ЗВЕЗДНАЯ ОДИССЕЯ
Ноябрь 2008
Вернуться к номеру >>

Раздел: Лабиринт
Теги: технологии, прогноз, космос



Первые робкие шаги в космос человечество сделало в середине прошлого века. Начало нынешнего сулит людям переход от неспешного движения по пути покорения звездной бездны к сумасшедшему бегу. Нам стало мало места на Земле, и мы приготовились к оккупации Луны и соседних планет.

     Лунные базы

     
 О колонизации ближайших соседей Земли говорят уже давно. Понятно, что проще всего сперва создать поселение на Луне. Во-первых, она ближе, во-вторых, люди, вроде как, уже погуляли по своей соседке. Почему вроде? Потому что с каждым годом все чаще и чаще говорят, что высадка американцев в 1994 году на Луну – просто грандиозная фальсификация.

      Тем не менее, первыми стали называть конкретные даты колонизации спутника Земли именно представители космического агентства США. По их мнению, лунная база должна располагаться на одном из полюсов. Первые ее жители обретут новый дом к 2020 году. К этому же времени будет создан рейсовый корабль для постоянного сообщения с «лунатиками». Постоянно действующая американская база появится, по прогнозам Вашингтона, в 2024 году.

      Россия тоже объявила, что вступает в лунную гонку. Правда, темпа у нее явно недостаточно. Глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов сообщил журналистам следующее: «До 2015 года мы решаем задачи по краткосрочной перспективе – завершаем сборку российского сегмента МКС с тем, чтобы станция обрела свою обозначенную ранее по международным договоренностям конфигурацию и превратилась в полноценный космический научный комплекс. Кроме того, до 2015 года мы собираемся провести глубокую модернизацию используемых сейчас кораблей «Союз» и создать задел на будущее для создания нового пилотируемого многоразового космического корабля». Создание же лунной базы планируется только в 2026– 2040 годах.

      Неожиданным фаворитом в освоении Луны стал Китай. В отличие от двух своих конкурентов, он превратился в космическую державу всего… за 5 лет. Конечно, пока Восточный Дракон не догнал ни страну, отправившую в космос первого человека, ни покорителей Луны. Но планы у него завораживающие. А если учесть, что до сего момента все свои планы эта страна реализовывала успешно – у молодой космической державы есть очень хорошие шансы успеть к дележке лунного пирога. Создать базу на спутнике Земли китайцы планируют к 2030 году – чуть позже США, но раньше России.

      Каковы же цели высадки на Луну?

      Во-первых, человечество давно и с интересом исследует полезные ископаемые, которые может дать спутник. Особенно важной эта проблема становится на пороге энергетического кризиса. Одним из самых выгодных на сегодняшний день кажется проект по добыче гелия-III. Он может стать идеальным сырьем для термоядерного синтеза, идущего на смену атомной энергетике. Дело в том, что на Земле его запасы ничтожны, а вот на Луне – весьма внушительны. Их хватит нашей планете приблизительно на 1000 лет. При этом уже сегодня мы обладаем необходимыми технологиями для добычи и доставки ценного ресурса на Землю. «Чтобы обеспечить на год все человечество энергией, необходимо лишь два-три полета космических кораблей грузоподъемностью 10 тонн, которые доставят гелий-III с Луны», – уже не раз заявлял академик Российской академии наук (РАН), член бюро Совета по космосу РАН Эрик Галимов.

 

Управляемый термоядерный синтез – создание более тяжелых ядер из легких, т.е. фактически это процесс, обратный тому, что используется сейчас в АЭС. Термоядерный синтез будет проводиться при помощи термоядерных реакторов. Принцип их действия следующий: используя электрический ток и микроволновое излучение, разогревают плазму в реакторе. В результате выделяется энергия. Первые термоядерные реакторы или ТОКОМАКИ появились в СССР.

     



      Вторая причина, по которой ученые торопятся обосноваться на спутнике Земли – Луна очень хороший плацдарм для дальнейшего покорения Солнечной системы. Оттуда ближе и до Марса, и до Венеры. А именно их покорение станет следующим этапом звездной гонки. Хотя некоторые эксперты полагают, что перевалочные базы для освоения соседних планет не нужны. Леонид Горшков, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник РКК «Энергия», считает, что если те усилия, которые человечество затратит на создание лунных баз, сразу направить на покорение Марса, люди высадятся на красную планету гораздо быстрее. Он призывает вообще отказаться от программ по покорению Луны и сконцентрировать все усилия на марсианских проектах.

