«Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше», – гласит народная мудрость. И неспроста: в современном мире каждый день кто-то меняет местожительство – квартиру, район, город или даже страну. И хотя это давно уже стало обычным делом, некоторые такие случаи все же получают огласку. Так, и россиян, и европейцев взбудоражила недавняя новость: знаменитый французский актер Жерар Депардье неожиданно изъявил желание получить российское гражданство.

      Разумеется, его просьба была немедленно удовлетворена. Еще бы – попробуй откажи кавалеру ордена Почетного легиона, ордена «За заслуги», рыцарю Национального ордена Квебека, виноделу, ресторатору, миллионеру!

      Как же получилось, что гражданин Депардье Жерар Ксавье получил российский паспорт? Оказывается, на родине любимец французской и российской публики… не ужился с новым руководством страны. Причина проста – деньги. Правда, месье Депардье в данном споре был стороной страдательной – деньги делили не чьи-нибудь, а его.

     Как известно, новоизбранный президент Республики Франция Франсуа Олланд предложил ряд мер по борьбе с глубоким экономическим кризисом. И одной из них стала оригинальная для современной Европы идея – буквально «раскулачить» местных богачей. Так, миллиардеру Лакшми Миталлу Олланд пригрозил, что отберет у него завод – к слову, крупнейшее сталелитейное производство в мире. Остальных миллионеров он предложил обложить 75%-ным подоходным налогом – так называемым «налогом на богатство».

      Лакшми Миталлу с его заводами деваться некуда: их с территории страны быстро не эвакуируешь. А вот многие другие – в их числе и Жерар Депардье – попросту собрали чемоданы и поразъехались кто куда. Знаменитый актер, например, подался в соседнюю Бельгию, которую в Европе считают истинным налоговым раем. Что удивительно: там подоходный налог тоже не сахар – 50%. Вслед беглецу понеслись упреки.

     

     Кстати, сам Депардье пишет, что за 40 лет трудовой жизни заплатил 145 млн. евро налогов. Причем, только в прошлом году 85% его доходов ушли на выплаты государству. Вероятно, актер подсчитал и те выплаты, которые вынужден делать за себя и 80 человек, работающих на него.

      Премьер-министр Франции Жан-Марк Эро назвал поступок Депардье «довольно жалким»: «Я нахожу решение актера переехать за границу жалким, поскольку быть французом означает любить Францию и помогать ей встать на ноги». В ответ взбешенный актер послал ему свой французский паспорт и карточку социального страхования.

      К слову, любимец публики уже давно высказывался о «слугах народа» весьма скептически: «Политика, – говорил он, – это сарай, где гадят копошащиеся там куры и петушки». Впрочем, это не мешало ему поддерживать то Миттерана, то Саркози. Но теперь актер был вынужден в одиночку схватиться с целым государством. И, надо сказать, его политический демарш нанес немалый урон авторитету Франции.

     Жерар Депардье подал документы на получение бельгийского подданства. Однако затем, не прерывая процедуры его получения, внезапно изъявил желание стать российским гражданином. Паспорт актеру вручил сам Владимир Путин, а президент Мордовии тут же предложил занять пост министра культуры республики.

     Правда, в Бельгии этот шаг известного человека восприняли без энтузиазма. Дескать, гражданство нельзя менять, как перчатки, по мимолетной прихоти. Глава миграционной комиссии парламента Бельгии Жорж Далемань заявил: «Гражданства не коллекционируют, хотя формально возможно иметь два или три паспорта». Получение актером российского подданства, по мнению парламентария, сделает процедуру натурализации в Бельгии гораздо более сложной. Но министр иностранных дел страны Дидье Рейндерс тут же осадил коллегу и озвучил в прессе радушное приглашение для Депардье: «Не колеблясь, приезжайте к нам, двери страны открыты, будь у вас французский, русский или иной паспорт».

