«… Цифровая эра не пощадит никого» 

     Руперт Мэрдок

     Как и множество других открытий, изменивших лицо мира, Интернет появился благодаря деятельности военных. В 1957 году после того, как СССР запустил в космос первый искусственный спутник, американские генералы решили, что необходимо создать некий новый способ передачи информации, способный пережить ядерный удар.

      При Министерстве обороны спешно создается Агентство Передовых Исследовательских Проектов – Advanced Research Projects Agency (ARPA). Помимо всего прочего оно начинает работу по исследованиям в области обеспечения безопасности связи и коммуникаций в ходе обмена ядерными ударами. Именно тогда появляется идея использовать для безопасной связи компьютерную сеть. Ее разработка поручается Калифорнийскому университету (Лос-Анджелес), Стэнфордскому исследовательскому центру, Университету штата Юта и Университету штата Калифорния (Санта-Барбара).

      Уже к 1963 году описана концепция будущей сети. Предполагается соединить компьютеры таким образом, чтобы в случае нарушения одной из линий связи информация пошла по другой. Впервые заходит речь о галактической компьютерной сети (эту идею сформулировал руководитель компьютерной лаборатории ARPA Джон Ликлидер) – компьютерах всего мира, связанных воедино. Уничтожить такую сеть невозможно – для этого придется уничтожить все компьютеры в мире. 

      Первая сеть по предложенному образцу была создана уже в 1965-м. В нее входили всего два компьютера: TX–2, расположенный в Массачусетсе, и ЭВМ Q–32, находившийся в Калифорнии. Машины были связаны через телефонную линию. Эксперимент позволил сделать два вывода: во-первых, реализация идеи возможна, во-вторых, телефонная линия для этих целей не подходит – слишком мала скорость передачи информации.

      Днем рождения прообраза Интернета можно считать 2 сентября 1969 года, когда Леонард Клейнрок из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе с аспирантами Винтом Серфом и Стивом Крокером впервые соединили 5-метровым кабелем компьютер и маршрутизатор – устройство для управления пакетами информации в сети. 

      5 декабря 1969 года родилась ARPANET – сеть лаборатории ARPA, ставшая «мамой» современного Интернета. В нее входили 3 компьютера в Калифорнии (Лос-Анджелес, Санта-Барбара, Менлоу-Парк) и один компьютер в штате Юта. 

      В 1972-м к ARPANET уже подключены 50 организаций, имеющих связь с Пентагоном. Число пользователей постоянно растет. Вскоре появляется коммерческая версия ARPANET – сеть Telenet. Через два года после этого события ARPANET объединяется с еще одной сетью – Csnet, а в 1982-м создается протокол TCP/IP – тот самый «язык», на котором «говорит» современный Интернет.

      

      Постоянно возрастающее количество пользователей Сети очень скоро делает затруднительным сохранение в ней сколько-нибудь значимых государственных секретов, а потому Пентагон выделяет необходимые ему структуры в новый сетевой проект Milnet и уходит в тень. 

      Почти одновременно в США появляются сети-конкуренты. Национальный научный фонд США (NSF) основал обширную межуниверситетскую сеть NSNFNet (National Science Foundation Network), а в Сан-Франциско появилась культовая для молодежи сеть FidoNet.

      В 1987-м два чикагских студента Уорд Кристенсен и Рэнди Сьюэсс изобрели модем. Причем подстегнула их к этому суровая зима, накрывшая штат Иллинойс. Ребятам было так лень таскаться по морозу, чтобы брать друг у друга компьютерные программы, что они решили изобрести устройство, которое поможет им передавать данные через телефонную линию. Так как оба видели себя паладинами Сети, то изобретенная технология распространялась ими бесплатно, и вскоре многие смогли стать пользователями «паутины».

      В конце 80-х сети уже перешагнули границы США и добрались даже до Москвы. 

      В 1989 году родилась концепция Всемирной паутины – среды World Wide Web (WWW). Ее предложил знаменитый британский ученый Тим Бернерс-Ли, он же в течение двух лет разработал протокол HTTP, язык HTML и идентификаторы URL. Эти разработки сделали возможным существование Интернета в том виде, в котором мы привыкли его видеть.