     

     Марсиане


     


     

      Несмотря на то, что Марс находится дальше от Земли, чем Венера, его колонизация, считают эксперты, произойдет раньше. Дело в том, что эта планета очень похожа на нашу. 

      Чтобы подготовить плацдарм для колонизации, Марс поначалу заселят роботы. Их число планируется довести до 500–700. Пока не понятно, как и в какие сроки будут созданы условия, пригодные для жизни человека. Но ученые все чаще говорят о третьем десятилетии нынешнего века.

 

Марсианский день составляет 24 часа 39 минут 35,244 секунды, здесь сменяются времена года, есть атмосфера и даже вода – правда, в твердом состоянии. Кстати, по соотношению воды и суши красная планета тоже похожа на Землю. Вот только температура здесь колеблется от –129 до +20 градусов, и без пневмокостюма внутреннее давление разорвет человека на куски. Ну и притяжение в 3 раза ниже земного.

     



      Тем не менее, астронавт Баз Олдрин и ученые из университета Пердью уже работают над проектом челночного космического аппарата, который будет доставлять землян на Марс и обратно. Фактически планируется организовать сообщение между планетами наподобие автобусного. Два челнока, каждый из которых сможет взять на борт до 50 человек, будут совершать регулярные рейсы по маршруту Земля-Марс. «Если уж мы собираемся отправить человека на Марс, необходимо делать это последовательно, если хотим продолжать такие визиты и в дальнейшем», – считает Олдрин.

      Считается, что сообщение между двумя планетами удастся организовать к 2018 году. Корабль не будет приземляться – на орбите к нему должно пристыковываться «космическое такси», которое будет подвозить новых пассажиров и забирать тех, кто возвращается. Удерживать на маршруте эти «автобусы» будут гравитационные поля, в том числе самих планет. Основной проблемой на сегодня считается расчет правильной траектории их движения.

     Летающие города

      Не забывают ученые-футурологи и про Венеру. Здесь условия гораздо агрессивнее, чем на Марсе – сверхвысокие температуры и атмосферное давление, которое делает атмосферу планеты почти жидкой. Зато на высоте 50 км над поверхностью она уже гораздо ближе к нашей – т.е. без дыхательного аппарата человек вряд ли сможет выжить, а вот без скафандра – вполне. Джеффри Ландис, ученый из Исследовательского центра Гленн, принадлежащего НАСА, предложил решение проблемы заселения нашей соседки по Солнечной системе – летающие города.

 

Условия на Венере гораздо жестче, чем на Марсе. Средняя температура составляет здесь +465 по Цельсию. Давление на поверхности в 90 раз превосходит земное. Атмосфера на 97% состоит из углекислого газа. Но самое интересное, что наша соседка крутится вокруг своей оси в противоположную сторону относительно остальных планет Солнечной системы. Из-за этого, а также потому, что угол наклона оси планеты очень большой – 178 градусов – одни венерианские сутки равны 117 земным.

     



      Это очень похоже на сказку, но, по словам Ландиса, строительство такого города на практике проще, чем кажется. В атмосфере Венеры наш воздух, более легкий и «жидкий», чем местный, сработает, как подъемный газ. То есть если бы мы хотели построить воздушный шар на Венере, можно было бы не накачивать его гелием, а взять земной воздух – шар легко поднялся бы в верхние слои атмосферы. «Если бы вы только могли взять комнату, в которой сидите, и заменить стены чем-то более тонким, на Венере комната бы взлетела», – говорит Ландис.

 



      Интересно, что значительная часть ученых теряется, когда им задают вопрос о том, зачем вообще нужно колонизировать другие планеты. Если заселение Луны еще можно объяснить какими-то экономическими соображениями, то для чего вкладывать деньги в Марс – пока непонятно. Хотя какие-то ответы все же даются. Джеймс Лонгаски, профессор аэронавтики и астронавтики университета Пердью, говорит, что колонизация красной планеты просто необходима для выживания цивилизации за счет неких природных и территориальных ресурсов.



     Спонсоры

     
 В космической гонке – как и во всяком уважающем себя соревновании – тоже есть «темная лошадка». В условиях международного кризиса многие – даже такие экономические монстры, как США – вынуждены урезать бюджет ряда программ. К ним относятся и космические. 

