КОЕ-ЧТО ИЗ ИСТОРИИ ОДЕЖДЫ.ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Октябрь 2007
Вернуться к номеру >>

Раздел: В конце номера
Теги: страноведение, история



Почему появилась одежда? Казалось бы, все просто – люди мерзли, а потому некий первобытный гений (возможно, их было несколько) предложил заворачиваться в шкуры. На самом деле все могло быть гораздо менее очевидно. Некоторые ученые, например, считают, что одеваться люди стали из чувства стыда, а вовсе не для защиты от холода. А еще есть версия, согласно которой первая одежда стала украшением.

      Кстати, первыми модниками были мужчины. Дело в том, что прежде чем начать одеваться, доисторические щеголи измазывали свое тело красной глиной и перьями. Тут наши предки ничем не отличались от животных – такой забавный внешний вид должен был отпугивать врага и привлекать… женщин.

      Когда таскать за собой горшок с глиной им надоело, они заменили боевую раскраску нанесением шрамов. Теперь ставка делалась не на красоту и яркий отпугивающий цвет, а на мужественность. Испещренный рубцами мужчина выглядел могучим воином, побывавшим во многих переделках. Кстати, многие нынешние последователи модных тенденций не далеко ушли от своих предков. Современные модники до сих пор наносят себе искусственные шрамы, и «шрамирование», вероятно, еще долгие годы будет одной из самых популярных услуг, предлагаемых тату-салонами.

      Но в отличие от нынешних щеголей, доисторическим шрамирование быстро надоело (больно, знаете ли), и они перешли к более гуманным украшениям: при помощи костяной иглы и травяной нити научились сплетать большие листья в некое подобие юбок.

      Следом появилась одежда из шкур, а вскоре из травяных нитей стали делать ткань. Революционным открытием в деле прикрытия своей наготы стало изобретение в Индии материи из хлопка.

     

     Из мрачной 

     глубины веков


     


     

      В древнем мире долгое время одежда оставалась социальным явлением. Главным для нее было не греть, а демонстрировать статус владельца. 

      Некоторые исследователи полагают, что мода вышла из гаремов древних восточных владык. Когда женщине для того, чтобы завладеть мужем на ночь, приходится победить 300–400 конкуренток, это крайне подстегивает ее изобретательность.

      В Греции, тем не менее, мода была уделом мужчин. Женщинам долгое время приходилось ютиться на задней половине дома и ограничиваться хитоном до щиколоток, в то время как их благоверные «рассекали» по городу в туниках и плащах, расшитых золотом. Законодателем мод Древней Греции считался Алкилелий – афинянин, тонкости и легкости одежд которого могли бы позавидовать современные производители нижнего белья.

      Римляне поначалу одевались скромно и смеялись над пышностью одежд греков и карфагенян, но после первой Пунической войны не смогли устоять и тоже стали наряжаться. Именно в это время женщины (в Греции) начинают использовать нечто похожее на современные бюстгальтеры.

      Несмотря на развитие цивилизации, одежда долгое время представляла из себя просто огромные куски ткани, в которые древний «модник» заворачивал свое тело. Причем процесс одевания был настолько непрост, что зачастую самостоятельно проделать это человек не мог, а посему прибегал к помощи рабов и слуг.

      Ситуация в корне изменилась, когда в город на семи холмах проникла варварская мода. Еще ассирийцы и вавилоняне умудрились додуматься до рубашек с рукавом, но оставалась серьезная проблема – конный костюм. Сидеть верхом (а ездили тогда к тому же без седел) в развевающейся юбке занятие неудобное. Предлагалось много решений этой проблемы – одежду умудрялись скреплять между ног, хитрым образом раскладывали на спине лошади, пока наконец персы не додумались до изобретения штанов.

      Первоначально их делали из грубого материала, но византийцы модернизировали эту деталь туалета, и тогда появился дальний предок современных брюк.

