Что, если вам скажут, что вы сможете повстречаться с Бараком Обамой или дотронуться до Анджелины Джоли? Вероятно, вы посчитаете эти словами розыгрышем. А ведь эти имена носят… пауки. Мечтали когда-нибудь примерить распределяющую шляпу из Гарри Поттера и узнать, на какой бы вы поступили факультет? Только если вы достаточно смелы – ведь это еще один вид паука. Мечтаете о встрече с певицей Бейонсе? Осторожно, так зовут слепня. Живая природа приготовила для вас немало неожиданных встреч.

Конечно, такие комичные встречи со «знаменитостями» в природе происходят исключительно благодаря чувству юмора некоторых исследователей. Ученый, открывший новый вид животных, должен дать своему открытию имя на латыни, состоящее из двух слов. Первое – родовое название, чтобы все понимали, к какому классу принадлежит животное, кем оно является. А вторая часть остается на совести первооткрывателя. Считается, что это должно быть слово, метко описывающее новый вид, но на практике ученые поступают с этим на свое усмотрение. Кто-то действительно находит яркое прилагательное, кто-то вписывает девичью фамилию своей супруги. Некоторые же ученые предпочитают называть находки именами известных личностей.

От коллеги коллеге

Кому-то может показаться, что червь или паук, названный именем знаменитости, – сомнительная честь для человека. Однако биологи или палеонтологи так не думают. На то, чтобы обнаружить и описать новое животное уходят годы кропотливой работы, а за такое долгое время первооткрыватель, разумеется, начинает считать свое детище прекраснейшим созданием, вместе со всеми его мохнатыми лапками или дергающимся хвостом.

Пожалуй, в полной мере оценить столь щедрый подарок, как разделение имени с новым видом, могут только сами ученые. Так что первооткрыватели не скупятся называть свои находки в честь именитых коллег. Ведь практически у каждого представителя естественных наук найдется история о знаменитом натуралисте, который вдохновил их и благодаря которому они стали теми, кем сейчас являются.

Например, когда-то моря бороздил аттенборозавр – гигантский ящер, относящийся к отряду плезиозавров. У животного была длинная шея и небольшая голова, которую он вынужден был периодически поднимать над поверхностью воды, чтобы вдохнуть воздуха. Свое имя аттенборозавр получил в честь знаменитого натуралиста и телеведущего Дэвида Аттенборо. Многие считают Аттенборо пионером документальных фильмов о природе, ведь именно эти киноленты помогли сотням детей разглядеть в окружающем их мире нечто прекрасное и заняться его изучением. Несмотря на то, что ученый уже отпраздновал 90-летний юбилей и периодически порывается уйти на покой, он продолжает снимать для ВВС передачи, которые наверняка успеют вдохновить еще не одну сотню ребят стать исследователями.

А в Индийском океане у побережья острова Шри-Ланка по сей день плавает Ричард Докинз. Вернее, их множество – целый род рыб, названный в честь знаменитого британского этолога, эволюционного биолога, популяризатора науки и автора десятка книг, посвященных эволюции и опровержению вмешательства высших сущностей в этот процесс, а также развенчанию псевдонауки и нетрадиционной медицины. В 2013 году профессор Докинз был признан британским журналом Prospect главным интеллектуалом года. За выдающиеся заслуги его именем назвали не только таксон тропических рыб – где-то в космосе летает метеорит, названный в честь знаменитого ученого.

Стив Ирвин – австралийский натуралист, актер и телеведущий, ставший известным благодаря своему сериалу «Охотник за крокодилами». Однако помимо работы над телесериалом, в котором несколько эксцентричный Ирвин смело вступает в контакт с недружелюбно настроенными рептилиями, Стив был владельцем зоопарка, основанного его родителями в городе Квинсленд. Он немало сделал для популяризации дикой природы, и, конечно, это было увековечено в именах недавно открытых видов. Первый такой подарок сделал Стиву в 1997 году его отец – также натуралист. Во время семейной поездки мужчина обнаружил до этого невиданный вид черепахи. Животное получило имя Elseya irwini.

