СЛАВЯНСКИЕ СКАНСЕНЫ
Май 2016
Вернуться к номеру >>

Теги: история, Беларусь, Россия, Украина



Музеи под открытым небом давно уже стали визитной карточкой Скандинавии. Однако и нашим соотечественникам есть чем похвастаться. Правда, долгое время они оставались для отечественных этнографов нереализованной мечтой – лишь у немногих советских исследователей была возможность посетить зарубежные скансены и перенять опыт. И все же сегодня каждый любитель истории может побывать в подобном архитектурно-этнографическом музее и увидеть своими глазами, как жили наши предки.

Идея создания музея под открытым небом еще в 1908 году была предложена белорусским художником Фердинандом Рущицем, но реализации этого проекта помешала сначала Первая, а потом и Вторая мировая война.

В России рождение музеев под открытым небом неразрывно связано с именем Петра Дмитриевича Барановского – в 1927 году он переввез в подмосковное село Коломенское медоварню конца XVII века. Впрочем, попытки создать подобную экспозицию предпринимались и раньше: самым известным выставочным объектом стала улица из 9 крестьянских усадеб-новоделов, представляющих собой копии жилых и хозяйственных построек из разных губерний европейской части страны. Она была смонтирована и продемонстрирована еще в 1923-м на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве. Имеются также документально зафиксированные попытки создания экспозиций такого рода и до 1917 года.

 

Беларусь

Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта расположен в нескольких километрах от Минска.

Еще с 1961 года в белорусских печатных изданиях начали появляться статьи о необходимости сохранения традиционной материальной культуры, которая оказалась под угрозой исчезновения из-за изменений, произошедших в жизненном укладе крестьян в 50 – 60-е годы XX века. Решение о создании отечественного скансена было принято правительством республики в 1976-м. Экспозицию музея сформировали, условно разделив страну на 6 историко-этнографических регионов: Центральная Беларусь, Поднепровье, Поозерье, Понемонье, Восточное и Западное Полесье. Правда, сейчас для посещений доступны только первые три, работа над которыми велась на протяжении 1987 – 1994 годов. Белорусский скансен насчитывает около четырех десятков архитектурных объектов начала XVIII – первой половины XX века. А некоторые строения все еще находятся в стадии реставрации.

Музейный фонд состоит из 30 коллекций, объединивших около 24 тыс. экспонатов. Коллекция «Ткани», например, представлена почти 2,5 тыс. единиц основного фонда. А самые старые предметы, которые датируются XVII веком, представлены в коллекции «Изделия из металла».

Самым укомплектованным является сектор «Центральная Беларусь», посвященный региону, охватывающему основную часть Минской и западную часть Могилевской областей. Здесь посетители могут увидеть полноценное село с характерной планировкой: улица с двухсторонним размещением усадеб и общественно-культурный центр, расположенный на площади.

Часть сельской улицы – погонные (линейные) дворы с однорядной застройкой. Двор начала XX века из Копыльского района, объединивший под одной крышей жилые и хозяйственные постройки, представляет собой 36-тиметровый погон. К слову, в этом строении можно увидеть коллекцию ступ. А в усадьбе начала XX века из Слуцкого района размещены экспозиции, посвященные ткачеству и деревообрабатывающим ремеслам.

Еще один из экспонатов – жилой дом и гумно конца XIX – начала XX века также из Слуцкого района. Дом, первый отреставрированный в 1984 году памятник архитектуры, имеет трехкамерную планировку, и состоит из собственно жилого помещения с традиционным интерьером, сеней и клети. А гумно представляет собой реконструкцию, сделанную на основании этнографических исследований 20-х годов XX века.

На другой стороне улицы – пример двухрядного погона. Усадьба конца XIX – начала XX века, перевезенная из Столбцовского района, организована таким образом, что один ряд составляют дом, сараи, клеть, гумно, а второй – еще одна клеть. Интерьер дома демонстрирует изменения в быту крестьян в 20 – 30-е годы XX века, а также отличия в оформлении жилья католического и православного населения региона.

