Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s подтвердило кредитный рейтинг Германии – «AAA/A-1+» – самый высокий показатель из возможных. «Рейтинг Германии отражает наличие высокодиверсифицированной и конкурентоспособной экономики, стабильной бюджетной политики. Немецкая экономика демонстрирует способность поглощать сильные финансовые шоки», – говорят специалисты агентства. Помимо прочего, в стране самый низкий в ЕС уровень безработицы – 5,2%. Эта новость появилось чуть менее чем через месяц после приведения к присяге нового кабинета министров. Выборы, прошедшие в конце года, никак не сказались на платежеспособности самого стабильного члена Евросоюза.

2013-й – год немецких выборов. Репетицией генеральной битвы стали земельные выборы в Баварии – самом богатом регионе страны. Причем интересно, что главной интригой как региональной, так и федеральной кампании стала вовсе не победа партии Меркель, «Христианского социального союза», который всегда выступает в тандеме с «Христианским демократическим союзом» (потому и ХДС/ХСС) – как раз у них шансов проиграть не было. Интересно было, как пойдут дела у партнера правящей партии по правительству – «Свободной демократической партии» (СвДП).

     Дело в том, что рейтинг СвДП накануне выборов находился как раз на пороге 5-процентного барьера. То есть партия могла в парламент не попасть вовсе. А это значило бы, что Меркель придется либо блокироваться с главными соперниками – социал-демократами, – либо создавать широкую коалицию, что всегда связано с долгими переговорами и множеством проблем.

     Но все получилось еще интереснее. На выборах в Баварии свободные демократы были разбиты в пух и прах. А вот ХСС получил 47,7% голосов, что позволило ему сформировать правительство самостоятельно. Впрочем, надо сказать, что для Мюнхена и окрестностей это стандартная ситуация: примерно так дела обстояли с 1962 до 2008 года – ХСС не знал себе равных. Правда, Бавария – единственная земля, где сформировано однопартийное правительство. Так что теперь от него можно ожидать любых неожиданностей – возражать-то все равно некому.

     Несмотря на разгром, один из лидеров СвДП – тогдашний министр экономики и технологии Германии – Филипп Реслер высказался о своих намерениях однозначно: «В Баварии часы тикают по-другому. Сейчас речь идет о Германии, и мы будем бороться за каждый голос». Но одной воли к победе оказалось мало – на федеральных выборах свободные демократы также потерпели сокрушительное поражение. Вот тут-то и наступило время главной интриги.

     

     Уже который год лидер «Христианского социального союза» Ангела Меркель остается одним из самых популярных политиков Германии. И уж точно значительно опережает по личному рейтингу своих главных конкурентов от СДПГ. Слагаемые ее успеха – броский слоган «Вместе быть успешными для Германии» и деловая бюргерская программа. Главный постулат нынешнего канцлера – никакого стимулирования экономического роста за счет бюджета: что заработаете, то и получите.

     Популярность ХСС в Баварии – он уже много лет формирует региональное правительство – объясняется просто: партия действует только в этой земле. Однако вот уже много лет она, вместе с «Христианско-демократическим союзом», получает места в Бундестаге и формирует правительство Германии.

     

     «Социал-демократическая партия Германии», по мнению экспертов, не смогла консолидироваться вокруг Пеера Штайнбрюка, своего кандидата на парламентских выборах-2013. Некоторые даже считают, что часть лидеров партии намеренно вставляли ему палки в колеса. Впрочем, причиной, по которой СДПГ не набрала того количества голосов, на которое рассчитывала, стала их программа – социалисты сделали ставку на введение некоторых непопулярных мер. Так, наряду с попыткой поддержать малообеспеченные слои населения, введя понятие «минимальная заработная плата» и бесплатное образование, они ратовали за повышение налога на богатство. В результате за СДПГ отдали свои голоса всего 26% избирателей.

     

     «Свободная демократическая партия» пыталась привлечь голоса избирателей громким слоганом «Чтобы Германия оставалась сильной». Лейтмотивом их программы стал призыв к экономии во всем – в этом представители СвДП видели путь выхода из кризиса. Правда, избирателей такая перспектива не прельстила – в итоге 5-процентный барьер, необходимый для участия в формировании правительства, партия преодолеть не смогла. Впрочем, в последние несколько лет она вообще теряет популярность: с 2010 года прошли региональные выборы в 13 федеральных землях – и только в 6 из них партия смогла получить депутатские мандаты. Так что неожиданностью проигрыш в 2013-м не стал.