      Окончательно сегодняшний вид он принял к 1991 году. Теперь к Всемирной сети мог подключиться любой желающий. Хотя размеры ее по нынешним меркам были смешными – примерно 600 сайтов и всего 2 млн. пользователей.

      А вот пионер международной сети – ARPANET – до этого дня не дожил. В 1990 году он был «съеден» конкурентом – NSFNet.

     В 1971 году Рэй Томлисон – программист из компьютерной фирмы «Bolt Beranek and Newman» разрабатывает систему электронной почты и предлагает использовать значок @, получивший в русском языке название «собака». 

      В других странах в ходу иные ассоциации. Голландцы, финны, немцы, венгры, поляки и африканцы говорят, что это «обезьяний хвост». «Улиткой» знак @ называют на французском и итальянском языках, а также на иврите, корейском и эсперанто. Датчане и шведы могут называть значок «слоновьим хоботом с буквой «а» на конце» – на их языке это выглядит коротко «snobel – a», венгры – «червяком», норвежцы – «свиным хвостом», китайцы – «мышонком», финны – «спящей кошкой». 

      Есть и кулинарные названия: «булочка с корицей», «селедочный рольмопс», «конфета», «штрудель». 

      Сам же символ очень древний и встречается в письменах XV века.

     Интернет сегодня

      Сегодня Интернет уже прочно вошел в жизнь человечества. 

      Количество пользователей Сети в конце 2006 года превысило миллиард человек и продолжает стремительно расти. В нашей стране поклонников Всемирной паутины, по ряду оценок, уже более 2,5 млн. человек, а к 2011 году их может быть 6 млн.

      Из обычной компьютерной сети Интернет давно превратился в универсальный инструмент бизнеса, одно из мощнейших средств массовой информации и один из самых эффективных каналов манипулирования общественным мнением.

      Многие эксперты уже сегодня говорят о наступлении в обозримом будущем «цифровой эры», в которой не окажется места очень многим привычным вещам.

      Одна из классических сфер «электронной экспансии» – торговля. Первый интернет-магазин появился еще в 1995 году – создатели Amazon.com первыми в мире начали торговать книгами при помощи компьютера. Сегодня объем сделок электронной торговли в США уже составляет 17% национального ВВП. Показатели ведущих европейских государств (Франции, Германии, Великобритании) несколько ниже, но все равно впечатляют – на электронную коммерцию приходится в среднем 14% ВВП. Даже в России, которая флагманом интернет-бизнеса не является, в этом году обороты электронных сделок достигли 10 млрд. долларов (причем объемы электронных сделок между юридическими лицами всего за год возросли в 4,5 раза).

      Крупнейшей торговой площадкой в Сети остается онлайн-аукцион eBay, созданный еще в 1995 году программистом Пьером Омидьяром как… часть личного веб-сайта. Среди первых лотов, проданных на этой торговой площадке, были сломанная лазерная указка и подержанный компьютерный винчестер.

      К настоящему времени годовой оборот eBay составляет около 20 млрд. долларов, чистая прибыль – более 1 млрд. Владелец сайта в течение последних лет потратил несколько сотен миллионов долларов на покупку и интеграцию в eBay аналогичных ресурсов в разных частях земного шара.

      Принцип действия электронного аукциона прост до безобразия. Грубо говоря, ближайшим его аналогом является… обычный базар. 

      Всем хорошо известно, что на базаре цены ниже, чем в магазине. В первую очередь за счет того, что выбор продавцов гораздо больше. Можно походить по рядам, посмотреть на товар, поторговаться…

      На аукционе eBay все точно так же. Только в отличие от обычного базара можно посмотреть товары и цены не у пяти-шести, а сразу у нескольких сотен, а иногда и тысяч продавцов. И сделать это, не вставая с кресла.

      Это с одной стороны. С другой – продавцу тоже гораздо проще. Не надо никуда идти, искать покупателей. Простым нажатием кнопки ты извещаешь о желании продать свой товар сразу миллионы человек. И позволяешь им, как на любом аукционе, торговаться. Кто предложит больше – тот и получает желанный лот.

