ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ МАШИНЫ СТАНУТ УМНЕЕ НАС
Январь 2007
Вернуться к номеру >>

Автор: Петр Кропоткин
Раздел: В конце номера
Теги: технологии, робот, прогноз



Когда компьютер одного за другим начал обыгрывать великих шахматистов, человечество загрустило и призадумалось. Многие почувствовали – недалек тот час, когда машина станет умнее человека.

     И что тогда?..

     Неужели двадцать первому столетию суждено стать веком «терминаторов», сошедших с голливудской кинопленки в реальную жизнь?...

     Ученые заявляют – такое вполне возможно. И с каждым днем подобный сценарий становится все более и более вероятным.

     

      Создать «искусственного человека» пытались еще древние народы.  

      Тайные коллегии египетских и халдейских (вавилонских) жрецов не страшились обсуждать подобные вещи. Средневековая мечта алхимиков о создании гомункулов и големов, на самом деле, есть не что иное, как попытка воплотить в жизнь идеи искусственного разума.

      А уже в XVIII веке Жак де Вокансон изобрел механического флейтиста, который исполнял двенадцать мелодий, перебирая пальцами отверстия и дуя в мундштук. Его коллега Фридрих фон Кнаус, служивший при дворе французского короля Франциска I, сконструировал несколько машин, которые умели «держать» перо и писать довольно длинные тексты.

      Понятно, впрочем, что к «искусственному интеллекту» эти изобретения не имели ни малейшего отношения. 

      Поворотной точкой стали 40-е годы XX века – именно в это время появилась революционная теория Маккаллоха-Питтса. Суть ее сводится к следующему: всю мыслительную деятельность человека можно воспроизвести двоичным кодом. Иными словами, все наши мысли можно «перевести» на язык, понятный компьютеру. 

      В те годы открытие Маккаллоха-Питтса представляло исключительно теоретический интерес. Никто и представить не мог, сколько времени понадобится человечеству, чтобы изобрести компьютер, достаточно мощный для столь смелых затей.

      Оказалось, не так много. 

      Первые компьютеры, которые проверят теорию Маккаллоха-Питтса на практике, могут появиться уже через 10 лет. 

     Квантовый компьютер. Прыжок в бездну

      Квантовые компьютеры превзойдут совяременные настолько же, насколько новейшие «пентиумы» превосходят древние счеты.  

      Принцип их работы заключается в том, что двоичный сигнал подается не на электронном, а на атомном уровне. Таким образом, быстродействие компьютера вырастает В МИЛЛИАРДЫ РАЗ.

      В мировой компьютерной «Мекке», компании IBM, уже созданы первые прототипы таких машин. Пока они состоят всего из двух кубитов (квантовых битов) – нечто вроде калькулятора (правда, обладающего бешеным быстродействием). 

      Создание более мощных систем потребует невероятных условий – сверхохлаждения, близкого к абсолютному нулю (-273 оС).

      

      IBM временно вырвалась вперед, но на пятки ей наступают конкуренты – исследования в этой отрасли лихорадочно ведутся во всех крупнейших институтах мира.

      Тот, кто первым создаст квантовый компьютер, получит почти неограниченные возможности для манипулирования всем остальным миром. 

      Часть работ строго засекречена и ведется под пристальным присмотром Пентагона и Агентства национальной безопасности (АНБ) США. Дело в следующем – квантовый компьютер будет способен в мгновение ока рассекретить все тайны мира. 

      Судите сами. Что представляет собой любой код, шифр или пароль? Некую конечную комбинацию цифр, букв, знаков и проч., которую В ПРИНЦИПЕ можно разгадать простым перебором. 

      Понятно, что разгадывать сложный шифр простым перебором никто никогда не пробовал из-за умопомрачительного объема работы (все равно, что перебирать песчинки на морском берегу). Именно на физической невозможности простого перебора и основывается вся система шифров и паролей, используемая человечеством (современные компьютеры еще недостаточно сильны для этого).

      А теперь представьте, что появилась машина, способная «перебрать все песчинки на морском берегу», то бишь компьютер, способный тупо (но быстро) перебрать гигантское количество вариантов. Именно таковым будет квантовый компьютер – любые банковские коды, любые пароли, любые электронные шифры секретных баз данных он будет щелкать как орешки. 

      Тот, кто первым изобретет квантовый компьютер (и сумеет хотя бы на короткое время скрыть это от окружающих), получит невиданную власть над миром. Произойдет удивительнейшее событие в человеческой истории – все тайное в один миг станет явным. 

      Но это не все. Профессор из Оксфорда Роджер Пенроуз убежден – от квантового компьютера рукой подать до искусственного интеллекта. Именно квантовая ЭВМ сможет приблизиться к мощности нашего мозга.

      Впрочем, «квантовый компьютер» далеко не единственный путь, ведущий к «искусственному разуму». 

      

     

     Биологический компьютер. Искусственный разум может родиться из… пиявки!


