ГОРОД-СКАЗКА. БУДУЩЕЕ ЗА МЕГАПОЛИСАМИ?
Сентябрь 2012
Вернуться к номеру >>

Теги: прогноз



 Кто из нас слышал что-нибудь о китайских городах Бэйхай и Чэнду? А об индийских Газиабаде или Сурате? О мексиканской Толуке или индонезийском Палембанге? Между тем, эксперты всего мира заявляют: очень скоро эти названия будут известны не меньше, чем, скажем, Нью-Йорк или Токио. Ведь они относятся к самым быстрорастущим городам мира. В ближайшем будущем они превратятся в многомиллионные человеческие муравейники – мегаполисы.

 Люди давным-давно осознали: жить вместе проще и приятнее, чем по отдельности. Поселившись в одном месте, легче защищаться от врагов, производить товары и обмениваться ими, учиться, даже развлекаться. Стало понятно: будущее за крупными поселениями – и появились первые города. Конечно, они мало чем напоминали современные – однако начало процесса урбанизации было положено.

      С тех давних пор облик городов разительно изменился. Многоэтажные дома-коробки, асфальтовые дороги, по которым люди и машины движутся в соответствии с четкими правилами, дым из труб множества предприятий и огни, делающие ночь светлее дня… Все это нисколько не напоминает древние поселения. Однако сегодня эксперты в один голос заявляют: мегаполисам снова пришла пора измениться, чтобы приспособиться к новым требованиям и сохранить свой статус центров цивилизации.

 Население нашей планеты растет с невероятной скоростью – и в первую очередь за счет городских жителей. С каждым годом их процент увеличивается: если в 1800 году в городах жили только 3% людей, то сегодня в развитых странах эта цифра составляет более половины всего населения. Одной их первых – в конце XIX века – 50%-ный рубеж перешагнула Великобритания. Не намного отстали США, догнав бывшую метрополию в начале ХХ в. Все прошлое столетие Европа и Северная Америка держали первенство в этом вопросе. Не слишком отставали и Австралия с Новой Зеландией. А вот на Южноамериканском континенте, в Африке и в Азии в городах жило всего 17% населения. Однако в последнее время мегаполисы здесь стали расти, как грибы. В начале этого года Китай объявил, что число городских жителей в стране составляет 690,79 млн. человек, а сельских – всего 656,56 млн.

 

 

 Сегодня города занимают меньше 1,5% суши. При этом в них живет более половины населения Земли и производится в среднем 80% ВВП. Промышленность и городской транспорт дают более 80% вредных выбросов в атмосферу.

     
 Однако это – лишь начало. По прогнозам специалистов, в частности кандидата экономических наук Екатерины Щербаковой, в мегаполисы будет стремиться все больше людей. Через 10 лет, по мнению ученых, половина жителей развивающихся стран осядет в городах. А к 2050 году их станет уже 66%.

      Однако не все эксперты считают, что городское население будет так бурно расти. Объясняют это очень просто: в таких огромных скоплениях людей просто невозможно жить! Теснота, захламленность, плохая экология, не стихающий ни днем, ни ночью шум, никогда не гаснущие огни – вот лишь немногие из причин, которые уже сегодня заставляют людей покидать большие города. А если добавить к этому дороговизну жилья, необходимость тратить дополнительные часы, перемещаясь между работой и домом, автомобильные пробки, повсеместные очереди, то картина вырисовывается совсем неприглядная.

      Стоит ли удивляться тому, что все больше специалистов сегодня пытаются найти решение многочисленных проблем и сделать гигантские человеческие муравейники более комфортными, чистыми и безопасными. Каким же станет город будущего?

      Чтобы ответить на этот вопрос, следует определить круг первоочередных проблем, которые уже сегодня волнуют жителей мегаполисов и с каждым днем все больше усугубляются.



     Все выше, и выше, и выше…

      Одна из главных бед больших городов – перенаселение. Сюда устремляется множество людей – и каждого из них необходимо обеспечить жильем. Задача, прямо скажем, не из легких – сегодня больше половины жителей мегаполисов ютятся в трущобах и фавелах. Конечно, в основном это касается стран Азии и Южной Америки, но и в европейских и североамериканских городах изрядная часть людей обитает в бедных кварталах.