Из памятников сакральной архитектуры в этой части музея находится деревянная Покровская церковь XVIII века из Клецкого района, перевезенная в 1985 году. До 1839-го храм был униатским, затем стал православным. Последнее богослужение в нем было проведено в 1954-м. Рядом расположена школа 1932 года постройки из Вилейского района с типичной для конца XIX – начала XX века планировкой: классная комната, сени, квартира учительницы. Также в этом экспозиционном секторе представлена корчма XIX века, перевезенная в 1986 году из Несвижского района, в которой гости музея могут отдохнуть и попробовать традиционные белорусские блюда и напитки.

В конце села стоит кузница из Молодечненского района 1919 года постройки. А за селом находятся 12-метровая ветряная мельница-козловка 80-х годов XIX века из Клецкого района и придорожная часовня из Вилейского района, построенная в 1802-м «тщанием крестьянина Александра Рогача». По мнению специалистов, часовня имеет стилистические черты деревянного зодчества периода позднего барокко, характерные для униатских церквей и костелов.

Сектор «Поднепровье» демонстрирует историко-этнографический регион, занимающий Могилевскую, частично Витебскую и Гомельскую области. В этой части экспозиции находится Спасо-Преображенская церковь 1704 года постройки из Оршанского района, которая является образцом поднепровской школы деревянного зодчества. Для этого региона характерна Г-образная или замкнутая (веночная) застройка усадеб: комплекс жилых и хозяйственных построек располагается вокруг открытого внутреннего двора, а доминантой является жилой дом. Поднепровье представлено двумя веночными дворами. В усадьбе конца XIX века из Дубровенского района размещены коллекция керамики и выставка «Пчеловодство в Беларуси». А в усадьбе из Чаусского района, построенной в 1919 году, можно увидеть примеры поднепровского народного костюма и ткацкий станок.

Витебщина и частично северные районы Минской области – историко-этнографический регион Поозерье, для которого характерны малодворность и бессистемность застройки. Данный экспозиционный сектор представлен двумя типами поселений – хутором начала XX века из Миорского района и небольшой деревней. В усадьбе начала XX века из Мядельского района находится экспозиция, посвященная свадьбе. Также регион представлен церковью XVIII века так называемого клецкого типа, перевезенной из Глубокского района, и ветряной мельницей редкого типа пальтрак, построенной в 1926 году, из Мядельского района.

Помимо всего прочего, музей проводит для своих гостей разнообразные мероприятия – в первую очередь здесь традиционно отмечают календарно-обрядовые праздники: сжигают чучело и пекут блины на Масленицу, освящают веточки вербы в Вербное воскресенье и др. А для желающих пожениться по древним обрядам есть возможность окунуться в самобытную атмосферу традиционной белорусской свадьбы. Немалый интерес для детей и взрослых представляют интерактивные экскурсии. А при помощи аудиогида посетители музея могут самостоятельно ознакомиться с сектором «Центральная Беларусь».

На территории музея, в месте впадения Менки в Птичь, находится знаменитое Городище. Ныне огромный археологический комплекс – не что иное, как летописный Менеск. Полюбоваться пейзажами Волчковичского водохранилища, посетить руины костела Сердца Иисуса и Пресвятой Девы Марии и увидеть памятник графине Гуттен-Чапской можно во время прогулки на катере. А взглянуть на музей с другого ракурса позволит авиапрогулка.

 

 

Этнографический комплекс «Мельница и кузница», в состав которого входит четыре объекта, расположен в Заславле. Здесь представлена паровая мельница, построенная в 1910 году на средства зажиточного местного жителя Мехедко-Савицкого. Муку на ней мололи почти 80 лет, однако само здание со временем только ветшало. После реставрации эта единственная сохранившаяся мельница в Заславле стала центральным объектом комплекса.

Рядом с ней в начале прошлого века находился дом завозников, в котором крестьяне ожидали своей очереди на помол. Оригинальное строение не сохранилось, но соответствующую обстановку сеней и чистой половины можно увидеть сейчас внутри реконструированного здания. В состав комплекса входит также амбар 1890 года постройки из Поставского района Витебской области. А в 1994-м здесь же был открыт и музей-мастерская кузнечного производства.

У посетителей комплекса есть возможность не только послушать экскурсию, посмотреть театрализованное представление, но и попробовать себя в мукомольном деле.

    

                                                                                                                                                                                            

Украина

Национальный музей народной архитектуры и быта Украины расположен на южной окраине Киева.