     


     

      Параметры биологического компьютера скромнее, чем квантового. Он обгонит традиционную ЭВМ «лишь» в сотни тысяч раз. Но и этого, по мнению ученых, будет достаточно, чтобы создать прототип человеческого мозга (собственно, человеческий мозг есть не что иное как довольно мощный биологический компьютер).

      Первым биологическим компьютером стали клетки ДНК. Леонард Адлеман из Университета Южной Калифорнии в 1994 сумел «организовать» отрезки ДНК так, чтобы они смогли вычислить кратчайший путь между несколькими точками.

      Была попытка создать биологический компьютер из белков. На них подавали световые сигналы в двоичной системе (на «языке» современного компьютера). Белки меняли свою структуру под действием света. Однако, как показали опыты, технические возможности белковых процессоров были сопоставимы с традиционными кремневыми (теми, что используются в современных компьютерах). А потому работу в этом направлении прекратили. 

      Между тем, оригинал Билл Дитто из Технологического института штата Джорджия использовал в качестве компьютера… пиявку. Он обнаружил, что в зависимости от изменения внешнего воздействия на червя меняются связи в его нейронах. По мнению Дитто, таким образом можно производить математические вычисления.

      Параллельно немецкие ученые научились хранить информацию… в растениях и животных! Для этого был разработан специальный ген, который вводится в растение или под кожу животного. Для шифрования информации используется химический код. При желании молекулу можно «размножить» и получить несколько копий информации.

      Определить дату появления первого совершенного биокомпьютера, естественно, весьма сложно. Оптимисты называют сроки в 5–10 лет, скептики в 15–25 лет. Забавно, что почти никто не сомневаются – решающий прорыв в этой области дело не отдаленного будущего, а ближайших десятилетий.

     Гонка

      Ежегодно затраты на исследования в области искусственного интеллекта растут – сегодня речь уже идет о миллиардах долларов. 

      Особое внимание проблеме уделяют две самые развитые страны мира – Япония и США. 

      Забавно, что затраты на исследование технологии ИИ (искусственного интеллекта) – это вовсе не долгосрочные вложения или «мертвые» деньги. Уже в 1995 году коммерческий рынок ИИ-технологий оценивался в 9 млрд. долларов. То есть более десятилетия назад, даже еще толком не появившись, «машинный разум» начал приносить деньги.

      Приятно, что и Беларусь не стоит в стороне от этих захватывающих дух событий. Белорусскими учеными разрабатывается система «Глобус», способная объединить в единую сеть миллионы компьютеров по всему миру. «Глобус» сможет предсказывать погоду, заниматься расчетами и моделированием. Кроме того, система, вероятно, пригодиться военным. Из нее выйдет «идеальный полководец» и наводчик ракет. 

      Интерес к программе уже проявили несколько десятков стран, в том числе участников НАТО. По некоторым данным наш «Глобус» натовцы хотят использовать в качестве гигантского вычислительного центра. 

      Базой для искусственного интеллекта «Глобуса» может стать отечественный суперкомпьютер «Скиф» – он входит в 100 лучших суперкомпьютеров мира. Эксперименты идут полным ходом. В частности, «Скиф» уже умеет сам «читать» и распознавать незнакомые тексты. 

      Пока применять систему планируют в гражданских целях. Но заместитель главного конструктора Олег Чиж недавно заявил: «Конечно, «Скиф» проектировался исключительно для гражданских нужд. Но если военное ведомство к нам обратится с заказом, не думаю, что мы ему откажем».

     Мир машин

      В том, что искусственный интеллект будет создан, ученые не сомневаются. Некоторые из них даже называют дату появления машинного разума – 2050 год. Расходятся футурологи лишь в том, какое значение в жизни людей будет играть разумная машина. 

      Оптимисты говорят: роботы, способные думать, станут ближайшими помощниками человека. Они позаботятся об инвалидах, выполнят опасную работу (вспомните знаменитый блокбастер «Робот-полицейский») и будут трудиться в отраслях, где так называемый человеческий фактор является помехой (управление самолетами, тушение пожаров, работа на дне океана и, в конце концов, война). 

      Но футурологи-пессимисты возражают: разумные существа, лишенные морали, физических умственных и психологических недостатков и способные к холодному расчету быстро завоюют мир. Причем не обязательно военным путем. Высокоорганизованные машины постепенно просто займут доминирующую позицию в обществе, став венцом эволюции.

      А на «хомо сапиенс» машины будут поглядывать так, как мы поглядываем на наших далеких предков – с легкой смесью удивления и самодовольства. 

      Картина, что и говорить, печальная. Но… прогресс не остановить. А потому будем верить футурологам-оптимистам. Собственно, ничего другого нам и не остается… 

      

     Электронный «сисадмин»

      Этот продукт IBM должен, по задумке авторов, оставить без работы системных администраторов крупных компьютерных сетей. По сути, это программа, способная в случае неполадок с сетью или компьютером самостоятельно давать пользователю советы по исправлению ситуации. Помимо советов программа тут же устанавливает на неисправную машину специальный модуль, который исправляет самые простые неполадки.

      «Общаться» с новым сисадмином можно при помощи клавиатуры, причем не нужно вводить какие-то специальные команды, можно обращаться к программе как к обычному собеседнику в чате или в веб-пейджере.