      И вот тут-то начинается самое интересное. В отличие от обычного рынка, на eBay многие вещи можно купить не просто дешево, а очень дешево. Ну, например, компьютер за 50 долларов или машину за 200… Такие случаи были, и они не так уж редки. Просто нужно иметь терпение и толику везения.

      Кстати, многие продавцы торгуют на eBay не ради наживы… Точнее не столько ради наживы, сколько из желания без особого труда пристроить, пусть и за небольшую сумму, не очень нужную вещь… Как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок.

      Самое главное, eBay позволяет это сделать без каких-либо усилий. Просто пишешь объявление о продаже и ждешь, пока найдется самый щедрый покупатель. В принципе, на электронном аукционе можно продать все что угодно. Среди миллионов посетителей сайта обязательно найдется тот, кто выложит пусть и не очень большую сумму за абсолютно бесполезную вещь.

      Если сделка заключена, продавец получает денежный перевод, а покупатель – покупку по почте. Все просто и понятно. 

      Популярность eBay в западных странах просто невероятна. В декабре прошлого года в рамках интернет-марафона «Черная пятница» (открытие сезона рождественских покупок) за 1 день (!) сайт eBay посетили 7,5 млн. человек. Второе и третье место заняли торговые площадки Amazon.com (3,4 млн.) и Wal-Mart Stores (3,2 млн.).

      Кстати, великолепные показатели популярности не являются исключительно уделом крупных электронных магазинов. В период интернет-бума, захлестнувшего США и Европу в 1998–2000 годах, даже весьма скромные по размаху проекты демонстрировали уникальный рост посещаемости и оборотов (иногда до 3000% в год!).

     Среди предметов, когда-либо проданных не eBay, можно обнаружить и весьма редкие, даже уникальные. Вот всего несколько примеров:

      Рукопись Шекспира, пережившая великий пожар в Лондоне в 1666 году (7,5 млн. фунтов).

      Единственный в мире желтый McLaren 1993 года (1,7 млн. долларов).

      Курорт Даймонд Лейк в США (1,2 млн. долларов).

      Самолет Grumman Gulfstream II (4,9 млн. долларов).

      Партия в гольф с легендарным гольфистом Тайгером Вудсом (425 тыс. долларов).

      Немало было и весьма оригинальных лотов.

      Чего стоит, например, подводная лодка времен Второй мировой войны, за ненадобностью проданная небольшим городом в Новой Англии. Или право навсегда вытатуировать свою рекламу на лбу некого Кэролина Смита (кстати, по дешевке, всего за 10 тыс. долларов). Или скелет 50 000-летнего мамонта (в прекрасном состоянии, как утверждают эксперты)…

     Рыночная стоимость eBay составляет более 53 млрд. долларов – дороже, чем РАО «ЕЭС России» и «Газпромнефть».

      По мере развития электронного бизнеса востребованными оказались и электронные деньги. 

      Обзавестись «виртуальным кошельком» сегодня может любой желающий. Для этого на специальный счет переводится сумма в самых обычных денежных единицах (рублях, долларах, фунтах и т.п.), которые затем превращаются в свой электронный эквивалент. Но суть от этого не меняется. 

      

     С электронного кошелька можно, не выходя из дома, оплатить счет за коммунальные услуги, услуги мобильной связи, доступ к электронным архивам или заказ в интернет-магазине. В Западной Европе и США можно прямо через Интернет открыть счет в банке и получить весь комплекс предоставляемых услуг. 

      Но самое главное – платежи осуществляются моментально, в реальном времени. То есть для совершения интернет-покупки не нужно ждать, пока продавец получит из банка денежный перевод или отправляться в кассу с наличными. Достаточно просто ввести свой пароль и сумму платежа. 

      Виртуальные деньги пока только завоевывают рынок, но например в России ими уже пользуется чуть ли не 25% посетителей интернета. Так что в скором времени они могут стать самым что ни на есть обыденным делом. А учитывая темпы развития самой Всемирной сети, не за горами и тот момент, когда привычные нам бумажные купюры (и даже банковские карточки) можно будет найти только в коллекциях нумизматов и собирателей раритетов. 