     

     А вот «Союз 90/Зеленые» проявил редкостную экстравагантность – как, впрочем, и всегда. Его программа касалась экономических и социальных вопросов, в основном, опосредованно – через глобальные экологические проблемы. Главным тезисом «Зеленых» было и остается долговременное развитие – движение к экономике с полным отказом от углеводородного сырья и переход на возобновляемые источники энергии. Да и радикальные изменения в жизни людей, за которые ратует «Союз 90», направлены, в основном, на предотвращение нанесения вреда окружающей среде. В частности, он выступает за отказ от содержания домашних животных – кошек, собак и крокодилов. С тех же позиций представители партии выступают за ограничение экспорта вооружений, борьбу с правым экстремизмом, а также все виды гендерных свобод, включая введение «женских квот» во всех учебных заведениях и организациях. В итоге на выборах-2013 «Союз 90» получил свои 8,4% голосов и 5 мест в Бундестаге. Однако тут следует отметить, что при этом «Зеленые» имеют довольно высокий авторитет: в последние годы многие другие партии под их влиянием внесли в свои программы существенные изменения.

     

     Партия «Альтернатива для Германии» появилась менее чем за полгода до выборов. Основа ее политической программы – евроскептицизм. Причем радикальный – с выходом из Евросоюза, возвращением национальной валюты и прочими мерами, пугающими тонущие экономики собратьев по ЕС. Максимум, на что оказалась способна «Альтернатива», так это оттянуть по паре процентов голосов у главных игроков; взять же 5-процентный барьер она не смогла – ее результат 4,7%.

     

     Весьма радикальна и «Партия Левых», ратующая за «преодоление капитализма» и перераспределение богатства между представителями разных социальных слоев. Реформы, которые она предлагает, трудно назвать популярными: повышение налогов для крупного бизнеса и корпораций, отказ от приватизации, а в перспективе – и от частной собственности. При таких «ультралевых» позициях неудивительно, что партия набрала всего 8,6% голосов.

     

     «Партия пиратов Германии» в чем-то схожа с «Зелеными» – ее программа довольно однобока. Правда, выступает она не за охрану окружающей среды, а за свободу распространения информации – знаний и культурных достижений, а также за защиту гражданских прав на просторах Интернета. На практике это сводится к смягчению законов об авторском праве, отмене цензуры в Сети и запрете электронной слежки. В последнее время партия приобрела довольно широкую популярность – в ее поддержку высказывались примерно 13% избирателей. Однако выборы показали: такой узкой программы недостаточно для того, чтобы практичные немцы проголосовали за «Пиратов» – они набрали всего 2,2%.

     

Теоретически, Меркель, несмотря на победу ее партии на выборах (41,5% против 33,8% в 2009-м), кресла канцлера могла и лишиться. Для этого ее главным оппонентам, социал-демократам, нужно было всего лишь сформировать широкую коалицию: СДПГ, «Зеленые» и «Левые». Только вот дружба с «Левыми», несмотря на сходные взгляды, у первых никогда не складывалась: СДПГ – этакие стандартные европейские социалисты, а вот «Партия Левых», уходящая корнями во времена ГДР, гораздо более радикальна. А с «Союзом 90» договориться и вовсе сложно.

     Что до избирателей, то они, если верить опросам, ждали от победителей – ХДС/ХСС и СДПГ – не конфликтов, а совместной работы и даже, возможно, объединения. И политики вняли: была заключена коалиция, названная по основным цветам партий (ХДС/ХСС – черный; социалисты – красный) «черно-красной».

     В целом, избирательную компанию эксперты назвали вялой и неинтересной. Даже карту Сноудена и антиамериканских настроений из-за апатии избирателей разыграть не удалось. Зато состав нового правительства получился интересный.

     

«Черно-красный» кабинет

     Заместителем Меркель стал председатель партии СДПГ Зигмар Габриэль. Некоторые СМИ назвали его «политическим тяжеловесом». Дело в том, что помимо поста вице-канцлера, Габриэль возглавил новое министерство экономики, к которому недавно было присоединено министерство энергетики. Такой странный симбиоз связан с тем, что Германия намерена уже в ближайшем будущем перевести свою инфраструктуру на экологически безопасную энергетику.

     В новом кабинете министров нашлось место политкорректности: в него вошли и представители сексуальных меньшинств, и люди не немецкого происхождения.

     От СДПГ в правительство вошли Андреа Налес, возглавивший министерство труда; Мануэла Швезиг, занявшая пост главы министерства по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи; Барбара Хендрикс, получившая портфель министра окружающей среды, охраны природы, строительства и безопасности ядерных реакторов; Хайко Мас, возглавивший министерство юстиции, к которому теперь от аграрного перешли полномочия по защите прав потребителей. А министром по вопросам миграции, беженцев и интеграции стала турчанка Айдан Озогуз, что очень символично для современной Германии. Франк-Вальтер Штайнмайер сменил Гидо Вестерфале на посту министра иностранных дел.

     Кстати российская дипломатия связывает с этим назначением большие надежды. Нового главу МИДа считают гораздо более комфортным партнером для переговоров, чем его предшественника.

