По образу и подобию

                Как только новая, оригинальная идея превращается в популярный и успешный с коммерческой точки зрения проект, сразу же появляется немалое количество желающих пойти по проторенной дорожке. По сути, так случилось с Facebook, породившим бум социальных сетей. Например, русскоязычным интернет-пользователям хорошо известен такой сайт, как «ВКонтакте», который до сих пор даже внешне чем-то напоминает детище Марка Цукерберга. А на заре времен сходство было еще большим. С другой стороны, его создатель Павел Дуров, в общем-то, и не отрицает, что идеи для своего проекта он черпал в сети Facebook.

                В начале 2000-х Дуров – который уже был известен как разработчик и администратор так называемых сайтов-копилок, на которых студент может быстро найти материалы для подготовки к сессии, шпаргалки или даже ответы на экзаменационные билеты, – задумался о создании единой крупной площадки, которая смогла бы объединить русскоязычное интернет-сообщество. Вариант обычных форумов Дуров отверг хотя бы потому, что их участники традиционно регистрируются там под вымышленными именами (никнеймами), а потому два знакомых в реальном мире человека могут долгое время общаться между собой и не знать, с кем имеют дело. Изначально Павел и его соратники попробовали просто добавить в профили пользователей дополнительные графы, в которых можно было указать свои имя, фамилию, вуз, факультет и период обучения, однако нововведение не пользовалось спросом. Проект зашел в тупик и требовал поиска новой формы и свежих идей. На дворе шел 2006-й… и как раз в это время, по рассказам Дурова, из США вернулся его друг, который и рассказал ему о Facebook.

                Альфа-версия социальной сети «ВКонтакте» появилась уже в начале лета того же года. В сентябре началось бета-тестирование проекта. 1 октября было зарегистрировано доменное имя vkontakte.ru. Официальной датой запуска считается 10 октября, а в ноябре Павел Дуров объявил на форуме студентов СПбГУ, владельцем которого являлся он сам, о создании «закрытого приложения к форуму». Изначально регистрация «ВКонтакте» велась только по приглашению и в обязательном порядке требовала указания настоящих имени и фамилии. Свободная регистрация была открыта к концу 2006-го, а вместе с ней стартовала и массовая рекламная кампания новой социальной сети. Весь следующий год проект стремительно развивался – с конца февраля до середины ноября число его пользователей выросло со 100 тыс. до более чем 3 млн. Как результат, «ВКонтакте» обошел по посещаемости появившуюся чуть раньше, в марте 2006 года, сеть «Одноклассники», принадлежащую Mail.Ru Group. Павлу Дурову в октябре 2007-го исполнилось 23 года.

                Сейчас «ВКонтакте» является крупнейшей социальной сетью в Европе. Штаб-квартира компании находится в Санкт-Петербурге, однако существуют еще офисы в Москве и Киеве. Сайт доступен на многих языках, однако русский по-прежнему занимает лидирующие позиции. Согласно данным на январь 2017 года, среднесуточная аудитория составляет более 87 млн. посетителей. Всего же в этой социальной сети зарегистрировано более 410 млн. учетных записей. Когда-то «ВКонтакте» позиционировался как площадка для объединения студентов и выпускников российских вузов – теперь создатели называют его «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». Сайт позволяет своим пользователям не только размещать новости на своих страницах или отправлять текстовые сообщения друг другу, но и создавать группы, страницы для различных событий и публичных мероприятий, обмениваться фотографиями, аудио- и видеозаписями, играть в браузерные игры.

«Социальная сеть»

                История Facebook и биография ее создателя Марка Цукерберга легли в основу художественного фильма Дэвида Финчера «Социальная сеть». Сценарий для него был написан Аароном Соркиным по книге Бена Мезрича «Миллиардеры поневоле: как создавался Facebook, история о сексе, деньгах, гениальности и предательстве». В США релиз фильма состоялся 1 октября 2010 года, и в течение первых двух недель картина безоговорочно лидировала в национальном прокате. При бюджете в 40 млн. долларов кассовые сборы к концу 2010-го приблизились к 200 млн.