      Электронная почта знакома всем. Но не все знают, что через интернет можно… звонить. Как по обычному телефону. Причем обходится это удовольствие гораздо дешевле, чем обычная телефонная связь. По крайней мере, если речь идет о международных переговорах.

      По-научному процесс называется IP-телефония. Для «звонка» необходим компьютер, микрофон, доступ в сеть Интернет и несложная программка. Зато цена в некоторых странах в десятки (!) раз ниже, чем аналогичная услуга обычной телефонной компании (потому что платить приходится только за интернет-трафик).

      Выгода от использования новой технологии настолько очевидна, что даже очень крупные западные компании, не испытывающие проблем со средствами, в массовом порядке переводят на IP-телефонию свои офисы. 

      Эксперты уверены, что по мере дальнейшего развития Интернета IP-телефония полностью вытеснит обычных операторов с рынка междугородних переговоров.

      Особое беспокойство вызывает «победное шествие» Интернета у представителей традиционных СМИ. И опасения их отнюдь не напрасны.

      В большинстве стран мира печатная пресса, радио и даже телевидение начинают терять свои аудитории. В США и Европе тираж печатных СМИ ежегодно сокращается на 5–6%.

      А с аудиторией интернет-версий этих же изданий происходит прямо противоположное – она растет на 10–15%. Более того, уже совершенно обыденно воспринимается существование «изданий», которые вовсе не распространяются на каких-либо материальных носителях (а это, кстати, экономит их владельцам огромные суммы на типографиях и тому подобных вещах).

      Некоторые бумажные СМИ полностью перебираются в Интернет. Так, например, с 2007 года бумажный вариант влиятельного «Wall Street Journal» выходит только в качестве приложения… к собственной интернет-версии.

      Похожая судьба постигла и старейшую из издаваемых в мире газет – шведскую «Post-och Inrikes Tidningar» (ее основала еще в 1645 году королева Кристина). Теперь на бумаге купить ее просто невозможно, зато в Сети она доступна всем и каждому.

      

      На пространстве бывшего Советского Союза привычка читать бумажную прессу пока еще остается достаточно сильной, но и у нас уже заметны признаки приближающейся интернет-эры. Достаточно посмотреть, с какой скоростью растут аудитории интернет-СМИ – в среднем на 20% в год. Традиционным СМИ такие темпы даже и не снились.

      Кстати, телевидение сегодня начинает проигрывать конкуренцию с интернет-ресурсами. Крупнейшие порталы, вроде поисковиков «Google», «Yahoo!» или «MSN» (фирменный поисковый сервис компании «Microsoft») уже давно по размеру аудитории опередили самые известные мировые телеканалы.

      Причем опередили не на 10 или 20%, а в разы. 

      По данным авторитетного исследовательского центра «СomScore», аудитория поисковика «Google» в конце 2006 года составляла 475,7 млн. человек, «Yahoo» – 475,3 млн. человек, поисковых систем «Microsoft» – 501,7 млн. При этом аудитория телеканалов, например, в США варьировалась от 7,2 млн. человек у CBS до 8,9 млн. человек у NBC. 

      Более того, по данным опроса, проведенного Ассоциацией онлайн-издателей, уже пару лет назад 46% опрошенных считали Интернет основным источником информации, в то время как телевидению отдавали предпочтение только 35%. 

      В общем, руководство телеканала CBS уже заявило о намерении создать в Интернете круглосуточно обновляемый портал, на котором посетители смогут сами формировать для себя подборки новостей из широкого спектра информационных сюжетов, предлагаемых телевизионщиками. Правда, пока эта услуга будет доступна только владельцам широкополосного Интернета. Впрочем, таких в США, да и во всем мире, становится все больше и больше.

      В наших широтах уже начинают осознавать грядущее наступление «цифровой эры». В конце прошлого года генеральный продюсер российского телеканала ОРТ Константин Эрнст сетовал журналистам: российская аудитория телезрителей уменьшилась как минимум на 15% из-за «перетекания» во Всемирную сеть.

