Отсюда около 300 км до моря, однако оно наложило отпечаток на местный континентальный климат: зимы здесь снежные и относительно мягкие, лето короткое, прохладное и дождливое – наибольше количество осадков выпадает в июле. Пожалуй, лучшее время года в Вильнюсе – это весна или осень, хотя это место всегда полно каким-то особым очарованием.

Несмотря на свой статус, этот город лишен столичной суеты и сразу покоряет своей неторопливостью и уютом. Здесь можно гулять часами – и древний Вильнюс будет продолжать удивлять.

Осмотр интереснее всего начинать с того места, где он был основан. Согласно преданию, литовский князь Свинторог повелел после смерти сжечь его тело там, где река Вильняле (Вильня) впадает в реку Нерис (Вилию), и впредь только там совершать обряды погребения. Место получило название долины Святого Рога (Швянтарагис).

Спустя годы литовский князь Гедимин охотился в лесах, окружавших долину Святого Рога, и на ночь разбил лагерь у реки. Во сне он увидел огромного железного волка, который стоял на горе и выл, как сто волков. Призванный истолковать сон колдун Лиздейка объявил, что на этом месте надлежит основать город, который станет столицей литовских земель, и слава его будет слышна во всех окрестных землях, как грозный вой ста волков.

В письме от 25 января 1323 года князь Гедимин называет Вильну своей столицей. Эта дата и считается датой основания города. Тогда он представлял собой комплекс из трех замков: Верхнего, стоящего на Замковой горе, Нижнего, у ее подножия, и Кривого – на Кривой горе на противоположном берегу Вильни. Город стал резиденцией литовских князей и впоследствии столицей Великого княжества Литовского. В 1387-м польский король и литовский великий князь Ягайло пожаловал Вильне магдебургское право.

Верхний замок в те времена был деревянным, но достаточно крепким, чтобы сдерживать вражеские атаки. В XIV веке крестоносцы подступали 8 раз, но смогли уничтожить только Кривой замок. Последний поход на Вильнюс был совершен в 1402 году. Потом город не видел у своих стен чужеземных войск 250 лет.

Гедимин правил Литовским княжеством четверть века. В годы его правления территория Литвы увеличилась вдвое. Он пригласил купцов и ремесленников из других стран, пообещав им свободу веры. А в начале XV века внук Гедимина князь Витовт призвал также караимов и крымских татар, чьи поселения позже стали частью оборонительной линии Вильни. И уже в 1563-м в маленькой Литве провозгласили полную свободу вероисповедания.

В 1996 году у подножия Замковой горы установлен памятник князю Гедимину. К слову, это единственная в мире конная статуя, изображающая всадника отдельно от лошади. Правда, местные острословы подтрунивают над скульптурой и ее расположением: князь, дескать, засиделся в печально знаменитом кафе-«стекляшке», что в парке позади скульптуры, и теперь ищет своего коня, который на самом деле бредет за ним…

Башня Гедимина, символ современного Вильнюса, сохранилась до наших дней. Сейчас здесь расположен музей. Подняться на гору можно пешком по мощеной булыжником дорожке или на фуникулере, который находится на набережной, во дворе Национального музея. На крыше башни расположена обзорная площадка, с которой открывается потрясающий вид и на Старый город, и на реку, и на современный центр столицы. А у ее подножия, согласно одной из легенд, был похоронен один из лидеров восстания 1863-го Кастусь Калиновский. Белорусская диаспора Вильнюса ежегодно в день памяти героя устраивает шествие от места его казни к предполагаемому месту захоронения.

В XIX веке часть территории Нижнего замка стала Кафедральной площадью, на которой расположен Кафедральный собор св. Святослава и св. Владислава (Катедра) с соборной колокольней – великолепный образец классической архитектуры. Это самый важный католический храм страны: здесь проходили не только богослужения, но и государственные торжества, в том числе коронации литовских князей, а в 1927 году состоялась коронация чудотворной иконы Матери Божьей Остробрамской.

Если внимательно присмотреться к колокольне собора, можно заметить, что она состоит из 4 ярусов. Первый представляет собой одну из башен Нижнего замка, многоугольные второй и третий надстроили в XVI веке для размещения колоколов. Четвертый ярус был добавлен в начале XIX века. На колокольне расположены старинные часы, и – обратите внимание! – на них отсутствует минутная стрелка. Возможно, именно поэтому жители Вильнюса никуда не спешат, но везде успевают.

У подножия башни на площади можно найти чудо-плитку «Стебуклас». Нужно встать на нее, загадать желание и повернуться вокруг себя 3 раза. Говорят, желание обязательно сбудется.

