В море человека всегда подстерегало множество таинственных опасностей. Это и малоизученные воды и рифы, и волны-убийцы, и легендарный пояс Дьявола, и водовороты, и подводные вулканы. Всего и не перечислишь. И говоря об опасностях, которые могут подстеречь моряка в дальнем плавании, нельзя не упомянуть и загадочный остров Сейбл.

Этот небольшой остров расположился в Северной Атлантике неподалеку от берегов Новой Шотландии и вот уже не одно столетие вселяет ужас в сердца мореплавателей. И неудивительно, ведь у его берегов погибло множество кораблей. Кто-то называет цифру 350, другие исследователи верят, что Сейбл стал последним приютом по меньшей мере для 500 судов. Так что это мрачное и таинственное место по праву снискало дурную славу и множество нелестных прозвищ. Остров Сейбл называют «пожирателем кораблей», «кладбищем кораблей» или «кладбищем Атлантики», «островом кораблекрушений», «островом-призраком».

Этот почти плоский, длинный и узкий островок едва виден с моря, так что сесть у его берегов на мель несложно, особенно в плохую погоду. Но самая страшная особенность Сейбла в том, что он постоянно меняет свое местоположение. Так что ни одна даже самая точная карта не помогает морякам миновать опасное место. А зыбучие пески у побережья способны полностью поглотить даже самое большое судно.

Остров-призрак

Остров Сейбл находится примерно в 180 км к юго-востоку от города Галифакс в Новой Шотландии. Официально этот клочок суши принадлежит Канаде. Образовался странный остров неподалеку от материковой отмели как раз в том месте, где холодное Лабрадорское течение встречается с теплым Гольфстримом. Многие ученые считают, что эти потоки и стали причиной появления такого необычного островка: за прошедшие века они образовали на морском дне гигантскую песчаную серповидную насыпь, вершина которой и стала, судя по всему, островом Сейбл. Он имеет форму удлиненного полумесяца, протянувшегося в море с востока на запад. Размеры его совсем невелики – около 42 км в длину и всего 1,5 км в ширину в самом широком месте.

Преобладающий рельеф островка – дюны и песчаные холмы, только кое-где перемежающиеся участками земли с травянистой растительностью. Есть здесь и несколько озер, самое большое из которых, озеро Уоллеса, имеет глубину 4 м. И хотя здешние озера не сообщаются с океаном, вода в них все равно солоноватая, потому что во время штормов высокие волны без труда перехлестывают через узкие участки суши, отделяющие озера от океана. А самый большой холм на острове носит название Риггин-Хилл и возвышается над уровнем моря всего на 34 м.

Сейбл почти невидим с моря, тем более что его пески имеют необычное свойство – они идеально подстраиваются под цвет океанской воды. Этот удивительный оптический эффект – главная причина гибели судов у побережья: рассмотреть эту узкую полоску суши удается только в очень ясную погоду, которая здесь бывает не часто. Приблизиться к островку можно только в июле – попробовать подойти на шлюпке, если умелая команда гребцов сумеет обойти рифы и мели, которые окружают Сейбл со всех сторон. Все остальное время года здесь стоит жуткое ненастье, дуют сильные ветры, идут дожди и шторм следует за штормом. Каждой буре на Сейбле, по легенде, обычно предшествует необычайно красивый и ослепительный восход солнца. А потом в одночасье небо закрывает пелена свинцовых туч, за которыми мгновенно скрывается солнце, налетает ветер и поднимаются высокие волны.

Издавна моряки из уст в уста передавали страшные рассказы о проклятом острове Сейбл и старались обходить его стороной. Но сделать это удавалось далеко не всегда: таинственный клочок суши все время движется, порой возникая там, где его не ждали увидеть.

Обычный остров в океане является вершиной подводной горы или вулкана, которые располагаются на тектонической плите. Так что и движутся они, как правило, со скоростью тектонических плит – в среднем всего по несколько миллиметров в год. Но Сейбл – загадочное исключение. Дело в том, что его западная оконечность под непрерывным воздействием сразу двух атлантических течений постепенно размывается и исчезает, а восточная – наоборот, намывается и удлиняется. Так и получается, что остров непрерывно движется на восток, смещаясь то к югу, то к северу, и постепенно удаляясь от берегов Новой Шотландии. Ученые сумели подсчитать, что за последние 200 лет он отдалился от материка почти на 40 км. Сейчас средняя скорость его движения – 230 м в год.