      Бурное развитие Интернета угрожает и финансовым интересам традиционных медиа. По прогнозам специалистов, вложения в интернет-рекламу будут в наступающем году расти в 6 раз (!) быстрее, чем рекламные бюджеты других СМИ.

      Самым необычным явлением среди интернет-медиа стали так называемые блоги – интернет-дневники.

      Впервые этот феномен появился в Сети еще в 1994-м. Тогда студент Джастин Холл начал вести дневник в Интернете. Самый обычный дневник, который еще в позапрошлом веке был популярен среди образованной публики. Он просто перенес его в электронную форму – поместил на сайт.

      В течение следующих 5 лет примеру Джастина последовали сотни и даже тысячи других людей. В итоге в 1999 году появился первый портал дневников – Blogger (от англ. «logging the web» – «веду дневник в Сети»).

      Программисты малоизвестной компании «Pyra Labs» предложили любому желающему открыть собственный дневник на их сайте. Ценность идеи заключалась в том, что теперь для создания собственного дневника не требовалось никаких специальных знаний программиста или веб-дизайнера – портал предлагал простой и доступный «конструктор» дневников.

      Сегодня аналогичные услуги предлагают сразу несколько крупных порталов. Причем каждый дает «приют» нескольким миллионам (!) пользователей. Общее количество журналов, зарегистрированное в системе «LiveJournal» (любимый портал блоггеров постсоветского пространства) с 1999 года, превышает 14 млн. В одной только России регулярно читают эти дневники 7,8 млн. человек (в основном в возрасте 15–30 лет).

      Необыкновенная популярность блогов имела и еще одно последствие – самые талантливые авторы приобретали широкую известность, популярность и авторитет у других пользователей. Уже сегодня в России существуют блоги-тысячники – т.е. странички, которые регулярно читают несколько тысяч посетителей. Такой посещаемости удавалось добиться далеко не всем сайтам обычных СМИ.

      На западе блоги – уже давно самостоятельное средство массовой информации. Самых популярных блоггеров официально аккредитуют (как журналистов) на крупнейших политических мероприятиях (например, на инаугурации президента США). Авторы блогов вели репортажи с места событий 11 сентября, во время войны в Ираке (причем с обеих сторон) и в ходе многочисленных избирательных компаний.

      Кстати, в рамках одного из недавних исследований выяснилось, что большинство корреспондентов самых влиятельных американских газет регулярно пользуются блогами в качестве источника информации, причем 5 самых авторитетных блогов посещает 85% опрошенных журналистов. А в 2005 году «Fortune» опубликовал имена 8 блоггеров, мнение которых «мировое бизнес-сообщество не может игнорировать».

     В США число активных читателей блогов, по данным агентства «Advertising Age», составляет примерно 35 млн. человек. Причем каждый из них в среднем тратит на просмотр дневников 3,5 часа в неделю.

     В этом году канадский блог-сервис «NowPublic» заявил о намерении создать первое в мире блоговое агентство новостей. В проект планируется вложить 10,6 млн. долларов. Уже сегодня на ресурс работают 120 тыс. человек в 140 странах мира. «NowPubliс» позволяет любому пользователю разместить на сайте издания фото- или видеорепортаж о тех или иных событиях в мире. Владельцы надеются за 1,5 года сделать «NowPublic» крупнейшим информационным агентством в мире.

      Интернет стремительно становится основным средством политической борьбы, вытесняя телевидение и газеты.

      Уникальные возможности Всемирной сети уже давно были оценены политиками самых разных стран. Первый личный сайт появился в 1995 году у сенатора из США Лама Александера. Его примеру очень скоро последовали десятки его коллег.

      Но презентационная страница в Сети – лишь первый шаг политического Интернета.

      По мере того, как все больше людей отказывается от традиционных СМИ в пользу интернет-ресурсов, пропаганда своих идей в «паутине» становится насущной необходимостью.

      Ведь что получается. Ролик на телевидении даже в самой рейтинговой программе увидит максимум 20–25% телеаудитории. Для раскрученного канала это от силы полтора–два миллиона человек. А баннер на глобальном поисковике увидят десятки миллионов!