     У Меркель с назначением министров от блока ХДС/ХСС были проблемы. В первую очередь, она не смогла уговорить главу своей администрации Рональда Пофаллу остаться на боевом посту. Его место занял экс-министр экологии Петер Альтмайер, которого за таланты менеджера именуют «мастером на все руки».

     Министром финансов остался Вольфганг Шойбле. Именно он должен выступать противовесом в дискуссиях с вице-канцлером и по совместительству министром экономики.

     Сюрприз от «черных» – назначение на должность министра обороны многодетной матери Урсулы фон дер Лейен. Потомственный политик, дважды министр – фрау фон дер Лейен является второй по популярности женщиной-политиком Германии и по совместительству матерью семерых детей. Она настолько хорошо чувствует свою силу, что умудряется перечить самой Меркель. Однажды дело чуть не дошло до того, что мать-героиня проголосовала за закон, выдвинутый оппозицией. Тогда ее насилу отговорили.

     Не исключено, что именно по этой причине в новом кабинете место ей не находилось долго. Думали сделать Урсулу министром здравоохранения, но она претендовала на кресло министра иностранных дел. Впрочем, нынешнее назначение, похоже, удовлетворило амбиции фон дер Лейен.

     Правда, аналитики медиакомпании «Дойче Велле» считают, что этот пост станет для «генерала в юбке» игрой ва-банк. Если она сумеет довести до конца военную реформу, завоюет симпатии военных и грамотно распорядится бюджетом – следующим канцлером вполне может стать она. А если нет, то у нее появляется шанс распрощаться с большой политикой. В доказательство своей теории эксперты приводят целый список военных министров, поставивших крест на своей карьере на этом боевом посту.

     А министром здравоохранения, кстати, стал генеральный секретарь ХДС Херман Грёэ.

     Еще три министра представляют партнеров ХДС/ХСС. Экс-глава министерства внутренних дел Ханс-Петер Фридрих будет курировать сельское хозяйство. Бывший генеральный секретарь ХСС Александр Добриндт получил министерство транспорта. Правда, несколько видоизмененное: из-под его юрисдикции ушло строительство, зато добавилась IT-сфера. А Герд Мюллер стал министром по вопросам экономического сотрудничества и развития.

     Что день грядущий им готовит?

      Несмотря на формирование «черно-красной» коалиции и возвращение во власть социалистов, эксперты в один голос утверждают, что существенно ничего не изменится.

     Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов разъясняет: «Третий срок Меркель во главе правительства, по общему мнению, будет последним (к концу его она пробудет у руля уже 12 лет) и, наверное, самым важным. Берлин уже фактически признан неформальной столицей единой Европы, и все ждут, что он теперь откроет ворота в новое европейское будущее. Ангеле Меркель понадобится весь ее политический талант, чтобы реформировать Европейский союз, избежав, с одной стороны, внутреннего перенапряжения (налогоплательщики и так раздражены необходимостью оплачивать, как они считают, безалаберность остальных жителей Старого Света), а с другой – бунта тех самых отстающих».

      Завотделом стран и регионов Института Европы РАН Владислав Белов считает: «Результаты выборов вряд ли скажутся и на ходе реформ, которые проводятся в еврозоне в рамках противодействия кризисным явлениям».

      Традиционно СДПГ считают еврооптимистами, а ХДС/ХСС – эгоистами, ставящими национальные интересы выше общеевропейских. Тем не менее, с приходом во власть «красных» вряд ли кто-то очертя голову кинется спасть лопающиеся банки Испании или Италии. Спешить с банковским союзом никто не собирается.

      Эксперт информационного агентства REGNUM вспоминает предостережение Меркель: у Европы есть 7% населения мира, 25% продукции и 50% всех расходов на социальное обеспечение. Причем последняя цифра явно кажется канцлеру очень большой.

      Естественно, после скандала с прослушиванием, теплых отношений с США быть не может, как минимум у этого кабинета. Хотя трансатлантическое партнерство, без сомнения, будет развиваться. Никакие личные интересы здесь не станут выше общественных.

      Кстати, в отличие от многих оптимистов, Европейская редакция REGNUM считает, что никакого потепления в отношениях с Россией ждать не следует. Германии сильная Россия просто не нужна. Это не значит, что с ней разругаются вдрызг – но и особого сближения не предвидится.

      А еще совершенно очевидно, что ФРГ останется «кормящей матерью» для всех тонущих или собирающихся утонуть собратьев по ЕС. Британия со своим островным сепаратизмом никогда не горела желанием помогать «отстающим», а у Франции просто нет такой возможности – во всяком случае, в больших объемах. Так что Берлину ничего другого просто не остается. А при этом и у самой Германии проблем хватает – например, непрекращающийся поток мигрантов. И вряд ли стоит рассчитывать, что новый министр по вопросам миграции, беженцев и интеграции сможет кардинально изменить положение вещей.