На колокольню можно подняться и полюбоваться сверху на проспект Гедимина – бывший Георгиевский, бывшую улицу Мицкевича, улицу Адольфа Гитлера, проспект Сталина, проспект Ленина. В праздники проспект становится пешеходным – здесь проходят ярмарки, шествия, народные гулянья. Но можно двинуться и на улицу Пилес (Замковую), отведать вкуснейших блюд литовской кухни в одном из множества расположенных здесь кафе и ресторанов. Одно из фирменных блюд заведений, специализирующихся на национальной кухне – знаменитые литовские цеппелины.

Насытившись и отдохнув, двигайтесь далее по улице Пилес, любуясь на всевозможные сувениры, которыми торгуют здесь местные художники и ремесленники. Только не пройдите мимо Пятницкой церкви! Хотя свой нынешний облик она приобрела только в середине XIX века, находится церковь точно там, где в середине XIV столетия построили первый в Вильне православный храм. И, кстати, первый каменный христианский храм в столице княжества. Возвели его по желанию супруги великого князя Альгерда, витебской княжны Марии Ярославны. Именно здесь Петр I в 1705 году крестил некоего «африканца Ганнибала» – деда великого русского поэта А.С. Пушкина.

Литва всегда находилась на границе двух культур. Сначала это были язычество и христианство, позже – католицизм и православие. Православие великие литовские князья принимали до конца XIV столетия: заключали браки с русскими княжнами и отдавали своих дочерей замуж в Московию. Многие известные дворянские фамилии – Куракины, Голицыны, Хованские, Трубецкие – ведут свой род от Гедиминовичей. Но после Кревской унии 1385 года литовский князь Ягайло вступил в брак с польской королевой Ядвигой и стал королем Польши, и в Литве резко возросло влияние католической церкви.

Население нынешнего Вильнюса составляет около полумиллиона человек. На это количество жителей даже сейчас приходится порядка 30 только исторических костелов, около 15 православных церквей, старообрядческий храм, две протестантские кирхи, синагога и караимская кенасса. Можно представить, каким плавильным котлом наций и религий являлся город в прежние времена! Храмов в Вильнюсе и сегодня так много, что некоторые из них переданы национальным диаспорам.

Но мы уже вышли на улицу Аушрос Вартай.

Некогда город окружала целая система укреплений: артиллерийский бастион, крепостная стена с десятью воротами, двумя башнями и барбаканом. После того как Виленская губерния стала частью Российской империи, почти все укрепления были уничтожены по приказу императора Павла I. Сохранился лишь бастион, часть крепостной стены и Аушрос Вартай – Ворота Зари, построенные в 1522 году. Внешний фасад ворот украшает «Погоня» – исторический герб Великого княжества Литовского. А непосредственно над Аушрос Вартай расположена часовня Матери Божьей Остробрамской, где хранится чудотворная икона, почитаемая всеми христианскими конфессиями, – та самая, которую короновали в Кафедральном соборе. Даже если вы не исповедуете христианство, поднимитесь в часовню – это воистину необычное, сакральное место.

На улице Аушрос Вартай совсем рядом друг с другом находятся православный Свято-Духов монастырь, католический костел Святой Терезы, униатский храм Святой Троицы и базилианский монастырь. Легенда гласит, что некогда здесь, в дубовой роще, по приказу язычника князя Ольгерда повесили трех братьев, отказавшихся отступать от веры в Иисуса. Позже, когда Ольгерд под влиянием своей второй жены принял христианство, на месте казни великомучеников заложили церковь Святой Троицы. В 1374 году константинопольский патриарх Филофей канонизировал виленских мучеников, а частицы их мощей поместил в крест, который подарил преподобному Сергию Радонежскому, одному из самых почитаемых святых русской земли.

В 1514-м гетман Константин Острожский получил от короля Сигизмунда Старого право на постройку двух каменных церквей. За свои собственные средства на месте небольших деревянных храмов Святого Николая и Святой Троицы гетман возвел два каменных. Церковь Святой Троицы представляла собой смешение готического и византийского стилей и лишь в XVIII веке приобрела черты барокко. Тогда же появились великолепные ворота работы архитектора Глаубица.

Часть помещений монастыря некогда использовались как тюрьма, и в 1823 году здесь содержались члены тайного общества филоматов – в частности, поэт Адам Мицкевич и географ Игнатий Домейко. Камеру-келью Мицкевича узники впоследствии прозвали кельей Конрада, так как именно здесь была написана поэма «Дзяды».

«Богатство, физические преимущества и таланты всякого рода хотя и ценятся в Литве, не могут, однако, сравниться с достоинством хорошего талмудиста…» – говорят здешние старожилы. В Старом городе, где ранее находился еврейский квартал, установлен бюст старца с великолепной окладистой бородой. Это виленский Гаон рабби Элияху – раввин, каббалист, математик, общественный деятель.