Закономерно, что и на картах местоположение и очертания острова Сейбл все время меняются, а данные о нем устаревают всего за несколько лет. Так, на французских, английских и итальянских картах XVI века длина острова варьируется от 150 до 200 миль, или, иными словами, от 278 до 370 км. А вот в 1633 году голландский географ Иоханн Ласт написал: «…остров имеет в окружности около 40 миль, море здесь бурно и мелководно, гаваней нет, остров получил дурную славу как место постоянных кораблекрушений».

Основываясь на этой информации, многие ученые прочили Сейблу скорое исчезновение. Последний раз такое предположение было выдвинуто 40 лет назад. Однако с тех пор таинственный остров не только не уменьшился в размерах, но даже стал длиннее на 3 км. Объяснить этот природный феномен никто не может.

Кроме того, постоянно меняющиеся очертания береговой линии уже сами по себе несут опасность морякам. Например, в начале ХХ века на севере острова образовалась небольшая удобная гавань, в которой начали швартоваться рыболовецкие суда, промышлявшие в этом районе. Однако очередной налетевший шторм захлопнул в этой бухте сразу две шхуны. Так что бывшая бухта теперь стала одним из озер острова.

Но главная опасность, которая подстерегает мореходов у острова Сейбл, – даже не его непредсказуемое и изменчивое положение, а зыбучие пески. Даже севший на мель корабль можно попытаться спасти, подлатав его и стащив обратно в океан. Но пески Сейбла не дают морякам такой возможности – эта удивительная океанская трясина буквально пожирает все, что попало к ней в плен. Чтобы полностью поглотить даже самый большой корабль, ей понадобится не больше 2 – 3 месяцев. Достоверно известно, что в здешних песках бесследно исчезали огромные пароходы водоизмещением свыше 5000 т и длиной до 150 м.

Так, в 1898 году возле острова Сейбл потерпел крушение французский пароход «Ла Бургонь». Это печальное событие произошло 4 июля. Вскоре о нем узнали на материке, и известный американский ученый Александр Грэхэм Белл решил отправиться на выручку потерпевшим бедствие. Он надеялся, что часть людей с парохода спаслась, добралась вплавь до Сейбла и ожидает там помощи. Так что спешно организовал спасательную экспедицию на свои личные средства и вскоре прибыл на остров. К сожалению, выяснилось, что спасшихся с «Ла Бургонь» здесь нет и не было. Но ученый решил потратить несколько недель на изучение загадочной суши. Поселившись в небольшом домике, где обитали двое местных жителей – смотритель маяка Бутилье и спасатель Смолкомб, Белл многое у них разузнал. И в конце июля он сделал такую запись в своем журнале: «Барк «Крафтон Холл» сел на мель в конце апреля этого года. Великолепное судно казалось невредимым, если не считать, что его корпус в середине треснул. Сегодня пески поглотили жертву полностью». А изучив документы смотрителей маяка, сохранившиеся на спасательной станции острова, Белл заметил неутешительную статистику: каждые 2 года здесь терпели крушение в среднем 3 судна. А это ни много ни мало 150 кораблей только начиная с 1800-го – именно тогда была сделана первая официальная запись в журнал смотрителя острова.

Так остров Сейбл стал самой большой братской могилой моряков Атлантики, где нашли свой последний приют суда всех стран и времен. Их полуистлевшие остовы время от времени медленно поднимаются на поверхность зыбучих песков и снова тонут в них, довершая собой мрачный пейзаж «Атлантического кладбища кораблей».

Кто открыл плавучий остров?

Кем и когда был открыт злополучный остров, доподлинно неизвестно. За право считаться первооткрывателями Сейбла борются норвежцы, англичане и французы. И даже само его название вызывает в ученых кругах немало споров.