                Основанию скансена в 1969 году предшествовали различные общественные инициативы. Одна из них – публикация в газете «Літературна Україна» от 14 августа 1965 года открытого письма о необходимости создании в столице музея народной культуры. Именно после него по инициативе и при непосредственном участии заместителя главы Совмина Украинской ССР, главы Украинского общества охраны памятников истории и культуры Петра Тимофеевича Тронько была разработана соответствующая программа. Петр Тронько заслуженно считается основателем музея: он непосредственно руководил всеми работами по его организации и даже выбрал месторасположение.

На момент официального открытия в 1976 году в музее насчитывалось более 150 сооружений, сгруппированных в 5 экспозиций. Сейчас же на территории комплекса собрано около 300 памятников народной архитектуры и быта XVI – XX веков, представляющих Среднее Приднепровье, Карпаты, Полесье, Подолье, Полтавщину и Слобожанщину, Юг Украины. На холме расположена группа ветряных мельниц XVII – XX веков, свезенных из разных уголков страны.

В распоряжении музейного фонда более 70 тыс. экспонатов. Например, не меньше 600 единиц народных инструментов, собранных со всех этнографических регионов Украины. Отдельно следует отметить коллекцию петриковской росписи, которая насчитывает более 550 экспонатов. В 2013 году роспись была включена ЮНЕСКО в репрезентативный список нематериального культурного наследия.

Самый старый дом в музее построен в 1587 году в Волынской области, а наиболее современные здания, организующие отдельную зону, демонстрируют сельский уклад жизни 60 – 70-х годов прошлого века.

Экспозиция «Среднее Приднепровье» представлена памятниками деревянной архитектуры, самые древние из которых датируются началом XVII века. Правобережное приднепровское село представляют две ветряные мельницы начала XX века. Здесь размещены, например, церковно-приходская школа 1880-х годов из Черкасской области и усадьба священника, с воссозданными гостиной и спальной комнатами. Из сакральных объектов – действующая деревянная церковь Святой Великомученицы Параскевы середины XVIII века, перевезенная из Черкасской области в начале 1970-х годов. Есть в этом секторе и еще один действующий храм – церковь Святого Архистратига Михаила, возведенная в 1600-м и перевезенная из Киевской области в 1971-м. Здесь же посетители могут увидеть остатки ритуального дуба, в разветвлениях ствола которого было установлено 9 челюстей вепря. Этот уникальный памятник культа Перуна был найден во время строительных работ в устье Десны в 1975 году.

На территории сектора «Подолье» действуют несколько выставок, посвященных традиционным народным ремеслам. Так, в избе-шкальне середины XIX века из Хмельницкой области находится выставка «Подольское гончарство», на которой экспонируются гончарные изделия из наиболее известных центров региона. Здесь находятся также церковь Святого Николая 1817 года и колокольня 1830 года постройки из Тернопольской области, а в начале сектора установлен каменный крест XVIII века. Также регион представлен водяной мельницей конца XIX века и домом-мельницей начала XX века из Черновицкой области.

В экспозицию «Полесье» вошли редкие деревянные постройки, возведенные в XVI – XIX веках. Аналогичного комплекса нет ни в каком другом украинском скансене. Эта экспозиция хранит в себе древние строительные приемы и технологии. Центральная часть сектора отведена под сооружения, демонстрирующие полесские традиции в сакральной архитектуре, – церковь, часовню и колокольню с шатровыми крышами.

Среди экспонатов особый интерес представляют кисейная одежда из Коростенщины и ичнянские изразцы из Черниговщины. Большое количество предметов, которые ежегодно демонстрируются на выставках, посвященных трагическим событиям весны 1986 года, было собрано в свое время в нынешней Чернобыльской зоне.

Экспозиция «Карпаты» демонстрирует 18 усадебных комплексов. Здесь можно увидеть, например, все типы гуцульских домов, среди которых представлена колыба – один из наиболее древних типов жилья. Это восьмигранное бревенчатое здание, где семь граней – стены, а восьмая – дверь. Типичной для Гуцульшчины является гражда – своеобразная крепость, когда жилье и хозяйственные постройки образовывали закрытый двор. Из культовых сооружений здесь находится памятник лемковской школы народной сакральной архитектуры – церковь Покрова Пресвятой Богородицы конца XVIII века. Большую ценность представляет коллекция карпатских икон, в том числе написанных на стекле, которая насчитывает около 90 единиц.