                Что интересно, никто из работающих в Facebook людей, включая основателя сети Марка Цукерберга, в создании фильма участия не принимал. Более того, прототипы главных героев дистанцировались от картины, заявив, что она «не про них». Важное место в фильме занимает конфликт между ее создателями, но сопоставить показанное на экране с реальными судебными баталиями крайне сложно, потому как процесс велся в закрытом режиме, а все его участники подписали соглашение о неразглашении.

                Мезрич, правда, утверждает, что источником большей части материалов для книги стал Эдуардо Саверин и его рассказы о том, как создавалась данная сеть и как потом он потерял все. Но встретиться лично с Цукербергом писателю так и не удалось. К слову, Мезрич не раз отмечал, что руководитель Facebook Inc. для него – личность парадоксальная: «Марк стал самым молодым миллиардером на планете, но при этом всегда был равнодушен к материальным проявлениям успеха: никаких «Феррари», личных самолетов или домов с 15 спальнями у него нет».

«Код Дурова»

                Не исключено, что в ближайшее время в прокат выйдет и лента о социальной сети «ВКонтакте», хотя сам Павел относится к этой идее негативно. Основой для сценария картины станет книга Николая Кононова «Код Дурова», считающаяся первой опубликованной и наиболее полной биографией «российского Цукерберга». Произведение во многом является документальным, основанным на реальных фактах и интервью.

                По словам Кононова, замысел книги родился у него во время работы в журнале Forbes – к слову, в 2011 году это издание поместило Дурова на третью строку списка «9 самых необычных российских бизнесменов – сумасбродов, чудаков и эксцентриков». Кононов смог встретиться практически со всеми людьми, которые стояли у истоков «ВКонтакте», поговорить с их друзьями и знакомыми, сделать более 30 интервью – и только Павел неизменно отвечал ему отказом. И все же лед удалось растопить. Первая беседа состоялась в интернете, а после Дуров согласился и на личную встречу. В ноябре 2012-го был выпущен первый тираж книги. Права на ее экранизацию приобрела компания AR Films – выход фильма запланирован на 2017 год.

Шаг вперед

                Показательно, что большинство успешных стартапов, появившихся в XXI веке, по сути, представляют собой различные интернет-сервисы, призванные сделать жизнь людей проще, комфортнее или хотя бы интереснее. В этом нет ничего удивительного – люди проводят в интернете все большую часть своей жизни, но времена, когда для успешного проекта достаточно было взять то, что уже существовало, как сейчас принято говорить, «в офлайне», и перенести его «в онлайн», пожалуй, давно миновали. Теперь от создателей требуется что-то большее, а потому каждая оригинальная, неординарная идея ценится на вес золота. Порой озарения действительно происходят внезапно, однако во многих из них при ближайшем рассмотрении можно обнаружить фундамент, на котором они возникли.

                Активным путешественникам хорошо знакома система интернет-бронирования отелей Booking.com, основанная еще в 1996 году. Ее услугами ежедневно пользуются тысячи людей, планирующих свои личные и деловые поездки. Более чем за 20 лет существования Booking.com стал отличным примером того, как можно привлечь миллионы пользователей, просто собрав интересующую их информацию в одном месте, подав ее в удобном и красивом виде и обеспечив человеку возможность сразу получить желаемое. Например, забронировать номер в отеле. По схожему принципу сейчас работают многочисленные сайты по продаже билетов, анализирующие предложения от различных авиакомпаний и наземных перевозчиков, или сайты по продаже недвижимости, работающие с застройщиками конкретных регионов или стран – идея делать именно так совсем не нова.

                С точки зрения пользователя такой подход крайне удобен. Во-первых, не нужно тратить время на посещение множества отдельных сайтов. Во-вторых, можно увидеть предложения даже от тех компаний, которые не имеют собственных сайтов или системы онлайн-бронирования (в случае с отелями). В-третьих, полученные результаты можно отсортировать на странице по тем критериям, которые интересны, и сразу сравнить варианты из нескольких источников, чтобы выбрать самый выгодный. К слову, активное развитие подобных сервисов привело в начале XXI века к массовому банкротству туристических фирм. Причина этого проста: планировать поездки стало не только интересно, но и легко. А потому люди перестали видеть смысл в оплате услуг туроператоров.