      

      В средневековье законодателем мод стала Бургундия, но вскоре с ней начала конкурировать и Чехия. Из-за сильного влияния церкви средневековая мода не отличалась резкими скачками и была достаточно строгой.

      Пожалуй, самым оригинальным достижением щеголей периода темных веков стало появление особых башмаков, изобретенных графом Анжуйским. Он пытался скрыть уродливость своих ног и изобрел специальную обувь с длинными полуметровыми носами, которые загибались вверх и подвязывались к щиколоткам. Графское изобретение пришлось по вкусу публике, и скоро в башмаках а-ля Анжу щеголяло пол-Европы.

      Ситуация изменилась с началом Возрождения. Тут мода расцвела пышным цветом. Император Священной Римской империи Максимилиан и его ландскнехты ввели понятие мужской юбки (раньше ее носили лишь в Шотландии, причем если вся Европа смеялась с «юбочников», то горцы от души веселились, глядя на рыцарей в штанах). Как только появилась ландскнехтская юбка, ее почитатели тут же устроили соревнование, кто сделает эту деталь туалета короче. В результате, как и у многих современных модниц, юбка, по меткому замечанию одного из сатириков, стала напоминать широкий пояс. Один из современников отметил: «Человеческое безумие не знает границ. Носят такие короткие полотнища, что не закрывают ни переда, ни зада».

      Женщины не отставали от мужчин. На платьях появились декольте, как говорится, «до пупка», а каблуки стали достигать 20–30 см. Для того чтобы ходить в такой обуви, приходилось делать толстую подошву.

      Но вакханалия моды длилась недолго. За дело взялась инквизиция и самым простым путем (при помощи палача) умерила пыл многочисленных кутюрье эпохи Ренессанса.

      Тем не менее, мода развивалась. Появились корсеты и стоячие испанские воротники. Им на смену пришли кружева и наконец появился фрак – прообраз нынешнего делового костюма.

      Борьба с модой нередко плохо заканчивалась для самих борцов. Один из министров Карлоса III Испанского запретил ношение мантий – в Андалузии тут же вспыхнул бунт, и король посчитал за лучшее отправить своего министра в отставку.

     

     Женские 

     радости


     


     

      XIX век – судьбоносное время в истории одежды. Именно в этот период появляется нижнее белье именно в том виде, к которому привыкли мы с вами.

      Первые попытки создать нечто подобное были предприняты еще в Древнем Египте. Там женщины носили тонкую рубашку на бретельках, которая оставляла полностью открытой грудь.

      Древняя Греция, как мы уже говорили, стала родиной бюстгальтера. Правда, там эта волнующая деталь туалета изготавливалась из эластичной кожи и носилась исключительно для красоты – она была призвана подчеркивать линии тела.

      Римлянки модернизировали изобретение своих предшественниц. Полоска кожи, прикрывавшая грудь, расширилась и стала снабжаться шнуровкой. Теперь это был почти корсет. Причем носили его так, чтобы грудь обольстительно выглядывала из-под драпировок. 

      Позже кожу заменили на плотную ткань. Теперь грудь бинтовали, препятствуя ее росту – так было модно.

      В средние века корсеты представляли из себя аналог доспеха. Их даже начали делать из стали. Это печально сказывалось на здоровье модниц, затянутых в свои латы настолько, что невозможно было ни дышать, ни нормально двигаться. Зато у средневековых женщин отпадала необходимость следить за фигурой – они всегда имели высокую грудь и узкую талию.

      В эпоху ренессанса мода обнажаться снова пришла в Европу. Женщины стали носить пояс как можно выше – так корсаж платья приподнимался и как бы случайно раскрывался, демонстрируя всему свету женские прелести. Но корсеты носили по-прежнему.

      Кардинал Мазарини дважды пытался запретить изготовление женского белья специальными эдиктами. Правда, безрезультатно.