      Чтобы обеспечить всех более-менее достойным жильем, мегаполисы расширяются, поглощая пригороды и близлежащие деревушки. В результате транспортная система, коммуникации, инфраструктура не успевают за строительством спальных районов. И это порождает еще большую тесноту, дорожные пробки, неустроенность…

      Именно поэтому, по мнению экспертов, города должны перестать расширяться – им придется расти вверх. И это дело не такого уж далекого будущего. Уже сегодня по всему миру строятся десятки сверхвысоких зданий: начиная со знаменитой 828-метровой башни Бурдж-Халифа (бывшей Бурдж-Дубай) и заканчивая амбициозным московским проектом, предложенным знаменитым архитектором Норманом Фостером, – 450-метровым небоскребом Хрустальный остров. В этом сооружении, которое планируется возвести к 2014 году, согласно замыслу его создателей, «разместится целый жилой квартал». Здесь планируется построить 900 элитных квартир, гостиницу на 3 тыс. номеров, школу на 500 учеников, а также все, что может понадобиться обитателям этого «дома-города»: разнообразные магазины, спорткомплекс, кинозал, даже театр. Если предположить, что в подобном сооружении разместятся еще и офисы, то легко можно представить себе человека, который сможет прожить здесь долгие годы, вообще не выходя на улицу.

      Разумеется, пока такое строительство – скорее исключительный случай, чем норма жизни. У каждой высотки есть собственное имя, каждый проект освещается и обсуждается. Однако футурологи утверждают, что вскоре сверхвысокие сооружения придут на смену привычным нам многоэтажкам и полностью изменят облик городов.



     Эх, дороги!

      Преимущества подобных небоскребов очевидны. Во-первых, только так можно разместить огромное количество людей на сравнительно небольшой площади. Причем создав им достаточно комфортные условия для жизни. Во-вторых, «дом-город» существенно снизит нагрузку на транспортные магистрали мегаполиса. Ведь часть его обитателей начнет ездить на работу, в магазины, в спортзал, рестораны и театры не на автобусе, метро или личном авто – а на лифте или эскалаторе внутри одного здания!

      Правда, целиком разгрузить городские дороги таким образом не получится – во всяком случае, поначалу, пока в здания-гиганты не переселится хотя бы половина жителей мегаполиса. Да и тогда людям вряд ли захочется проводить всю свою жизнь в одном, пусть даже просторном и комфортабельном доме. Так что количество пробок, по оценкам экспертов, в ближайшем будущем не уменьшится.

      Впрочем, сегодня специалисты в разных областях активно ищут пути решения этой проблемы. Правда, такого единодушия, как в отношении небоскребов, они не выказывают. Инженеры и дизайнеры стараются сделать привычные нам авто как можно более компактными – мол, так их больше поместится и на дороге, и на парковке. Пожалуй, каждый городской житель не раз видел так называемый смарт-кар – крошечную двухместную «городскую» машинку на небольших колесах. Однако практика показывает: толку от этого немного. Да, каждая конкретная машина становится меньше – зато их количество увеличивается с каждым днем! И пробки никуда не деваются.

      Дорожники предлагают создавать многоуровневые магистрали. И в этом направлении тоже есть подвижки. «Двухэтажными» развязками сегодня уже никого не удивишь. Однако трех-четырехуровневые дороги, как оказалось, совершенно невозможно использовать. Построив компьютерную модель, специалисты обнаружили: схема движения по такой магистрали становится невероятно громоздкой, и водитель, оказавшийся здесь впервые, неминуемо запутается в стрелках указателей и переездах с одного «этажа» на другой. А это чревато массовыми автокатастрофами со множеством жертв…

      Метростроевцы высказываются за общественный транспорт – экологичный, быстрый, удобный, вместительный. Для ускорения постройки в новых районах мегаполисов пути предлагают прокладывать даже не под землей, а на поверхности или на эстакадах. И все бы ничего, но и сегодня отнюдь не каждый горожанин пользуется подземкой – многие предпочитают перемещаться по городу на собственном авто.

      Именно для таких любителей придумано еще одно решение – летающий транспорт. Например, так называемый воздушный мотоцикл. На самом деле это, конечно, не мотоцикл, а крошечный одноместный вертолет Zero Helicopter, разработанный испанским дизайнером Гектором Дель Амо. По замыслу создателя, у этого оригинального транспортного средства не будет большого запаса хода или высоты – да это ему и не понадобится. Ведь задача вертолетика – всего лишь доставить хозяина на работу и обратно. Зато без всяких пробок, светофоров и лежачих полицейских.

      Звучит все это очень заманчиво – особенно в сочетании с небоскребами. Ведь такому транспорту не нужна будет парковка на земле – для него достаточно отвести местечко на крыше или даже на балконе. Однако и у этого проекта есть существенный недостаток. В отличие от многих других, он воплощен пока лишь на бумаге. Да и насчет светофоров есть вопросы. Ведь если таких летающих мотоциклов станет много, то и в небе не обойтись без правил движения. Разве что пешеходам не стоит опасаться.



     Завтрак делового человека

      Однако людей мало расселить и дать им возможность свободно перемещаться – их необходимо обеспечить пищей и энергией для ее приготовления, обогрева жилища и подключения электроприборов.