                Итак, Booking.com был основан в 1996 году. А в 2003-м появилась одна из крупнейших гостевых сетей CouchSurfing (от англ. couch – «кушетка» и surfing – «странствование, путешествие»). К сегодняшнему дню она объединяет около 8 млн. человек, готовых предоставить друг другу помощь и ночлег во время путешествий или заинтересованных в организации совместной поездки. Кроме заметной экономии на отелях участники сообщества видят плюсы в возможности межкультурного обмена и общении людей в дружеской, неформальной обстановке. Своей миссией организаторы CouchSurfing считают «создание вдохновляющего опыта». У данной сети есть свои четко прописанные правила и негласные законы. Серьезное внимание, конечно же, уделяется вопросу безопасности – например, регистрация возможно только с указанием реальных имени, фамилии, адреса и других данных, которые в обязательном порядке проходят верификацию, – однако многое строится на системе отзывов, рекомендаций и поручений. До 2011 года сеть CouchSurfing являлась некоммерческой организацией, но после ее статус был сменен на B-corporation, что подразумевает: целями компании также может быть получение прибыли ее владельцами.

                Идея «сети гостеприимства» тоже возникла не на пустом месте. Подобные проекты существовали еще в середине XX века, просто с появлением интернета возможности каучсерферов заметно расширились. Та же сеть CouchSurfing – одна из крупнейших, но далеко не единственная. Поклонников у подобного формата путешествий достаточно много, однако есть и те, кто был бы не против сэкономить на отеле, но при этом не хотел бы останавливаться в более дешевом хостеле или совсем бесплатно, но «в гостях» у незнакомых людей. И однажды трое американцев – Брайан Чески, Джо Геббиа и Нейтан Блечарчик – объединили идеи системы бронирования отелей и гостевой сети. Так в 2008 году появился Airbnb – онлайн-площадка для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру. Сайт представляет собой платформу для установления контакта между хозяином и гостем, а также отвечает за обработку транзакций. Конечно же, здесь тоже не забывают о безопасности и проводят верификацию всех пользователей; здесь тоже существует система рекомендаций, рейтингов и отзывов. И конечно же, здесь тоже есть свои плюсы и минусы, однако показатели роста стартапа превзошли ожидания даже его создателей. Согласно данным из открытых источников, с момента запуска Airbnb и до апреля 2017 года инвестиции в проект составили 3,4 млрд. долларов. В дополнение к штаб-квартире в Сан-Франциско компания открыла офисы в Барселоне, Лондоне, Берлине, Гамбурге, Париже, Копенгагене, Милане, Сан-Паулу, Сиднее и Сингапуре.

                Опыт Airbnb отлично иллюстрирует принцип – если то, что есть, тебя не устраивает, создай свое и лучше. И нередко оказывается, что именно с этого и начинаются истории большого успеха.

Открытые и мобильные

                Одна из таких историй началась зимой 2008 года в ночном Париже. Двое приятелей стояли под снегопадом, тщетно пытаясь заказать такси и наблюдая, как мимо них проносятся автомобили. И тогда им в голову пришла идея – почему бы не сделать онлайн-сервис, который одним нажатием кнопки, минуя всяких посредников, сможет связать между собой тех, кто хочет куда-то поехать, и тех, кто готов их отвезти. Этих людей звали Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп, создавшие приложение Uber и компанию, которую большинство агентств мира ставит на первую строку рейтинга самых успешных стартапов последнего десятилетия.

                Uber представляет собой мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей в различных городах – сейчас эта возможность доступна более чем в 35 странах. И многих пользователей привлекает именно глобальность этой идеи. Зачем искать такси в незнакомом городе или устанавливать на свой телефон много разных приложений, если можно воспользоваться одним и тем же в Минске, Лондоне или Нью-Йорке?