В следующий раз фамилия Ирвина прозвучала в 2008 году, уже после трагической смерти Стива (он получил смертельный удар в область сердца от ската). Его именем назвали редкую улитку, живущую в горных тропических лесах Австралии.

Где найти президента?

Пожалуй, Барака Обаму, предыдущего президента США, чей срок недавно завершился, можно назвать настоящим счастливчиком. В его честь названы аж 9 различных существ. Ушедший президент запомнился различными законопроектами, в том числе и отличной программой по сохранению экологии. Неудивительно, что многие ученые-первооткрыватели решили по-своему отблагодарить его. Так, в честь 44-го американского президента назван вид пауков Aptostichus barackobamai, открытый в 2012 году. Крупного красно-коричневого паука с мохнатыми лапками обнаружили в Калифорнии. Этот Обама предпочитает селиться в смешанных и хвойных лесах в северо-центральной части штата. Несмотря на свои не слишком выдающиеся размеры, паук устраивает на деревьях засады на насекомых и даже лягушек. Наверняка этот однофамилец является любимчиком Барака Обамы. Экс-президент не раз признавался в том, что ему нравится Человек-паук – супергерой, придуманный компанией Marvel Comics. Теперь же мистер Обама сам может утверждать, что он в родстве с пауками.

Еще один комплимент экс-президенту и его программе по защите окружающей среды – Nystalus obamai. Именно так в 2008 году назвали новый вид птиц семейства пуховковые (отряда дятлообразные), обнаруженный в бассейне Амазонки. Этот Обама – симпатичная пушистая и упитанная птица с крупной головой. А еще есть немало куда менее эстетичных существ, носящих эту фамилию. Например, оранжево-красный лишайник, а также два вида паразитов: один из них обитает в организмах малазийских пресноводных черепах, а другой – сверчков. Между тем, ученые дали столь сомнительным экземплярам имя президента из лучших побуждений. По словам одного из первооткрывателей, эти паразиты «длинные, тонкие и очень крутые».

Некоторые Обамы живут и здравствуют, а некоторые – уже вымерли. Обамадон (Obamadon gracilis) – вид ящерицы, жившей 65 млн. лет назад. Это пресмыкающееся было небольшим, всего 30 см в длину, и питалось в основном насекомыми. Обнаружившие обамадона ученые уверяли, что в выборе имени для него нет политической подоплеки. «Крещение» ящерицы состоялось как раз во время выборов, поэтому, не переизберись Барак Обама на второй срок, действия исследователей могли бы сойти за издевку. Сами палеонтологи уверяют, что на идею назвать ящерицу в честь президента натолкнула челюсть находки – якобы она напомнила им белоснежную улыбку тогдашнего главы государства. Очевидно, ученые действительно способны смотреть сквозь века, поскольку нынешний вид челюсти ископаемого животного отнюдь не напоминает здоровые ослепительные зубы. Несмотря на то, что обамадон давно вымер, он успел внести свой вклад в науку. Его обнаружение заставило ученых изменить взгляды на массовое вымирание видов. Ранее считалось, что в тот период исчезли лишь гиганты-динозавры, в то время как мелкие виды пережили его практически без потерь. Находка доказывает, что это не так. 83% видов ящериц и змей также исчезли на границе мелового и палеогенового периода.

Несмотря на то, что преемник Обамы, Дональд Трамп, лишь недавно вступил на пост президента, первооткрыватели успели осчастливить и его. В честь 45-го президента был назван новый вид моли. На голове у этого представителя отряда чешуекрылых находятся желто-белые чешуйки, напоминающие прическу действующего президента. Несмотря на то, что Трамп пока не успел прославиться своими природоохранными законами, исследователи надеются, что громкое имя моли привлечет внимание общественности к сохранению этого вида.

Немало животных названо в честь одного из любимейших президентов США – Теодора Рузвельта. Возможно, этому поспособствовал тот факт, что мистер Рузвельт и сам принял участие в научной экспедиции в Бразилию и прославился как натуралист. Имя 25-го президента Штатов носит один из видов оленей, землеройка, осьминог, муравей и другие звери.