      Одна система может решать проблемы 20 тыс. человек единовременно – правда, и стоить будет тоже недешево.

     Асимо

      Так зовут любимого робота экс-премьера Японии Коэдзуми. Вместе со своим хозяином Асимо объездил всю Европу, где преподавал детям японский, показывал акробатические номера и даже… танцевал!

      Более того, электронный любимец Коэдзуми во время визита в Чехию был удостоен чести обедать в обществе своего хозяина и главы чешского правительства Владимиру Шпидле.

      Сегодня Асимо умеет бегать, подниматься по лестнице, «видеть» собеседника, огибать препятствия и многое другое. В общем, шустрый роботенок… 

     

     История искусственного интеллекта


     


     

     V век до н.э. 

     «Разумный робот» был впервые упомянут в древнегреческих мифах - скульптор Пигмалион изваял статую и оживил ее. 

     Аристотель создал формальную логику – на основе постулатов этой науки сегодня действуют все компьютеры.

     IV век до н.э. 

     Философ и математик Архитас Тарентский создал механического голубя, сделанного из дерева. Голубь мог махать крыльями и взлетать.

     XIII век

     Многим механикам удается создать механические головы. Раймон Лулл изобрел первый прототип современного компьютера – математическую машину.

     XV век

     Изобретен первый действующий механизм – часы. Появилась легенда о Големе – искусственном существе, способном выполнять приказы человека.

     XVI век

     Появляются первые механические животные. Ханс Буллман создает андроида – человекоподобный механизм способный играть на клавесине.

     XVII век

     Рене заявил, что живые существа являются лишь сложными механизмами. 

     Блез Паскаль изобрел первую механическую счетную машину. 

     Жак Вакансон создает несколько роботов. Наиболее известный из них – утка, которая умеет крякать, ходить, хлопать крыльями, плавать, пить и есть.

     XVIII век

     В 1769 году Кемпелен проводить сеансы шахматной игры с машиной, которую называл «Турком» (робот был одет в турецкий костюм). На самом деле, Кемпелен был жуликом – в «Турке» был спрятан человек.

     XIX век

     Мэри Шелли опубликовала повесть «Франкенштейн» об искусственном человеке (первый описанный в литературе искусственный интеллект на базе биологического компьютера).

     Чарльз Бэббедж и Эда Байрон работают над созданием программируемых механических счетных машин. 

     Джон Буль создал символическую логику, ныне широко применяемую в компьютерах.

     1923 год

     Карел Чапек публикует роман «Р.У.Р», в котором впервые употребляется слово «робот». 

     1943 год 

     В Великобритании создан первый в мире электрический компьютер Colossus. Он используется для дешифровки военных кодов. 

     Артуро Розенблат, Норберт Винер и Джулиан Бигелоу вводят в научный оборот слово «кибернетика». 

     1956 год

     Джон МакКарти впервые использует термин «искусственный интеллект». 

     Создана первая действующая программа искусственного интеллекта.

     1964 год

     Исследователями Массачусетского Технологического Института теоретически доказано, что компьютеры и роботы могут понимать человеческую речь.

     1969 год 

     Ученые Стэнфордского Университета впервые создают робота Shakey, который способен самостоятельно выполнять простейшие задания.

     1973 год

     Ученые Эдинбургского Университета создают робота, который может самостоятельно заниматься сборочными работами.

     1979 год

     В Стэнфордском Университете создана первая модель самоуправляемого автомобиля.

     1984 год 

     В кинопрокат выходит фильм «Терминатор» о войне человека с разумными машинами.

     1989 год

     Создан первый шагающий робот Genghis.

     1994 год

      Робот Dante - 2 произвел сбор образцов газов вблизи кратера действующего вулкана.

     1996 год 

     Создан робот-тунец, который был успешно испытан в бассейне. 

     Корпорация Honda создала андроида P-2, который мог ходить, подниматься по лестницам и переносить тяжести

     1997 год

     Компьютер (Deep Blue) обыграл чемпиона мира (Гарри Каспарова) в шахматы. 

     Проведен первый мировой чемпионат по футболу среди роботов.

     1999 год 

     Корпорация Sony выпустила в продажу робота-собачку Aibo.

     На экраны вышел фильм «Матрица», повествующий о человеческом обществе, порабощенном машинами.

     2000 год 

     В широкую продажу поступают домашние игрушки-роботы. 

     Создан робот KISMET, который способен отображать на своем лице эмоции. 

     Робот Nomad исследует Антарктиду. 

     ООН публикует данные, согласно которым в мире работает около 750 тыс. промышленных роботов – примерно половина из них в Японии.

     2001 год

     Режиссер Стивен Спилберг снял фильм «Искусственный Интеллект».

     2006 год

     Абсолютный чемпион мира по шахматам Владмир Крамник впервые проигрывает целый матч компьютерной программе «Deep Fritz» (до этого машине удавалось «взять» лишь отдельные партии.

     

     





Спешите подписаться на журнал “Планета”!