      Идем дальше. Популярный блог стоит копейки, а по пропагандистскому эффекту часто значительно превосходит традиционные печатные СМИ. Многие политики начинают вести собственные блоги. И это касается не только западных лидеров – например, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад регулярно обновляет записи в своем интернет-дневнике на фарси и английском. 

      Более того, политические партии все чаще берут «на оклад» авторитетных блоггеров, чтобы с их помощью пропагандировать свои идеи. 

      Огромный шаг вперед в последнее время сделали видео-сервисы Интернет. Теперь любой человек может разместить в Сети собственный ролик и рассчитывать, что его увидят миллионы людей по всему миру. Популярность самого крупного видео-сервиса «YouTube» сегодня настолько велика, что политики часто предпочитают его обычному телевидению. И немудрено – на этот сайт ежедневно заходит 20 млн. человек!

      Сенатор-демократ Хиллари Клинтон объявила о решении баллотироваться на пост президента в 2008 году не на пресс-конференции и не на политическом митинге. Она предпочла заявить об этом в коротком, умело смонтированном видеоролике, размещенном в Интернете.

      Аналогичным образом премьер-министр Австралии в преддверии саммита «Большой восьмерки» предпочел обратиться к согражданам не с экранов телевизоров, а через тот же «YouTube».

      Есть еще и компьютерные мультфильмы. Технология флэш-анимации отличается чрезвычайной простотой, а потому мультфильм, при небольшом опыте, можно сделать чуть ли не на коленке. А эффект политическая мультипликация дает огромный.

      Когда в разгар прошлой президентской кампании на сайтах в США появился мультик, высмеивающий сразу обоих кандидатов (Дж. Буша и Дж. Керри), наплыва посетителей сети просто не выдерживали. Несколько раз сайт выключался от перегрузок. Количество посетителей в 10 раз превосходило аудиторию ведущих мировых газет.

      Но и это не все. Мультфильм легко можно скачать на свой компьютер, а потом показывать своим друзьям, уже не подключаясь к Интернету – значит, аудитория одного такого ролика может составлять десятки миллионов человек. Такого эффекта не даст ни одно СМИ.

     

     Ли Рэйни, руководитель проекта «Интернет и американская жизнь», проводимого исследовательским центром Пью: «После ноябрьских выборов прошлого года мы провели опрос и обнаружили, что Интернет превращается в основной источник информации для людей, интересующихся политикой. Мы также выяснили, что Интернет является важным средством обсуждения платформы кандидатов и всех вопросов, связанных с выборами».

     В Интернете появились свои, специфические методы «черного пиара». Один из самых ярких примеров – так называемый «гуглбомбинг». С помощью особой программки ушлые хакеры так перепрограммируют известные поисковые сайты, что по разного рода обидным запросам они начинают выдавать странички неугодных политиков.

     В Польше летом 2007 года крупнейший поисковик Google при введении слова «kutas» (обозначение известной части тела) в результатах поиска первым выдавал официальную страницу польского президента Леха Качиньского.

     Во время выборов на Украине в 2004-м тот же Google выдавал сайт Юлии Тимошенко на запрос «капец стране».

     Фраза «miserable failure» (жалкий неудачник) на поисковике Yahoo вела на сайт президента США Джорджа Буша. Эта ссылка, кстати, работает до сих пор.

     

     Общая сумма, которую тратит в год на информационные технологии только федеральное правительство США, составляет примерно 43 млрд. долларов. А помимо этого есть еще огромный рынок региональных правительств (уровня штатов и графств).

     

      Бурное развитие Интернета стало полной неожиданностью для большинства экспертов. Отцы-основатели ARPANET даже не подозревали, какие огромные возможности таит их детище. 

      Вот и сегодня большинство специалистов уверены, что дальнейшее развитие Всемирной сети таит еще множество сюрпризов. И попытки заглянуть хотя бы в ближайшее будущее не прекращаются. 