А вот главы Советского Союза оставили куда менее примечательный след в живой природе. Впрочем, в ботанических справочниках остался запечатлен Михаил Сергеевич Горбачев – в его честь была названа довольно редкая орхидея Maxillaria gorbatchowi. А вот Ленин блистательный (Leninia stellans), несмотря на громкую фамилию, к сожалению, является уже вымершим животным. Это имя одному из видов ихтиозавров – крупных морских рептилий – подарил палеонтолог из Саратова. Блистательный Ленин достигал в длину 5 – 6 м и питался головоногими и некрупной рыбой. Поскольку обнаружили «рыбоящера» в Поволжье, то и имя свое он получил в честь еще одного знаменитого уроженца этой местности – Владимира Ильича Ленина.

Существует также вид жуков, увековечивший имя немецкого фюрера (хотя вряд ли кто-либо забыл бы его и без этого напоминания). Комплимент Гитлеру в 1933 году решил сделать его современник – исследователь Оскар Шайбел, который был большим поклонником тогда еще канцлера Германии. Ученый назвал обнаруженный им вид пещерной жужелицы Anophthalmus hitleri и отправил об этом Адольфу Гитлеру письмо. Тот был так тронут, что даже прислал ответ с благодарностью. Впрочем, известная фамилия сыграла над жужелицей злую шутку. Поклонники фюрера столь хотели заполучить в свою коллекцию вид с таким названием, что поставили его под угрозу вымирания. Сегодня Гитлера охраняют словенские законы и коллекционировать его запрещено.

Звезды под корягой

Ученые называют новые виды не только в честь политиков, но и в честь знаменитостей. Ничто человеческое исследователям не чуждо, есть у них свои любимые певцы и киноактеры, чьи имена хочется увековечить. Например, в честь актрисы Кейт Уинслет, сыгравшей одну из главных ролей в фильме «Титаник», назван жук Agra katewinsletae. Сам первооткрыватель объясняет такой выбор имени тем, что жук находится под угрозой исчезновения, и громкое имя, возможно, поможет обратить внимание общественности на эту проблему.

Героине Кейт Уинслет удалось выжить в катастрофе. Хочется верить, что насекомое повторит ее судьбу. Кстати, у Agra katewinsletae есть родственник – Agra liv, названный в честь актрисы Лив Тайлер.

А вот в честь певицы Бейонсе назвали новый вид слепней. Отец певицы – афроамериканец, мать – латиноамериканка. От них певице досталась в наследство загорелая кожа красивого золотистого оттенка. Кроме того, Бейонсе на публике нередко видят в золотистом платье. По словам первооткрывателя, он случайно обнаружил новый вид слепня в старой энтомологической коллекции, в которую он попал в 1981-м – как раз в году рождения певицы. А на название его натолкнул характерный для этого вида золотистый пушок на задней части тела насекомого, который и напомнил ему о певице.

Конечно, ученые не могли обойти вниманием американскую актрису и фотомодель Анджелину Джоли. Она известна не только своими фильмами, получившими множество наград, но и своей гуманитарной деятельностью. Съемки фильма «Лара Крофт – расхитительница гробниц», проходившие в Камбодже, открыли Анджелине глаза на то, как живут люди в странах третьего мира. После этого актриса стала активно участвовать в волонтерских проектах. Она ездила в Танзанию, Пакистан, Камбоджу, а жертвовала деньги на гуманитарные программы.

Вскоре ООН назначила Анджелину Джоли послом доброй воли по делам беженцев. Ее миссионерская деятельность не осталась незамеченной. Например, премьер-министр Камбоджи наградил ее званием почетного гражданина страны, а Елизавета II присвоила ей титул кавалерственной дамы. Научное сообщество также отметило миротворческий вклад Джоли и назвало в ее честь новый вид паука. Aptostichus angelinajolieae живет в калифорнийских дюнах. Размах его ног составляет около 2 см. Сверху паук желтовато-красный, брюшко его серого цвета. Почетно, хотя актрисе мог и не понравиться такой комплимент.

