ПЯТЫЙ ОКЕАН
Февраль 2014
Вернуться к номеру >>

Теги: прогноз, катастрофа

Нет ничего надежнее земли под ногами – привыкли думать мы. И география – одна из самых неизменных наук. Со школьной скамьи мы знаем, что на Земле четыре океана, омывающие шесть континентов – и ни больше, ни меньше их не становится.

Но так ли это? Ведь давным-давно – в прошедшие геологические эпохи – очертания материков выглядели совсем иначе, а еще раньше их и было-то всего два. Современный же вид наша планета приобрела – по геологическим меркам – относительно недавно.

Но кто сказал, что процесс формирования материков и океанов завершен? Более того, что он вообще может завершиться? Ведь льды тают, континентальные плиты раскалывают трещины, со дна морского поднимаются новые острова, а уже имеющиеся и нанесенные на карты порой, наоборот, уходят под воду. И возможно, там, где сегодня стоят исследовательские станции или блуждают племена бедуинов, уже завтра будут бушевать волны.

Океан в сердце Африки

В 2005 году в долине Афар в Эфиопии под аккомпанемент нескольких землетрясений проснулся вулкан Даббаху. Правда, само по себе подобное явление трудно назвать чем-то из ряда вон выходящим: извержения то и дело сотрясают некоторые участки нашей планеты. К тому же эта огнедышащая гора давно известна ученым – она является составной частью зоны высокой вулканической активности, называемой «Афарский треугольник».

Однако явление, которое последовало за извержением, неожиданно привлекло пристальное внимание геофизиков. Долину внезапно рассекла узкая 56-километровая трещина. Глубина раскола достигла 6 м, а ширина кое-где доходила аж до 7 м. Это образование вызвало у ученых огромный интерес. И неудивительно: долина Афар – место весьма занятное в геологическом смысле.

Дело в том, что около 300 млн. лет назад африканская литосферная плита раскололась надвое, и получившиеся массивы – Африканский и Аравийский – начали расходиться со скоростью около 2 см в год. Появилась так называемая Великая рифтовая долина, а заодно образовалось Красное море. Поначалу пустоты, которые оставляли «разъезжающиеся» тектонические плиты, заполняла магма – и до поры до времени этого было достаточно, чтобы истончающая земная кора не слишком проседала. Однако с удалением плит друг от друга рифтовая долина опускалась все ниже относительно уровня моря. И вот теперь «вбросов» магмы стало недостаточно – земная кора не выдержала напряжения и раскололась.

Впрочем, само по себе это опять-таки не стало для геофизиков шоком – в статье, опубликованной в 2009 году в научном журнале Geophysical Research Letters, ученые разъясняют, что в Великой эфиопской рифтовой долине все происходит в соответствии с выдвинутыми ранее теориями. Интересно другое. Один из соавторов исследования, профессор наук о земле и окружающей среде из Университета Рочестера Синтия Эбинджер объясняет причины такого горячего интереса к Афарскому разлому: «Нам известно, что океанические хребты формируются под воздействием аналогичного вливания магмы в разлом, однако для нас было сюрпризом, что такие процессы могут идти так быстро». Удивление профессора Эбинджера и ее коллег вполне понятно: до сих пор они считали, что такие разломы не могут возникать в одночасье – они формируются веками из мелких трещин. Но в данном случае извержение вулкана вызвало многократное ускорение этого геологического явления.

Геологические процессы уже не раз становились причиной затопления значительных участков суши. Некогда подобный катаклизм исказил облик территории Китая. Группа исследователей из Вашингтонского университета пришла к выводу, что примерно 2 млн. лет назад здесь, в районе реки Ярлунг, произошло настоящее супернаводнение.