«Гаон» в переводе с иврита означает «гений». Легенда гласит, что в 6-летнем возрасте он уже выступал в главной синагоге, причем послушать его собралась почти вся община. А через год «уже не было никого, кто мог бы учить его», и с 7 лет до самой старости он самостоятельно работал над собой, уделяя сну не более трех часов в сутки, а все остальное время посвящая учению. Слава его мудрости была столь велика, что еврейская община взяла на себя расходы по содержанию семьи Гаона. В его честь названы улицы не только в Вильнюсе (Гаоно гатве), но и в Израиле: Ришон-ле-Ционе (А-гаон ми-Вильна) и Иерусалиме (АГРА).

Там же, в бывшем еврейском квартале, возле маленького скверика, есть скульптура, изображающая мужчину в пальто и шляпе и девочку с котенком на руках. Это памятник доктору Цемаху (Тимофею Иосифовичу) Шабаду. Этот удивительный человек послужил прообразом доктора Айболита. Корней Чуковский был знаком с доктором и дважды гостил в его вильнюсской квартире. В архиве писателя есть такая запись: «Был это самый добрый человек, которого я знал в жизни. Придет, бывало, к нему худенькая девочка, он говорит ей: «Ты хочешь, чтобы я выписал тебе рецепт? Нет, тебе поможет молоко. Приходи ко мне каждое утро и получишь два стакана молока». Дети не только сами приходили к нему, но и приносили больных животных… Как-то утром пришли к доктору трое плачущих детей. Они принесли ему кошку, у которой язык был проткнут рыболовным крючком. Кошка ревела. Тимофей Осипович вооружился щипцами, вставил кошке в рот какую-то распорку и очень ловким движением вытащил крючок. Вот я и подумал, как было бы чудно написать сказку про такого доброго доктора. Так у меня и написалось: «Приходи к нему лечиться // И корова, и волчица…»

Доктор Цемах Шабад родился в Вильнюсе, окончил Московский университет, продолжил учебу в Германии, работал в Астрахани, когда там случилась эпидемия холеры, во время Первой мировой войны служил военным врачом. В Вильнюсе после войны имел частную практику, бедных лечил бесплатно, основал детские оздоровительные лагеря и приюты для сирот. Считается, что благодаря доктору Шабаду, его санитарно-просветительской работе, в годы гитлеровской оккупации в еврейском гетто Вильнюса не было вспышек инфекционных болезней. Самому же доктору не суждено было узнать ужасы Холокоста. Он умер в 1935 году от заражения крови. За его гробом шло 30 тыс. человек. Магазины и государственные учреждения в тот день не работали.

Еще одно место, которое непременно нужно посетить в Вильнюсе – это университет. В 1570 году в городе была открыта коллегия иезуитов, которая в 1579-м при поддержке короля Стефана Батория и папы римского Григория XIII была преобразована в «Академию и университет Виленский общества Иисуса». Это учебное заведение стало важнейшим научным и культурным центром Литвы. Считается, что по уровню образования оно не уступало университетам Праги, Кракова, Вены и Рима. На протяжении 200 лет (до открытия Московского и Санкт-Петербургского) Виленский был самым восточным университетом. Один из иезуитов писал: «Не следует забывать, что отсюда нам широко открываются двери в Московию, а оттуда через татар мы сможем достичь и Китая. Кроме того, не стоит забывать о Швеции и Ливонии».

Ансамбль Вильнюсского университета состоит из 12 корпусов, образующих 13 внутренних дворов разных размеров, костела святых Иоаннов и колокольни, на которой находится самая высокая обзорная площадка Старого города. В колокольне установлен скоростной лифт, но многие туристы предпочитают пользоваться старинной дубовой лестницей – поднимаясь по ней, можно дотянуться до колокольных веревок и позвонить в колокол. Башня не отапливается, поэтому в зимнее время она для осмотра закрыта.

Рядом находится здание, в котором некогда располагалась резиденция виленского архиепископа, а позже – генерал-губернатора. Ныне это Президентура – президентский дворец.

Костел Святой Анны – еще одно место, куда, несомненно, следует сходить. Говорят, что Наполеон был поражен красотой этого храма и сокрушался, что не может забрать его с собой в Париж. Впрочем, восхищение не помешало императору разместить в костеле кавалерийский отряд. Бравые французы уничтожили все деревянное убранство. Фасад храма не имеет аналогов не только в Литве, но и во всей Восточной Европе и считается одним из лучших достижений готической архитектуры. Небольшой, с многочисленными декоративными башенками и стрельчатыми окнами, костел выглядит необыкновенно изящным и воздушным. Считается, что на фасаде нет двух кирпичей, расположенных под одинаковым углом. Кажется, его можно рассматривать бесконечно.