Помимо выставок, мастер-классов, ярмарок, концертов в рамках народных и церковных праздников также проводятся День Украинских Карпат, Шевченковские дни, Фестиваль борща, Фестиваль этномоды и многое другое.

 

 

Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины, который находится на окраине Переяслав-Хмельницкого, был заложен в 1964 году. Сегодня он объединяет около 300 объектов, из них 122 – памятники народной архитектуры XVII XIX веков, в том числе 20 дворов с жилыми и хозяйственными постройками, а также более 20 тыс. экспонатов.

Собственно этнографический отдел, воссоздающий село Средней Надднепрянщины второй половины XIX – начала XX века, демонстрирует сельскую управу, усадьбы гончара, столяра, ткача, бондаря, зажиточных и бедных крестьян, полтора десятка мельниц-ветряков и т.д.

В музее также создан археологический отдел, в котором демонстрируются как реконструированные, так и оригинальные жилые, хозяйственные и культовые сооружения, датируемые периодом от позднего палеолита до времен Киевской Руси, а также погребальные саркофаги и «каменные бабы».

На территории скансена в отдельных памятниках архитектуры или специально возведенных павильонах находятся 13 тематических музеев, посвященных народному творчеству и традициям, деятелям культуры, истории лесного хозяйства и пчеловодства, науки и техники и так далее. Например, в 1995 году в Трехсвятительской церкви, возведенной в середине XVII века, был открыт «Музей украинского рушника», а в церкви Св. Параскевы, построенной в конце XIX века, с 1979 года располагается «Музей космоса».

В комплекс «Музея истории украинской православной церкви» входит Покровская церковь 1606 года постройки – первый памятник культовой деревянной архитектуры в переяславском скансене и одна из первых на территории Украины попыток демонтажа храма и реставрации его в условиях музея под открытым небом.

Здесь регулярно проводятся творческие встречи с деятелями культуры и науки (писателями, кобзарями, историками), дни памяти Т.Г. Шевченко, Л. Украинки, Г. Сковороды, Шолом-Алейхема, М.И. Сикорского, выставки работ мастеров народного творчества, круглые столы и конференции, посвященные украинской истории.

 



     

Россия

История Костромского архитектурно-этнографического и ландшафтного музея-заповедника «Костромская слобода» непосредственно связана со строительством на Волге плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища в 1955 – 1957 годах. Единственной возможностью сохранить уникальные памятники деревянного зодчества, находящиеся в зоне предстоящего затопления, стало перемещение их в черту города.

Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1713 году, и 4 бани стали первыми объектами из костромского региона, перевезенными и установленными на территории Нового города Ипатьевского монастыря в 1954 – 57 годах. Но такое решение нарушало исторический облик обители и ограничивало дальнейшее расширение музея в ее пределах. Позже бани были перенесены на участок за южной стеной монастыря, а церковь, оставшаяся на его территории, к сожалению, была утрачена во время пожара в 2002-м.

На рубеже 1950 – 60-х годов Костромской специальной научно-производственной и реставрационной мастерской было организовано несколько экспедиций по Костромской области. И оказалось, что в глубинке еще сохранились строения, представляющие историко-культурную ценность, хотя часть памятников народного зодчества, известных в начале и середине XX века, уже была утрачена.

Официальное постановление о создании музея деревянного зодчества было принято Костромским облисполкомом 3 мая 1960 года. В 1960 – 62 годах была перевезена из Галичского района и установлена у северной стены монастыря – на территории Богословской слободы – церковь Собора Пресвятой Богородицы, датирующаяся 1552 годом. Храм является древнейшим памятником сакрального деревянного зодчества костромского региона. Здесь же были размещены овин и ветряная мельница, позже перенесенные на южный участок, и дом крестьянина Ершова. Но новые объекты также внесли определенный диссонанс в сложившуюся структуру слободы. В третий раз под музей была определена территория, расположенная за южной стеной монастыря. Сейчас здесь находится церковь Всемилостливого Спаса, датирующаяся 1712 годом и перевезенная в 1967 – 69 годах из Костромского района. Храм состоит из 4 клетей – алтарь, четверик, трапезная, паперть – и является образцом так называемых клетских церквей.