      Особый интерес общественности вызывает так называемый проект «Интернет 2», который разрабатывает некоммерческий консорциум со штаб-квартирой в США (объединяет 208 американских университетов с обширной исследовательской базой, работающих в партнерстве с 70 корпорациями, почти 50 правительственных агентств, лабораторий и ассоциаций и 45 зарубежных партнеров).

      Суть проекта – структурировать хаотичное скопление ресурсов Интернета и преодолеть сложности, сохранившиеся в Сети еще со времен ARPANET. В частности, речь идет о переходе на принципиально новый протокол IPv 6 (новый «язык» Интернета), что позволит многократно увеличить число нтернет-адресов, скорость работы Сети и ее устойчивость. 

      Магистральную скорость Сети планируется довести до 10 Гбит/сек. Создатели «Интернет 2» заявляют, что на такой скорости достаточно одной секунды для передачи получасового видео высокой четкости. 

      При таких параметрах Интернет окончательно вытеснит все традиционные средства массовой информации, заменит собой телефон, почту и невообразимо расширит возможности дистанционного обучения.

     Интернет чуть ли не с самого своего появления считался свободным СМИ. Оптимисты утверждали, что так будет всегда, так как ни у одного правительства не хватит сил, чтобы контролировать Всемирную сеть.

      В реальности дело сложилось не совсем так. С каждым годом методики регулирования Интернета все более совершенствуются. Правительства даже «самых демократических» стран стремятся максимально поставить под контроль деятельность «паутины».

      В принципе, все сводится к нескольким основным методам.

      Во-первых, сайты, содержание которых не устраивает государство (по причинам противоречия местному законодательству или критического отношения к политическому курсу) можно просто отключить. Естественно, что сделать это можно только если сайт находится на территории самой страны.

      Впрочем, западные державы уже научились хорошо взаимодействовать в борьбе с нежелательными информационными ресурсами. Еще в 2004 году по запросу ФБР в нескольких европейских странах были закрыты сразу более 20 сайтов сети «Indymedia» – международного объединения журналистов-антиглобалистов. А чуть позднее власти США и Великобритании провели совместную акцию против сайтов движения «Хезболла». И в том, и в другом случае сайты были отключены, а сервера, на которых они размещались, – изъяты полицией.

      Во-вторых, можно блокировать доступ к «нежелательным» ресурсам, размещенным за рубежом. 

      Здесь неоценимую помощь государству оказывают национальные провайдеры. Большинство с готовностью идет на сотрудничество с властями, не желая терять лицензии на свой прибыльный бизнес. 

      Таким образом, например, с территории Италии невозможно подключиться к интернет-казино, а с территории Южной Кореи – к сайтам КНДР. Последним громким делом стало решение турецкого правительства блокировать доступ к видео-сервису «YouTube», на котором был размещен ролик, «оскорбляющий турецкую нацию». Блокада продержалась несколько дней, пока администрация сайта не убрала спорный материал.

      Таких примеров по миру – множество. Программы ограничения доступа к «незаконным ресурсам» имеют Великобритания, Норвегия. Франция, Германия и многие другие страны…

      В Китае контролем за Интернетом ведает особое государственное агентство, насчитывающее в штате около 30 тыс. человек. Эксперты утверждают, что любое антиправительственное сообщение в Китае будет выявлено и удалено в течение 1,5 часов.

      В-третьих, можно фильтровать поисковые запросы. То есть договариваться с крупнейшими поисковиками, чтобы по определенным комбинациям слов невозможно было найти тот или иной сайт. Здесь опять же первенствует Китай. А во Франции и Германии, например, вам не удастся с помощью поисковика найти хоть какой-нибудь сайт, содержащий нацистскую символику.

      Наконец, можно просто читать электронную переписку своих граждан. Здесь впереди планеты всей – США. Государственная программа «Волшебный фонарь» (Magic Lantern), призванная обеспечить национальную безопасность во Всемирной сети, строго засекречена. Но есть основания полагать, что во всех узлах связи национального Интернет-сектора США с внешними каналами установлено специальное оборудование, которое без труда позволяет просмотреть любое электронное письмо и установить, с какого компьютера оно было послано.