13 сентября председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер выступил в Европарламенте с докладом «О положении Союза» – ежегодной речью, которую вот уже много лет подряд противники евроцентризма называют «попыткой внушения оптимизма».

Что и неудивительно. В то время как лидеры Европейского союза рассказывают об успехах в преодолении экономических, миграционных и прочих проблем, поразивших Европу в последнее время, их оппоненты бьют тревогу и говорят не только о финансовом кризисе и большом количестве нерешенных социальных вопросов, но и об общей утрате веры европейцев в Европейский союз. И, конечно же, в качестве самого веского аргумента своих слов приводят выход Соединенного Королевства из ЕС.

Не забыл о Великобритании и сам Юнкер, сорвавший аплодисменты зала своим заявлением о будущем для официального Лондона: «29 марта 2019 года Соединенное Королевство покинет Европейский союз. Это будет одновременно грустный и трагический момент. Мы все еще сожалеем об этом, но вы скоро тоже об этом будете сожалеть». Политик также не забыл подчеркнуть, что «брексит» однозначно не сможет помешать континентальному сотрудничеству – Европейский союз будет развиваться дальше. Речи, конечно, не новые, однако, как показывает практика, уху европейских политиков по эту сторону Ла-Манша от того не менее приятные.

К слову, о грядущем «брексите» председатель Еврокомиссии помянул не только прямо, но и опосредованно. Например, предложил начать переговоры с Австралией и Новой Зеландией и подчеркнул, что заключить с этими государствами всеобъемлющие торговые соглашения Европейский союз рассчитывает уже до конца 2019-го. В качестве модели сотрудничества Жан-Клод Юнкер привел пример СЕТА, то есть договора между ЕС и Канадой. «Европа всегда была привлекательным экономическим пространством, и с прошлого года я наблюдаю, как торговые партнеры со всего мира стучат в наши двери. Благодаря помощи вашего парламента мы смогли заключить торговое соглашение с Канадой, которое временно вступает в силу уже на следующей неделе», – подчеркнул он и, в общем-то, не погрешил против истины. Однако не стоит забывать, насколько мощное сопротивление – в первую очередь со стороны европейских аграриев, которые опасаются конкуренции – встречают подобные инициативы. Потому как противники евроцентризма не только об этом помнят, но и не упускают возможности использовать подобные настроения среди представителей региональных промышленных комплексов, чтобы положить в свою копилку несколько дополнительных очков популярности.