     Надо сказать, что и французские чиновники вовсе не единогласно осуждают актера. Например, министр культуры и коммуникации Франции Орели Филиппетти надеется образумить его и уговорить вернуться на родину. Она даже высказала готовность встретиться с Депардье, обсудить сложившуюся ситуацию и попытаться найти решение, которое устроило бы всех. «…Надо, чтобы все мы начали вести себя немного рациональнее», – заявила Филиппетти.

     

     Непонятно, что именно стало катализатором выступления министра. То ли искреннее желание вернуть легендарного актера домой, то ли угроза потерять еще одну звезду. Недавно Бриджит Бордо также пригрозила сменить гражданство. И тоже на российское. Правда, не из-за налогов, а в знак протеста. Она боролась за жизнь двух слонов из цирка Лиона. Их грозятся усыпить, так как животные, по мнению ветеринаров, больны туберкулезом. Работники цирка считают диагноз ошибочным. Но власти остаются непреклонны. 

     Тем не менее, на сегодняшний день Депардье собирается остаться в Бельгии. Он приобрел дом в небольшом городке Нешен и планирует там жить, занимаясь любимым делом. Сейчас актер готовится к роли Распутина.

     Налоговый рай

      Вообще говоря, налоговым раем Бельгию могут считать только французы, и то не все. Общий уровень налогообложения здесь выше, чем во Франции, на 1,3%. Зато здесь нет налога на богатство, и потому владельцы состояний, превышающих 1,3 млн. евро, могут не беспокоиться. А еще тут отсутствует налог на прирост капитала – бич для тех, кто получает доход от продажи акций, облигаций или имущества. Это важно для бизнеса: один из способов привлечь инвестиции – выпуск акций.

     Вдобавок ко всему, Нешен, где ныне расположена главная резиденция Депардье, весьма удачно расположен. Он находится в 800 м от французской границы, в 20–30 минут езды от французского Лилля. А уже оттуда до Парижа всего час езды на поезде или 2 на машине. Удобно отсюда добираться и до Лондона, а Брюссель и вовсе под боком. При желании, за 2,5 часа можно долететь и до столицы новой родны актера – Москвы.

     Именно удобное географическое расположение сделало Нешен столицей богатых эмигрантов. По некоторым данным, 27% его жителей – французские миллионеры. В частности, здесь проживают владельцы международной сети гипермаркетов «Ашан». А столица самой торговой сети расположена в соседнем Лилле. 

     Французский скандал

      Налог на богатство – одно из главных предвыборных обещаний Олланда. Собственно, в непоследовательности его трудно упрекнуть: он взял на себя обязательство – и выполнил его. Да и народ его решение поддержал: 60% французов считают, что в период кризиса именно богачи должны внести наибольшую лепту в спасение страны.

      Зато политики отреагировали на нововведение по-разному. Даже левые союзники нового президента высказались неоднозначно. Партия же Саркози в большинстве своем против. Националисты поделились пополам, а их лидер Марин Ле Пен сострила: «А почему бы не ввести 100-процентную налоговую ставку?»

      Эксперты считают такой шаг французского правительства слабо продуманным и откровенно популистским. Отток богатых людей из страны после принятия нового закона неизбежен. Собственно, история с Депардье – лишь вершина айсберга. 

      К слову, из страны бегут не только миллионеры. Бизнесмен Феликс Маркар, рэппер Моклесс и тележурналист Мулуд Ашур уже некоторое время проводят кампанию под лозунгом: «Валите!». Они призывают молодежь покидать страну. Дескать, тут нет будущего, и следует его поискать за пределами отчизны. И действительно, проблемы есть. 25% людей младше 35 лет нигде не работают. Да и в целом уровень безработицы достиг рекордной отметки в 10,3% – на сегодняшний день работу ищут около 3 млн. человек. И с каждым месяцем эта цифра увеличивается на десятки тысяч человек. Прогнозы весьма неутешительны: эксперты предрекают увеличение числа безработных до 11%. Крупнейшие французские предприятия Пежо-Ситроен и Арселор Миттал уже заявили о сокращении нескольких тысяч рабочих мест.

