. Так родилась «официальная» версия «рождения» монумента о том, что статую изваяли бразильские архитекторы Эйтор да Силва Коста и Эйтор Леви.

       …Ее торжественное открытие состоялось 12 октября 1931 года на горе Корковада. Освятить монумент было поручено местному архиепископу. Через несколько десятилетий статуя дождалась и папского благословения – в 1965 году Павел VI специально прибыл для этой цели в Бразилию. А 16 лет спустя здесь побывал и Иоанн Павел II. Самый популярный понтифик XX века искренне восхищался ее красотой и наказал бразильцам беречь монумент, как зеницу ока. 

      Статую Христа Избавителя холят и лелеют – ведь для Бразилии она значит не меньше, чем статуя Свободы для США. За прошедшие 76 лет ее дважды ремонтировали. В 1980 году раскрутили и почистили ладони. Через десять лет, в 1990-м, отполировали одеяние, чтобы его можно было увидеть издалека. 

     

     Всем миром, 

     всем народом…

      Существует масса бразильских шуток, связанных с появлением статуи. Так, согласно одной из них, монумент возник, чтобы оправдать… построенную в конце XIX века за бешеные деньги электрическую железную дорогу с фуникулером. Если это и так, дорога давным-давно себя окупила – ежегодно статую Христа Избавителя посещают более 600 тыс. человек, из них более 500 тыс. – иностранные туристы. И их можно понять. В определенном смысле статуя Христа – уникальная даже среди чудес света. Она единственная из них появилась в наше время. 

      Все началось с того, что в начале 20-х годов прошлого века бразильцы задумались над тем, как бы достойно отпраздновать столетие независимости страны. Карнавалами в этих местах можно удивить лишь иностранцев, да и прочие мероприятия прошли бы и забылись через некоторое время. Вот тогда и возник замысел сотворить нечто такое, что осталось бы на века. Недолго думая, руководство крупнейшего в те годы бразильского еженедельника объявило конкурс на лучшую идею. Победил проект архитектора Эйтора да Силва, предложившего украсить город статуей Иисуса Христа. 

      Спаситель, по мнению автора, должен был простирать руки в символических объятиях, коими Бразилия встречает каждого гостя. Этот жест символизировал гостеприимство, сострадание, гордость и величие. Неудивительно, что план пришелся бразильцам по вкусу. И не только потому, что местные жители оказались добрыми католиками. Дело в том, что утверждение этого проекта избавляло город от возведения на горе Пан-ди-Асукар памятника Христофору Колумбу, отношение к которому в Бразилии до сих пор неоднозначно. Как бы то ни было, нация проявила удивительное единство, и уже через 9 лет после объявления конкурса статуя Христа стала настоящим бразильским символом. 

      Считается, что статуя, официальное название которой звучит как «Монумент Христа Избавителя», была построена на средства, собранные по церковной подписке. Однако местное предание гласит, что профинансировал строительство богатый эмигрант-католик. Еще в юности он дал обет «отблагодарить» Бога в той стране, где разбогатеет. «Повезло» Бразилии…

     «Золотой» монумент

      Конструкция статуи весьма замысловата. Начнем с того, что ее корпус выполнен из железобетонных блоков, обточенных практически вручную. Сверху монумент облицован так называемым «мыльным камнем» – толситом. Его мерцающая поверхность великолепно отражает свет, поэтому статуя сверкает даже в пасмурную погоду. А под лучами прожекторов создается ощущение внутреннего свечения. Кстати, вопрос «электрификации» статуи решили весьма необычно. Подсветка статуи была включена не просто поворотом рубильника, а… радиосигналом, посланным из Ватикана!

      И на этом эксперименты с будущим чудом света не закончились.

       Например, в 2003 году ее вообще выкрасили в голубой цвет. Но не вандалы, а… городские власти. К счастью, не краской, а лишь подсветив голубыми прожекторами. Их устанавливали на протяжении нескольких месяцев, а включили лишь на одну ночь. Таков бразильский характер – гулять, так гулять… Кстати, голубой цвет был выбран не случайно – в Бразилии считается, что он символизирует верность, доверие и любовь!

      А когда статуе исполнилось 75 лет, ее вообще объявили святыней и национальным достоянием. У подножия монумента торжественно было зачитано поздравление самого Папы Римского Бенедикта XVI. Рио ликовал. А уж о восторгах, охвативших Бразилию в нынешнем году, когда статуя была избрана одним из мировых чудес, вообще можно не упоминать… 

      Сложно в это поверить, но на самом деле статуя вовсе не поражает размерами – 30 м фигуры плюс 8 м постамента. Однако ее расположение – на вершине горы Корковадо – придает монументу величественность. Чтобы подняться к нему пешком, необходимо преодолеть 200 с лишним ступенек. К услугам особо ленивых – прозрачные панорамные лифты и эскалатор. Эти новшества цивилизации, сооруженные несколько лет назад, помогли разгрузить железную дорогу, построенную еще в 1884 году. 

      Статуя обросла и другими приметами нового века – теперь у ее подножия раскинулась огромная автостоянка с цепью сувенирных магазинов и ресторанов. Учитывая увеличивающийся год от года наплыв туристов, инфраструктура комплекса постоянно расширяется. И это положительно сказывается на бюджете. Не только городском, но и… отдельных граждан. 

      Так, в мае властям пришлось даже закрыть доступ к статуе из-за разгоревшегося коррупционного скандала. Преступная группа, в которую входили полицейские, представители турагентств и служащие самого комплекса, вымогали у доверчивых туристов плату за… проезд к подножию статуи (этакая вариация со знаменитым бендеровским сюжетом из «Двенадцати стульев»). Причем бизнес процветал – в среднем в месяц такие «проездные» приносили по 8–10 тыс. долларов дохода. 

      А пока на территории комплекса шли следственные действия, президент Бразилии в прямом эфире призывал граждан… голосовать за статую. Ведь именно в мае в Интернете шли «всенародные» выборы новых семи чудес света. И тогда шансы на победу у монумента были минимальны. Еще бы – новодел, без малейшей тени романтики и мистики. Но, как говорится, если очень захотеть, можно в космос полететь. Вот бразильцы и захотели. В поддержку «кандидатуры» статуи выступали политики, певцы, актеры, спортсмены. Весь Рио заклеили плакатами с изображением монумента и призывом «Голосуй за него!». Президент назвал акцию делом чести каждого гражданина, а мобильные операторы сделали процедуру голосования бесплатной, сработав себе в убыток.

      Но что значат деньги, когда на кону – престиж страны! В результате – Статуя Христа, распростершая руки навстречу океану, теперь такое же чудо света, как древний Колизей или величественная Китайская стена…

       Со смотровой площадки у ее подножия по-прежнему виден весь город. И ослепительные пляжи Копакабана и Ипанема, и буйная зелень парка Тижука, и залив Гуанабара… А за ним – бескрайний простор Атлантики и темный силуэт горы Пан-ди-Асукан, Сахарной головы…

     

     При относительно небольшом росте – 30 м, удивляет вес статуи – целых 1140 тонн. Голова весит 35 с половиной, а руки – по 9 тонн каждая. Причем их размах составляет 23 метра.