Сейчас в храме находится 14 алтарей с деревянными фигурами святых, несколько десятков красивейших надгробий, самое старое в Литве распятие, созданное неизвестным мастером в XIV веке. Архитектурный ансамбль костела Св. Анны и церкви бернардинцев представляет собой уникальную смесь готики и классицизма.

А отсюда рукой подать до государства в государстве – Республики Ужюпис.

Ужюпис (Заречье) – не просто богемный квартал. Это невероятная смесь Монмартра и Ватикана – отдельное государство в центре города, имеющее свой флаг, гимн, конституцию, президента и даже армию, состоящую аж из 12 человек! Правда, пограничный контроль здесь действует всего раз в году – 1 апреля, когда у посетителей проверяют паспорта, а на главной площади Ужюписа проходят гулянья и армия устраивает парад.

Первые упоминания об этом квартале встречаются в XIV столетии – тогда район был населен преимущественно кожевниками и мельниками: рядом протекает река Вильняле, что позволяло вымачивать кожу и молоть зерно. Здесь же проживала городская беднота, но за проезд по мостам через реку взималась плата. Так что можно сказать, что Ужюпис всегда имел свой бюджет. В XIX веке тут начали селиться представители мелкой буржуазии, мещанства, служащие, а также военные невысоких чинов, но по-прежнему преобладали бедные горожане. Из известных личностей, проживавших здесь тогда, можно назвать польского поэта Ильдефонса Галчинского и создателя ВЧК Феликса Дзержинского.

Ужюпис расположен в самом центре Вильнюса: между кварталами Старого города с одной стороны, горой Трех Крестов с другой и промышленной зоной советских времен с третьей. К концу эпохи социализма это место было почти заброшено. Но в 90-х годах прошлого века сюда стала стекаться местная богема – художники, музыканты, литераторы-авангардисты и прочие представители вольных профессий. И неожиданно район обрел популярность: недвижимость взлетела в цене, скромные лавочки превратились в модные галереи. Сегодня чашка кофе или бокал пива в Ужюписе стоят в 2 – 3 раза дороже, чем в аналогичных заведениях в остальных частях Вильнюса.

В этом квартале есть и архитектурные достопримечательности, такие, как дворец Гонестов, монастырь бернардинок. Но главное в Ужюписе – разнообразные галереи, клубы, кафе, где можно послушать музыку, стихи, посмотреть спектакли, перформансы, выставки… Здесь граффити на глухой стене в маленьком дворике изображает танцовщиков Матисса, а на проволоке, протянутой от дома к дому, развешены предметы дамского туалета, из проволоки же изготовленные.

Творчество художников отнюдь не концентрируется только в этом квартале: наоборот, оно выплескивается за его пределы. Например, граффити на улице Бокшто или арт-проект художницы Эгле Вертелкайте на улице Литерату.

Литерату (Литературная, ранее Покровская) представляет собой узкий и короткий переулок в десяток домов. Некогда тут размещалась типография, вокруг которой в XIX веке появилось несколько книжных лавочек, – отсюда и произошло название. Здесь, в доме №5 у родителей своего друга Казимира Пясецкого останавливался Адам Мицкевич, приезжая из Ковно (Каунаса) в 1823 году. А 28 мая 2009-го здесь была открыта «Стена литераторов» – художники и скульпторы начали безвозмездно дарить улице настенные экспонаты: картины, скульптуры, инсталляции из металла, стекла, керамики, камня и других материалов, посвященные писателям и их отдельным произведениям. Ныне в стены вмонтировано более 100 объектов. Если рассматривать каждый, на тихой короткой улочке можно провести не один час.

Организаторы проекта хотели сделать улицу Литерату одной из своеобразных достопримечательностей Вильнюса, которую будут посещать туристы и любить жители города. И кажется, им это вполне удалось.

А еще Вильнюс – город ангелов. Небольшие фигурки белых улыбающихся ангелочков можно увидеть в самых неожиданных местах. Один, например, находится в аэропорту – охраняет путешественников. Другой наблюдает за перекрестком с крыши ближайшего киоска. Фигурки очень легкие, их можно перенести на другое место – туда, где в данный момент требуется их ангельское присутствие. Создает ангелов скульптор Вайдотас Рамошка. В 2009 году, в канун празднования тысячелетия Литвы, 20 ангелочков разлетелись по 20 европейским столицам, где теперь так же, как и в своем родном городе, оберегают и радуют людей.

Таков Вильнюс, каким увидели его мы. И пусть он лишен блеска, лоска и деловитой суеты иных мегаполисов, его удивительная атмосфера необъяснимо притягивает. Побывав тут однажды, всегда с удовольствием возвращаешься в этот добрый, неторопливый и уютный город, где органично переплелись старина и современность.