      При этом понять, сколько именно рядовых французов покинули страну, сложно. В ЕС нет виз и официально регистрировать смену место жительства необязательно. В Лондоне, например, живет и работает 400 тыс. выходцев из Франции. Британскую столицу уже называют Парижем-на-Темзе.

      Теперь республику начали покидать и богачи. Депардье – далеко не единственный пример (и, кстати, он не самый богатый из эмигрантов). В числе прочих, например, в Бельгию переехал обладатель 4-го место в списке «Форбс», владелец модных брендов Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain, Chaumet, Moët & Chandon, Hennessy и многих других, владелец компании LVMH Бернар Арно, прихватив свое состояние в 41 млрд. долларов.

      Этот шаг возмутил и правительство Олланда, и оппозицию. Приснопамятная Марин Ле Пен заявила, что надо не бежать из страны, а бороться с властью: «Как нам теперь объяснить мигрантам, приезжающим во Францию и требующим французского гражданства исключительно из соображений выгоды, что это возмутительное поведение, если четвертый богатейший в мире человек делает то же самое? Он подал очень дурной пример».

      Хотя на самом деле бегство элиты оказалось вполне действенной мерой протеста. 6 января правительство Франции объявило, что готово рассмотреть вопрос об отмене 75%-ной налоговой ставки для богатых и разработать другой закон. Олланд обещает ввести его в течение своего 5-летнего срока правления. 

     

     К слову, не только богачи считают 75%-ный налог незаконным. С ними согласен Конституционный суд Франции – высший орган, в задачи которого входит контроль за соблюдением конституции. Поводом для рассмотрения вопроса стало обращение оппозиционной партии «Союз за народное движение». Решение, принятое советом, было официально опубликовано еще 29 декабря 2012 года. Меры, предложенные правительством, названы в сообщении чрезмерными, а в алгоритме подсчета суммы налога обнаружили ряд неточностей.

      Но проблема в том, что специалисты считают налоговую систему Франции не очень удачной в принципе. Филипп Марлиер, политолог, объясняет эту точку зрения: «Французская налоговая система основной тяжестью ложится на средний класс. На рабочих тоже, но больше – на средний класс. 10% наиболее богатых находят способы уйти от налогов, 10% наиболее бедных не находят средств их платить».

      При этом, как отмечают эксперты, высокие социальные платежи не гарантия социальной защиты. Например, в стране нет бесплатной медицины. Зато каждый работник имеет больше прав, чем его наниматель, и обходиться своему работодателю в кучу денег.

     Кому на свете жить хорошо?

     К слову, Европа – далеко не самое благоприятное место в плане налогообложения. Даже наши соседи-россияне платят подоходный налог в 13% – на целый процент выше, чем в Беларуси. Что же до благополучных стран вроде Франции или Швеции, то там ставка колеблется в районе 50%. Единственная отдушина – Монако. Там подоходного налога нет вообще. Страна (а вернее – город) живет только за счет монарха.

      Одним из самых лояльных в налоговом смысле мест на планете издавна считается Гонконг. Ряд налогов в этой стране просто отсутствует. Например, здесь нет подоходного налога на деньги, заработанные вне его территории. Опять же работодатель не обязан платить за тех своих работников, которые не живут на территории города.

      Как известно, раньше Гонконг был британской колонией. Но англичане всего лишь взяли город и прилегающую территорию в аренду на 99 лет. В 1997 году договор аренды истек, и Гонконг воссоединился с метрополией. Но здесь по-прежнему действуют британские колониальные законы и правила колониальной экономики. 

     Кстати, сегодня быть имперской колонией не так уж и плохо. Метрополия не только не грабит тебя, но и наоборот – кормит. Например, долгое время в Гонконге вообще не взимались налоги, а казна пополнялась за счет английских налогоплательщиков.