Так, норвежцы утверждают, что первыми на небольшой плавучий островок больше 1000 лет назад наткнулись отважные викинги, бороздившие эти воды задолго до Колумба. Однако никаких подтверждений своим словам норвежские географы и историки предоставить не могут.

В свою очередь, англичане считают, что Сейбл был открыт английскими китобоями или рыбаками, которые плавали возле побережья Ньюфаундленда в поисках косяков трески и палтуса. При этом британские географы ссылаются на название острова и утверждают, что оно происходит от английского sable, что в переводе означает «соболь». И пусть эти маленькие зверьки на песчаном острове никогда не водились, исследователи считают, что длинный изогнутый остров напомнил мореходам прыгающего соболя. Другая группа английских этимологов, впрочем, считает, что современное название острова – просто исторический ляп. И раньше остров назывался иначе – Sabre, что значит «сабля». Но какой-то непутевый картограф, копируя одну из карт, описался и вместо буквы R написал L. А следующая копия была сделана уже с этой новой карты с опиской – и покатилось. К слову, изогнутый полумесяцем остров и впрямь напоминает по форме ятаган или морскую саблю.

Однако большая часть современных географов и историков сходится во мнении, что остров Сейбл открыл французский путешественник Жан де Лери. Этот исследователь в 1508 году отправился в плавание из Европы к так называемой Земле Бретонцев, которая впоследствии и получила название Новая Шотландия. Так что его путь как раз пролегал мимо зловещего острова. Сторонники этой версии утверждают, что именно де Лери и дал новому острову французское название Sable. Очень просто и логично, ведь по-французски sable означает всего-навсего «песок».

Тайны острова Сейбл

Итак, изменчивый и коварный Сейбл во все времена был местом гибели множества кораблей.

Его первой официально задокументированной жертвой в далеком 1583 году стало английское судно, носившее имя «Восторг». Оно входило в состав экспедиции Хамфи Гилберта, направлявшейся к берегам Нового Света. Однако во время небольшого шторма из-за плохой видимости корабль протаранил пески острова Сейбл и намертво сел здесь на мель. К счастью весь его экипаж был спасен и доставлен на другие суда экспедиции, а вот сам «Восторг» бесследно сгинул в здешних зыбучих песках.

Последней добычей песков острова Сейбл долгое время считался пароход Manhasset, севший здесь на мель в 1947 году, пока в 1999-м году здесь же не потерпела крушение небольшая яхта Merrimac – ее навигационные приборы дали сбой и не показали на экране радара коварную сушу.

Другие жертвы таинственного острова указаны в самых разных исторических документах, например, в многочисленных томах «Летописи кораблекрушений», морских хрониках и судовых журналах. Так что можно смело утверждать, что здесь под тоннами песка покоятся гордые драккары отважных викингов, огромные галеоны испанцев и португальцев, рыбацкие гулеты, прочные просмоленные корабли китобоев, английские смэки, тяжелые трехмачтовые парусники Вест-Индской компании, легкие американские клиперы и даже современные яхты и пароходы.

Однако богатая коллекция судов, затонувших в песках Сейбла, отнюдь не ограничивается задокументированными случаями. Иногда здешние песчаные отмели и дюны открывают взору ученых и исследователей свои многочисленные богатства – останки древних кораблей.

В конце 70-х годов прошлого века после очередного шторма из песка показался нос американского судна, бесследно исчезнувшего еще в середине XIX столетия вместе со всем грузом и командой. Четверть века назад здесь же обнаружили то, что осталось от американского клипера, который пропал без вести в начале прошлого столетия. Впрочем, изучить его так и не успели – три месяца спустя он снова скрылся под песчаными дюнами острова. Время от времени эти пески выталкивают на поверхность и снова прячут и другие необычные экспонаты: сломанные мачты и реи парусников, пароходные трубы, котлы, куски проржавевших океанских лайнеров и даже подводных лодок.