      Первую проблему призваны решить так называемые вертикальные фермы – сельскохозяйственные комплексы, размещенные в многоэтажных зданиях прямо в черте города. По замыслу некоторых разработчиков, гигантские гидропонные теплицы можно будет расположить даже в обычных жилых небоскребах, отведя под них несколько этажей. Кстати, это еще больше повысит автономность «дома-города» – ведь в этом случае даже пища будет производиться буквально рядом с домом. К тому же отпадет необходимость в транспортировке овощей и фруктов к потребителям, и городские магистрали станут немного свободнее. А сами фермы обеспечат жильцам небоскреба дополнительные рабочие места и избавят их от необходимости куда-то ездить, что еще больше разгрузит дороги мегаполиса.

      Между прочим, гидропонные теплицы отчасти помогут решить и энергетическую проблему. Отходы сельскохозяйственного производства планируется перерабатывать в электричество или тепло тут же, в подвалах, в специально установленных печах.

 

 

Словами «зеленое строительство» в обиходе принято обозначать возведение зданий, которые обеспечивают себя электроэнергией. Однако на самом деле это понятие намного шире. Во-первых, для возведения «зеленых» зданий используются экологически чистые материалы. Во-вторых, при их строительстве задействуются не только энергосберегающие технологии – эти сооружения созданы с таким расчетом, что могут сохранять тепло и снижать расход воды, а также сокращать количество отходов, выбрасываемых на свалки.

     


      Разумеется, всю потребность в энергии это не удовлетворит. Но существуют и другие технологии. Строители той же башни Бурдж-Халифа попытались добиться полной ее независимости от внешних источников электричества. К солнечным батареям, которыми сегодня уже никого не удивишь, они добавили турбины, использующие энергию ветра. И это не единственный пример – создателей дубайской башни вдохновило самое большое в мире офисное здание, находящееся в китайском городе Дежоу, которое также полностью обеспечивает себя электроэнергией. Да и вообще, так называемое «зеленое» – или экологическое – строительство сегодня занимает умы все большего числа архитекторов, инженеров и дизайнеров по всему миру.

      Итак, мегаполис будущего представляет собой комплекс сверхвысоких зданий, в которых сконцентрирована вся жизнь миллионов горожан, снующие между ними подземные и наземные электрички, дороги, заполненные крошечными автомобилями, и компактные вертолеты, летающие от небоскреба к небоскребу.



     Чисто не там, где убирают…

      Но есть еще одна деталь, которую мы не учли. Люди, живущие в городах-гигантах, ежедневно оставляют за собой десятки тонн мусора.

      Конечно, часть отходов будет перерабатываться в тех же небоскребах, обогревая их обитателей и освещая их жилища. Однако мусоросжигательные печи в домах – даже самых больших – не способны уничтожить то количество отходов, которое производят люди. А эти объемы все растут… Показательный факт: с 1980 по 1999 год – всего за двадцать лет – россияне стали отправлять на свалки вдвое больше мусора! А к настоящему моменту – аж втрое!

 

 

Сегодня жители Нью-Йорка каждый день отправляют на свалку около 24 тыс. тонн материалов, которые можно было бы переработать и использовать вторично. Это разнообразные металлы, стекло, бумага, пластик, пищевые отходы. Кроме того, в мусоре содержится огромное количество опасных веществ: фосфоро-карбонаты из флуоресцентных ламп, фреон из холодильных установок, ртуть из батареек, химикаты из красок и растворителей и т.д.

 

 

 И то, что города захлебываются в отходах, – это еще полбеды. Вместе с ненужным хламом мы выкидываем множество материалов – бумагу, пластик, металлы, – которые можно было бы переработать и использовать. Городские власти повсеместно пытаются организовать раздельный сбор мусора, но это не особенно помогает: ведь перерабатывающие предприятия все равно не в состоянии освоить все отходы.

 

Подсчитано: в обиходе жителей города размером с Сан-Франциско находится больше алюминия и меди, чем может дать среднее месторождение, и примерно столько бумаги, сколько можно получить из 900 га леса. Часть этих материалов ежедневно отправляется на свалку и оказывается безвозвратно потеряна.



      Проблему мусора в мире пытаются решить по-разному. Кто-то прессует из него шлакоблоки для строительства дешевого жилья, кто-то – как, например, японцы – возводит из отходов целые рукотворные острова. Однако большая часть мусора просто сжигается, выбрасывая в атмосферу множество ядовитых соединений.

      Пожалуй, мусор – одна из немногих проблем, решение которых пока не найдено. И его поискам, по мнению специалистов, следует уделять гораздо больше внимания, чем делается сегодня. Ведь будущее действительно за мегаполисами – если только они не захлебнутся в собственных отходах…

     

     





Спешите подписаться на журнал “Планета”!