                Когда-то все начиналось с поездок на черных машинах премиум-класса – собственно, в некоторых городах и сейчас есть возможность заказать автомобиль категории UberBLACK, – однако создатели очень быстро решили, что залог успеха кроется в доступности и наличии выбора. В каждой стране представлен свой набор услуг, но если собрать все воедино, то получится, что с помощью одного и того же приложения можно и заказать поездку или еду на дом, и воспользоваться сервисом курьерской доставки, и организовать перевозку животных. Во многих городах предусмотрены сервисы для пассажиров с маленькими детьми или пассажиров с ограниченными возможностями.

                Меньше чем за 10 лет – приложение Uber было выпущено в 2009 году – стартап Каланика и Кэмпа не только получил всемирную известность и привлек миллиардные инвестиции, но и стал настоящим законодателем моды. Например, породил термин «уберизация», который используют по отношению к самым различным компьютерным платформам, позволяющим клиенту и поставщику услуг связаться напрямую, минуя посредников. Если говорить проще, то обычно это мобильные приложения, подобные самому Uber или Airbnb, с помощью которых человек, которому нужно совершить поездку или арендовать на короткий срок жилье, может самостоятельно связаться с водителем или владельцем квартиры. При этом подобные платформы берут на себя не только функцию поиска и установления связи между двумя сторонами, но и отвечают за обработку транзакций.

                Само же название Uber – а изначально UberCab – происходит от немецкого über, что в переводе означает «над» или «сверху» и часто используется как приставка для обозначения превосходной степени. В США это понятие вошло в обиход еще в начале ХХ века и, пройдя долгий путь, прочно закрепилось в сленге как аналог слова «супер». В одном из интервью Каланик сказал, что название компании отлично отражает ее амбиции. И спорить с этим сложно. До появления Uber роль самого быстрорастущего (речь идет о рыночной оценке) стартапа традиционно отводилась Facebook, однако тех показателей, которых проект Цукерберга демонстрировал приблизительно на седьмом году своего существования, Uber достиг уже на третьем году работы.

                Создатель Amazon.com Джефф Безос однажды сказал: «Я знал: я не буду жалеть, если проиграю. Я буду жалеть, если не попытаюсь выиграть». Большинство из тех, чьи имена сегодня не сходят со страниц Forbes, кого цитируют в учебниках экономики, кем восхищаются и кого приводят в пример как создателей самых успешных стартапов, однажды просто поверили в свои силы и решили воплотить идею в жизнь. Обычно мы знаем только об их успехе и нечасто задумываемся о том, сколько неудач они потерпели на пути к заветной цели. Вероятно, именно поэтому в своих интервью они советуют не сдаваться и пробовать снова и снова. Мы говорим об удивительных озарениях или благоприятном стечении обстоятельств, но порой забываем о часах, днях или месяцах кропотливой работы, которые предваряют взлет.

                А кроме этого, пожалуй, большинство успешных стартапов объединяет умение их создателей не только найти свободную нишу, но и думать, как потенциальный пользователь созданного им продукта или услуги. Путь многих начинался с того, что они просто не находили в числе имеющихся на рынке предложений того, которое устроило бы их самих. Ну и не стоит забывать, что создавать новое – это всегда увлекательно. И есть те, кто даже не скрывает, что ощущение первооткрывателя нравится им гораздо больше, чем руководство огромной корпорацией, стабильно приносящей доход. А потому стартапы по созданию стартапов уже тоже не новость. Например, соучредитель Uber Гаррет Кэмп в 2013 году создал компанию Expa, которая занимается именно помощью в развитии новых, оригинальных проектов, участвуя в них с самого начала до вывода продуктов на рынок и инвестируя в каждый стартап от полумиллиона до миллиона долларов.

                Так что стоит внимательнее присмотреться к собственным идеям и не сокрушаться, если вдруг, при всем многообразии сервисов, услуг, товаров, приложений и предложений, вы не находите то, что нужно вам. Как показывает опыт тех, кто уже прошел этот путь, вполне вероятно, что это не повод для расстройства, а возможность для нового стартапа.