      И вот тут на арену выходят люди, предложившие в покорении космоса опереться не на сверхдержавы, а на частный капитал. На первый взгляд, их идея смешна. Но если вдуматься – частному капиталу не страшен никакой кризис. Как говорил незабвенный О. Бендер: «Раз в стране водятся денежные знаки, то должны быть люди, у которых их много». То же самое можно сказать и про планету – пока на Земле будут деньги, найдутся и богачи.

      Государственные космические чиновники с нарастающей тревогой говорят о проекте основателя «Amazon.com» Джеффа Безоса, вложившего 30 миллионов долларов в разработку некоего космического корабля. Еще один космический спонсор – основатель «PayPal» Элон Маск. 

      Все чаще звучат прогнозы: освоение космоса может стать крайне прибыльным бизнесом. Писатель Мартин Рис считает: «Если люди рискнут вернуться на Луну, скорее, с ними будут торговые марки, а не национальные флаги. И возможно, что первые поселенцы в космических общинах будут жить (и даже умирать) на глазах всего мира – в прямом эфире коммерческого реалити-шоу».

      Еще один сторонник создания телешоу, профессор Фриман Дайсон, уже даже прикинул приблизительный состав участников. Он считает, что лучшим экипажем первого корабля, летящего к Луне, станет семейная пара. Зрители смогли бы наблюдать за тем, как они рожают и воспитывают в космосе своего ребенка.

      Так или иначе, зарабатывать деньги на космосе уже начали. Правда, пока монополистами в этой сфере бизнеса стали ведущие космические державы.

      

     Космический туризм

     
 В ближайшее время развитие получит космический туризм. Нет, не за 40 миллионов долларов, как сейчас, а за гораздо более умеренную плату. Хотя, вообще говоря, хватает желающих слетать и за такие деньги. Именно из-за сумасшедшего спроса цена на это развлечение с 2001 года выросла в два раза. Ну да мы с вами не мультимиллионеры, а потому вернемся в раздел эконом-туров.

      Первое, что обещают реализовать уже к 2009 году – постоянные космические круизы. Билеты на первый рейс (который, по прогнозам, состоится в следующем году) для наших соотечественников пока дороговаты – порядка 100 тысяч долларов, но обещают, что уже через 5 лет цена снизится в два раза и будет падать дальше. 

      Теперь о технической стороне путешествия. Разумеется, это не будет выход в далекий космос. Речь идет о так называемом суборбитальном полете на высоте 110 км (граница космоса начинается с отметки 100). 

      На сегодняшний день один суборбитальный полет уже имел место. Американская компания «Scaled Composites LLC» разработала челнок «SpaceShipOne». На момент первого в истории частного полета в космос на борту корабля находилось 4 человека. Их аппарат был пристыкован к грузовому самолету «Белый рыцарь», с которого и совершил старт на высоте 17 км над уровнем моря. Далее полет проходил следующим образом: ракетный двигатель развернул корабль практически вертикально, поднял его еще на 50 км вверх, столько же потом было пройдено по инерции. Траектория полета корабля представляла собой параболу. В верхней точке, т.е. уже в космосе, «SpaceShipOne» пробыл 3 минуты, а потом просто рухнул вниз, сложив крылья вдоль корпуса, чтобы легче войти в атмосферу. Свободное падение закончилось на высоте 17 км, когда крылья раскрылись. Перегрузки, которые при этом испытали пилоты, составили около 6g, т.е. сила притяжения действовала на них в 6 раз сильнее, чем на Земле. Дальше все просто – махина спланировала на землю. 

      Интересно, что двигатель чудо-аппарата работает на смеси, включающей в себя так называемый веселящий газ. Это собственно и стало основным «ноу-хау» проекта. Кабина пилота – герметичная камера, в которой поддерживается необходимое давление. 

      В корпусе корабля много иллюминаторов, созданных из двухслойного стекла, причем каждый слой выдерживает наружное давление. Естественно, что аппарат снабжен системой воздушного обеспечения, системой поглощения углекислого газа и системой контроля влажности воздуха. В результате астронавтам не нужны скафандры.

      Вот впечатления одного из пилотов: «Это фантастический опыт. Трудно, конечно, описать. Просто когда корабль достигает высшей точки полета, двигатель выключается, и ты понимаешь, что больше не чувствуешь своей тяжести, наступает настоящая эйфория. За иллюминатором темнота, а где-то внизу яркая Калифорния… Это фантастическое ощущение. Там свобода! Вы все должны испытать это».