Одно из самых значительных событий, случившихся на острове Сейбл и прогремевших по всему миру, произошло незадолго до Второй мировой войны. Во время весенних штормов в районе острова несколько дней подряд бушевала непогода. Шторма были настолько сильными, что сняли с поверхности сотни тонн песка, а прямо посередине острова большой смерч образовал огромную яму. Так что высадившаяся на Сейбл сразу после штормов научная экспедиция с удивлением обнаружила на дне природного котлована останки 8 судов. Но больше всего поразило ученых то, что под обломками шхуны «Святая Луиза» был обнаружен остов… римской античной галеры! Все ученое сообщество было крайне удивлено этим фактом, ведь найти корабль той эпохи у самого побережья Канады – не шутка. Но пока ученые размышляли над случившимся и готовили к отправке на остров экспедицию по подъему древнего судна на поверхность, разразился очередной жуткий шторм. И когда он утих, выяснилось, что гробница погибших кораблей снова занесена тоннами песка.

Разумеется, эта галера, да и любой другой корабль, похороненный на острове Сейбл, – бесценная находка для любого ученого. Неудивительно, что сюда неоднократно отправляли научные экспедиции. Однако таинственный остров не желает делиться с людьми своими тайнами, и провести здесь раскопки совсем не просто. «Кладбище кораблей Атлантики» надежно хранит свои тайны, и любые попытки начать тут раскопки или исследования неизменно оканчиваются неудачей. Котлованы осыпаются, их затягивает песком буквально на глазах, а ямы поменьше немедленно заполняет океанская вода.

Но даже несмотря на это, Сейбл – кладезь уникальных и бесценных экспонатов для многих музеев мира. А дома у каждого обитателя загадочного острова можно увидеть целую коллекцию удивительных предметов, ведь найти в песчаных дюнах ржавый якорь, абордажный крюк, старинный мушкет или саблю и самые разнообразные старинные монеты совсем не сложно. Например, в 1963 году смотритель здешнего маяка отправился на послеобеденную прогулку и нашел в песке прекрасно сохранившийся человеческий скелет, бронзовую пряжку от сапога, ствол мушкета, несколько пуль и дюжину золотых дублонов чеканки 1760 года. А другой смотритель нашел в песке толстую пачку английских фунтов стерлингов, напечатанных в середине прошлого века.

Подсчеты некоторых исследователей показывают, что стоимость покоящихся в песках острова Сейбла сокровищ составляет по меньшей мере 2 млн. фунтов стерлингов. И это только учитывая имущество тех кораблей, о крушениях которых у острова Сейбл сохранились хоть какие-то сведения. Кроме того, в этих выкладках не учитывается историческая ценность покоящихся под слоем песка предметов.

Обитаемый остров

Несмотря на всю свою непривлекательность, остров Сейбл не всегда был необитаемым. Эта узкая полоска суши время от времени становилась для кого-то настоящим домом.

Самыми частыми гостями и поселенцами Сейбла были, конечно же, моряки, потерпевшие кораблекрушение у его берегов. Они строили себе хижины из обломков полузатопленных судов, жгли костры, пили воду из местных озер и охотились на морских котиков. К тому же побывавший на острове Жан де Лери оставил здесь несколько коров и быков, и животные, на удивление, не только прижились, но и расплодились. Так что условия для жизни на страшном острове были довольно сносными. Однако попавшие сюда моряки напрасно ждали спасения – другие корабли отказывались подходить к коварному берегу, а случайно оказавшиеся поблизости суда почти наверняка ждала такая же печальная участь.

И все же на острове бывали смельчаки, которых не отпугивала даже его дурная слава, – морские разбойники и прочие искатели приключений. Ходит немало легенд о том, что тот или иной пиратский капитан спрятал на проклятом острове свои несметные сокровища. Кроме того, охотники за наживой специально разводили на острове сигнальные огни, чтобы привлечь и заманить в песчаную ловушку торговцев, а потом основательно порыться в их трюмах. Из-за этого многие суеверные жители Ньюфаундленда и Новой Шотландии считали Сейбл проклятым местом, где жили злые духи.

А в 1598 году остров неожиданно обзавелся и постоянными жителями. Именно тогда капитан французского корабля маркиз Де ла Рош направлялся к берегам Новой Шотландии, чтобы основать там колонию. Однако судно его попало в шторм и лишилось части груза, необходимого для выживания будущего поселения. Так что маркиз был вынужден повернуть назад и, проплывая мимо острова Сейбл, решил избавиться и от лишних ртов – он вез с собой каторжников, которые должны были стать дешевой рабочей силой. Так на острове появилась колония из 48 преступников. Чтобы немного успокоить свою совесть, Де ла Рош оставил новоявленным «поселенцам» полсотни овец.