А на побережье Кубы завелся Дэвид Боуи. Именно такое имя дали моллюску, открытому уже в 2017 году. В спокойном состоянии существо полупрозрачное и напоминает гибрид желе с медузой, однако если его потревожить, например, оторвать от обломка скалы, на котором он сидит, или напугать иным образом, он начинает менять цвет – сереет или розовеет. Такая способность напомнила ученым недавно скончавшегося певца Дэвида Боуи – хамелеона музыкального мира. Боуи был известен своими перевоплощениями. Он менял образы, становясь то инопланетной рок-звездой, то утонченным аристократом. Точно так же экспериментировал он и со своей музыкой. Первооткрыватели моллюска посчитали, что этим артист весьма похож на их находку, обнаруженную на многолюдном пляже.

Не обошли вниманием ученые и знаменитого Джона Леннона, лидера The Beatles. В его честь назван один из видов пауков-птицеедов, обитающих в Бразилии. Все члены исследовательской группы оказались фанатами ливерпульской четверки, поэтому у них не возникло споров, какое имя выбрать своему детищу. Паук Леннона ведет преимущественно ночной образ жизни и обладает «вооруженным» брюшком: на нем находятся ядовитые волоски, которые могут раздражать кожу напавшего на него хищника.

Боб Марли до сих пор плавает где-то в Карибском море. В честь знаменитого регги-музыканта назвали представителя паразитических ракообразных Gnathia marleyi. Эти крошечные существа длиной от двух до четырех миллиметров обитают в Карибском бассейне (за что и получили свое имя, ведь Боб Марли родился на Карибских островах) и в молодом возрасте паразитируют на рыбах. Ракообразные прикрепляются к их покровам и питаются их кровью.

Кроме того, благодаря биологам Боб Марли породнился с Фредди Меркьюри. В честь последнего также назвали один из видов ракообразных – Cirolana mercuryi. Эти членистоногие живут на коралловом рифе неподалеку от побережья Занзибара – архипелага в Индийском океане. Несмотря на то, что Фредди Меркьюри обладает европейской внешностью, он был рожден именно на Занзибаре, и в Великобританию переехал с родителями, уже будучи подростком. Фредди, пожалуй, самый знаменитый уроженец Занзибара, поэтому, когда исследователи обнаружили рачка неподалеку от острова, у них не было сомнений, в честь кого назвать новый вид.

Поклон любимому автору

Конечно же, все ученые любят читать, иначе как бы они приобрели свой весомый багаж знаний? Однако на их полках стоят отнюдь не только учебники и монографии их именитых коллег. В свободное время они не прочь пролистать исторический роман или томик фэнтези.

Некоторые идут дальше и даже называют обнаруженных ими животных в честь своих любимых писателей. Например, Джона Рональда Руэла Толкиена, профессора Оксфордского университета, писателя, поэта и лингвиста. Знаменитыми его сделали произведения «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмариллион». «Властелин колец» является одной из самых продаваемых книг наряду с «Библией» и «Кораном». Всего было напечатано и реализовано свыше 150 млн. копий истории об уничтожении Кольца всевластия и спасении Средиземья.

Выпущенный в 60-е годы прошлого века «Властелин колец» стал зерном, упавшим на благодатную почву. Молодые люди, движимые идеями мира и свободы, с восторгом восприняли историю. Книга обрела множество поклонников, включая и будущих энтомологов, которые подарили имя любимого профессора своей находке. Толкиеном назван жук Gabrius tolkieni. Насекомое относится к стафилинидам – жукам с уменьшенными надкрыльями – и обитает в Непале.

А вот в честь Терри Пратчетта назван вид вымерших черепах Psephophorus terrypratchetti. И неудивительно, ведь в самой популярной серии книг автора «Плоский мир» описывается вымышленная планета в форме диска, которая покоится на спинах четырех слонов. В свою очередь, животные стоят на спине гигантской черепахи Великого А’Туина, которая плывет сквозь космическое пространство, неся на своей спине целый мир, населенный эльфами, гномами, оборотнями и вампирами. Серия о Плоском мире завоевала огромную любовь читателей. А потому вполне закономерно, что ископаемую черепаху, найденную в Новой Зеландии, назвали в честь автора историй о ее важной «родственнице».