      Но «SpaceShipOne» – уже вчерашний день. Не далее как в начале этого года была представлена новая модель – «SpaceShipTwo». Принцип работы у нее тот же, вот только внутрь поместится больше людей и время пребывания в космосе увеличится до 5 минут.

     Надувные гостиницы на орбите

      Второй этап развития космиче ского туризма – создание так называемых орбитальных гостиниц. Первый пробный модуль уже запущен на орбиту. Он создан на основе жилого модуля, разработанного НАСА для МКС. Эта гордость американского космического агентства так и «не поступила на вооружение» из-за нехватки денег. Бизнесмен Роберт Бигелоу купил новинку, слегка ее модернизировал и запустил на орбиту. Вся начинка модуля и оболочка… надувные! Тем не менее, они выдерживают бомбардировку шариками, разогнанными до огромных скоростей в аналоге космического вакуума. По размерам один такой «номер» приблизительно равен 5-комнатной квартире и рассчитан на пребывание 6 человек. Тут есть и спортзал, и пункт медицинского обслуживания, и душевая. Правда, проживание в таком отеле влетит в копеечку. Пока называют цифру в 8 миллионов долларов.

      Сегодня орбитальная гостиница состоит из трех состыкованных надувных модулей – одного трехместного «Sundancer» и двух шестиместных «BA 330». На орбите находится два «отеля», вернее, две их уменьшенные копии, каждая в треть оригинала. Сделано это, чтобы сэкономить деньги – ведь чем меньше объект, тем проще вывести его на орбиту. Называются отели – «Genesis I» и «Genesis II». Бигелоу обещал 50 миллионов долларов той частной компании, которая до 2010 года сможет построить и запустить в космос пилотируемый многоразовый орбитальный корабль.

      Бигелоу утверждает, что первые гости посетят его гостиницу уже в 2015 году. «Мы могли бы построить космический коммерческий комплекс и раньше, – пишет Роберт Бигелоу. – Проблема в транспорте. Наша фирма надеется, что к 2010 году будут летать 6–10 космических транспортных кораблей-демонстраторов». Кстати, чтобы подкрепить слова делом, он заключил пари на 500 миллионов долларов о том, что в 2015 году в его гостинице появятся первые постояльцы. 

      В перспективах коммерческого использования космоса не сомневаются и серьезные ученые. Вот что говорит Константин Пичхадзе, первый заместитель генерального конструктора и генерального директора НПО имени Лавочкина: «Я думаю, что коммерческая космонавтика будет развиваться быстрыми темпами. Вспомним: в свое время ведь и первые самолеты были экзотикой. А потом они стали привычным средством воздушного транспорта. Никого не удивляют сегодня негосударственные самолетостроительные фирмы, частные авиакомпании и частные самолеты. Так же будет развиваться и космонавтика. Не сомневаюсь, появятся частные отели в космосе и частные космические такси».

     Гипердвигатель

      Ну да что мы все о низменном, поговорим о высокой науке. Тем более что здесь тоже есть хорошие новости. Недавно премии «Американского института аэронавтики и астронавтики» за будущий полет была удостоена работа под названием «Руководящие принципы для космического привода, основанного на квантовой теории Хайма». Да-да, из названия ничего не понятно.

      А суть ее в следующем. Авторы работы – Вальтер Дрешер и Йохим Хойзер – обосновывают, правда, пока теоретически, возможность… гиперпростраственных прыжков. То есть достижения Луны или Марса за считанные минуты, а соседней звезды – за пару-тройку недель.

      Проблема на сегодняшний день заключается в поиске оборудования, способного создать «прокол» в пространстве. Теоретически, можно использовать Z-машину – самый сильный генератор импульсных источников магнитного поля и самый мощный генератор рентгена.

      Но для того, чтобы использовать это оборудование, для начала придется доказать его владельцам, что деньги будут потрачены не зря, а будущие опыты имеют серьезное научное обоснование. Но это легче, чем кажется: теория Хайма однажды уже доказала свою состоятельность, верно рассчитав массу фундаментальных частиц. Причем точность теоретических расчетов оказалась очень близка к экспериментальным данным, полученным позже.

 



      На основе теории Хайма, гласящей, что существует 6 измерений, в которых гравитация и электромагнетизм могут перетекать одно в другое, Дрешер и Хойзер сделали интересный вывод. Они считают, что комбинация из быстро вращающегося кольца и кольцевого электромагнита при очень сильном магнитном поле заданной формы способна перенести космический корабль в другое измерение. Дрешер утверждает, что «там» другими могут оказаться многие так называемые природные константы, вроде скорости света или звука.