О ссыльных вспомнили только спустя 7 лет, и король Франции лично подписал их помилование. Летом 1605-го посланный за ними на Сейбл корабль доставил в Шербур всех, кто к тому моменту остался в живых, – 11 почти потерявших человеческий облик дикарей, одетых в овечьи шкуры. Пятеро из них сразу же обратились с прошением к королю: «Ваше Величество, позвольте нам вернуться на остров…». Растроганный Генрих IV не только объявил этих пятерых свободными поселенцами и разрешил им жить на Сейбле, но и приказал снабдить их всем необходимым для официального основания там крохотной французской колонии. Так что, когда в 1635 году возвращавшийся из Коннектикута в Англию корабль потерпел крушение у коварных берегов, весь его экипаж был спасен и вскоре доставлен на материк этими колонистами.

Увы, поселение было слишком мало, чтобы постоянно существовать без помощи извне и со временем зачахло и полностью вымерло. А кораблекрушения продолжались с завидным постоянством. Последней каплей стала потеря в этих водах трех английских судов.

Сначала у острова Сейбл затонул корабль «Фрэнсис», на котором перевозили личные вещи герцога Йоркского – золото и драгоценности, дорогую мебель, столовое серебро, книги и карты из личной библиотеки. Всего год спустя в зыбучих песках погибло судно «Принцесса Амелия», а сразу же следом за ним и пришедший ей на выручку корабль. После этого власти Англии решили оборудовать на острове спасательную станцию. В 1802 году здесь появился первый маяк, рядом расположился крепко сбитый сарай, где на деревянных полозьях стоял надежный китобойный вельбот. Рядом была небольшая конюшня. Ежедневно остров верхом объезжали 4 спасателя. Они должны были следить за прибрежными водами, а заметив терпящее бедствие судно, оказать морякам помощь. Даже в современных лоциях сохранилось сделанное еще в те времена примечание: «Если судно окажется на мели близ острова Сейбл, команде следует оставаться на борту до тех пор, пока спасательная станция не окажет помощь. Практика показывает, что все попытки спастись на шлюпках судна неизменно оканчивались человеческими жертвами».

Маяк, построенный британцами, снизил опасность, исходящую от острова Сейбл, хоть и не сумел спасти все проплывающие мимо корабли. Да и ежедневное патрулирование приносило свои плоды. И пусть как минимум раз в год здесь терпело бедствие очередное судно, зато его команду почти всегда успевали спасти и доставить на остров в целости и сохранности.

В 1867 году Сейбл официально стал частью Канады. Канадцы решили навести порядок на вверенной им территории и через 6 лет заменили и старое здание спасательной станции, и уже сильно обветшавший британский маяк. Новые строения были куда основательнее, а старый деревянный вельбот заменили более современным. Вместо деревянного маяка в центре острова возвели сразу две ажурные металлических конструкции на обеих оконечностях остров. Но если восточный маяк после своей постройки прослужил около 100 лет, то западный не раз приходилось менять. Непокорный остров Сейбл, который сигнальные огни лишали законной добычи, боролся с ними как мог – зыбучие пески поглотили 6 вышек на западном берегу.

Удивительно, но и сегодня на острове Сейбл живут так же, как 10, 50 или даже 100 лет назад. На острове несут попеременную вахту всего около 30 человек – канадские специалисты и их семьи. К их услугам крохотная электростанция на дизельном топливе и энергии ветра, кузница и склад, мастерские, общежитие, метеорологическая станция, а в большом ангаре на рельсах стоит пара спасательных ботов. По-прежнему здесь горят два маяка, свет которых при ясной погоде виден за 16 морских миль, а один из них круглосуточно шлет приближающимся кораблям еще и радиосигналы. Все так же остров ежедневно объезжают верховые спасатели, готовые прийти на помощь тем, кто попадет в зыбучие пески.

Все для того, чтобы «кладбище кораблей Атлантики» не заполучило новых жертв.