Анализ осадочных пород, собранных в Тибетских горах, помог ученым установить, как именно это случилось. Естественная дамба, ограждавшая большое горное озеро, в результате оползня была разрушена – и гигантская волна объемом 800 км3 хлынула в ущелье с огромной скоростью, достигающей миллиона кубометров в секунду, и устремилась на равнину. Поток дошел аж до территории современной Индии – даже там, вдалеке от прорыва, он был такой силы, что ландшафт претерпел серьезные изменения. Что же касается ущелья реки Ярлунг, то его склоны оказались в буквальном смысле сточены.

По словам геологов, это наводнение стало крупнейшим за всю историю нашей планеты – и даже спустя миллионы лет следы его так и не стерлись с ее лица.

Ученые обращают внимание и на то, что такие же процессы идут на дне Красного моря – Афарский разлом продолжается и там. А еще указывают на их удивительное сходство с теми, что характерны, скорее, для океанского дна, чем для материков. Именно такие разломы приводят к образованию подводных горных хребтов – и часть океана превращается в море.

Вывод, который делают геофизики, однозначен, но от этого не менее удивителен: в будущем земная кора в районе Великой рифтовой долины просядет еще больше – и на ее месте образуется… новый океан. И образование Афарского разлома – начало этого процесса.

Мировой океан – это непрерывная водная оболочка нашей планеты. Однако не стоит думать, что деление этой оболочки на океаны и моря чисто условное и существует только для того, чтобы запутать школьников, изучающих географию. На самом деле, это части Мирового океана, отделенные друг от друга – если не континентами, то архипелагами, если не архипелагами, то подводными горными хребтами. Моря и океаны могут различаться плотностью, соленостью, температурой воды, даже населяющими их животными. Потому-то, строя теории о будущем Великой рифтовой долины, ученые не ограничиваются утверждением, что когда-нибудь она опустится под воду – они со всей ответственностью заявляют: в грядущие геологические эпохи на ее месте возникнет самый настоящий пятый океан.

Таким образом, карта африканского континента претерпит существенные изменения. И уже сегодня геофизики могут предсказать, как именно она будет выглядеть. Вулкан Даббаху находится на самой границе сомалийской плиты – одной из составных частей Африканского тектонического массива. Именно по ее контуру и произошел разлом, обозначивший часть линии, отделяющей восточную Эфиопию, которая выступает полуостровом в океан, от остального материка. В будущем граница станет еще более четкой: разлом будет увеличиваться и, в конце концов, эта часть континента окончательно превратится в остров. В образовавшуюся впадину хлынут воды Красного моря, объединяя его с Аденским заливом – узкой полоской воды, разделяющей сегодня Йемен на Аравийском полуострове и Сомали в Восточной Африке.

Таким образом, абсолютно будничное – по меркам геологии – извержение вулкана, не вызывавшее у специалистов серьезных опасений, обернулось удивительным научным открытием: подобные геологические процессы могут происходить не только постепенно, но и скачкообразно. А заодно и предостережением: такой мощный катаклизм, как образование нового океана, просто не сможет не отразиться на судьбе местного населения. И народы, и природные богатства этого региона Африки неминуемо пострадают – и ущерб, нанесенный им, будет огромен.

Впрочем, случится это не завтра – несмотря на удивительное ускорение геологических процессов, образование нового океана, разрезающего огромный континент, займет не одну сотню, а то и тысячу лет.

Геологические процессы, происходящие в Эфиопии, в чем-то уникальны. Однако угроза скорого затопления нависла не только над восточной Африкой. По словам ученых, частью Мирового океана может стать обширная американская территория. И, в отличие от Афарской Великой рифтовой долины, в самое ближайшее время – уже к концу текущего столетия.

В июле прошлого года научный журнал PNAS (США) опубликовал данные, полученные исследователем-климатологом, представителем независимой организации Climate Central, Бенджамином Страусом. В докладе, на который ссылается журнал, ученый сообщает, что вскоре под водой рискуют оказаться от 1400 до 1700 американских городов, включая Бостон, Майами и даже Нью-Йорк! Причем около 80 населенных пунктов могут превратиться в зону бедствия уже в ближайшие 10 лет.