Артур Конан Дойль – знаменитый писатель, подаривший миру гениального сыщика Шерлока Холмса и эксцентричного профессора Челленджера. Среди поклонников его таланта значилась даже сама королева Великобритании. Да и сегодня, спустя 100 лет, люди продолжают зачитываться его произведениями. Конечно, сэр Артур Конан Дойль заслужил свой собственный таксон. Артурдактилус – это род птерозавров, летающих ящеров, живших на Земле в мезозойскую эру, к которому и относится единственный вид Arthurdactylus conandoylei. Это крупные животные с размахом крыльев порядка 5 м. По словам исследователей, обнаруживших останки летающего ящера, они сразу подумали о романе «Затерянный мир», в котором Конан Дойль описал подобных динозавров, и присвоили новому виду имя писателя – «первооткрывателя».

Сошедшие со страниц

Занятно встретить в животном мире своего кумира или просто известную личность. Но порой может случиться и вовсе фантастическое событие: заглянув под корягу или подняв камень, можно наткнуться на своего любимого книжного героя.

В западной части Тихого океана на побережье острова Гуам с начала 2017 года обитает Северус Снейп – декан факультета Слизерин и один из самых загадочных персонажей из саги о волшебнике Гарри Поттере, долгое время державший читателя в неведении, на чьей же он все-таки стороне. Harryplax severus – такое имя дали недавно открытому крабу. К сожалению, сам первооткрыватель погиб, но его коллеги продолжили дело. Один из исследователей, которому и выпал жребий выбрать имя, подметил, что его панцирь бледно-желтого цвета, что, впрочем, весьма характерно для животных, обитающих на больших глубинах. Возможно, это напомнило ученому описание внешности – в особенности цвета лица – профессора зельеварения. А вот первая часть имени краба Harryplax – это отнюдь не отсылка к имени мальчика-волшебника. Погибшего ученого тоже звали Гарри, и таким образом его коллеги решили отдать дань его памяти.

Еще одна находка из мира Гарри Поттера – паук Eriovixia gryffindori, найденный в Индии. Тело паука напоминает остроконечную шляпу древнего волшебника Годрика Гриффиндора. В книге о Гарри Поттере именно этот головной убор надевали на голову первокурсникам: он мог заглянуть в разум ребенка и решить, какой факультет ему подходит и где он добьется больших успехов. Впрочем, насекомоядным хищникам тело паука скорее напоминает не шляпу, а неаппетитный сухой лист. Ученый поделился своим открытием в «Твиттере» – социальной сети для публичного обмена сообщениями. Автор книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг прочитала сообщение и сердечно поздравила исследователей с открытием.

А к северо-востоку от Новой Гвинеи обитает Чубакка – живое воплощение персонажа из вселенной «Звездных войн». Trigonopterus chewbacca назвали обнаруженный вид долгоносиков. По словам исследователей, чешуйки на голове у насекомого напоминают им коричневую шерсть персонажа саги, в честь которого он и получил свое имя.

В животном мире есть не только сказочные герои и предметы, но и, более того, целый город. Открытый в 2016 году вид термитов назван в честь Макондо – города, придуманного писателем Габриелем Гарсиа Маркесом, автором романа «Сто лет одиночества». Proneotermes macondianus – светло-желтые насекомые, обитающие в Колумбии. Кстати, в местном варианте испанского языка существует слово macondiano, обозначающее нечто невероятно редкое. Интересно, что в романе Маркеса последний член семьи Буэндиа Аурелиано был съеден муравьями, заполонившими дом из-за потопа. В природе муравьи являются злейшими врагами термитов.

В природе существует еще немало животных, названных в честь прославившихся людей. В следующий раз, прогуливаясь по лесу, постарайтесь не наступить на Мадонну и не прихлопнуть ненароком Билла Гейтса.