      Наступает XIX век. Теперь женское белье из средства коррекции фигуры и гигиены становится предметом обольщения мужчин. На нем появляются кружево, вышивка, тиснение.

      Постепенно длина панталонов уменьшается, превращая их в уже более привычные нам трусы, а корсеты заменяются тонким эластичным бюстгальтером, который не только приподнимает грудь, но и сам по себе служит украшением.

     Самая популярная одежда

      Наш рассказ об истории одежды был бы неполным, если бы мы не обратили особое внимание на такой популярный сегодня тип одежды, как джинсы.

      Их появлением мы обязаны баварскому еврею Леви Страусу, который в первой половине XIX века собрался попытать счастья в Новом Свете.

       По дороге туда этот сын портного взял с собой кучу всякой мелочи, которую и продал с выгодой прямо на пароходе. Невостребованной осталась только парусина. При высадке на землю в Сан-Франциско обескураженный герр Страус узнал, что все, что у него было куплено по дороге, оказалось продано здесь в 4 раза дороже.

      Тем не менее, осталась нереализованной парусина, и он попытался сбыть ее калифорнийским золотоискателям для изготовления палаточных тентов. Вот тут он и заметил, что тем куда больше нужна удобная одежда, чем тенты. Уже через несколько дней он предлагает им новые брюки с множеством карманов и усиленным двойным швом. Первые джинсы стоили доллар 46 центов.

      Пробная промышленная партия была выпущена в 1850 году и разошлась мгновенно. Страус тут же открыл компанию под названием «Levi Strauss & Co».

      Когда дело развернулось, к Страусу пришло письмо от портного из Невады Джейкоба Дэвиса. Он писал, что клиенты жалуются на быстрый износ ткани в углах карманов брюк и что он, чтобы по сто раз не перештопывать, стал бить в проблемные места заклепки.

      Леви очень быстро сообразил, какие прибыли сулит ему эта идея, и за бесценок выкупил патент на нее у Дэвиса. 20 мая 1873 года джинсы приобрели тот вид, к которому мы с вами привыкли. Еще через 13 лет на джинсах появился кожаный лейбл, сохранившийся до сих пор.

      Кстати, родной цвет модной одежды не синий, как думают многие, а серый. Синими джинсы стали уже позже, благодаря новой ткани из Нима, которую так и называли – «Деним».

      В середине XX века у «Levi Strauss & Co» появились конкуренты. Основным стала компания «Wrangler», сделавшая ставку на сельских жителей. Именно эту марку предпочитали знаменитые американские ковбои. 

      Но фирма, основанная Страусом, не растерялась. Они стали позиционировать джинсы как повседневную, а не рабочую одежду, и после Второй мировой войны пришли на европейский рынок.

      И вот тут начался настоящий джинсовый бум. Вскоре многие дома мод стали производить эту одежду: «Calvin Klein», «Diesel», «Gap», «Guess», «Mustang», «Polo», «Tommy Hilfinger», «Zara» – так что компания-основатель постепенно стала терять позиции. Последний удар по монополисту был нанесен, когда на рынке появились женские модели джинсов («Levi Strauss & Co» позиционировали джинсы как мужскую одежду).

      Тем не менее, «Левайс» сегодня – самый дорогой джинсовый брэнд в мире. Он оценивается в 4,2 млрд. долларов, а настоящие джинсы от Страуса «Классика. Модель № 501» как и 150 лет назад можно отличить по красной нити, проложенной в боковом шве.

     

     В Японии специалисты из компании «Teijin Wow» разработали джинсы Amino. Особенность их состоит в том, что они пропитаны аминокислотами, замедляющими процесс старения, увлажняющими кожу и защищающими ее от бактерий. Действие таких чудо-брюк длится 2 года. В магазины уже попала первая партия – 40 тыс. пар.

     

     Самые дорогие джинсы: 85 000 долларов. Изготовлены фирмой «Левайс», украшены золотом и бриллиантами.

     

     





Спешите подписаться на журнал “Планета”!