      Естественно, что в таком случае может оказаться, что аппарат в соседнем измерении может, двигаясь с обычной скоростью, превысить нашу скорость света. Также на основе этого устройства, считают ученые, можно создать гравитационный двигатель, доводящий уровень притяжения вокруг корабля до нуля.

     



     Игры со скоростью света

      

      Вообще на скорости света следует остановиться подробнее. Согласно теории относительности Энштейна, скорость света в вакууме не может быть не только превышена, но даже достигнута. Иначе произойдет нарушение причинно-следственных связей. Грубо говоря, объект, несущийся со сверхсветовой скоростью, начал бы догонять фотоны света, выпущенные вчера, позавчера и ранее. Таким образом, он стал бы перемещаться в прошлое. Но! В последнее время некоторым ученым удается при создании определенных условий превысить скорость света, не оказавшись при этом в прошлом. 

      Например, сотрудник университета Миссисипи Джоэль Мобли доказал, что при определенных обстоятельствах скорость звуковой волны может превысить скорость света. Например, звуковая волна пропускается через камеру, содержащую 8 милилитров воды и 400 тысяч пластиковых микросфер в ней. Сферы диаметром около 0,1 микрометра занимают около 5% объема наполненной водой камеры.

 



      Мобли, несмотря на интересное открытие, двигается в общем течении науки. А вот немцы Гюнтер Нимц и Альфонс Стальхофен могут стать ниспровергателями основ. В августе прошлого года им удалось экспериментально доказать существование «зон нулевого времени». При прохождении через такую аномалию фотон превышал скорость света. Удивительное явление уже не вписывается в теорию Энштейна.

      В прямом эфире радиостанции BBC профессор Стальхофен сообщил, что эти опыты уже повторены в других ведущих мировых лабораториях и их результаты подтверждены.

      «Мы столкнулись с парадоксальным физическим явлением, когда можно оказаться в конечной точке пути, еще не начав движение», – сказал он.

     



      Тут все дело в том, что получившаяся среда начинает рассеивать звуковой импульс, его волны начинают двигаться с разными скоростями и сам импульс в результате начинает двигаться быстрее, чем свет в вакууме.

      «Уже давно считалось, что достижение подобных скоростей звуковыми волнами возможно, – пишет сам Мобли. – Моя работа показала, что создать условия для этого можно в специфической, но очень простой среде, в отсутствие каких-либо экстремальных условий».

      Сегодня мы живем в век пересмотра основополагающих представлений физики. Например, многие ученые ставят под сомнение неизменность физических констант, таких, как гравитационная постоянная, скорость света, элементарный заряд или масса покоя электрона.

     

     

     

      Похоже, в недалеком будущем по воздуху будет передвигаться все. Летающие машины – еще одна ближайшая перспектива. Они могут стать решением проблемы бесконечных городских пробок и «тянучек» на оживленных магистралях. Крупнейшие автомобильные концерны один за другим представляют вниманию публики различные аэромобили. Пока речь, правда, идет только о концепт-карах, но все чаще в СМИ звучат заявления: «Летающий автомобиль, увы, не появится в этом году». То есть предполагается, что через годик такое вполне может случиться.

      Компания «Alfa Romeo» представила концепт-кар «Alfa Romeo Spix». По внешнему виду эта машина очень похожа на обычную, но не имеет колес. Как именно она будет подниматься в воздух, авторы проекта пока не говорят.

      «Audi» не отстает от своих итальянских коллег. Их концепт-кар называется «Audi Calamaro». Про него пока тоже ничего не известно, кроме внешнего вида.

      А вот менее разрекламированные компании заявляют более конкретные разработки. «Cell Craft» привлекла внимание публики летающим концепт-каром «Cell Craft G440». Он оборудован четырьмя турбинами, при помощи которых осуществляется вертикальный взлет и посадка. Руля у машины нет, она управляется двумя рычагами: одним увеличивается тяга (как педалью газа в привычных нам автомобилях), второй – это практически джойстик, при помощи него управляют наклоном и направлением. Существует у «Cell Craft G440» и режим вращения вокруг собственной оси. Он управляется компьютером, контролирующим тяги в выхлопных трубах каждой из четырех турбин.