     Главный конкурент Гонконга – Сингапур. Тут отсутствует целый ряд стандартных налогов, например, на дарение. Да и налог на наследство был отменен в 2008 году. Подоходный же составляет от 3,5 до 20% (верхняя планка была снижена в 2006 году, до этого она составляла 22%). Причем первые доходы на общую сумму в 20 тыс. сингапурских долларов (чуть больше 16,5 тыс. долларов США) налогом не облагаются вовсе. Как и доходы, полученные за пределами страны.

     Те, кто работают в Сингапуре больше 60, но меньше 183 дней, платят по достаточно высокой по местным меркам ставке – 15%. А вот иностранные граждане, которые имеют налоговые обязательства в других азиатских странах, заплатят только за время пребывания на территории страны.

     Нет здесь и НДС. Правда, вместо него есть налог на товары и услуги. Но платят его только те компании, выручка которых превышает 1 млн. сингапурских долларов (приблизительно 833,3 тыс. американских долларов). И составляет он всего 7%. При этом финансовые услуги, реализация земли и жилой недвижимости налогом не облагается, как и экспорт товаров.

     Тем не менее, большинство богатых людей живет вовсе не в Гонконге и Сингапуре. Хотя и там их немало. Как показывает статистика, больше всего миллиардеров в США. К слову, самый богатый человек мира Уоррен Баффет – гражданин этой страны. Кстати, он считает, что государство относится к богатым людям достаточно лояльно: «Конгресс, дружественно настроенный к миллиардерам, баловал меня и моих друзей достаточно долго. Пока большинство американцев пытаются свести концы с концами, мы, супербогатые люди, продолжаем получать огромные налоговые льготы». Он сообщил, что заплатил лишь 17,4% налогов с дохода. «И это ниже в процентном отношении, чем выплачивает любой из 20 сотрудников нашего офиса. Их налоговая нагрузка составляет 33–41% дохода и в среднем достигает 36%», – говорит миллиардер.

     Еще одна страна, куда традиционно стремятся люди с толстыми кошельками, – Швейцария. Миллиардеров здесь меньше, чем в США, а вот людей с состоянием выше 100 млн. долларов – больше, чем где-либо в мире. Показательно, что число швейцарских миллионеров в 5 раз превышает число, например, сингапурских.

     Правда дело тут не столько в налогах, сколько в том, что Швейцария до сих пор считается самой надежной оффшорной зоной. И хотя США и Европа активно борются за прозрачность местной банковской системы, эксперты считают, что еще 15–20 лет конфедерацию никто не догонит.

     Тем не менее, уже сегодня Швейцария подписала соглашение с 14 странами о смягчении режима банковской тайны. В результате в 2009 году Франция получила список имен и номеров банковских счетов налогоплательщиков с активами в трех швейцарских банках на общую сумму в 4,3 млрд. долларов. Все они подозревались в уклонении от уплаты налогов.

     Вместо эпилога

      В общем, богатым становится все сложнее жить в Европе. Менее обеспеченные слои населения, составляющие большинство, ничуть не сочувствуют их проблемам, а политики настроены решить финансовые трудности за счет обладателей миллиардных состояний. Правда, это не так уж просто сделать – история Депардье и его товарищей по несчастью тому пример. В мире всегда будут места, где можно спрятать свой капитал и скрыться самому.

      С другой стороны, многие мультимиллионеры и сами готовы делиться с народом частью своего состояния. Они платят налоги, пока суммы не становятся чрезмерными, и занимаются благотворительностью – финансируют различные программы, назначают стипендии и т.д. Разумеется, не из чистого альтруизма: во многих странах такие меценаты освобождаются от изрядной части налогов. Но в любом случае это помогает погасить социальную напряженность и решить текущие вопросы.

      Так что нужно договариваться и искать решение, которое устроит всех. Чтобы лучшие граждане не бежали из страны.