Прогноз на удивление подробен: на страницах PNAS размещена даже карта, на которой отмечено, какие территории в каком году пострадают. Разумеется, опять-таки основываясь на докладе Страуса. Так, по мнению ученого, катастрофа грозит 150 населенным пунктам в штате Флорида с общим населением 2,7 млн. человек; 114 городам в Луизиане, в которых проживает еще почти 1,5 млн. Не пощадит океан и Калифорнию, Северную Каролину, Нью-Джерси и некоторые другие штаты, однако тут масштаб трагедии будет не настолько глобален.

Правда, в данном случае виновата в катастрофе будет отнюдь не геология – причиной возникновения угрозы климатолог называет… пресловутое глобальное потепление, в наступление которого многие ученые попросту не верят. И, соответственно, значительный подъем уровня Мирового океана. Правда, бесспорных доказательств своей правоты у противников этой теории нет, как, впрочем, и у ее сторонников. Так что значительная часть американцев предпочитает прислушаться к прогнозу Бенджамина Страуса – просто на всякий случай. Включая и довольно высокопоставленных людей – так, чиновники из Пентагона, узнав о том, что в зоне бедствия может оказаться Норфолк, штат Вирджиния, где расположена крупнейшая военно-морская база США, начали для подстраховки искать, куда бы ее перенести, и издавать многочисленные инструкции по порядку передислокации.

Сторонники теории глобального потепления и подъема уровня Мирового океана обещают катаклизмы не только американцам. Так, в России в зоне риска, по словам экспертов, может оказаться Санкт-Петербург. Отдельные ученые отводят Северной столице всего 100 лет, после чего, по их мнению, дамбы, защищающие город от наводнения, просто не выдержат напора воды и обрушатся. В случае если этот сценарий окажется верным, вместе с Санкт-Петербургом под воду уйдет практически вся Ленинградская область, а также часть полуострова Ямал.

Впрочем, такая же судьба может грозить и многим другим мегаполисам мира. Так, по словам экспертов, к концу XXI столетия перестанут существовать Калькутта, Шанхай и Гонконг.

Самый южный океан

Угроза расхождения материков, которая исходит от геологических процессов, – дело весьма отдаленного будущего: никого из ныне живущих катаклизмы не коснутся. А вот глобальное потепление, которым нас давно уже пугают многие ученые, и связанные с ним изменения могут наступить уже в течение ближайшего десятилетия. Если, конечно, допустить, что все предупреждения о катастрофическом изменении климата не пустой звук.

Самая большая страшилка – таяние антарктических льдов. По мнению ряда климатологов и океанологов, получив такое значительное вливание, Мировой океан поднимется на добрых 1–1,5 м и начнет наступать на прибрежные регионы. Однако пострадают не только они: в низменных местах даже на значительном удалении от моря поднимется уровень грунтовых вод и выйдут из берегов реки, что тоже вызовет затопление значительных площадей. Если верить многочисленным прогнозам, больше похожим на сценарии фильма-катастрофы, ущерб от такого катаклизма будет сопоставим разве что с библейским Всемирным потопом.

Правда, при этом мало кто задумывается о том, что же станет с самой Антарктидой. А между тем, если события будут развиваться так, как предсказывают сторонники теории глобального потепления, полярный материк ожидает довольно интересная судьба.

Для того чтобы лучше описать возможное будущее «страны вечной зимы», давайте разберемся, что же представляет собой Антарктида. Ледяные шапки, средняя толщина которых приближается к 3 км, а кое-где превышает 4 км, скрывают под собой весьма значительный монолитный участок суши и большой архипелаг. Если лед растает, они обнажатся – и люди получат шанс увидеть, как же выглядит самый неизученный континент Земли. Правда, совсем не такой большой, как кажется, глядя на современную карту Антарктиды: общая площадь суши будет на треть меньше, чем у нынешней ледяной шапки.