      Еще одно интересное изобретение принадлежит концерну Terrafugia. Его летающее детище называется «Transition». Правда, оно представляет собой в первую очередь самолет, а уж потом автомобиль. Эта машина не может взлетать вертикально, зато во время движения по земле ее крылья складываются. Мощности двигателя – всего 100 лошадиных сил – хватает и на то, чтобы крутить винт в воздухе, и на то, чтобы вращать колеса на земле. Особенно приятно, что новое транспортное средство легко помещается в обычный гараж и не требует аренды специальной парковки.

      Еще один автомобиль будущего – «M200G Jetson» от компании «Moller International». Проект претерпел 4 редакции. Он снабжен 8 двигателями и способен развить скорость до 160 км/ч. В кабине могут разместиться 2 человека. Автомобиль не будет слишком «отрываться от земли» – «потолок» высоты всего 3,5 м. Зато владельцу машины не потребуется получать права на вождение самолета. Ведь, если следовать законам США, ниже 3,5 м – это еще не полет. 

      Обещают, что в 2009 году в продажу поступит 40 таких автомобилей. Стоить они будут порядочно, но по американским меркам не заоблачно – 150 тысяч долларов. 

      Создатели «M200G» Jetson уверены, что их детище станет пользоваться огромным спросом. «Здесь, прямо над нами, имеется великолепный природный ресурс, – говорит изобретатель аппарата доктор Моллер. – Посмотрите на небо над собой – сколько в нем летающих машин? Это огромное пространство, которое не используется. И именно его мы намерены задействовать. Автомобиль – конченая идея в смысле передвижения, это только вопрос времени».

     

     


     

     
Интересные прогнозы на тему покорения космоса были сделаны по итогам анкетирования группы экспертов. 



     
Прогноз №1. Орбитальная станция с экипажем не менее 10 человек – вопрос ближайших нескольких лет.

     Прогноз №2. Ядерные двигатели космических кораблей – практически по единодушному мнению, появятся еще до 2010 года.

     Прогноз №3. Временная база на Луне, которая должна просуществовать не менее месяца и дать приют минимум двум исследователям, – перспектива ближайшего десятилетия. 

     Прогноз №4. Облет Марса и облет Венеры пилотируемым кораблем. Срок тот же – 10 лет.

     Прогноз №5. Постоянная база на Луне с населением не менее десяти человек. Вот тут мнения разделились. Оптимисты – 30% опрошенных – верят, что она будет построена до 2010 года, а вот пессимисты считают, что не ранее, чем через несколько десятилетий.

     Прогноз №6. Десант на Марс. Вот тут оптимистов нет. Никто не верит, что он состоится раньше 2010 года, несмотря на планы НАСА.

     Прогноз №7. Начало добычи полезных ископаемых на Луне. Общее мнение, что это перспектива ближайшего столетия.

     Прогноз №8. Постоянные базы на Марсе и Венере. Большая часть анкетированных считает, что они появятся сразу после лунных. Но самые рьяные пессимисты в это вообще не верят. 

     Прогноз №9. Десант на спутники Юпитера. Та же история, что и с марсианскими базами.

     Прогноз №10. Облет Плутона. Та же история. 

     Прогноз №11. Производство лекарств, сверхчистых материалов и продуктов питания в космосе. Все как один говорят о том, что в ближайшие 10 лет их начнут делать прямо на орбите. А условия на инопланетных базах, возможно, даже разнообразят ассортимент. 

     Прогноз №12. Запуск ракет-автоматов за пределы Солнечной системы. Опять резкое разделение на пессимистов и оптимистов. Разброс прогнозов от 10 лет до «никогда». 

     Прогноз №13. Долгосрочное пребывание космонавтов в искусственном анабиозе, что позволит путешествовать на огромные расстояния. Эксперты сошлись на том, что, скорее всего, это произойдет на рубеже XXII века. 

     Прогноз №14. Звездолеты, рассчитанные на смену поколений экипажа с теми же целями. В эту идею верят меньше. Собственно, до сих пор еще не доказано, могут ли люди размножаться в космосе.

     Прогноз № 15. Космические полеты на основе открытия сил антигравитации. Практически все говорят, что это станет возможно в XXI веке. Что странно, так как ученые пока называют подобные идеи не иначе как «лженаукой». Тем не менее, в данном случае эксперты оказались удивительными оптимистами.

     


     





Спешите подписаться на журнал “Планета”!