Точная дата постройки еще одного сакрального объекта – церкви из Солигаличского района, перевезенной на территорию музея в 1970 году, – неизвестна. До 1822 года в высокой подклети размещалась отапливаемая, так называемая «теплая», Покровская церковь. А на верхнем этаже находился неотапливаемый, «летний», храм в честь Ильи Пророка, в котором сохранились так называемое «небо» – свод, обтянутый домотканым холстом с изображением сцен Страстей Христовых – и резной четырехъярусный иконостас.

Условная деревенская улица представлена почти тремя десятками жилых, хозяйственных и производственных строений XIX – начала XX века из Костромского края и соседних Нижегородского и Вологодского регионов. Внутри большинства построек организованы тематические экспозиции.

Например, экспонаты в доме середины XIX века из Чкаловского района Нижегородской области рассказывают о крестьянских традициях воспитания детей. А в избе первой половины XIX века из Вохомского района, которая когда-то топилась по-черному, открыта выставка, посвященная свадьбе.

Преимущественно из осиновых бревен, что не характерно для жилья Костромского края, построен дом XIX века из Нерехтского района. Он состоит из собственно избы, сеней, маленькой горенки с одним окошком. К боковой стене дома «кошелем» пристоен небольшой скотный двор. Интерьер избы дает представление о жизни бедной крестьянской семьи.

Дом середины XVIII века из Костромского района – наиболее ранний сохранившийся образец деревянного жилья в Поволжье. В горнице можно увидеть помещение без окон, которое использовалось ее прежним владельцем-старовером в качестве молельной комнаты. Также здесь находятся два дома из Макарьевского района, принадлежавшие некогда состоятельным крестьянам-лесопромышленникам. В двухъярусном доме 1857 года постройки демонстрируется выставка, посвященная культуре досуга русского народа – например, выходная и праздничная одежда. А в одноэтажном доме-пятистенке, построенном в 1873 году, можно увидеть граммофон, комод, предметы городского костюма – вещи, редкие для крестьянского быта XIX века.

При музее созданы 2 творческих коллектива. Причем один из них – фольклорно-этнографический ансамбль «Матица» – состоит из работников музея. Интерактивные программы для детей в игровой форме знакомят с обрядами и обычаями календарных праздников, трудовыми буднями крестьян, школьным обучением в старину. А во время мастер-классов можно изготовить тряпичную куклу-оберег или узнать об особенностях костромской росписи по дереву.

 

 

Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», расположенный в 47 км от Иркутска, знакомит с культурой народов Прибайкалья XVII XX веков. Создание его связано с необходимостью сохранения Спасской проезжей башни 1667 года и Казанской привратной церкви 1679 года – составных частей комплекса Илимского острога, которые попадали в зону затопления при строительстве в начале 60-х годов XX века Усть-Илимской ГЭС. Решение о создании музея было принято Иркутским облисполкомом в 1966 году, а в 1980-м экспозиция деревни-малодворки приняла первых посетителей.

В музее организованы 4 историко-культурные зоны, в составе которых примерно 40 объектов. Культура коренных народностей продемонстрирована, например, бурятским улусом-летником из 6 восьмистенных деревянных юрт конца XIX века, а также комплексом эвенкийских захоронений.

Русская (ангаро-илимская) культура представлена экспозиционным комплексом «Волостное село», в состав которого входят, например, деревня-малодворка, состоящая из трех крестьянских усадеб XVIII XIX веков и церковно-приходская школа 1885 года. Доминантой же является реконструированный Илимский острог XVII века. Единственная оригинальная его часть – Спасская проезжая башня, реставрация которой завершилась в 1984 году. В этом секторе также расположены каскад водяных мельниц второй половины XIX века и сибирское кладбище.

В музее широко отмечаются праздники народного календаря, работают гончарная и берестяная мастерские, проводятся различные выставки, конкурсы, культурно-просветительские программы.

 



     

По сравнению с первыми музеями под открытым небом в Скандинавии их восточнославянские собратья относительно молоды – они создавались в разные десятилетия второй половины XX века. Во многом это было определено как историческими событиями мирового масштаба, так и политической и экономической ситуацией в каждом отдельно взятом регионе. Несмотря на это, каждый из этих музеев по-своему уникален в стремлении передать колорит традиционной культуры наших предков.





Спешите подписаться на журнал “Планета”!