Однако стоит учитывать, что значительная часть южного материка находится ниже уровня мирового океана, который в результате таяния ледника еще и повысится. И эти низины могут оказаться затоплены. Так что может статься, вместо континента и архипелага мы получим только архипелаг, хотя и гораздо более крупный, чем тот, что скрыт сейчас подо льдом. А если учесть рельеф морского дна вокруг Антарктиды, то воды, омывающие этот архипелаг, можно будет назвать отдельной составляющей частью Мирового океана. Вместо самого южного континента мы получим новый, самый южный океан.

К слову, термин «Южный океан» существует и сегодня, хотя вы не найдете такого названия на современных географических картах. Так условно называют приполярные воды всех трех океанов, которые омывают побережье Антарктиды – Тихого, Индийского и Атлантического – в границах 60-го градуса южной широты. Правда, в географическом смысле океаном эта область не является – она не ограничена ни сушей, ни подводными горными хребтами.

Но все это лишь теоретические выкладки. Сказать же, случится ли подобное на самом деле, сложно. Хотя климатологи всего мира уже бьют тревогу: за последние 50 лет таяние ледников значительно ускорилось – на сегодняшний день этот процесс происходит вчетверо быстрее, чем за все предыдущее время с самого начала наблюдений. А один из самых крупных ледников Антарктиды, Пайн-Айленд, быстро смещается в океан. Разумеется, увидеть это движение невооруженным взглядом нельзя – такая титаническая масса льда не может двигаться даже со скоростью улитки. Однако зафиксировать его с помощью точных приборов – примерно таких же, какие используют сейсмологи – все же возможно. И ученые, измерившие скорость смещения ледника, сообщили: с 70-х годов прошлого века она выросла на 40%. А ледник Смита, не такой большой, но все же содержащий в себе миллионы тонн замерзшей воды, с 1992 года ускорился аж на 83%!

Еще одна вечная экологическая страшилка, которая всегда на слуху – парниковый эффект. Энциклопедия разъясняет, что это процесс повышения температуры нижних слоев атмосферы в результате скопления в атмосфере так называемых парниковых газов – в первую очередь, оксида азота, метана и хлорфторуглеродов. К слову, именно парниковый эффект называют одной из главных причин глобального потепления.

Как уже было сказано, многие ученые не верят в то, что это самое глобальное потепление – реальная угроза. Но вот таяние Антарктиды может сделать ее гораздо более похожей на правду. Дело в том, что южный материк, несмотря на постоянный леденящий холод, не мертв. По словам некоторых исследователей, в ледниках живут анаэробные бактерии – и результатом их жизнедеятельности является не что иное, как метан! Незначительная часть его выделяется в атмосферу, но основная масса микроорганизмов живет на слишком большой глубине – и газ, как следствие, скапливается в толще льда. И вполне возможно, что его там настолько много, что выброс в атмосферу в результате таяния ледников обернется самым настоящим экологическим бедствием, обеспечив многократное усиление парникового эффекта и, следовательно, дав старт пресловутому глобальному потеплению.

Тут, правда, тоже следует заметить, что само по себе движение ледника – процесс абсолютно естественный. Но вот в сочетании с ускорившимся таянием антарктических льдов оно уже вызывает опасения. Тем более что этот процесс в первую очередь вызван даже не парниковым эффектом и повышением температуры воздуха – вода, омывающая южный материк, стала прогреваться сильнее (в среднем она на 0,12 0С теплее, чем 10 лет назад). А поверхностные слои воды – на глубине до 500 м – на целый градус! Казалось бы, ничтожная цифра – тем не менее, шельфовые льды (продолжение материковых ледников, спускающееся в океан) подтаивают. А ведь именно на них опираются титанические материковые ледники, так что процесс будет только ускоряться.

«Наиболее интенсивное таяние льда началось примерно 50 лет назад», – рассказал ученый из Австралийского национального университета Нерили Эбрам, принимавший участие в международной экспедиции, исследовавшей процессы, происходящие в Антарктиде. – «Из-за повышения температурной нормы таяние льда достигло максимальной скорости за последнюю тысячу лет». «По мере глобального потепления летние температуры все больше приближаются к нулевой отметке, при которой начинается процесс таяния льда, – продолжает ученый. – В таких условиях малейшие колебания в сторону повышения температуры сразу же влекут за собой масштабное таяние ледяного покрова Антарктиды». Особое беспокойство у экспертов вызывает результат изучения проб льда, взятых со значительной глубины. Их исследование показало, что за прошедшие века таяние антарктических льдов происходило не равномерно, а скачкообразно.

Правда, апологетам теории глобального потепления резонно возражают коллеги, стоящие на противоположных позициях: по их утверждению, все объясняется вполне естественными процессами – скажем, во время малого ледникового периода таяние льда замедлялось или даже вовсе прекращалось, а с его концом начиналось снова. Однако многие специалисты всерьез бьют тревогу, утверждая, что нынешнее состояние ледников южного континента – предвестник распада антарктического ледяного щита.

Таяние антарктических ледников – климатическое явление. Однако полностью списывать со счетов геологические причины нельзя. На южном материке немало вулканов – сегодня их обнаружено целых 35. И некоторые из них – действующие! А значит, раскаленная магма может достаточно сильно подогревать земную кору Антарктиды, что, конечно же, сказывается на состоянии льдов.

Сегодня самое пристальное внимание геофизиков привлекает крупнейшая из здешних огнедышащих гор – Эребус, – расположенная на острове Росса. И дело не только в размерах – она весьма активна. Впервые с момента открытия вулканические процессы начались тут в 1972 году, а в 2008-м произошло самое настоящее извержение, и излившаяся магма образовала целое озеро, которое постоянно подогревается. Разумеется, в окрестностях Эребуса существенно теплее, чем в любом другом приполюсном районе.

Незадолго до Эребуса, в 2001 году, извергался другой вулкан – Пик Броун. А еще два извержения – вулканов Десепшен и Сил Нунатакс – состоялись в 80-х годах прошлого века.

Впрочем, произойдет это нескоро – такая огромная масса льда может растаять в одночасье только в голливудских фильмах-катастрофах, но никак не в реальной жизни. Однако исследования Антарктиды – как и африканского Афарского разлома и многих других геофизических аномалий нашей планеты – понемногу заставляют нас понимать: мы живем в изменяющемся мире, и все изменения закономерны и естественны. Но понимание их природы, вполне возможно, позволит не только гораздо точнее предсказать их, но и свести к минимуму возможные последствия.

К слову, Антарктида не всегда скрывалась под толстым ледяным покровом. Недавние исследования показали, что в прошлые геологические эпохи материк уже высвобождался из-под этого панциря.

Ученые со всего мира давно заинтересовались южным материком и окружающими его океанскими водами – и вот, наконец-то, смогли заглянуть еще глубже. В 2009 году из скважин, пробуренных в 300 км от Земли Адели – французского сектора Антарктиды, – взяли пробы грунта. Их скрупулезное изучение принесло удивительные результаты: оказалось, что этот грунт образовался из веществ, смытых водой с поверхности материка. Если бы земля была постоянно скрыта подо льдом, такое было бы попросту невозможно.

С помощью изотопного анализа ученые смогли получить гораздо более точную информацию о прошлом не только Антарктиды, но и нашей планеты в целом. Льды отступили вглубь материка примерно 3,3 млн. лет назад. И это согласуется с данными палеоклиматологов – специалистов по восстановлению климатических карт доисторических эпох. По их словам, как раз в это время средняя температура на Земле была на 2–3 градуса выше, чем сейчас, а уровень Мирового океана – примерно на 20 м выше современной отметки.

Это открытие стало еще одним свидетельством того, что антарктический ледяной щит – гораздо менее стабильное образование, чем считалось раньше.

Спешите подписаться на журнал “Планета”!